Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Богомаз

10 сентября исполнилось 105 лет со дня смерти Николая Васильевича Шумова — самого известного рязанского церковного художника начала XX века.

В дореволюционное время среди многочисленных мест, где создавались иконы в Рязанской губернии, особо выделялась мастерская Николая Васильевича Шумова. По словам дореволюционного историка Сабчакова, она снабжала работами церковной живописи «едва ли не весь мир православный, включительно до града Иерусалима и святой горы Афонской».

Работы этого иконописца имелись почти в каждом православном храме Рязани. Мастеровые под руководством Николая Васильевича обновляли фрески и иконы главных соборов в Рязани — Успенского и Христорождественского, заново расписывали церкви духовной семинарии и женского епархиального училища. Ни одна реставрация рязанских городских храмов не обходилась без Шумова и его помощников. К Николаю Васильевичу приезжали священники из сельских церквей, приходили горожане, обращались учреждения и организации. И все многочисленные просьбы в написании или реставрации икон исполнялись. Художник обладал совершенно бескорыстным и доверчивым характером. Этим зачастую и пользовались недобросовестные люди. Шумова немилосердно обсчитывали и заказчики, и посредники. Несмотря на гигантский объём работы, этот человек до конца дней своих не нажил никакого капитала.

Николай Шумов с сыном Анатолием
Николай Шумов с сыном Анатолием

Опять тебя обманули! — возмущалась зачастую супруга Николая Васильевича. — Просто разорение с твоей младенческой простотой!

Не переживай, Надюша, — успокаивал супругу художник, — ты же знаешь, что доход не бывает без хлопот. Как-нибудь обойдёмся.

Шумов многих выводил в люди и часто давал деньги в долг без отдачи. Был совершенно равнодушен к знакам отличия и любым служебным преимуществам. Даже отказался от предложенной ему приписки к сословию потомственного почётного гражданства. В ответ на пояснение о пользе данной приписки для служебной карьеры его сыновей Шумов ответил так: «Если им важны эти глупости, то сами до этих абсурдных почестей пусть и дослуживаются».

БЛАГОСЛОВЕНИЕ СВЯТОГО СЕРАФИМА

Родился Николай Васильевич в Солотче в 1827 г. С детства он трудился в иконописной мастерской Солотчинского мужского монастыря. Там и получил первоначальное художественное образование.

Как и Ломоносов, Николай Шумов почти без средств к существованию отправился в 1850 г. в Петербург. После экзаменационных испытаний его приняли учеником императорской академии художеств. Одна из работ Шумова привлекла внимание российского императора Николая I, когда тот посетил выставку учеников академии. И после этого отношение преподавателей к «нищему рязанцу» стало особым. И 27 сентября 1853 г. его утвердили в звании действительного художника Петербургской императорской академии художеств.

Николай остался в столице империи, где он обучал рисованию дочерей князя Долгорукова и писал иконы для его домашней церкви. А потом поехал в знаменитое Дивеево, где стал первым наставником открывшейся там школы живописи для монахинь и послушниц.

В Дивееве, когда Шумов заболел лихорадкой, ему привиделся святой Серафим Саровский, молчаливо указывающий больному на вход в Божий храм. И после этого художник поехал работать в древний Ярославль. В течение года получил там неожиданно много денег за свои работы и вернулся на родину. В Рязани на Семинарской улице открыл он свою иконописную мастерскую.

ПРИБЛИЖЕНИЕ К БОГУ

Высокое качество работ сделало имя Шумова популярным. От заказов не было отбою.

До октябрьских событий 1917 г. приёмные покои архиерейского дома украшали выполненные Шумовым портреты владык, руководивших Рязанской епархией: Смарагда (1858-1863), Иринарха (1863-1867), Алексия (1867-1876), Палладия (1876-1882), Феоктиста (1882-1894), Иустина (1894-1896). Сам же художник считал самыми удачными своими работами иконы святого Василия Рязанского и святого князя Романа.

Было у него 4 сына и 7 дочерей. Однако к XX в. в Рязани жил только Анатолий, служивший в контрольной палате.

Свой уход из жизни Николай Шумов предсказал загодя, в первый день наступившего 1905 года. «Не иконописец я, а богомаз, — говорил он уже перед самой кончиной. — Бога изобразить нельзя, но сила любви даёт возможность к Нему приблизиться» .

Евгений Дмитриев

Газета «Панорама города», №39 (748) 2010 г.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте