Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Место Колодезная у села Дегтяное, Спасский район



В народе существовали поверья, что всякий клад зарывается на сто годов или на сто голов. В первом случае зарытый клад может стать чьим-либо только через сто лет, а во втором - находка клада сопровождается смертью ста человек, ближайших родственников или соседей нашедшего. Верят также, что клад предварительно является в виде петуха, зайца, кошки, собаки. По цвету являющихся животных определяют самый клад-серебряный или золотой.

В том месте, которое известно под названием Колодезная, стал являться клад многим людям то в виде красного петуха, то в виде красной кошки или собаки. Народ понял, что это клад является: каждый старался поймать этот клад, но никто не мог. Если кто станет преследовать явившееся животное, то оно мгновенно исчезает на известных местах. Заприметили эти места исчезновения кладов и стали откапывать сокрытые там сокровища. Копают глубоко и видят угли; пробуют заступом - он стучит, и все думают, что скоро найдут клад. Спешат и трудятся до пота, а клада нет. Докапываются до черепков, пробуют заступом - он звенит. Обрадовались, и начинают снова копать. Копают день, копают ночь, а клада нет, да нет! Все измучились, решили было оставить и возвратиться домой, но пожелали испытать в последний раз. Тронули заступом, и вдруг загремело, засвистело и загрохотало, и все провалилось, а в яме, которую выкопали наподобие колодезя, явилась вода.

Прошло много лет, и народ забыл об этой истории. Клад стал снова являться в том же виде. Снова стали искать его в земле, и повторилось то же самое. Образовался другой колодец. Оказалось, что этот клад - заклятой, и что через него должно погибнуть много народа, а он все-таки едва ли достанется кому. Больше никто не пытался найти и откопать клад. Само же место считается заколдованным. Многим являются там разные привидения, которые, как говорят, являются душами погибших при откапывании клада людей.

Рубил однажды один мужик в этом месте дрова, вдруг слышит странный свист, не похожий на человеческий. Сначала он не обратил на это никакого внимания и продолжал заниматься делом. Но свист не перестает, то слышится спереди, то сзади, то сбоку, то с другого боку. Долго кружился свист вокруг мужика, и вот превратился в дикий грохот и кинулся на мужика. Только мужик оградил себя крестным знамением, как все вдруг стихло. А мужик поспешил оставить это заколдованное место и с тех пор туда за дровами ездить не решался.

Вероятнее всего, объяснение происхождения названия местности следующее: когда-то там были вырыты колодези для жниц и пахарей, чтобы не запасаться водой на целый день в селе. От этих колодезей и сама местность получила название Колодезной.

Вот еще одна история названия Колодезной.

Жили два брата: один богатый, а другой бедный. Бедному понадобилась лошадь ехать за сеном. Он обратился к своему богатому брату с просьбою одолжить ему на время лошадь. Богатый с гордостью посмотрел на своего брата и не дал лошади. Несчастный, получивший отказ, со слезами возвратился от своего брата и пошел к своему бедному соседу с подобною просьбою: не одолжит ли он ему своей лошади. Сосед сжалился над бедняком и дал ему лошадь. Несчастный бедняк съездил на луг за сеном, наклал там воз и отправится на базар. На вырученные деньги он купил себе лошадь, которая едва таскала ноги. Лошадь была под цвет хозяина. Это-то и нужно было домовому. Он полюбил новоприобретенную лошадь и стал выхаживать ее. Ночью нередко видели соседи, как он носил от богатого брата вязанками сено для своей любимой лошади. Однажды и сам хозяин заметил это. Он принял его за кума Евстигнея и окликнул его, когда тот нес вязанку сена, но тот ничего не ответил и пошел дальше в угол к своей лошади. При таком ухаживании домового лошадь стала поправляться: она всегда напоена и грива ее заплетена в косы, бедняк радовался, смотря на свою лошадь, и, когда она подросла, продал ее за 500 руб., а на место ее купил плохонькую, опять под цвет волос. Повторилась та же история. Бедняк и ее продал за 500 руб. и сделался богатым, а его богатый брат совершенно разорился. После долгих размышлений последний догадался, в чем дело: чтобы выжить чужого домового, он нарвал синих цветов числом девять и воткнул их в разных углах своего двора. С этого времени чужой домовой перестал ходить к нему за сеном, овсом и мучать его лошадей. Но этим разоренный богач не удовлетворился, он пожелал отомстить своему разбогатевшему брату. Для этого он прорубил водопойное корыто и чан, куда сыпят овес для лошадей. Домовой не заметил этой проделки богача, да он и не замечает подобных вещей. Поэтому, когда он стал лить воду и сыпать овес в худое корыто и чан, то и другое просыпалось, и сколько ни трудился домовой наполнить корыто и чан, труд его оставался напрасным. Озлился домовой и вооружился против своего хозяина. С этого времени он стал опять разоряться. Тогда он пожелал узнать, есть ли в его доме домовой, и увидеть его. Для этого он отправился в Светло-Христово Воскресение, после утрени, в конюшню с зажженной восковой свечой, с которой он обходил кругом церкви перед началом утрени. Но, чтобы домовой не напал на него, он запасся лутошкой, то есть бетой липовой палкой, с которой снята кожа. При входе в конюшню он заметил двух домовых - одного мохнатого, а другого голого. Они дрались меду собой. Не зная, что свой домовой всегда бывает лохматый, а чужой голый, он ударит первого лутошкой. И свой домовой при опрометчивой помощи хозяина остатся посрамленным и побежденным. Эта ошибка еше более вооружила против хозяина домового. Бедняк ничем не мог ее загладить. Он купил козла, так как считал, что домовые боятся козлов, но и это не помогло. Со дня на день он разорялся все более и более. Настало, наконец, время переселиться из деревни в село. Перенести свои домики и, устроив их как следует, каждый хозяин отправится с хлебом солью за домовым. Отправился и разоренный бедняк. Он пришел на свое прежнее пепелише и сказал: «Старый домовой, оставь это пепелише и иди на новое». Но домовой не шел с ним. Лошади остальных крестьян, отправившихся за домовыми, шли тяжелой поступью, сильно храпели, чувствуя необыкновенную тяжесть на возу, а лошадь разоренного бедняка шла легко и скоро. Она не везла домового, оставшегося на своем пепелише. И теперь он пугает всех, отправляющихся на то место за дровами и грибами. Все привидения на том месте случаются от него. Он бродит гам как лесной царь, тоскуя о потерянном.

Народ, сказание о происхождении с. Дегтяного. - 1875. - Л? 20. - С. 562-566.

Смотри место Денисов Мыс на р. Оке у с. Мурмино, Рязанский район.

Смотри болото Могилище у с. Ардабьево, Касимовский район.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте