Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

История Скопинского машиностроительного завода (поселок Заречный)



История завода тесно связана с угольными шахтами Скопинского района. До Октябрьской социалистической революции шахты Скопинского района принадлежали франко-бельгийскому акционерному обществу.

В Скопинском районе, в том числе и на шахтах, электроэнергии не было. Добыча угля производилась примитивно, инструментом служили: ломики, кайло, обушки и зубки. Доставка угля с забоя к стволу шахты производилась по узкоколейной железной дороге в вагонетках грузоподъемностью 0,5 тн угля. Передвигали вагонетки вручную рабочие или ручной лебедкой. На поверхности шахты был копер с копровым шкивом и лебедкой с двигателем внутреннего сгорания. Таким сооружением производился подъем вагонеток с углем до шахты и возврат пустых вагонеток в шахту.

Уголь Скопинских шахт содержит много породы и чтобы не возить породу из России во Францию и Бельгию, франко-бельгийское акционерное общество создало брикетную фабрику для изъятия породы из угля, а брикеты из качественного угля отгружали во Францию и Бельгию.

Брикетная фабрика и рабочий поселок были построены на нынешней железнодорожной станции Брикетная, отсюда и название этой железнодорожной станции.

Частные аварии на железной дороге от Побединки до станции Брикетная заставили хозяев перебазировать брикетную фабрику на территорию, где в данное время находится заводской цех по изготовлению тары из древесины, ремстройгруппа и ЖКО.

С переоборудованием брикетной фабрики было связано и перебазирование рабочего поселка, состоявшего из десяти деревянных домов, уцелевших и до наших дней по улице Заводской. Механические мастерские находились в Побединке, но в связи с перебазировванием брикетной фабрики, перебазировали и механические мастерские с Побединки в нынешний поселок Заречный (в этом здании бывших мастерских сейчас находится ремонтный цех).

До революции в этих мастерских изготовляли вагонетки 0,5 тн, ручные лебедки, ломики, кайло, обушки и зубки к ним, а также производили ремонтные работы для шахт и брикетной фабрики. Оборудование в этих мастерских работало от двигателя внутреннего сгорания через трансмиссии и сети приводных ремней.

После Октябрьской революции все перешло в руки государства. Было создано Побединское рудоуправление, а мастерские получили название «Районные механические мастерские, ремонтная база трестов комбината Москвауголь» (комбинат находился в г.Туле).

В первое время в организации добычи угля резких изменений не произошло, так как не было электроэнергии до конца 1922 года. Согласно плану ГОЭЛРО, в 1918 году 9 ноября на совешании комиссии был установлен срок окончания проектирования Скопинской электростанции в течение 8 месяцев, начать строительство с весны 1919 года. 24 ноября 1918 года проектное задание было рассмотренно центральным электротехническим советом. Строительство электростанции было завершено в ноябре 1922 года. Опробование на холостом ходу было начало 7 ноября.

Через полгода после начала строительства электростанции 4 сентября 1919 года Михаил Иванович Калинин посетил шахты Побединского рудоуправления и строительство электростанции. В ознаменование этого исторического события на здании железнодорожного вокзала г.Скопина установлена мемориальная доска о том, что 4 сентября 1919 года здесь проводил митинг Михаил Иванович Калинин, а на вокзальной площади установлен памятник Михаилу Ивановичу Калинину.

С пуском в эксплуатацию электростанции в корне изменилась обстановка в районе и, в первую очередь, на шахтах и мастерских, появились станки и другое оборудование с электродвигателями.

С развитием угольных шахт было тесно связано и развитие мастерских, были построены кузнечный цех и цех металлоконструкций.

Такое развитие мастерских дало возможность начать изготовление надшахтных сооружений: копров, копровых шкивов, мощных лебедок с электродвигателями, конвейеров для транспортировки угля, вагонеток 0,5 и 1,0 тн, клетей грузоподъемностью 0,5 и 1,0 тн., круговых опрокидывателей для механизированной разгрузки угля из вагонеток, насосов перекачных и насосов высокого давления производительностью 50-100 кубометров в час.

7 сентября 1927 года мастерские Побединского рудоуправления были переименованы в "Скопинский рудоремонтный завод комбината Москвауголь". Постановлением Совнаркома было предусмотрено развитие подмосковного угольного бассейна, этим же постановлением предусматривалась реконструкция завода. Согласно плану, до 1936 года были реконструированы: кузнечный цех, цех металлоконструкций с пристройкой южного и северного крыла (в данное время это цех №8), чугунолитейный цех с пристройкой сталелитейного участка. В 1939 году был построен новый механический цех (это первое здание около проходной), а в здании старого механического цеха разместились ремонтный и инструментальный цехи. В 1940 году был построен новый механосборочный цех (сейчас это цех №5).

Новые и реконструированные цеха были оснащены новейшим оборудованием с электродвигателями. В эти же годы состоялось объединение завода с паровозоремонтным предприятием Наркомугля СССР (в данное время это учебный цех), заводу было присвоено название – "Государственный Скопинский машиностроительный и паровозоремонтный завод Наркомугля" с подчинением главному управлению угольного машиностроения. В этот период завод изготовлял разное горношахтное оборудование и производил капитальный ремонт паровозов в количестве до 20 штук в год.

С 1937 по 1941 гг. директором завода был Шерудилло Александр Павлович, он с первых дней Великой Отечественной войны был призван в Советскую Армию комиссаром полка инженерных войск, где сражался до победы, был награждён многими орденами и медалями, потом трудился по восстановлению народного хозяйства. На завод был прислан директор завода с Украины инженер Васенко Александр Максимович.

Как и все советские люди, трудящиеся Скопинского машиностроительного завода с первых дней ВОВ старались сделать все возможное для обеспечения победы над врагом. Работали по 12 часов без выходных дней, без отпусков. Завод переключился на изготовление оборонной продукции.

В помощь заводу была прислана группа специалистов с южных заводов и из Москвы. Завод получил задание по изготовлению нескольких видов авиационных бомб и деталей для легендарной «Катюши», которые являлись главнейшим заданием и особо контролировались Наркоматом. С первых дней освоения производства «Катюши» завод посетили заместитель наркома Оника Д.Г. и народный комиссар угольной промышленности СССР Вахрушев Василий Васильевич.

Скопинский завод одним из первых освоил изготовление деталей «Катюши» и поставку их на сборку. Трудящиеся завода, казалось, делали невозможное, все они не просто работали, а думали и предлагали все новые варианты технологии производства, новые приспособления и инструменты, улучшали качество, а производительность труда росла не по дням, а по часам. Над внедрением новшеств рабочие и руководители трудились по нескольку суток, днём и ночью, без отдыха, принимая пищу на рабочем месте, среди них: токари И.М.Савин, В.П.Соловьёв, П.Ф.Генералов, А.В. Асташкина, 16-летний Аркадий Леснухин, сверловщик Д.В.Зимарев и многие другие.

В начале ноября 1941 года был получен приказ об эвакуации завода. Люди с болью в сердце стали демонтировать оборудование, но делали это быстро. Жалко было снимать станки, на которых проработали много лет, но ещё тяжелее было от сознания, что если не успеешь, всё это может попасть в руки врага.

Перед отъездом корпуса цехов завода были заминированы, чтобы в случае прихода фашистов, с одного пульта взорвать весь завод. Этот пульт был известен только коммунисту Подковырову Ивану Петровичу, оставленному с группой охраны для исполнения гражданского долга и подпольной работы.

Немцы в Скопине были, а до завода не дошли, их выгнали морские пехотинцы. Слабонервные охранники бросили оружие и сбежали, а И.П.Подковыров заявил «охране»: «Пока сам не увижу немцев, взрывать завод не буду». Благодаря исключительной честности и стойкости И.П.Подковырова корпуса цехов завода уцелели.

Завод был эвакуирован на Урал в трёх эшелонах:

Первый эшелон – платформы с оборудованем и одна теплушка с охраной 20 человек (начальник эшелона главный инженер завода И.Э.Фонштейн);

Второй эшелон – в теплушках около 1000 человек трудящихся завода и членов их семей, а также 14 платформ с оборудованием (начальник эшелона начальник цеха №1 И.В.Продай);

Третий эшелон – одна теплушка с охраной и платформы с оборудованием (начальник эшелона директор завода А.М.Васенко, его помошник начальник первого отдела М.Н.Богданов).

Когда началась война, на заводе в цехе №1 проходила производственную практику группа учащихся Скопинского ПТУ в количестве 40 человек. Это были мальчики и девочки в возрасте 15-16 лет. Они трудились в коллективе цеха №1 наравне со взрослыми по 12 часов в день без выходных и без отпусков, многие из нх были в числе передовиков производства. Эта группа эвакуировалась вместе с заводом на Урал и там продолжала трудится наравне со взрослыми рабочими.

Ехать на Урал долго и это вынужденное безделие тревожило каждого. К месту назначения на станцию Егоршино Свердловской области прибыли 19 октября 1941 год. Встретил нас непривычный, пятидесятиградусный мороз. В этот же вечер эшелоны были поставлены к месту предстоящей разгрузки на подъезные пути лесного склада треста Егоршинуголь. Через час по прибытии на место руководители Егоршинского райкома партии, треста Егоршинуголь и нашего завода на собрании начальников цехов и отделов обрисовали обстановку, что цехам придется размещатся в двух гаражах, в одной бане, в клубе и подсобных помещениях шахты и в клубе им.Артема, т.е. в разных помещениях, расположенных друг от друга на расстоянии от одного километра до десяти. Это совещание было очень непродолжительным, но предельно ясным. Начальники цехов тут же отправилсь на осмотр зданий, где им предстояло организовывать производство боеприпасов.

В частности, цеху №1 по изготовлению деталей предстояло расположиться в подсобных помещениях шахты и клуба имени Артема. Коллектив трудящихся в клубе им.Артема, т.е. будущего цеха №1, набрались терпения досмотреть концерт и в 23 часа 19 декабря 1941 года приступила к подготовке помещения к монтажу оборудования. К утру полностью освободили помещения от клубного оборудования, инвентаря, мебели и пола, подготовили площадь клуба под монтаж оборудования. Для устройства фундаментов не было цемента, щебня, не было и времени, ведь в нашем распоряжении для выполнения производственной программы декабря месяца 1941 г. оставалось около двух дней. Поэтому было принято решение монтировать оборудование и электродвигателей на рамы из бревен, скрепленных между собой строительными скобами. В бревнах свернули вручную отверстия и крепили к бревнам станки фундаментными болтами, а для того, чтобы уменьшить вибрацию станков, ставили распорки из досок между станками и электродвигателей.

Для разгрузки и транспортировки оборудования не было механизмов, поэтому станки вручную сбрасывали из железнодорожных платформ в снег, а потом ставили на листовой металл, дружно брались от 20 до 30 человек и тащили на расстояние 400-500 метров к месту монтажа. Разгрузка оборудования, перенос к месту монтажа и монтаж производился круглосуточно, днем и ночью. В результате такой напряженной работы за одиннадцать суток цех №1 был восстановлен, пущен в эксплуатацию и план декабря месяца 1941 года по изготовлению и отгрузки деталей для «Катюши» был выполнен. Аналогично героически трудились и коллективы всех цехов завода. Рожденное в грозные годы Великой Отечественной войны, это предприятие, его славный коллектив внес значительный вклад в дело победы советского народа над фашизмом, а в послевоенный период – в восстановление народного хозяйства, в развитие технического прогресса в горнодобывающей промышленности.

Через пять месяцев со дня выдачи первой продукции, 14 апреля 1942 года, Указом Президиума Верховного совета СССР директор завода А.М.Васенко и токарь цеха №1 И.М.Савин награждены орденами Ленина, главный инженер завода И.Э.Фонштейн, начальник цехе №1 И.В.Продай – орденами Трудового Красного знамени. Орденами «Знак Почета» награждены: начальник цеха №2 С.В.Борискин, токарь-лекальщик инструментального цеха А.М.Ельцов, мастер-газосварщик цеха №3 М.Т. Ершов. 29 работников в конце этого же 1942 года был награждены значками «Отличник социалистического соревнования Наркомгуля СССР».

В 1945 году коллективу завода было вручено Красное Знамя Государственного Комитета обороны.

На Урале завод получил название: Государственный Союзный Артемовский машиностроительный завод Наркомгуля СССР.

После войны по генеральному проекту построены новые благоустроенные корпуса цехов, расположенные на одной территории. В это время завод изготовляет горношахтное оборудование, подчинен Министерству тяжелого машиностроения.

История Скопинского машиностроительного завода с 1942 года

В уцелевших пустых корпусах цехов завода нужно было организовать изготовление металлоконструкций и оборудования для восстановления разрушенных шахт подмосковного угольного бассейна. Нужно было восстановить разрушенную электростанцию, обеспечить электроэнергией завод и шахты, обеспечить завод крайне необходимым оборудованием.

Уже отмечалось, что благодаря героизму коммуниста Ивана Петровича Подковырова корпуса цехов завода не были взорваны, но они остались пустые, без оборудования, без мостовых кранов, без силовых электрокабелей и без электропроводки. В складах завода и в цеховых кладовых не было приспособлений, мерительного и режущего инструмента.

Скопинская электростанция была взорвана. Соответствующим организациям предстояло срочно восстановить электростанцию, так как это был единственный источник обеспечения электроэнергии шахт, завода, шахтных мастерских, жилфонда и т.д. К 15 января 1942 года электростанция была частично восстановлена, имела мощность 1000 квт, а к 9 марта 1942 года 1750квт, к июлю 1942 года – 3700 квт.

Как только была отремонтирована и пущена в эксплуатацию электростанция, а тем временем на заводе были частично восстановлены сети электроснабжения, было приобретено кое-какое оборудование, началось оживление производственной деятельности завода. Со второй половины 1942 года завод начал изготовление вагонеток 0,5 и 1,0 тн, клетей, лебедок, насосов перекачных, конвейеров скребковых длиной 50 м и производительностью 50 тн в час, обушков, зубов к обушкам, пик и т.п. Была отремонтирована вагранка и начато чугунолитейное производство. В бывшем паровозоремонтном цехе в 1942 году организовали изготовление скребковых цепей для конвейеров, изготовляемых заводом.

Мостовые краны и кранбалки, вывезенные в 1941 году во время эвакуации на Урал, там применения не нашли, поэтому в 1942 году были возвращены и смонтированы в цехах восстанавливаемого Скопинского завода.

В период войны и до победы на старом месте Скопинский завод медленно, но уверенно рос по численности трудящихся, объему и качеству выпускаемой продукции, по производительности труда и т.д. В 1943 году на заводе работало 785 человек. В это время уже выпускали клети, вентиляторы, шкивы копровые.

В последний период, к 1948 году были построены и отданы в эксплуатацию: инструментальный цех, кислородная станция, столовая.

В 1949 году было освоено изготовление электровозов шахтных для перевозки рабочих в забой на работу и обратно с работы к шахтному стволу, а также для перевозки угля в шахте.

Приказом Главуглемаша от 14 марта 1952 года № 204 завод переименован в Скопинский машиностроительный завод Главуглемаша Минугля СССР.

Выпуск электровозов продолжался по 1953 год, а с 1954 года эти производственные площади используются цехами – учебным и термическим.

В 1957 году закончено строительство и принят в эксплуатацию цех скребковых и пластинчатых цепей с шагом 50,8 мм 100 мм. В 1958 году была построена новая школа им.Горького.

В 1957 году завод получил задание организовать производство автомобильных запчастей на территории бывшей Чулковской МТС, где производственные площади равнялись 1000 кв.м. На этой территории в течении года построен корпус площадью 5000 кв.м., гальванический цех, склады и ряд других подсобных помещений, обеспеченно энергоснабжением и теплом, а с 1958 года начат выпуск амортизаторов для автобусов, для грузовых и легковых автомашин, а также тормозных кранов с сигналом “стоп” и другие автозапчасти.

Приказом Рязанского Совнархоза от 15 ноября 1962 года эти цеха были переименованы в завод автогрегатный и передан Министерству автомобильной промышленности.

В 1962 году был построен новый клуб. С 1964 по 1968 годы были построены: водокачка, водонапорная башня, проведен водопровод в квартиры, построены очистные сооружения, завершена канализация завода и всего поселка, завод и поселок обеспечены центральным отоплением от ЦЭС, построен стадион, заасфальтирована территория завода и ряд улиц поселка, оборудована автоматическая телефонная станция и кабельная связь с городом на расстояни 16 километров.

В 1968 году построена компрессорная станция. В 1973 году построены: детский сад на 150 мест и профилакторий на 50 мест.

С 1971 года начата газификация завода и жилфонда поселка, вначале жидким газом пропан-бутаном, а в дальнейшем природным газом. В данное время более 90% жилфонда поселка пользуется природным газом, а на заводе ряд печей и котельная работают на природном газе, в результате чего воздух в поселке стал значительно чище.

В поселке завода работала вечерняя школа рабочей молодежи (с 1950 по 1977 годы). В это время получили среднее образование 1122 человека, восьмиклассное образование – 534 человека.

С 1958 года по 1971 год работал филиал Скопинского горно-машиностроительного техникума, с 1972 по 1977 гг - Скопинский филиал Узловского машиностроительного техникума. За это время выпущено 797 человек, в том числе рабочих завода 503 человека.

В 1983 году на заводе построена новая котельная для центрального отопления цехов и служб завода, а так же жилфонда поселка.

В 1947 году жилфонд поселка составлял 7475 кв.м.
С 1947 по 1957 г. жилфонд поселка увеличился на 6703 кв.м.
С 1957 по 1967 г. - на 6367 кв.м.
С 1967 по 1977 г. - на 6714 кв.м.

С 1977 по 1984 г. - на 2816 кв.м.

При составлении истории завода использовались данные:

  1. Копии документов Москвы, Тулы и Рязани (копии находятся в архиве ЦЭС Рязаньэнерго).
  2. Два тома “Подмосковный угольный бассейн”. Составлен группой инженеров комбината Москвауголь Наркомата угольной промышленности СССР под руководством Д.Г.Оника (Ленинград, 1944 г.).
  3. Воспоминание очевидцев.

Составил И.В.Продай.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте