Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сводка партийному руководству о классовой борьбе вокруг колхозного строительства



Сводка Информационного отдела Рязанского окружкома ВКП(б)
партийному руководству округа о классовой борьбе вокруг колхозного строительства(1)

[январь 1930 г.(2)]

Противоколхозная агитация кулачества и церковников

Кулачество в своей противоколхозной агитации применяет всю кулацкую изворотливость и использует все, что только можно (родственные связи, знакомства и т.п.) для того, чтобы отвлечь бедноту и середняков от активного участия в колхозном строительстве. Имеющиеся материалы следующим образом характеризуют агитацию кулачества:

«По ряду селений Кораблинского района ходил под видом продавца гребенок старец, агитировавший против колхозов и призывавший не возражатъ и молчать на собраниях, голосовать за колхоз, но не записываться в него» (из информ. сводки по Кораблинскому району). «По некоторым селениям неизвестные лица ходили по домам и агитировали против колхозов, они же, достав неизвестно откуда бланки Красного Креста, писали и распространяли противоколхозные прокламации» (Захаровский район). «В Ал. Невском районе распространяются слухи о том, что соввласти жить недолго, поэтому в колхоз не ходите». (То же и по Пронскому району.) «По всему району распространена басня о том, что в коммуне "Заря" было восстание, во время которого 20 чел. убито, а одна из женщин сожгла себе живот картошкой, которую она украла горячей, якобы, потому что голодает» (Пронский район). «По району распространяются разговоры о том, что наступает время антихриста, для доказательства практикуют примеры, складывая из

спичек цифру 666, а затем из этого же числа спичек складывается имя Ленина» (Ал. Невский район).

В выступлениях на собраниях через подкулачников кулаки и церковники стараются запугать крестьян тяжестью жизни в колхозах, например, в селении Константинове кустарь на собрании говорил:

«Колхоз — это то же, что и помещик, у меня все отберут, посадят в колхозе большевика и я вынужден буду терпеть все, что будет творить со мной управляющий колхозом — большевик» (Рыбновский район). «Рука пролетариата 12 лет тому назад закинула петлю на шею бедняка-крестьянина, а на 13-м году эту петлю затягивают загоном в колхоз» (выступление разорившегося спекулянта — Рыбновский район). «За 13 лет нам жгли плечи, а теперъ на болъные плечи одевают хомут, да так, чтобы никогда не вылезти» (выступление середняка-подкулачника — Рыбновский район).

На одном из сельских собраний в Ал. Невском районе уполномоченному подсунули книжку с названием «Чему учит жизненный опыт» с цитатой Ленина, в которой Ильич пишет, что «переход к новым хозяйственным формам должен происходить на основе опыта и показа, причем переход требует не наскока, а медленной и упорной работы». На этом основании пытались обвинить партию в наскоке и отходе от ленинских заветов, что показывает, что в борьбе против колхозов противники используют даже Ленина.

В противоколхозной агитации замечается особое оживление церковников, духовенства и сектантов-баптистов, которые стараются всячески использовать религиозные предрассудки отсталой части населения, особенно женщин.

«Распространяются письма, что в 1930г. на землю спустится Христос, до этого нужно терпеть и в колхоз не итти» (селение Никитино Кораблинский район). «Баптисты в сел. Дубровки Шиловского района ведут антиколхозную агитацию под религиозным соусом — "писание говорит, что колхозы — антихристово царство"». «В сел. Захарово того же района в качестве демонстративной вылазки кулачества был расширен состав церковного совета до 45 чел., куда вовлекли и несколько середнячек» (по материалам Инфо). «В сел. Троице Ласуновское Кораблинского района под руководством попов ударили в набат и стали агитировать среди собравшихся против колхоза, пуская в ход религиозные застращивания». «В сел. Мары Ал. Невского района церковники и кулаки сагитировали одного бедняка и выбрали его церковным старостой».

Агитация за прием в колхозы кулаков

Наряду с противоколхозной агитацией, ведется агитация за прием в колхозы кулаков, для чего кулачество практикует упрашивания и подкуп отдельных бедняков. Подговоренные бедняки в отдельных случаях выступают, что «надо в колхоз принимать всех, какие у нас кулаки, это не кулаки, а трудовой народ» (по материалам Инфо).

Кулак Дормидогин, дер. Двойники Старожиловского района, упрашивал члена комиссии по организации колхоза, чтобы его пропустили в колхоз. «Когда вопрос коснется меня, скажите, что я должен быть в колхозе, ведь где Дормодогин, там и благо народу. Скажи за меня слово, что я первый на селе даю согласие быть в колхозе».

Аналогичные факты имеются и по другим районам.

Стремление изолировать бедноту от середняка

Кулачество в своей работе берет ставку на то, чтобы разделить бедняка и середняка, для чего подговаривает середняцкую часть села создавать только середняцкие колхозы без бедноты. Например, благодаря кулацкой агитации в этом направлении отдельные середняки выступают со следующим заявлением:

«С беднотой-лодырями жить не будем, разрешат нам, так создадим свой середняцкий крепкий колхоз» (по материалам Инфо).

Использование женщин в антиколхозной работе

Ставка на отсталую часть женщин в антиколхозной работе со стороны кулачества и церковников приняла наиболее широкие размеры по всему округу. Эту часть кулацкой работы характеризуют следующие факты:

«Подговоренная кулаками женщина-беднячка ходит по всем собраниям села и ведет агитацию, что в колхозе едят хлеб со жмыхами, где-то достала такой хлеб и всем показывает» (Сапожковский район). «Наученная кулаками беднячка — член Амановского с/совета пришла на собрание со рванными штанами и рубахой и} выступая, говорила: "вот что дали нам рабочие, а себе берут молочко, маслице и яички вместо этого"»(Кораблинский район). «В сел. Воротцы на сельском собрашш женщина избила своего мужа, записавшегося в колхоз» (Кораблинский район). «В сел. Пославском поп подговорил одну женщину о том, чтобы она ходила по дворам и вела пропаганду против колхоза, заявляя, что все то, что сказано в священном писании, сбывается и сплошная коллективизация это есть гибелъ человечества и конец света» (Пронский район).«В сел. Тарнове, по Пронскому району, поп под видом хорового кружка собрал женщин, с которыми вел работу, настраивая их против колхозов».

Аналогичных случаев можно привести по целому ряду других районов.

Срыв собраний

В антиколхозной работе кулачество и церковники всемерно стараются не допускать решений об организации колхозов на общих собраниях села, подговаривая крестьян не ходить на собрания, не голосовать или срывают собрания. Из Кораблинского района сообщают:

«С целью срыва собраний подпаивается беднота, подговариваются хулиганы, наблюдаются случаи молчаливого присутствия на собрании, уход с собраний до окончания, неявка на собрания и т.д., что является результатом усиленной работы кулачества». «За последнее время участились случаи срыва общих собраний, причем эти явления в абсолютном большинстве производятся женщинами, которые, обычно группируясь в помещении в одном месте, добиваются беспрерывным шумом и выкриками срыва собраний и всем тем, кто выступает за колхоз, создают обстановку, при которой хоть говори, хоть не говори — все равно никто ничего не услышит. За десятидневку было 8 случаев срыва собраний» (Рыбновский район).

Угрозы

Кулачество к крестьянам, не поддающимся кулацкой агитации, и деревенскому активу старается применять всевозможные угрозы, например:

«Председателю Вакинского с/совета Рыбновского района наклеили записку на дверъ о том, что если он будет за колхоз, то его сожгут. Секретарю этого же с/совета прислали анонимное писъмо, что если он не угомонится, они его угомонят, пустят в расход. Такие же писъма были присланы двум бригадирам из Рязани» (из материалов Инфо). «Поп в сел. Кораблино сколотил вокруг себя группу кулаков в 15 чел., вся группа при проведении антиколхозной агитации пускала в ход угрозы и издевателъства над колхозниками».

Вредительство

В действиях кулачества отмечаются случаи вредительства, например, из Ал. Невского района сообщают, что «в одном из селений кулаки спустили воду на водяной мелънице и отпилили частъ моста через речку и увезли».

Террористические акты

Антиколхозная работа кулачества и церковников сопровождается и применением террористических актов.

«В дер. Гальцовке Кораблинского района кулак, явившись на собрание со своей семьей в числе 6 чел. в пьяном виде} с целью избить Пред. с/сове-та, пытались затушитъ лампу» (из материалов Инфо).
«В сел. Буйкинском было произведено покушение на Пред. и членов с/совета» (Пронский район).
«В сел. Козловки Рыбновского района были избиты 2 комсомолъца, которых избивали сыновья лишенцев».
«В сел. Чамзе кулаки избили батрачку-активистку. В сел. Просечни кулаками сожжена мельница, принадлежащая колхозу. В сел. Левино под руководством попа у беднячки — секретаря с/совета была сожжена изба» (Ал. Невский район).
Для отвлечения от организации колхозов кулаками практикуются и такие вещи:

«В Булычевском с/совете кулаки тайно ночью организовали артель по совместной обработке земли, стараясь этим отвлечь местных крестъян от организации коммуны» (Пронский район).

В селениях, где общественно-политическая работа ведется слабо, где недостаточно сумели организовать бедноту, кулачеству и церковникам удается добиться известных успехов, например, из Сапожковского района сообщают:

«Имеются факты, когда на селъских собраниях выносятся постановления, что коллективизацию отложить до 1931 года».
«В Фалдеевском с/совете на общем собрании за колхоз голосовали все, но ни один в колхоз не записался» (Кораблинский район).
«Присутствующие на собрании не выступают ни за, ни против колхоза и не голосуют» (с. Пехлец Кораблинского района).
«Доклад слушают, в прениях не выступают, вопросов не задают и когда начинают голосовать предложение, то аудитория ни "за", ни "против" не голосует. Есть и такие случаи, когда все в один голос заявляют: нам коллектив не нужен, мы не против Советск. власти, а в коллектив не пойдем» (Пителинский район).
«В сел. Покровском вынесено такое решение: вступление в колхоз считатъ несвоевременным, а развитие индивидуального хозяйства в настоящий момент признатъ нормалъным» (Ухоловский р.)

Антиколхозная работа исключенных членов партии

Наряду с кулачеством и церковниками, отмечаются случаи антиколхозной работы бывш. членов партии. Например, из Сапожковского района сообщают:

«Исключенный коммунист Жаров, Фабричного с/совета, организует целую группу из родных, которые упорно ведут работу против коллективизации, что послужило причиной выписатъся из созданного колхоза 20 хозяйствам».
«В сел. Новоселках на оченъ многолюдном собрании (до 1000 чел.) после доклада Пред. РИКа настроение хорошее, в колхоз, так в колхоз. Выступает один из бывших членов партии (исключенный), говорит в течение 40 минут, срывает раза 3 аплодисменты и заявляет, что люди, придумавшие коллективизацию, или идиоты или творят великое преступление перед народом, что коллективизироватъ безграмотного, разоренного, безинвентарного, [без]машинного мужика — это глупость, это неизбежно приведет к гибели всего хозяйства и к полному разорению населения — собрание ясно было сорвано» (Рыбновский район — из докладн. записки уполном.)

Отпор кулачеству со стороны бедняцко-середняцких масс

На все антиколхозные приемы кулачества и церковников бедняцко-середняцкие массы в основном отвечают своим вступлением в колхозы и требуют беспощадной борьбы с элементами, ведущими антиколхозную работу. В ряде селений по требованию бедноты и середняков начинают приступать к решительному выкорчевыванию кулачества, например:

«В сел. Кисъево беднота и пленум с/совета постановили отобратъ у двух кулаков хорошие сараи для колхоза. В сел. Тарнове беднота и пленум с/совета постановили отобрать у кулацких хозяйств все орудия производства» (Пронский район). «В сел. Последове пленум с/совета с беднотой постановили выселить бывш. помещиков Денисовых из их гнезд» (Пронский р.). «В сел. Брынницы (где организовалось подпольное кулацкое т-во) на собрании вынесли постановление, что считать эту артелъ не артелью, а кучкой контрреволюционеров, идущих против Сов. власти и ее мероприятий. Главарей организации кулацкого т-ва постановили предать суду с конфискацией всего имущества. Далъше в постановлении говорится: советская общественностъ должна беспощадно карать за срыв колхозного строителъства. Мы, бедняки и середняки, сознательно вступаем в колхоз и никакой контрреволюции не допустим» (Пронский район).

Аналогичных фактов можно встретить в каждом районе.

ИНФО ОК ВКП(б)

ГАРО, ф. 2, оп. 1, д. 314, л. 238-241. Незаверенная копия

------------------------------------------------------------------------

(1) Обзор отложился в материалах Отдела по работе в деревне Рязанского окружкома ВКП(б) за январь-май 1930г.
(2) Датируется по содержанию документа.

Публикация: Л. Виола и др. «Рязанская деревня в 1929-1930гг.: Хроника головокружения. Документы и материалы»/М.:РОССПЭН, 1998г., № 36.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте