Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязанские и Касимовские боны 1917г.

Боны

1) краткосрочные долговые обязательства, выпускаемые казначейством, муниципальными органами или отдельными предприятиями; использовались в качестве покупательного и платежного средства; 2) бумажно-денежные знаки мелкого достоинства, выпускаемые временно в оборот в качестве разменных денег.

Рязанские боны

Ден. знаки номиналом в 25 р., отпечатанные в Рязани, предположительно в авг.-сент. 1917 в связи с нехваткой наличности в условиях высокой инфляции. Инициаторами эмиссии (по непроверенным данным) являлись управляющий Ряз. отд. Госбанка В.М. Танков и губ. комиссар Временного прав-ва Ф.К. Павлов.

Боны были изготовлены в одной из типографий Рязани литографическим способом на бледно-сиреневой бумаге с использованием темно-сиреневой краски (рамка, фоновые кружки и звездочки). Размер бон — 15x10 см. На лицевой стороне Б. размещался текст: «Рязанское Городское Самоуправление[,] выпущенная впредь до получения кредитных билетов из Государственного Банка[,] БОНА [,] Двадцать пять рублей 1917 год»; на оборотной стороне: «25 рублей [,] Обязательна к обращению в пределах Рязанской губернии наравне с кредитными билетами. Подделка будет преследоваться по закону. Рязанский Городской Голова [подпись] Бухгалтер [подпись] Управляющий Казенной Палатой [подпись] Управляющий Контрольной Палатой [подпись] Управляющий Рязанским Отд. Госуд. Банка [подпись]».

Всего было изготовлено 260 тыс. листов на сумму в 650 тыс. р. Кроме того, имелся 5691 бракован. лист на сумму в 144775 р. В широкое обращение Б. не попали, предположительно, по причине поступления в конце сент. - 1-й пол. окт. 1917 в местное отд. Госбанка гос. кред. билетов и ден. казначейских знаков («керенок»), что несколько снизило остроту проблемы дефицита наличности.

Вся сумма эмиссии была сожжена в Рязани 24 окт. 1920 в присутствии 5 должностных лиц.

У бонистов ряз. Б. встречаются редко и лишь с надпечаткой «образец» без подписи бухгалтера. У коллекционеров также встречаются фотографии лицевой стороны ряз. Б. аналогичного номинала (с надпечаткой «образец») с изображением герба Рязани и подписью Н.Н. Кисель-Загорянского — последнего губернатора Ряз. губ. дореволюционного периода. Сведений о происхождении данных денежных суррогатов, также не поступивших в обращение, не имеется.

Касимовские боны

Ден. знаки номиналом в 5 р. и 10 р., выпущенные в авг. - сент. 1917 Касимовской гор. управой ввиду острого «денежного голода» в городе и уезде, вызванного отсутствием поступлений кред. билетов в местное казначейство, расстройством товарооборота, а также почти полным прекращением уплаты населением местных налоговых платежей под влиянием революционных событий.

Инициаторами эмиссии выступили уездный комиссар Временного прав-ва меньшевик Вен. Качков и гор. голова Ник. Кусов.

Б. были изготовлены в одной из местных типографий литографическим способом. Бона в 5 р. размером 140x109 мм отпечатана на удовлетворительного качества бумаге кирпичного цвета с использованием светло-коричневой краски, 10 р. — размером 135x109 мм — на бумаге более высокого качества белого цвета с элементами нечетких водяных знаков. На лицевой стороне касимовских Б. были следующие надписи: «Касимовское Городское и Земское Самоуправление», «Временный разменный денежный знак», «Хождение обязательно в пределах Касимова и его уезда». На обратной стороне указывалось, что «настоящий денежный знак подлежит обмену Касимовской Городской Управой на государственные кредитные билеты по получении достаточного запаса их местным Казначейством, но не позже 1-го Сентября 1918 года. Боны обеспечены текущим счетом Касимовской Городской Управы в Казначействе».

Оформление Б. в знач. мере отразило расстановку полит. сил в стране после Февр. революции, а также существовавшую структуру терр. управления. Ден. знаки содержали факсимильное воспроизведение подписи касимовского гор. головы Н.А. Кусова, пред-ля земской управы И. Вержбицкого, уездного комиссара Временного прав-ва В. Качкова, пред-ля местного совета рабочих и солдатских депутатов Н. Рагозина и пред-ля совета крестьянских депутатов А. Полканова.

Символичным выглядел элемент оформления лицевой стороны Б., представленный поясом, обрамляющим цифру номинала. Это была почти точная копия с ленты высшего английского рыцарского «Ордена Подвязки» («Оrder оf the Gartег»), учрежденного в XIV в. и имевшего девиз «Позор тому, кто плохо об этом подумает». По словам касимовского краеведа Л.А. Кленова, появление на Б. данного пояса связано с фантазией Н. Кусова. Сидя на заседании, где обсуждался вопрос о выпуске Б., Кусов что-то вычерчивал на листе бумаги. Немного погодя он предложил поместить на новых «деньгах» получившееся у него изображение ремня, дабы «подпоясать распустившееся уездное мужичье», прекратившее платить налоги.

В широкий оборот касимовские Б. так и не попали, вероятно, также из-за смягчения ситуации с наличностью в связи с появлением «керенок». По некоторым сведениям, бонами пытались расплачиваться с работниками местной льнопрядильной фабрики Зайцева.

Весь тираж Б. (на сумму несколько сот тыс. р.) хранился в Касимовском отд. Госбанка, затем — в Касимовском краеведческом музее. Клише ден. знаков были уничтожены в начале 1950-х гг.

Денежные суррогаты

В России денежные суррогаты были широко распространены в годы революции, гражданской войны, а также в первые годы нэпа до перехода к устойчивой валюте.

В дореволюционный период в частях русской армии иногда использовались денежные суррогаты в виде металлических марок. Так, существовали марки офицерского собрания 140-го пехотного Зарайского полка достоинством 3 к.; марки собрания Шацкого пехотного батальона (выпускались в 1891 -1903) достоинством 3, 10 и 50 к.

В Кадоме в 1918 общество потребителей выпустило боны достоинством в1,2,3 и 10 р.

Известны и метал. ряз. боны с надписями: «Аптекарский магазин. А. Вагнер. Рязань» достоинством 25 к.

В 1917-18 в ден. обращении находились облигации «Займа Свободы» достоинством в 20, 40 и 100 р. со штампами отд. Госбанка.

В 1920-е гг. в Ряз. губ. из-за трудностей с разменной монетой в потреб. кооперации использовались абонементные книжки, разл. марки, применявшиеся в торговле, обществ. питании, банях.

Лит.: Иольсон Л. Рязанские денежные боны // Советский бонист. 1923. № 9-10; Малышев А.И., Таранков В.И., Смиренный И.Н. Бумажные денежные знаки России и СССР. М., 1991; Страхов В.В. Забытая валюта // Рязанский следопыт. 1993. № 1; Страхов В.В. Из истории денежного обращения в России 1917 года // Взгляд в историю: Сб. научных трудов по актуальным проблемам новой и новейшей истории России. Рязань, 2001. Шишкин А.П. Марки военных собраний частей русской армии // Новые нумизматические исследования. М., 1986; Металлические боны России и СССР. Донецк, 1992; Полный каталог бумажных денежных знаков и бон России, СССР, стран СНГ (1769-1994 гг.). Киев, 1995.

В.В. Страхов, А.В. Беляков.

Публ.: «Рязанская банковская энциклопедия»

3.5
Рейтинг: 3.5 (2 голоса)
 
Разместил: Референт    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Касимовская пятерка - белая, а десятка - красная.

Вы чего, ребята? )))

О проекте