Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Защитник Успенского собора



В 1925 году на адресованной властям петиции в защиту Церкви поставили свои подписи 1777 православных рязанцев. Они просили передать им на содержание разрушающиеся главные городские святыни — Христорождественский и Успенский соборы. Среди тех, кто открыто осмелился выразить тогда свои религиозные убеждения, был и бывший выпускник Рязанской семинарии Иван Катагощин.

В РУКАХ ОБНОВЛЕНЦЕВ

Официально оформленный 20 января (2 февраля) 1918 года декрет советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» положил начало новым государственно-церковным отношениям в нашей стране. А начатая в 1922 году массовая кампания по изъятию церковных ценностей постепенно взяла курс на полное уничтожение Русской православной церкви.

6 октября 1923 года главные рязанские святыни — Христорождественский, Успенский и Архангельский соборы — были переданы группе обновленцев. Так именовали поддерживаемых властями представителей церковных оппозиционеров, выступавших за модернизацию религиозного культа. Их в Рязани было ничтожное количество. На проводимых ими богослужениях соборы почти пустовали.

В течение двух зим Христорождественский храм плохо отапливался, отчего на стенах появилась сырость, повредившая фрески. А на западной стене Успенского собора весной 1923 года обнаружилась зловещая трещина, увеличивавшаяся с каждым месяцем. И осенью того же года Успенский храм был закрыт.

РЯЗАНСКИЙ СЕМИНАРИСТ

В мае 1925 года 1777 православных жителей Рязани подписали письмо, отправленное в президиум губернского исполнительного комитета. «Если Успенский храм будет возвращён нам, — сказано в документе, хранящемся сейчас в архиве, — в деле восстановления Рязанского кафедрального собора, несомненно, на помощь придут все верующие не только города Рязани, но и всей Рязанской губернии».

Рязанский семинарист Иван Катагощин, 1894 г.
Рязанский семинарист Иван Катагощин, 1894 г.

Подписанты брали на себя всю юридическую ответственность за содержание Успенского и Христорождественского соборов (Архангельский к тому времени уже перешёл в ведение местного отдела по делам музеев). Но власти эту петицию проигнорировали. Отдавать главные православные святыни в руки самих верующих было для них из-за политических соображений крайне невыгодно.

Судьбы защитников рязанских святынь, не побоявшихся поставить свои подписи в мае 1925 года, сложились по-разному. Кого-то из них вскоре репрессировали. Кто-то трагически закончил свой земной путь в тридцатые годы. Но были и те, чьи жизни протекали в дальнейшем сравнительно благополучно. К их числу можно отнести сына священника села Вослебово Скопинского уезда, Ивана Михайловича Катагощина. Он окончил духовную семинарию в Рязани, но впоследствии выбрал гражданский путь служения родине. Работал учителем, страховым агентом, сотрудником казначейства, а в советское время — бухгалтером. На мировоззрение бывшего семинариста большое влияние оказал тогда настоятель Преображенского храма в Спас-Клепиках Николай Добролюбов, с сыном которого (тоже Николаем) Иван Катагощин особенно дружил.

«Да, власть нынче пришла явно богоборческая, — говорил отец Николай, — но мы, православные, в этой ситуации должны прежде всего молиться за своих врагов» .

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

Этот завет старался выполнять в течение всей своей жизни Иван Катагощин. Никого не осуждая, регулярно ходил в церковь и причащался Святых Христовых Тайн. И молился в том числе за тех, кто уничтожал самое для него дорогое. В 1938 году родной брат Ивана, Василий Катагощин, пострадал за веру: был казнён. Он тоже в своё время окончил Рязанскую семинарию, а потом обучался в Казанской духовной академии вместе с будущим рязанским владыкой священно-мучеником Иувеналием (Масловским).

Иван Михайлович Катагощин был женат на дочери рязанского священника Елене Дмитриевне Воскресенской. У них родились две дочери и сын. Им всем благочестивые родители сумели привить любовь к церковным богослужениям. Умер «молящийся за врагов» Иван Михайлович в 1969 году. Похоронен на Скорбященском кладбище Рязани.

Сейчас в нашем городе проживает его внук — Александр Давыдович Катагощин. Несмотря на пенсионный возраст, он ведёт активную исследовательскую работу в государственном архиве Рязанской области, является постоянным читателем Рязанской епархиальной библиотеки. Журнал «Рязанский церковный вестник» часто публикует написанные им очерки.

Александр Катагощин своей просвещенческой деятельностью продолжает добрые традиции старого рязанского священнического рода.

Евгений Данилин

Газета «Панорама города», №13 (774) 2011 г.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте