Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Предложения

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Село Дегтяное, Спасский район



В окладных книгах с. Дегтяное значится под 1676 годом, но по народному сказанию начало образования его восходит к началу XIII века.

Название свое село получило от занятий прежних его обитателей - гонки дегтя. В царствование Михаила Федоровича, когда по распоряжению земской думы были составлены писцовые книги, село сделалось государственным - обложено было податью в пользу царской казны. Это обстоятельство побудило селян приняться за какую-нибудь работу. Леса в их распоряжении было много; а потому решились заняться гонкою дегтя. Недалеко от села, на одной из лесных полян, они устроили заводы и начали гнать деготь. Занятия эти с истреблением лесов прекратились, но название за селом осталось неизменным.

Народ. сказание о происхождении с. Дегтяного. - 1875. -№16, 18.-С. 453, 516

«В 15 верстах от Спасска находится село Дехтяное; оно расположено вокруг безименнаго озера и получило название от дехтяных заводов, бывших у оз. Развани... люди, занимавшиеся гонкою дехтя и положившие начало с. Дехтяному».

Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Рязанская губерния. - СПб., 1860. - С. 533

Упоминается в правой грамоте 1576-1577 гг. князя Федора Ивановича Хворостинина по челобитью Воскресенского Терехова Рязанского монастыря. Расположено вокруг озера, носящего то же название - Дегтяное. Исследователями выдвигается версия, что село получило имя в связи с таким занятием его жителей, как производство дегтя. Однако, возможно, эта связь носила опосредованный характер: озеро было названо по месту производства дегтя, населенный же пункт - по озеру, а не наоборот.

Бабурин А. В., Кононенко Я. А., Никольский А. А Дегтяное. // Топонимич. словарь Ряз. обл. - Рязань, 2001. - Вып. 1. - С. 58
Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А Дегтяное. // Топонимич. словарь Ряз. обл. - 2-е изд., перераб. и доп. - Рязань, 2004.
Бабурин А. В., Кононенко Л. А., Никольский А. А. Дегтяное. // РЭ. - Рязань, 2002. -Т.З.- С. 205
Сборник статистических сведений по Рязанской губернии. - Рязань, 1887. -Т. 8.-Вып 1: Спасский уезд. - С. 355

Деготь - м. смолистая и пригорелая жидкость, выгоняемая из бересты огнем. Дегтярня - заведение, где смолят что дегтем. Дегтярка -дегтяная бочка; ядовитое растение.

Даль В. Толковый словарь. - М., 1989. -Т. 1. - С. 425

Народ долго помнит замечательные события в своей жизни. И память о них передает из рода в род в форме разных сказаний, песен и т. д. Прислушиваться ко всем этим народным сказаниям - поучительно и не лишено интереса.

В глубокой древности, в той стороне, где ныне находится село Дегтяное со своими окрестностями, был дремучий, непроходимый лес. В середине леса находилось два озера с крутыми берегами. Мимо леса с западной стороны протекала широкая река, изобиловавшая рыбою. За рекою расстилались зелено-бархатною полоскою луга, представляющие взору очаровательную картину. За лугами, над возвышавшейся террасой, красовались села и города со своими златоглавыми храмами. В лесах бродили дикие звери, в лугах летало столько дичи, что без всякого труда можно было ловить сколько угодно. С восходом солнца все луга покрывались стадами домашнего скота, и весело там звучал рожок пастуха. Легко и весело жилось тогда людям. Никто не знал ни забот, ни нужды, ни горя и жил в довольствие. Местные жители ловили рыбу, били зверей и отправляли в столицу Муромо-Рязанского княжества. Там продавали все это и взамен получали предметы роскоши и удовольствий. Сюда часто приезжали муромо-рязанские князья со свитою для охоты за пушными зверями. Народ радовался при встрече князей и бояр, и сам принимал участие в их охоте. Добрые молодцы садились на коней и преследовали зверей, а молодицы наряжались, составляли хороводы и звонко оглашали все окрестности своими веселыми песнями. Наохотившись вдоволь, князья с боярами возвращались в свою столицу, а народ – к своим прежним мирным занятиям. В дни праздников звук колокола всех от старого до малого созывал в церковь Божию, где народ молился за благоденствия своих князей и бояр, за всех своих родных и знакомых и за всю православную святую Русь. Из храма Божия каждый спешил к своему старшему родичу, около которого всегда собиралось в эти дни несколько семейств. Он, украшенный сединами, садился за стол, а все собравшиеся усаживались вокруг него и внимательно слушали его мудрые речи. Довольство и изобилие во всем позволяло быть гостеприимным, а потому черта гостеприимства считалась характерною того времени. Считалось великим преступлением - отпустить гостя без угощения. Ничто не могло извинить этого поступка: если кто не имел своего, тот должен был обратиться к соседу, который обязательно всегда снабжал всем, что требовалось для гостя. В то время никто никому не завидовал, потому что каждый трудился сам и жил в свое довольствие. Сам труд был легок, а потому народ всегда находил возможность приятно провести время. Каждый вечер в приятную погоду все собирались на каком-либо пригорке под тенью ветвистого дерева. Здесь старики рассказывали повести давно минувших лет, сообщали, что сами испытали и узнали опытом; пожилые внимательно слушали речи стариков и учились уму-разуму; молодцы и молодицы веселились, а дети весело резвились. Приятно было любоваться на эту картину старикам, и они в это время как бы сами оживали и молодели.

Так счастливо и спокойно жили они в этой стране, где ныне находится село Дегтяное. Но недолго продолжалась такая жизнь. Огненная буря пронеслась тогда по всему Муромо-Рязанскому княжеству. Счастливая и мирная жизнь нарушена; все в страхе и ужасе; храмы Божьи разрушены, жилища их сожжены; мужья остались без жен, а дети без матерей.

Всюду слышится всеобщий крик и ужасы; народ сделался бедным и сиротою: князья погибли, а стада похищены, и все имения разграблены; смолкли веселые песни молодых; не слышно свирели пастуха: стада его уже не пасутся на зеленом лугу и веселые дети уже не резвятся более. Все скрылось, все исчезло, все смолкло.

Народ, пораженный таким всеобщим ужасом, искал себе спасения в непроходимом лесу. Там он расположился на крутых берегах двух озер. Жизнь в безопасности, но зато она и не весела. Под влиянием страха народ долго там жил безвыходно и одичал подобно диким зверям; имея во всем недостаток, он лишился того радушного гостеприимства, которым отличался прежде. Так как собравшийся туда народ был из разных городов и сел, разного звания и происхождения и находился под влиянием горя и нужды, то долгое время он не мог сойтись. Стали завидовать друг другу, сильные притесняли слабых, перестали уважать стариков, и каждый стал заботиться только о себе самом. Несчастье и нужда развили хитрость и недоверие друг к другу; вражда поселилась между всеми, и жить стало невыносимо тяжело.

Огненная туча давно пронеслась, но следы ее остались: народ стал груб и зверовиден. Вражда проникла в самые семейства: муж гнал жену, а жена боялась мужа; страх и жестокость заменили любовь и супружескую равноправность, вытекавшую из взаимного уважения друг друга и крепкой любви. Муж - деспот, жена - в порабощении и в тиши оплакивает свое горе. Дети с ранних лет приучались ко всем жестокостям и несправедливостям и скоро сами делались такими. Народ размножался, а несчастье росло и росло. Вот и озера пересохли, и дно их заселено нечестивым народом. Как бы для большего осмеяния святым построили посреди села и церковь Божию, но звук колокола не созывал уже народа православного для молитвы в храм. Храм всегда оставался пуст, потому что не стало православных людей. Никто не ходил к родным поздравлять с праздником и разделить общую трапезу, потому что никто не почитал ни праздников, ни родных, и вечерами не собирались уже под тению дерева для дружеских бесед и взаимных наставлений уму-разуму, потому что каждый видел в своем соседе врага. С утра до вечера почти каждый бродил по лесу, как Каин, и убивал всех и все, что только мог убить. Все чувствовали какой-то страх, все ощущали на себе какие-то угрозы, освободиться от которых никто не мог. Все ожидали чего-то ужасного, между тем никто не думал покаяться и обратиться к Богу.

Действительно, предчувствия их сбылись. Над головами их собралась туча гнева Божия и готова была разразиться страшным наказанием. Но Бог еще ждал их покаяния. Наконец, мера долготерпения Божия исполнилась, и он наказал преступников: село провалилось, и на месте его опять появилась вода, и опять образовалось озеро, только не в своем прежнем виде, а скорее похожее на тинистое болото, заросшее травою.

Но Бог справедлив и милосерден: избранные спаслись, поведали обо всем этом потомству. То озеро или болото, образовавшееся на месте села, назвали Разванию, потому что там жили люди разного звания и происхождения, разных городов и сел, собравшиеся туда от преследований огненной тучи, опустошавшей всех и все, встречавшееся на ее пути.

Говорят, до сих пор ежегодно, в праздник Пасхи, над поверхностью озера появляется крест провалившейся церкви и слышны удары колокола. (Смотри оз. Святое у с. Борки (черта г. Рязани)).

Народ. сказание о происхождении с. Дегтяного. - 1875. - №16. - С. 452

Некогда Дегтяной поселок лежал к юго-западу от нынешнего села. Размещался на левом берегу матушки Оки. Так было легче общаться с соседями, торговать с проезжими купцами. В ту пору и вширь и вглубь уходили неохватные мещерские боры, светлоокие озера. В этих местах где-то брала свои истоки маленькая речка Ушна. Водной глади, как и лесной чащи, хватало вдосталь. От трех озер, частью исчезнувших или обмелевших, осталась до сих пор лишь пара-тройка больших: Великое, Розвань, Дегтянское.

Голдабенков Н. А., Шаров П. А. Спасск. - Спасск-Рязанский, 1994. -Ч. 1. -С. 140

В «Рязанских епархиальных ведомостях» хорошо прописаны окрестности села Дегтяного. Микротопонимы окрестностей села Дегтяного смотри в статьях: местечко Берлятина, место Богданова Гора, место Большая Негонь, место Большие Валуи, оз. Боровое, место Ватага, болото Великое, место Весёлая Горка, оз. Витячка, место Выгарь, место Высокая верея, место Вязки, болото Глубокое, болото Головинское, место Горбатка, место Горемыкино, место Громовая Яма, место Дубочное, место Журавлиная гора, место Заводок, место Заднее, место Зазорное, место Зайчихи, место Закопищи, место Захарушкино, место Иванова Верея, место Исток, место Кабак, болото Кириллово, болото Киселево, место (пожня) Климинское, оз. Климинское, место Ковыриха, место Козловка, место Колодезная, местность Кривые Корьки, болото Круглое, место Крысин Ключ, место Лаврушкин чертеж, место Лагун, место Ласино, место Липатов Чертеж, болото Ломовое, место Лосино, место Максимово Пристанище, место Малые Валуи, место Мелёхин чертеж, место Могилино, место Монахов Чертеж, место Облачинская гора, место Павловский Угол, место Панкратино, место Панкратов участок, болото Погорелое, место Покосы, место Полянское, место Попово, место Поповский лоск, оз. Пролом, место Растищи, урочище Репинское-Татарское, место Рогатая, место Сатарово, место Свищевка, урочище Селище (Селищи), место Солдатов чертеж, место Спудок, болото Срезневская, место Стрелица, место Сувертки, место Татарово, место Тонинькое, место (пожня) Тришкова, место Хромотная, место Царьков Чертеж, болота Частые, место Черёмушник, болото Чистое, болото Юрино.

Гидронимы в окресностях с. Дегтяного: оз. Боровое, болото Великое, оз. Витячка, болото Глубокое, болото Головинское, болото Кириллово, болото Киселево, оз. Климинское, болото Круглое, болото Ломовое, болото Погорелое, оз. Пролом, болото Срезневская, болота Частые, болото Чистое, болото Юрино.

Народное сказание о происхождении села Дегтяного. // Ряз. епарх. ведом. Прибавление, 1875. - № № 16, 18, 20, 23, 24.

Еще один гидроним, расположенный в окрестностях села, смотри в статье: оз. Большая Кардань у с. Дегтяное, Спасский район.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте