Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Предложения

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Почто-телеграммы Рязанского окротдела ОГПУ о массовом выступлении крестьян Казачьей и Черной Слобод, Шацкого района.



19-20 февраля 1930г.

20—26 февраля 1930г.
№ 5768
20 февраля 1930 г.

Председателю Окрисполкома г. Рязань

В слободах Казачья и Черная, Шацкого района, во время работ бригадиров по обобществлению семенного материала 19 февраля с.г. в 9 ч. утра собрались толпы женщин — до 300 чел. в каждой слободе и с криками «бей коммунистов, в колхоз не пойдем, вы нас грабите» — прогнали бригадиров. Прибывших в эти слободы конных милиционеров — обе толпы взяли в колья и прогнали.

Инициаторами выступления подозреваются — б. полицейский урядник Пивняков, член церковного совета — Колганов и трое крепких средняков — Фокин, Пяткин и Горякин.

Ведется следствие.

Нач. Рязокротдела ОГПУ (Извеков)
ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 5, л. 280.
Заверенная копия
№ 6002
25 февраля 1930 г.
В Информационный отдел ОГПУ
г. Москва
Копии: СО ОГПУ
ОО ОГПУ МВО
Председателю Рязокрисполкома(1)

В дополнение к почто-телеграммам № 5768 и 57692 сообщаем:

Основной причиной выступления кр-н [в] Казачьей и Черной Слободах, Шацкого р-на, послужил ряд нетактичностей и искривлений классовой линии, допущенных местными работниками, бригадниками и уполномоченными, подменившими в работе по созданию семфонда всякую агитразъяснительную работу нажимом и голым администрированием, а в работе по раскулачиванию задевшими середняка.

При обобществлении семян уполномоченные Шолохов и Байкин собрав собрание кр-н заявили: «Нам обязательно к 20/II надо ссыпать семзерно в общий амбар и просортировать его. Сейчас проголосуем, кто против того, чтобы семена ссыпать в общий амбар — поднимите руку» и несмотря на протесты бедноты и середняков против такой постановки вопроса, проголосовали.

В результате кр-не говорили: «валяйте, власть ваша, что хотите, то и делайте, но мы с вами не согласны».

Комсомольцы и бригадники при ссыпке семфонда держали себя грубо и вызывающе: приехав к среднику Стрельникову, кричали на него: «отпи¬рай амбар, сейчас будем все ссыпать».

Такой подход вызвал у кр-н представление, что семена отбирают. Бригадир Кургузов ударил кулаком по лицу женщину, которая препятствовала ему забирать семена.

При проведении раскулачивания в с. Черной были «раскулачены» несколько середняков, в том числе у Пентелькова и Селиванова (средняк) было отобрано все до нитки.

Кроме того, настроение кр-н ухудшилось в связи с приемом в колхоз лиц АСЭ и кулачества. «Раз кулаки в коллективе, то мы в него не пойдем. Пусть выкинут их, да подход к мужику надо делать не с нажимом, а с разъяснением».

Недовольством кр-ва, действиями представителей органов власти воспользовалось кулачество, развернувшее агитацию: «Семена отберут и увезут от нас, мы же останемся без семян. Раз у нас возьмут семена, то это значит, что мы уже в коммуне, в которую мы идти не хотим — там перемрем все с голода».

Все эти моменты вызвали массовое возмущение кр-ва, подробности которого следующие:

19-го февраля с.г., когда работники бригады, около 40 человек, разбившись на группы, без всякой разъяснительной работы приступили к подворному обходу кр-н по сбору семян и получая ответы, что семян нет, давали 15 минут срок к вывозу, то к домам, обойденным бригадирами, стали собираться женщины, заявляя домохозяевам: «Овес не везите, а кто повезет, тот, значит, состоит в коммуне». Спустя час толпа увеличилась до 300 человек — исключительно женщин и несколько мужиков, которые держась в стороне, кричали женщинам: «Валите, бабы, бейте их, вам ничего не будет» (член церковного совета Калганов), ввиду чего бригадиры скрылись в один дом кр-на Стрелкова П.И., где их осадила толпа, крича: «Сегодня будем вешать коммунистов, резать членов коммуны, держите их в доме до вечера, а потом мы с ними расправимся, давай их сейчас расстреляем» и т.д. Когда на крыльцо вышла женщина, член бригады, в нее бросали палками. Пришедший на место в 12 часов дня участковый милиционер был встречен криками «ура», с трудом пробрался в дом к бригадирам. Через час прибыли два конных милиционера из гор. Шацка, которых толпа прогнала с кольями в ру¬ках, вышедших было из дома милиционера и одного комсомольца — палками загнали обратно. Несмотря на возмущение масс — руководителю бригады Шолохову от Райштаба дано указание: «Несмотря ни на что, продолжать свое дело», но делать ничего было нельзя, и бригадники, просидевши в доме до 5 часов вечера, решили покинуть дом и идти в штаб, толпа провожала их криками

«ура», «бей их» и т.п. После ухода бригадников в штаб — толпа разошлась по домам, оставив дозорных следить на улице за бригадирами. Утром 20 февраля в 5 часов при въезде в село Черную слободу представителей Райадмотдела — женщины опять подняли тревогу и через некоторое время собралась толпа до 300 человек, много мужчин, вооруженных кольями, и с криками «Где они, сейчас побьем всех», направились к сельсовету, но не дойдя сажень 200, разошлись по домам.

Днем 20/II по селу ходили небольшие группы женщин и, встречая везущих ссыпать семфонд, повертывали обратно и волнение улеглось, так как ссыпка семфонда прекратилась, но женщины настроены еще тревожно, в беседах только и говорят: «Только тронься опять собирать семенной хлеб, мы опять толпами и вам не дадим» (середняки Кутасникова Анна, Дроднова Александра).

В смежной слободе — Казачьей причины волнения — аналогичны, на почве обобществления семзерна, причем обе стороны имели между собою связь, так, в Черной слободе в выступлении массы участвовало 10 женщин — Казачьей слободы, которые кричали: «У нас в Казачьей убили комсомольца (провокация), чего же вы смотрите». Особо оживленное движение масс замечалось 19 февраля в 11 часов дня, когда уполномоченные по коллективизации приехали в Булаев переулок к середняку и предложили ему ссыпать зерно в общий амбар, в это время дети оповещали по домам: «Идите в Булаев переулок, там берут хлеб», после чего собралась толпа до 300 человек, в большинстве женщины, и грозили: «Вас за воротники, да потаскать». Некоторые женщины бросали в уполномоченных камнями. В два часа дня было созвано собрание, после чего крестьяне разошлись по домам. 20-го же февраля по слободе ходили отдельные группы женщин, чего-то выжидая, но никаких эксцессов больше не было. В настоящее время эксцесс урегулирован. Настроение кр-ва спокойное.

Нач. Рязокротдела ОГПУ (Извеков)
ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 5, л. 319-321.
Заверенная копия
(1) Сверху по тексту документа наложена резолюция Председателя окрисполкома Штродаха: «Дать краткое содержание допущенных искривлений РИКу, на предмет привлечения к ответственности виновных и недопущения перегибов в будущей работе. Предложить РИКу обратить особое внимание на данный вывод. О принятых мерах донести ОкрИКу (подпись). 27.2.30 г.»
(2) Почто-телеграмма № 5769 опущена по причине дублирования информации.
№ 6019
26 февраля 1930 г.
Председателю Окрисполкома.

В дополнение к почто-телеграммам №№ 5768, 5769 и 6002, сообщаю подробности выступления, причины и оперативные и организационные мероприятия:

19-го февраля в 10—11 час. дня в селе Казачья Слобода Шацкого района, в переулок под названием «Булаев» пришел уполномоченный с/совета Астахов Василий Петрович и стал оповещать население о том, сколько причитается с каждого хоз-ва вывезти в общий амбар семян и вместе с этим предлагал вывозить назначенное количество зерна в общий амбар. Объявив гр-ну Курбатову А.М. (середняк) количество причитающегося с него семзерна, Астахов направился в соседнее с Курбатовым хоз-во, жена Курбатова направилась вслед за Астаховым к своим соседям, а так как с их хоз-ва причиталось разное количество семян, с одного больше, с другого меньше, то среди них первоначально получилась перебранка, соседки упрекали друг друга в том, что одна больше должна вывезти семян, а другая меньше, этот скандал привлек к себе внимание и других женщин, в результате собралась толпа женщин до 20 человек. Присутствующая здесь гр-ка Елена Слезова (беднячка) побежала по улицам и стала кричать: «Бабы, идите, дьяволы, не давать хлеб, там отбирают», что послужило сигналом к сбору женщин, которые выбегали из домов и присоединялись к толпе стоящих уже на улице женщин. В это же время по улице проезжал крестьянин Шанаев Александр Васильевич, везший в амбар семена, которого остановила толпа женщин и пытались воспрепятствовать ему везти семена. Тем временем население других улиц также было поставлено в известность женою Плаксина (середняка), которая говорила женщинам своей улицы: «В Булаевом проулке отбирают хлеб и там много собралось баб». Так передавалась весть о сборище женщин в Булаевом переулке от одной женщины к другой, а скоро вся слобода была уже на ногах. Причем распространяли весть о сборище сами женщины или использовали для этой цели своих детей-подростков (Плаксин Т.Н., Четвертакова П.В. — оба середняка). Весть о сборище привлекла к себе женщин и даже подростков-ребят, которые бежали в Булаев переулок посмотреть, что там творится. Собравшиеся женщины около 300 человек, высказывая недовольство тем, что семзерно среди отдельных хоз-в распределено неверно, поставили себе целью воспрепятствовать сбору семян. Митина Елена (беднячка) кричала: «Мы в коммуну не пойдем и семена в общий амбар не дадим», Мастюгина Марфа (беднячка): «Зачем гоните нас в коммуну, ведь в коммуну можно входить добровольно, но неволить нельзя, поэтому и ссыпку нужно производить добровольно, а неволить нельзя». Курбатова Ефросинья (беднячка): «Вы нас загоняете в колхоз и коммуну, хотите загнать для того, чтобы мы сидели без хлеба, и так у нас в настоящее время ничего не стало. Мы идти в коммуну не желаем и ссыпку в общий амбар производить не будем»; Стучебрюхова Варвара (середнячка): «На нас наложили непосильно много семян, мы в коммуну не записались и поэтому семена ссыпать, не будем в общий амбар».

На следующий день у дома кр-на Кирсанова-Четвертакова П.В. (середняк) опять стали собираться женщины, человек 80, от дома Четвертакова-Кирсанова они направились в с/совет, по дороге захватывая с собой еще женщин, из с/совета женщины очень скоро вернулись со словами: «Нынче ничего нет и все спокойно» (Четвертакова Екатерина Васильевна). Во время первого сбора женщин, со стороны последних были посягательства на избиение работников по коллективизации, как например, кр-ка Киселева А.Е. (середнячка) бросала камнями в Курбатова С.М., говоря: «Они зачем, окаянные, пришли, я его (т.е. Курбатова) потихоньку еще стукнула, а хотела посильнее стукнуть. Вас за воротник да потаскать нужно». Мужчины в момент сборищ были пассивными зрителями, собирались около своих домов по 2, по 3 (сосед с соседом) и обсуждали создавшееся положение, а некоторые из них пытались остановить женщин (Четвертаков С.Н.).

Причинами к созданию массового недовольства послужило следующее: на Казачью Слободу Райштабом(1) контрольная цифра семян дана 9472 пуда всех культур, распоряжением того же штаба эта цифра к 20/II должна быть ссыпана в общие амбары. Прикрепленные для работы члены бригады Полянин, Смагин В.П. приступили к избранию комиссии содействия сбору семзерна. По предложению Астахова Д.И., в избранную комиссию большинство прошло кулаков, так, например:

1) Булаев Степан Михайлович (кулак, имеет маслобойню, валеную, изготовляет валеную обувь, две лошади, было их 4, большой кирпичный дом, деревянный дом, все время занимался арендой земли у бедняцких хоз-в).

2) Кавылин Алексей Алексеевич, имеет большой кирпичный дом, 3 амбара (2 кирпичных, 1 деревянный), кирпичный двор и конюшню, все крыто под железо, хороший плодовый сад в одну десятину, две лошади, корову. Отец до последнего времени занимался торговлей и перевозкой спирта с заводов, для чего использовал мест ных кр-н, нанимая их как подрядчик, снимал в аренду базарную площадь. Крестьянам, возившим вино, он выдавал не деньгами, а продуктами и товарами из своей лавки, беднота обыкновенно была в большой зависимости от Кавылиных.

3) Квасов Григорий Иванович — кулак, бывший торговец, был лишен избирательных прав, имеет видимый фиктивный раздельный акт со своим братом, имеет хорошие кирпичные постройки, 2 дома, хорошие надворные постройки, шерстобитку, маслобойку, молотилку, жнейку, было 4 лошади, сейчас одна.

4) Хлыстов Михаил Иванович — кулак, имеет собственный 5-стенный кирпичный дом, амбар деревянный, сарай, пасеку пчел до 100 ульев, хорошую лошадь, корову.

Помимо этого в комиссию вошли: Астахов Василий Иванович (бедняк) и член коллектива «Красный Поселок» № 2 Четвертаков Ф.И. Все эти лица, в том числе и кулаки, являются членами коммуны или колхоза. Причем Булаев, Кавылин, Квасов и Хлыстов были предназначены работниками по коллективизации и раскулачиванию. Цифра 9472 пуда по прослойкам распределена таким образом: кулацко-зажиточная часть 477 пуд., середняки 8384 пуда 20 ф. и бедняки 610 пуд. 20 ф. Некоторые члены партии (Смагин), узнав о классовом составе комиссии, выражали сомнение, что классово семзерно распределено быть не может, о чем, а также и о составе комиссии, было доведено до сведения РК ВКП(б), в частности, секретаря Митяева.

В результате работы этой комиссии беднота и середняки были переобложены, а кулацко-зажиточная часть недообложена, как например, на хоз-во кулака. Кавылина А.А. — он же член комиссии — наложено 47 пуд. всех культур, а на хоз-во Четвертакова Григория Васильевича (середняка) 50 пудов всех культур, оба хоз-ва имеют одинаковое количество едоков, на хоз-во Курбатова М. (бедняка) наложили 25 пуд. всех культур, непосильно обложены бедняцкие хоз-ва Сапегина И.М. — 20 п., Шишкина П.А. — 14 п., Бакланова В.П. — 13 п., Сенина А.П. — 12 п. и др. Благодаря такого распределения семян беднота и середняки остались недовольны, так например, кр-н Соин А.В. (середняк), Суслов И.Д. (середняк), Ширенин С.Ф. (середняк) среди других крестьян середняков и бедняков говорили: «Семзерно разложили среди кр-н неверно, потому что в комиссии были кулаки, они (т.е. кулаки) приравняли свои хоз-ва к середняцким и бедняцким хоз-вам, они живут гораздо лучше, а семян на себя наложили гораздо меньше того, кто живет хуже их, волнение женщин получилось благодаря их, они сделали умно, пойти агитировать они боятся, так они нашли другой способ и сделали то, что им нужно». Кр-н Астахов И.С. (середняк), Зыков И. (середняк) среди других кр-н по этому же вопросу говорили:

«Кулаков от нас уберите, так как они сделали заворожку, в комиссию надо выбрать бедноту и пусть она пересмотрит эту раскладку. В хлебозаготовку больше клали хлеба и мы все выполнили, и ни одна баба не выходила на улицу, все прошло благополучно, потому что был соблюден классовый принцип».

Кр-н Журин Г.П. (бедняк) говорил: «До первого схода — как будет сход, надо выселить всех этих кулаков, так как через них у нас нехорошо делается, когда им приперло — они мягкие стали, а раньше какие бы кампании не были, они передовиками не шли, а их все подгоняли».

К этому недовольству надо присовокупить и недостаточность разъяснительной работы среди бедноты и середняков, подменяя таковую администрированием по отношению лиц, не вступивших в колхозы и коммуны, как например, ограничение в выдаче дефицитных товаров лицам, не состоящим членами колхоза и коммуны, отсюда, как следствие:

а) отсутствие ясного представления у кр-н о коммуне, понятие о ней только с отрицательной стороны. «Если я пойду в коммуну, то моим одеялом будут одевать кого-то. Как же мы будем жить в коммуне, когда у нас по 7 саж. на едока, куда же мы будем девать рабочие руки, двое за одну соху не уцепятся. Коммуна к хорошему не приведет, а только сделает разорение, поэтому мы и не хотим идти в коммуну» и т.п. разговоры;

б) при наличии подобных ограничений в дефицитных товарах лиц, не состоящих в коммуне, увольнение со службы не членов коммуны (почта — Ераткин, Кожинов в пожарное депо), у кр-н получается такое впечатление — в коммуну их хотят организовать насильно, помимо их воли, что еще более усиливает их опасения: «Почему нас насильно гоните в коммуну». Эта боязнь вступать в коллектив еще обуславливается и тем, что на глазах кр-н село Казачья, [где] распался коллектив «Охотный», а в коллективе «Красный Поселок № 2» погноили скошенный, но не свезенный с поля хлеб. Эти факты являются наглядным примером для крестьян;

в) слабость разъяснительной работы и по вопросу создания семфондов, в силу чего кр-не считали что «если семена будут ссыпаны в общий амбар, таким образом все уже будут состоять в коммуне», а с другой стороны, имелись сомнения за целость и сохранность собранных в общие амбары семян. «Сейчас соберут семена да и увезут от нас, а вы, скажут, чем хотите, тогда сами по себе и сейте, а на базаре не будет»;

г) основным моментом в создании недовольства и такого положения следует признать неправильную раскладку семян среди кр-н и использования кулаками —членами комиссии своего положения в целях усугубления недовольства кр-н, что и послужило поводом к массовому выступлению. Одновременно с тем, как было приступлено к сбору семян в Казачьей Слободе, это же имело место и в Черной Слободе.

19-го февраля сего года работники бригады, в числе около 40 чел., приступили к сбору семфонда в с. Черной Слободе Шацкого р-на. Бригада разбившись на 4 группы, пошла по разным улицам. Работавшая бригада по Стешиной улице, войдя в первые дворы (Царькова, Барябина — середняки) предложила таковым вывозить семенной материал, на что последние ответили: «Семена мы не повезем, так как их у нас нет». Уполномоченные бригады, придя в дом Стрелкова Петра Ивановича (середняка), предварительно дав 15 минут срока на вывозку семян уже извещенным гражданам, у Стрелкова же приступили к принудительному отбору семян, жена Стрелкова, выбежав на улицу, закричала: «Караул, грабят». На шум Стрелковой прибежали гр-ки Рожкова Акулина и Киселева (середнячки). Последняя ухватила за уздцы лошадь, повернула таковую, крича: «Какие им тут семена, гнать их отсюда». Уполномоченный бригады Кургузов Никита Иванович (член ВКП(б))(2) ударил ее кулаком, последняя закричала: «Караул, бьют» и на ее крики женщины стихийным порядком стали стекаться к дому Стрелкова П.И. Послышались крики женщин — Кровякова Мария (середнячка): «Власть разоряет не кулаков, а всех нас, поэтому нам нужно кричать, что хлеба не дадим».

Таким образом, все женщины Стешиной улицы собрались около дома Стрелкова в числе около 100 человек. Через некоторое время под руководством гр-на Калганова Дениса Петровича (середняка), бывшего старшины и члена церковного совета, пришли еще 40 женщин с другой улицы. Калганов, ведя женщин, кричал: «Валите, валите бабы, не давайте коммунистам грабить вас». Аналогичные действия женщин и вторая бригада встретила на смежной улице с улицей Стешиной — и вынуждена была соединиться с первой бригадой, т.е. в доме Стрелкова.

Выросшая толпа женщин в числе около 300 человек окружила дом Стрелкова П.И., где находились бригадиры, крича: «Когда уйдут бригадиры, тогда разойдемся и мы». В числе собравшихся женщин были и мужчины, но последние держались в стороне — маленькими кучками, человек по 5, из которых некоторые подстрекали женщин. Левцов Иван Иванович (середняк): «Кто овес повезет, тот значит записался в коммуну, т.е. враг мужика». На попытки бригадиров выступить перед толпой с разъяснением по существу вопроса, слова таковых встречались шумом «ура», что не дало возможности повести агитацию. Вызванные бригадой 3 конных милиционера толпой были встречены палками, нанесли милиционеру Савостьянову побои, а потому последние были вынуждены отправиться обратно. С того момента, как уехали милиционеры, женщины, не бросая палок, начали шуметь по адресу бригадиров: «Растерзаем, уходите» и т.д. Вышедшему из дома на крыльцо комсомольцу Байдину ударили по спине палкой. Бригадиры, досидев в доме часов до 5 вечера, вынуждены были оставить помещение и пойти в здание с/совета, толпа следовала за ними, крича «ура», проводив таковых почти до с/совета. После чего толпа стала рассеиваться, но некоторые женщины оставались на улице в качестве дозорных даже ночью.

Приехавшие работники милиции ночью для производства ареста зачинщиков, были встречены кольями, по крику: «Вставай», что вынудило работников милиции оставить операции. Причинами к разжиганию недовольства среди крестьянства послужили следующие обстоятельства: раскулачивание середняцких трудовых хоз-в — Кадушкина. Агафонова. Селиванова и др. у которых было отобрано все, вплоть до нижнего белья, что внесло в крестьянских массах толки о раскулачивании всех кр-н с двора на двор. Вместе с тем необходимо отметить, что подготовительной агитационной работы по коллективизации и сбору семфонда велось очень мало, в особенности среди бедноты. На состоявшемся собрании, где вопрос был поставлен о семфонде, кр-нам Уполномоченный Шолохов заявил: «Голосовать будем, кто против», несмотря на то, что кр-не Ливцов Иван Иванович (середняк), Шабаленков Дмитрий (бедняк) говорили:

«Вы так не голосуйте — кто против, а проголосуйте кто за, а то ведь против все равно руки никто не поднимет, вы берете на заметку». Уполномоченный Шолохов все же проголосовал КТО ПРОТИВ, несмотря на возражения кр-н. Против никто руки, конечно, не поднял. После означенного голосования кр-н Шапкин Николай, Зоткин Иван (середняк) говорили: «Валите, власть ваша, что хотите, то и делайте, но мы с вами не согласны».

Таким образом, вопрос о ссыпке семян в общий амбар не общем собрании кр-н окончательно не разрешен, и кр-не разошлись по домам с мыслью: «Семена не дадим».

Ко всему изложенному необходимо добавить безавторитетность с/совета среди бедноты и большинства середняков. В должности председателя с/совета находится кр-н Исайкин, до революции и в первые ее годы был кустарь, имел до 4-х человек наемной силы, крепкий середняк, но в последнее время стал искусственно опролетариваться, оставив себе одну лошадь и корову. До момента раскулачивания пред. с/совета — Исайкин, имея тесную связь с кулачеством села Глуховым Е. (б. помещик), Петриным (помещик) и другими, систематически пьянствовал с таковыми, о чем поставлен был в известность РИК. Его поведение и связь с кулачеством воздействовали на других членов с/совета, в особенности на классово-невыдержанных, например, член с/совета Серебряков, имевший до 1930 года четырех работников, вечный пьяница. Действия с/совета, его состав и безавторитетность были также стимулом недовольства кр-н. Действия местной власти дошли до гнусного обирательства кр-н: председатель с/совета Исайкин, член коммуны Баранов С.Н. устраивали почти ежедневно обеды в школе, но за продукты питания не расплачивались. Так, например, у гр-ки Серебряковой Анны, забрав 5 четвертей молока, не заплатили за таковое.

18 февраля кулак Серебряков Григорий Павлович устраивал на свои средства обед для власти в здании школы. Отказавшаяся гр-ка Серебрякова давать бесплатно в дальнейшем молоко, подверглась угрозам со стороны Баранова (член коммуны), который ей сказал: «Не будешь давать молоко — раскулачим». Означенные угрозы и действия местной власти лишний раз раздражали крестьянство — нежеланием идти в коммуну. Жена же кулака Сухорукова (вошедшая в коммуну) среди крестьянок говорит: «Идите в коммуну, у нас меда много» (мед был изъят во время раскулачивания). Крестьяне же, будучи недовольны порядками в коммуне, говорят: «Когда мы придем, у вас меда не будет».

Все изложенное вызывало недовольство кр-н, которое и использовало кулачество в тот момент, когда кр-не будучи озлоблены и недовольны: а) незаконными действиями местной власти, б) нежеланием вступать в коммуну, так как ясного представления о ней не имели, а работа вновь организованной коммуны пока ограничивается лишь тем, что она вместе с представителями власти устраивает в школе обеды, расхищая отобранное при раскулачивании имущество, мед и т.п. Наличие в коммуне кулаков (Серебряков) и спекулянтов (Баранов), последний своими действиями лишь усугублял это положение, пьянствуя в шинках, угрожая, в случае отказа ему в вине, раскулачиванием, производя незаконные обыски (уполномоченный] Агафонов); в) Нежелание ссыпать в общий амбар семена, так как это означает для них уже вступление в члены коммуны.

Мероприятия

а) Оперативные: арестовано 2-е — 1 кулак и 1 середняк — церковный староста, намечено к аресту 6 человек кулаков.
б) Организационные: 1) Пленум Райкома ВКП(б) ОСУДИЛ действия уполномоченных и бригадиров.
2) Предложил Райштабу немедленно исключить из колхозов всех кулаков.
3) Обе слободы усилены партядром для разъяснительной работы.
4) Распущена кулацкая комиссия содействия сбору семзерна в Казачьей Слободе.
5) Распущен с/совет и назначены досрочные перевыборы.
Начальник Рязокротдела ОГПУ (Извеков)

----------------------------------------------

ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 5, л. 412-419.
Заверенная копия
1. Имеется в виду Районный штаб по коллективизации.
2. Здесь и далее подчеркивания: так в тексте.

Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., стр. 254-261.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте