Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Об отношении учительства к коллективизации и колхозному строительству.



Докладная записка Рязанского окротдела ОГПУ руководству округом
об отношении учительства к коллективизации и колхозному
строительству(1) (с приложением)

29 марта 1930 г.

Сов. секретно

Зав. Ряз. окр. ОНО г. Рязань
Копия: Председателю Рязокрисполкома

Секретарю Окружкома ВКП(б)

Социальный срстав учительства округа чрезвычайно пестрый, в отдельных районах большой % учительства падает на детей духовенства, кулачества, быв. помещиков и буржуазии, немалое место по количеству занимают и быв. офицеры. Так, например, в Сасовском районе состав учительства такой:

рабочих — 0,6%, крестьян — 21%, духовенства — 22,5%, помещиков — 6,6%, мещанства и пр. — 49,3%. В Касимовском районе 28% учительства — дети попов, кулаков и быв. офицеры. В Елатомском чуждые составляют — 19,2%, в Ерахтурском 28,8%, в Спасском р-не — 53,5%.

В остальных районах картина аналогичная. Причем наиболее засорены ряды старого учительства и учительства, вступившего на работу в период 17—23 гг., когда в работниках просвещения был большой дефицит и когда принимались на учительскую работу все, кто только хотел и имел хотя какое-нибудь образование — этим моментом пользовались чуждые по происхождению и идеологии люди, которых на другую работу не принимали. В этот период попали на учительскую работу как сынки и дочки попов, торговцев, кулачья, так и б. офицеры, чиновники, помещики и пр.

Молодое учительство — приема 26—29 г. более однородно и удовлетворительно по своему социальному составу. Оно профильтровано, во-первых, через приемочные комиссии и чистку в учебных заведениях и, во-вторых, в последний период, при назначении новых учителей классовость соблюдалась более строго.

Этим примерно и определяется активность и степень участия учительства в работе по коллективизации: безусловно большая часть учительства одобряет политику партии в разрезе переустройства сельского хозяйства на социалистических началах, считает это мероприятие своевременным и правильно определило роль и место в работе по коллективизации.

Особенно ярко в этбм отношении выступление учителя Колчина на Касимовской учительской конференции, который так определял роль учительства:

«Учителъ должен быть живым агитатором коллективизации. Не члену колхоза немыслимо вести агитацию за колхозстроителъство, учитель сам в первую очередь должен записатъся членом колхоза».

Во многих селах актив учительства, главным образом молодежь, проделал большую агитационно-разъяснительную работу, оказав существенную помощь уполномоченным и бригадникам, проводящим коллективизацию на местах. В результате лучшая часть учительства оказалась выбранной в руководящие органы — правления колхозов сс. Чернышовка, Починки, Степаново, Карамышево Касимовского р-на, Нармушадь, Борки, Сиверка Ерахтурского р-на, Песочня Шиловского р-на и др.

За большую работу учительского актива по коллективизации говорит и акт кулацкой мести к уч-це с. Бастаново, Сасовского р-на Терентьевой, которой 4/III было нанесено 2 ножевых раны в полость уха и в бок.

В то же время со стороны чуждого по духу и происхождению учительства, которого по округу имеется, как отмечено в начале записки, значительное количество, отношение к коллективизации ярко отрицательное и подчас враждебное.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уч-ца д. Кочемар, Касимовского р-на Звездова А.И. (дочь учителя) на собрании по коллективизации, стоя среди женщин, на выступления некоторых из них против колхоза, тихонько им говорила: «Да бабыньки, не ходите, там (в колхозах) плохо будет». (Звездова разрабатывается.)

Учитель с. Истлеево, Сасовского р-на, Богородицкий (сын попа), делая доклад о коллективизации, сказал: «Гр-не, у нас много проводится собраний, а колхоз не растет, вот вам пример: Истлеевский колхоз, который организовался и развалился. Колхозы нельзя строить, все равно развалятся, колхозы вещь недостижимая».

На этом же собрании Богородицкий, уйдя в угол, зажег тряпку и заполнил весь Сельсовет дымом, чем чуть было не сорвал собрания. (Дано задание Р.У.(2) разработать.)

В дер. Ветчанах, Тумского р-на, учитель Шитов при встрече с одной женщиной (фамилия не установлена) на ее вопрос: «а что, если мне нельзя будет работать в колхозе во время менструации, как на это будут смотреть», Шитов ответил: «Этих лодырей буду бить железными палками». (Дано задание разработать.)

Постановлением Пронского сельсовета решено было раскулачить дочь быв. помещика Зацепина — Зацепину, узнав об этом, учитель Пронской Райшколы Каботов выступил в защиту ее — в момент раскулачивания он зарегистрировал брак с Зацепиной — решению Сельсовета оппонировал тем, что, мол, жил с ней фактическим браком с 1927 года.

Учитель с. Нармушадь Рукавишников (учетник а/с(3) уговорил середняка Шемякина зарезать племенную телку, обещая купить часть мяса. В убое телки принимал непосредственное участие. Правление колхоза от принятия Рукавишникова в члены постановило воздержаться. (Разрабатывается.)

Учитель Архангельской слободы, Пронского р-на Шутов Д. и его жена уч-ца не только не боролись против выхода из колхоза, но сами участвовали в коллективном заявлении, поданном от 200 человек. (Дано задание разработать.)

Учитель с. Калинина, Ал.-Невского р-на первый подал заявление о выходе из колхоза.

Учитель Никольской школы, Пронского р-на, Назаров предупредил о состоявшемся постановлении Пленума Сельсовета о раскулачивании псаломщика Никольской церкви, дав ему возможность укрыть имущество. Назаров — сын попа.

Учитель Роман-Дарковской школы, Чучковского р-на Орехов организовал группу кулаков в количестве 18 чел., которая собиралась в его квартире, где он ее инструктировал о способах антиколхозной работы (вся группа во главе с Ореховым оперирована и постановлением коллегии выслана на разные сроки).

Учитель с. Шостье, Ерахтурского р-на Климентовский К.Ф. (сын дьякона) не ведет никакой работы по коллективизации, как пример его бездеятельности служит следующее: 2/III во время колхозного собрания Климентовский устроил вечеринку с танцами.

Учительство с. Н-Чернеево, Шацкого р-на не принимает никакого участия в работе по колхозстроительству. На предложение Сельсовета участвовать в переписке и оценке имущества (в связи с обобществлением) уч-ца Островская (дочь попа) категорически отказалась. На собраниях учительство молчит, как стенка.

п/Уполн. Инфо (подпись)

ГАРО, ф. Р-5, оп. 2 (вн. 1), д. 4, л, 139-140, 142.
Подлинник

---------------------------------------------------

(1)Подготовлена Информационным отделом Рязанского окротдела ОГПУ.
(2)Р.У. — здесь: районный уполномоченный ОГПУ
(3)Так в тексте.

Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., № 101.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте