Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Скотоводство в селе Ижевском из Спасского уезда.

Корреспонденции из уездов.

Скотоводство в селе Ижевском в данное время стоит на пути развития и улучшения благодаря хорошему сбыту молока на один сыроваренный и два маслодельных завода и сбыту скота на мясо.

Рогатый скот в с. Ижевском, так называемой "местной породы", довольно крупный; значительное количество коров из общего числа имеет хороший экстерьер и обладает недурной молочностью. Наружные признаки: масть преобладает красная и буро-красная; затем, в порядке постепенности — пестро-белая с красным, пестро-белая с черным, бурая, седая, палевая и палево-пестрая. Сложение разнообразное: значительная часть коров имеет признаки молочного типа — короткие ноги, развитый зад, широкое брюхо, большое вымя, тонкая шея и небольшая голова; остальные — мясного или бычьего типа: высокие, толстые ноги, большая голова и сильно развитый перед. У большей части коров, при хорошем сложении переда, спины, ног и вымени, все таки бросается в глаза заметная узкозадость и угловатость форм — признак плохого воспитания и кормления в молодости.

Ижевский рогатый скот, будучи несомненно местной породы, в прошлом получил значительное прилитие кровей со стороны; это происходило так: благодаря хорошим и обильным пастбищам на ижевских лугах на атаве после покосов, здесь, вероятно, очень давно развился прасольский промысел; в 50-х, 60-х и 70-х годах этот промысел был в высоком развитии. Ижевские прасолы в одиночку и компаниями ехали весной в степи Дона до самаго Кавказа и по ярмаркам скупали рогатый скот, который в июле пригоняли в Ижевское и после сенокоса пускали на атаву для нагула; осенью нагулявшийся скот или сбывался живьем на мясо, или же убивался на месте для заготовки солонины.

Все ижевские прасолы пригоняли ежегодно от 1500 до 2500 гол. рог. скота, из которых 70—80% были волы, но были бугаи и коровы—вот эти-то особи и давали помесь ижевской породе скота: бугаи непосредственно—пуском в местные стада, а коровы на нагуле телились, и приплод шел в те же местные стада. Эти же прасолы покупали в степях и исключительно "на племя" лучших заводчиков и телок для перепродажи в Ижевском любителям разведения скота; отсюда получились пестрота и разнообразие ижевских стад.

В 80-х и 90-х годах прошлого столетия прасольство упало, на смену ему явилась скупка местного скота на нагул и перепродажу мелкими "шибаями", а у ижевских хозяев явилось стремление увеличивать скоторазведение и покупать со стороны производителей для своих стад; покупались и приводились бычки без разбора породы, лишь бы понравился и по цене подошел.

В 90-х годах крестьянин с. Ижевского А. Н. Ляликов придал скоторазведению сознательный планомерный вид: он хорошо ознакомился с литературой по скотоводству, остановился на симментальской породе, разведенной в это время у г-жи Путятиной в Сапожковском уезде, и начал покупать у нее и других скотоводов племенных бычков и телок, сначала полукровок, а потом и чистокровных. В начале 900-х годов Ляликов покупал племенные экземпляры симменталов на выставках в Москве и даже выписывал из Швейцарии. Как и всякое новое дело, разведение чистокровных симменталов у Ляликова вначале терпело неудачи и не находило подражателей, но затем оно окрепло и пошло хорошо, особенно после того, как Ляликов построил удобный теплый двор и телятник; явились и подражатели по разведению породистого рогатого скота.

К сожалению, симменталы г. Ляликова для местного ижевского скота сыграли незначительную улучшающую роль, так как Ляпиков сразу обособился со своим скотом в отдельное свое стадо; своих заводчиков он держал всегда на стойле для пуска только к своим коровам; приплод, получаемый от стада (за общее число лет, нужно сказать, невысокий по количеству), сбывался в Москву и другие города; благодаря особому уходу за молодняком, он самому хозяину обходился в дорогую цену, и продажная стоимость его (в 1 1/2 г. от 300 до 450 руб. за голову) для с. Ижевского была баснословна. За 15—20 лет существования у г. Ляликова симменталов, в ижевские стада попало слишком мало симментальской крови. В начале 900-х годов разведением симменталов занялся еще один крестьянин — А. С. Ласкин, у которого теперь почти составилось стадо симменталов, но и этот держится правила Ляликова — все лучшее сбывать на сторону.

В 1908 году организованное в с. Ижевском общество сельского хозяйства также увлеклось симменталами и приобрело от казны заводчика симментала, который разочаровал общество, простояв целый год на стойле и не дав ни одного теленка от пущенных к нему коров. В 1909 году с.-х. о-во пользовалось за плату заводчиком-симменталом Ляликова, и результаты по количеству отелов тоже оказались неутешительными. Только заводчик, приобретенный о-вом в собственность из Песочинской казенной экономии в 1910 и в начале 1911 года, дал недурной по качеству и количеству приплод, благодаря которому теперь стали появляться в стадах метисы-симменталы. В 1912 году с.-х. о-во установило выдачу премий за пущенных в общественные стада бычков-производителей, признанных о-вом хорошими независимо от породы их, хотя в оценке бычков и порода имеет особый балл; мера эта оказалась целесообразной и продуктивной.

В 1911 году в с. Ижевском по приблизительным данным, основанным на подсчете сельских старост с пастухами при сборе стад, рогатого скота было (кроме телят до одного года).

В Одоевской тысяче от 870 до 900 голов.
" Трубецкой " " 860 " 900 "
" Графской " " 800 " 860 "
" Кантемировской " 950 " 1000 "
Всего от 3480 до 3660 голов.

Из этого количества в возрасте от 1 до 2 лет было около 1/3 части, или около 1200 голов.

Кроме того, в деревнях Ижевской волости состояло рогатого скота:
В дер. Воскресенской около 100 голов.
" " Дмитриевской "110 "
" " Малевой "200 "
" " Аграфениной " 110 "
" селе Старикове 180 "
" " Зыкееве " 330 "

Всего разных возрастов около 1030

Продукты скотоводства, потребление и сбыта их.

(…)До 1889 года в Ижевском все молочные скопы находились в заведывании хозяек. Молоко в цельном виде — пресное и топленое — шло для стола — "до сыта", заменяя собой мясные продукты; излишки разливались по горшкам или "молостикам" для отстоя сливок; сливки обыкновенно закисали на отстое, и потому съем этот назывался сметаной; сметана перерабатывалась в горшках мутовками, или в деревянных маслобойках-хлопушках на топленое масло; часть сметаны употреблялась хозяйками для печенья сдобных "кокурок" и для сдабривания щей и других блюд на столе. Простокваша, оставшаяся после съема сметаны, ставилась в молостиках в печь и створаживалась. Творог употреблялся также для стола, а излишки его собирались к зиме на продажу перед масленой приезжим крестьянам на блины; творог, собранный весной и в Петровки, продавался скупщикам для фабрик в Москву и Егорьевск. Топленое масло сбывалось перед масленицей на базарах и Петровками скупщикам. Сыворотка из-под творога в свежем виде шла на выпойку телят с 6—8-ненедельнаго возраста.

В 1889 году в с. Ижевском появился приехавший из с. Дединова "молокан" Серов, поставил сепаратор и открыл маслодельню. Цену за молоко Серов назначил от 25 до 30 коп. за пуд. Дело у Серова пошло хорошо, крестьяне скоро привыкли к сдаче молока. Года через три явился другой дедновец — Школов, который открыл маслодельню в более широком виде. Цены все время колебались от 20 до 35 коп. за пуд. В 1897-89 годах число "молочных" или маслоделен возросло до шести, и цены стали доходить до 45 к. за пуд. В 1901 году приступлено было приезжим предпринимателем к сооружению парового молоко-обрабатывающего завода. По устройстве этого завода цены на молоко стали подниматься до 50 коп. за пуд летом и до 70 зимой. Однако, дело парового завода, вследствие допущенных при постройке и организации дефектов и благодаря неправильной постановке самого предприятия, прогорело через 2 года. Цены на молоко понизились.

В 1905 году в Ижевском поставил молочную и сыроваренный завод А. В. Чичкин, у которого в настоящее время имеется хорошо оборудованный сыроваренный завод в с. Ижевском и несколько заводов в соседних селах. С 1907 года в Ижевском существуют три молочных завода, которые перерабатывают в год молока:

Завод Чичкина от 45 до 50 тыс. пудов.
" Сычева " 25 " 30 "
" Колль " 20 " 25 "

Все заводы — от 90 до 100 тысяч пудов молока.

Кроме молока, сдаваемого на заводы, значительная доля его идет на продовольствие населения и выпойку телят (…)

Сбыт живого рогатого скота на мясо. Хорошияе молочные коровы из Ижевского почти совсем не продаются. Старые, испортившаяся, заяловелые коровы, бычки и молодняк 1 1/2 лет продаются на мясо для местного потребления и на вывод. По сведениям мясных торговцев за 1910 и 1911 года ежегодно убивается в Ижевском на мясо от 255 до 300 штук, на телятину—от 250 до 275 телят, и продается тарханам на вывод от 400 до 600 голов.

Содержание скота зимой. До последнего десятилетия большинство домохозяев Ижевского и других сел волости на зимнее содержание скота смотрели как на печальную необходимость, которую удовлетворять нужно "чем нибудь" и "как нибудь". И теперь есть хозяева (около 30—40%), которые скот свой кормят хорошо, т.е. дают достаточное количество сена вперемешку с яровой соломой; дойным коровам дают сено получше —"лошадиное", а гулевым и молодняку похуже—"коровье", изредка дойным коровам дают "помойцы", т.е. кухонные отбросы в болтушке с мукой, но правильного зимнего содержания скота почти нет: большая часть хозяев на зимнем содержали не кормят, а морят свой скот: "Бог даст, в лугах отгуляется, лишь бы на траву выгнать", говорят такие хозяева. Осенняя подкормка скота (конец сентября и октябрь) практикуется только немногими хозяевами для дойных коров; молодняк и голевой скот до сгона с лугов (около 22 окт.) довольствуется исключительно подножным кормом.

Способов кормления скота несколько:

1) С осени скармливается яровая солома, затем худшее сено, а к концу зимы дают лучшее сено.
2) С осени—яровая солома на подкормку, затем хорошее сено, к концу зимы худшее сено.

3) С осени—яровая солома 2 дачи; 3-я дача —среднее сено; затем—2 дачи сена и 1 дача яровой соломы до использования ее; потом—2 дачи хорошего сена и 1 дача крупного сена на ночь. Новотельным и дойкам, кроме того, дают по ведру пойла с мукой и вареным картофелем; в теплое время картофель дается сырой, рубленый. Поят коров 2 раза в день из колодцев: в 9—10 часов утра и в 3—5 час. вечера. После первой—утренней—пойки скотина оставляется на улице: у исправных хозяев часа на 2, для времени очистки хлевов, а у многих хозяев часов на 5, до второй пойки, чтобы коровы за это время собирали сено по дорогам и дергали у проезжающих с возов.

Скотные дворы у большинства хозяев холодные, нередко плетневые, крытые соломой. Коровы на дворе находятся либо вместе, когда их две—три, или же по две, по три в хлеву. Подстилка дается коровам у многих хозяев раз или два раза в неделю; помет, обыкновенно мерзлый, ежедневно выкидывают из хлевов.

Выпаивание телят и уход за ними составляют секреты хозяек и старух, ухаживающих за скотом.

Смертность телят в возрасте первого полугодия довольно значительная. Большею частью употребляется следующий способ выпойки телят: 3 недели поят цельным молоком, с 4-й недели прибавляют воды и, кроме того, семени льняного, жмыха льняного, овсянки или "обратки", т.е. тощего молока из-под сепаратора. С 6-й недели теленка переводят на воду с овсянкой, жмыхом и вареным картофелем. Весной, в мае 2-х-3-х месячных телят выгоняют на поляны приучать к подножному корму, продолжая давать пойло 2 раза в день иногда до 8—10 месяцев. Повышение цен на молоко ухудшило выпойку телят. Это же повышение заставляет хозяев думать об увеличении удоев, об устройстве теплых дворов и об улучшении зимнего содержания и кормления рогатого скота. Кроме того, необходимы меры устранения обычных, повторяющихся через 3—4 года, вешних голодовок скота, как, напр., голодовка 1912 года, несмотря на обилие сена, получаемого с ижевских трав.

В. Бакулин.

«Вестник Рязанского губернского земства», № 1/1913г.

0
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте