Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Село Исады, Спасский район



По преданию, ехала как-то Ектерина II на корабле по Оке в 80-х годах XVIII века, вышла на палубу, когда проплывали мимо села и, изумившись красотой цветущих вишневых садов, воскликнула: «Ну, и сады!». Так и стали называть село - Исады. (Смотри д. Екатериновка, Милославский район).

Пронкина Л. История села Исады: Поиск. Находки. Гипотезы. // Рязанский следопыт, 1998. - №8.- С. 14-18

Одно из древнейших сел Рязанской области. Письменные известия находим с 1217 года, когда князья Константин и Глеб умертвили здесь шестерых князей, своих родичей, со множеством бояр, прибывших с ними. Нужно думать, однако,что с. Исады возникло, если не раньше, то одновременно со Старой Рязанью, то есть в XI веке. Есть предание, что с. Исады служили будто бы временным загородным местопребыванием великих князей Рязанских. Здесь были и прекрасные сады, от которых и пошло название. К слову «сады» прибавлен звук «и», как сокращенное выражение восторга - «уж и сады». Со временем звук «и» слился со словом «сады», и образовалось название Исады.
По другой версии, название Исады произошло от слова «усады». Так в древности назывались «усадьбы», причем звук «у» со временем изменился в «и».

По третьей версии, название произошло от слова «высады», то есть место для высадки - пристань. Со временем два первых звука «вы» превратились в «и». Возможно, здесь находилась некогда пристань, что и послужило причиной происхождения названия.

Федоров А. Ф. Материалы к истории с. Исады Спасского уезда Рязанской губернии. // Вестник спасских краеведов. - Спасск, 1927. - Вып. І.-С. 4
Солодовников Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. - Рязань, 1955. - С. 21
Голдабенков Н А., Шаров П. А. Спасск. - Спасск-Рязанский, 1994. -Ч. 1.- С.68
Красногорская И. Исады. // Приокская газета. - 1993. -27 мая

Первоначально село называлось Высады, то есть «место высадки». Здесь высаживались татары, когда шли на Русь.

Бабурин А. Запись со слов Лахтина А. В., жителя с. Дегтяное Спасского района. Запись сделана 21 марта 1998 г.

Исад - «место высадки на берегу, торговая пристань» (Даль, II). Топоним Исады распространен в Поволжье. Другие значения слова - «отмель, коса, излучина реки» (Мурзаевы, с. 94).

Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. – М., 1966. - С. 161

Исад м. стар., исада ж. арх., исады мн. астрх., изсад - место высадки на берегу, пристань; торговая пристань, базар, где привоз разных припасов; стар. рыбачья слобода, поселок у берега.

Даль В. Толковый словарь. - М., 1989. -Т. 2. - С. 48

На Севере РСФСР исада - «заливной луг»; присада - «песчаная коса», «песчаный остров», «мель», «излучина реки»; в Костромской обл.—«удобный спуск к реке»; в Псковской обл. «маленький залив на озере». Слово известно в древнерусском языке. У Г. Е. Кочина (1937) читаем: исад - «рыболовное угодье»; «остров, служивший местом высадки войск и местом боя». У И. И. Срезневского (1893, 1) - «пристань», «прибрежный поселок». В бывшей Архангельской губернии в Шенкурском уезде исад, исада - «старица», «высохшее русло реки», «отмель», «песчаный бера реки»; исады - «отмель на реке», «песчаный берег реки». Производят из-сад, ис-сад (Преображенский, 1958).

Мурзаев Э. Словарь народн. геогр. терминов. - М., 1984. - С. 235
Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. - М., 1953. -Т.І.- Стб. 1111
Тихомиров Д. Записки об археологических исследованиях в Рязанской губернии. - М., 1844. - С. 21, 22
Баранович М. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба: Рязанская губерния. - СПб., 1860. - С. 230
Барсов Н. Географический словарь Русской земли (ІХ-ХІV ст.). – Вильно, 1865. - С. 85
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1967. - Т.2.- С. 139
Словарь русских народных говоров. - Л., 1970. - Вып. 6. - С. 16, Л, 1977. – Вып. 12. - С. 211, 212
Словарь русского языка ХІ-ХѴII вв. - М., 1979. - Вып. 6. - С. 250

Усад - м. вост. отвод, место под крестьянский двор. Усадник – м. ниж. плодовый крестьянский сад. Усада - ж. Усадьба, господский дом на селе, со всеми ухожами, садом, огородом и пр.

Даль В. Толковый словарь. - М., 1989. - Т 4. - С. 510

Усад - место, отведенное для нового поселения; участок земли с домом, садом, огородом, хозяйственными постройками; отдельное небольшое поселение. В прошлом - помещичий дом с прилегающим к нему парком и садом.

Мурзаев Э. Словарь народн. геогр. терминов. - М., 1984. - С. 583

Страшной братоубийственной резней прослыли Исады на всю русскую землю. Еще долго вязы-великаны шептали своей раскидистой кроной, будто говоря о тех далеких событиях.

Кровавые междоусобицы на Рязанской земле были частыми. То и дело полыхал пожар раздоров. То пронские ратятся с коломенскими, то муромские с рязанскими, кому быть стольным градом на Русском порубежье. Оттого, что слабая Рязань, зарились на нее владимирские да черниговские князья: как бы побольше кусок удела себе урезать. Трудное и мятежное время опять переживала земля Рязанская...

В 1217 году по приглашению рязанских князей Константина и Глеба в Исады съехались с боярами ближними, почетной дружиной князь Кир Михаил Всеволодович Пронский, Ростислав Святославич, Глеб и Роман Игоревичи да единокровный брат хозяев пира - Изяслав Владимирович Шумно и бойко приставали насады и княжьи струги к причалу у Марицы. Гостей до удивительного ласково встречали. Не вняли зову лишь князья рязанские.

Не случайно избрал Глеб местом своего злодеяния Исады. Еще первый здешний князь Ярослав Святославович устроил резиденцию княжью и заложил острог на Облачинском холме, что возле Исад. Отсюда на многие версты окрест просматривалась лента Оки - столбовой дороги княжества. Никуда чужаку от взора не упрятаться. Тут собирали мыто с чужих караванов. Сухопутьем до Рязани рукой подать, чем водой плыть.

Возле трех могучих вязов раскинули шатры богатого угощения. Здесь и свежий воздух, и шелест убаюкивает, и от людских глаз подалее. Ближ к обеду начался пир. Слуги-отроки распахнули цветастый полог. Князы вошли в шатер. Столы ломились от изысканных яств. Серебряные ковши пенились игристым заморским вином. Кубки полнились стоялым, хмельным медом. Здссь все говорило о хлебосольстве и радушии хозяина. Князь Глеб, сильный, статный, с сухим лицом, зорким проницательными глазами и ястребиным носом, вкрадчиво заговорил о братской верности. Над лежит, мол, князьям любить отчизну и дедину, да заботиться о ее благе. Гости слушали настороженно и хмуро. Отчего это вдруг Владимировичи величаются над старшими Игоревичами да Святославичами. Однако кубки подняли во здравие: не гоже обижать хозяина. А там потянуло за вторым ковшом. Уже речи Глеба перестали бередить сердце. Хмельное расслабляло. Князья с боярами чокались червлеными ковшиками и клялись в дружбе до гроба. Уже распустили запоны парчовых кафтанов. А тихие отроки, сменяя, несли одно за другим изысканные кушанья.

И тут в шатер ворвались угрюмые воины Хана Кунгара. Князья схватились за мечи, но молчаливые слуги удержали их. Засверкали кривые сабли. На луговую траву, на дорогие скатерти столов потекла алая кровь. Половцы, подобно зверобоям, без жалости кончали с беззащитными гостями. Никого не пощадил князь-убийца, даже белокурого красавца - единоутробного Изяслава. Удар ножа в спину сразил княжича. Вот уже кровавая лужа потекла из шатра, обагряя землю, словно ручеек воды.

Суровое, обветренное лицо Глеба оставалось неизменным...

Шаров П. А. Любава. - Спасск-Рязанский, 1995. - С. 9-11

До недавнего времени росли недалеко от Исад три вековых дуба. Здесь, по преданию, покоился прах Евпатия (Ипатия) Коловрата по прозвищу Неистовый. (Смотри д. Фролово, Шиловский район).

Вернувшись из Чернигова с князем Ингварем и малой дружиной, храбрый воевода увидел родную Рязань разрушенной и испепеленной. На месте усадьбы тлели лишь головешки. Семья и отчий дом был разграблены и уничтожены. На ее пепелищах он поклялся отомстить врагу за гибель рязанцев, за поруганную столицу у синей Оки. Собрав свою малую числом, но крепкую духом дружину, Коловрат двинулся вослед ушедшей монгольской орде.

Неуловимые рязанцы, нанося ощутимые удары по вражескому войску, бесследно таяли в лесной чаще. В ставку татарского хана стали приходить вести о крылатых мангустах (духах), которые уничтожали его воинов. Батый с мурзами терялись в догадках. «Кто сей храбрец может быть?»

В одну из темных ночей удалая дружина Евпатия напала на ханский лагерь. В стане врага поднялась паника и смятение. Ордынцы в страхе выскакивали из шатров и падали сраженными. Нашел свое справедливое возмездие и князь-изгой Глеб. Подобно Святополку окаянному, он в бесславии и трусости закончил дни своего жалкого бытия.

Испуганный хан повелел во что бы то ни стало развеять призраков. С наступлением рассвета враги поняли, что с ними бьется горстка отважных витязей. Победить храброго богатыря вызвался любимый ханский батыр Хостоврул. В единоборстве с Коловратом он был разрублен до седла ударом Евпатьева меча. Дружина самоотверженно билась с наседавшим врагом: никто не мог одолеть их. Ни копья, ни стрелы, ни острая сабля не уязвляли Евпатия. Он был сражен камнем из стенобитного орудия. Гибель вожака не сломила удалых ротоборцев. Они бились до изнеможения. Врагу удалось взять в плен лишь десяток раненых рязанцев.

Тело убитого Коловрата привезли к Батыю. Один из темников, посмотрев на Евпатия, в удивлении произнес: «Со многими царями, во многих землях, на многих битвах мы бывали, а таких удальцов не видели. Воистину, эти люди крылаты!»
На это Батый, по преданию, сказал:
- Отпустите этих богатырей и отдайте им тело их смелого воеводы. Если бы Евпатий был жив, я хотел иметь его около своего сердца! -Помолчав, добавил:
- Если бы у меня была тысяча таких батыров, как этот рус, я покорил бы весь мир.
Не ведавший жалости хан признал величие и стойкость русских людей.

До сих пор поют на рязанской земле, в родном краю Коловрата хвалебные гимны и рассказывают о его отважной и смелой судьбе.

Шаров П. А. Любава. - Спасск-Рязанский, 1995. - С. 88

Населенный пункт с аналогичным названием есть в Ярославской области. В Ленинградской области есть населенный пункт Иссад. В Сасовском районе есть село Усады.

Атлас автомобильных дорог России. - М., 1998. - С. 29, 46.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте