Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Шуба с царского плеча

Шуба на Руси была главнейшим атрибутом княжеско-боярского одеяния. Эта «мягкая рухлядь», потертая и тронутая молью, передавалась по наследству и хранилась с особым тщанием и бережением наравне с государственной казной. Шубу носили практически круглый год: в праздничных шествиях, в паломнических хождениях, на посольских приемах. Занимательная история произошла с шубой последнего русского императора Николая II Романова.

В ноябре-декабре 1914 года, когда уже несколько месяцев бушевало пламя Первой мировой войны, Николай II совершал длительную поездку по стране для поднятия патриотического духа своих подданных. Петроградское Телеграфное Агентство распространило официальное сообщение министра Императорского двора генерал-адъютанта, графа Фредерикса: «Его Величество, Государь Император изволил отбыть двадцатого сего ноября из действующей армии для посещения в некоторых городах средней и южной России раненых, находящихся в местных госпиталях»[1].

Царь посетил Кавказ и ряд провинциальных городов Центра и Юга России: Смоленск, Тулу, Орел, Курск, Тифлис, Владикавказ, Екатеринодар, Новочеркасск, Харьков, Воронеж. Императрица Александра Федоровна вместе с великими княжнами Татьяной Николаевной и Ольгой Николаевной, 1 декабря отправилась в путешествие по городам России. В Воронеже Августейшее семейство воссоединилось. Завершалось путешествие в Тамбове. В связи с этим у рязанцев возникла надежда, что самодержец соблаговолит осчастливить своим присутствием один из самых древних русских городов — Рязань, через которую должен пройти маршрут следования царского поезда. 5 декабря стало известно благосклонное решение монарха посетить Рязань с кратковременным визитом. Утром, 6 декабря, в местных газетах появилось сообщение рязанского губернатора Н. Кисель-Загорянского:

«8 декабря Их Императорские Величества Государь Император и Государыня Императрица Александра Федоровна изволят осчастливить город Рязань своим посещением. 10 лет Рязань не лицезрела в своих древних стенах возлюбленного Монарха. Несомненно, искони преданное своим Государям, население города оценит сердечно ту великую честь, которая выпала на его долю. В великий исторический момент, который мы переживаем, в годину ниспосланного нам Промыслом Божиим борьбы с дерзким и сильным врагом, пребывание с нами и среди нас Их Императорских Величеств должно иметь особое значение, дорогое и понятное каждому русскому подданному.
Их Величества, пребывая из Тамбова, останавливаются в Рязани на самое короткое время, в единении с нами помолиться у местных святынь и посетить раненых наших героев-воинов. Пусть каждый из жителей, Высочайше вверенной мне Губернии, от мала до велика, проникнется одной сердечной радостью лицезреть своего Царя и Матушку Царицу, будет сам всемерно поддерживать общий порядок везде и всюду на всех путях Царского следования и в местах, которые будет угодно посетить Их Величествам»[2].

За три дня до предполагаемой даты прибытия закипела бурная работа по подготовке встречи с императором. Город стали спешно приводить в порядок: чистились и украшались улицы, частные домовладения, казенные и общественные места. Рязань на глазах хорошела и расцветала. Из уездов стали прибывать многочисленные, тщательно подобранные делегации. В одну из них были включены крестьянки из трех старинных сел: Дубровичей, Шумоши, Полян. За эти дни население города увеличилось на сорок тысяч человек. Для охраны императора прибыли дополнительные воинские части, численный состав которых вместе с гарнизоном и полицией составил около двадцати тысяч.

6 декабря было издано распоряжение рязанского полицмейстера о том, что: «Лица, получившие билеты на вход в помещение вокзала в день посещения города Рязани их Императорскими Величествами, следуют на вокзал по старой дороге и подъезжают к подъезду 3 класса, Экипажи лиц, прибывших на вокзал, устанавливаются чинами полиции на старой дороге по линии забора Казанской ж.д. Проезд к вокзалу по Московской улице, Большому и Малому шоссе прекращается с девяти с половиной часов утра. Лица, получившие билеты на вход в собор, следуют по Соборной улице через каменный мост. Экипажи лиц прибывших в собор, устанавливаются на набережной реки Трубежа позади собора. Проезд в собор по Соборной улице прекращается с десяти часов утра»[3].

7 декабря Николай II заночевал на промежуточной станции Чемодановка. Сну императора в благоговейном молчании внимали многочисленные толпы парода. Утром, когда поезд с императором медленно тронулся в дальнейший путь, раздалось такое дружное громовое «Ура!», что стоявший на посту жандарм свалился, как подкошенный, на землю. В десять с половиной часов, 8 декабря, под колокольный звон всех городских церквей царский поезд остановился на железнодорожном вокзале г. Рязани, где собрался весь цвет губернского города во главе с губернатором. Выслушав рапорты начальника гарнизона и губернатора, царь и царица вышли к народу. Крестьянки, одетые в русские национальные костюмы, в рубахах, расшитых красными цветами, в поневах и шушпанах, низко кланяясь, поднесли царице вышитые полотенца. Царь обратил на крестьянок свое благосклонное внимание, особо отметив их древнерусские одежды: «Вот всегда носите свои домашние наряды»[4] и добавил эмоционально: «Здесь Русский дух, здесь Русью пахнет»[5].

От железнодорожного вокзала император с императрицей Александрой Федоровной и Августейшими дочерьми, великими княжнами Татьяной Николаевной и Ольгой Николаевной, в открытом автомобиле направились в исторический центр города, кремль, где их встречало рязанское духовенство во главе с преосвященным Димитрием. В кафедральном Христорождественском соборе к царю обратился с приветственным словом владыка Димитрий. После краткого молебна, царская семья, по застланному красным сукном помосту, перешла в древний Архангельский собор, где царь осмотрел местные святыни: жезл и мантию архиепископа Мисаила[6], водосвятную чашу, отлитую из золотой печати Батыя[7].

Из кремля императорский кортеж направился прямо в расположение 46 сводного лазарета, где император приступил к раздаче наград раненым воинам. Церемония награждения происходила по-военному четко. Войдя в помещение, Николай II скидывал с плеч шубу и молодцеватой походкой направлялся в больничные палаты. Царь подходил к раненому, говорил короткую фразу и вручал Георгиевский крест или медаль за храбрость на георгиевской ленте. В церемонии награждения участвовали императрица Александра Федоровна и великая княжна Татьяна Николаевна.

Во время посещения одного из лазаретов у царя странным образом пропала шуба. Завершалось пребывание императора в солдатском лазарете Салтыковской больницы.

Николай II вошел в лечебницу, скинул шубу и торопливо зашагал к выстроенным вдоль коридора раненым воинам. Его адъютант на мгновенье отвлекся и, увидев уходящего венценосца, заторопился за ним, а шубу ловко принял на руки кто-то из губернских толстосумов и, оттесненный гвардейской охраной, нелепо застыл с неожиданно свалившимся на него царским подарком. Закончив церемонию награждения, Николай II вышел на крыльцо и остановился, с недоумением глядя по сторонам. Его свита тоже замерла, не понимая причины заминки монарха. Наконец, император встрепенулся, сел в стоящий у крыльца автомобиль и под ободряющие крики «Ура!» отправился на вокзал.

Перед отъездом из Рязани Николай II передал через губернатора благодарность всем жителям города за теплый прием и отдал распоряжение освободить учащихся от занятий на три дня. Эти известия вызвали всеобщее ликование. Гимн «Боже Царя храни» исполнялся шесть раз! Около двух часов пополудни царь отбыл из гостеприимной Рязани, оставив на память о своем пребывании царскую шубу. На следующий день губернатор получил правительственную телеграмму с таким текстом: «Передайте всем помолившимся за Меня и Мою Семью и выразившим Мне свои верноподданнические чувства сердечную от Моего Имени благодарность <...>. С удовольствием вспоминаем Наше пребывание в Рязани. Николай»[8].

Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.

Примечания:

1. Рязанская жизнь. 1914. 22 ноября.
2. Рязанская жизнь. 1914. № 300.
3. Там же.
4. ТРУАК. Рязань, 1916. Т. XXVII. Вып. 1.С. 10.
5. Там же. С. 9.
6. Архиепископ рязанский Мисаил (1651-1655). На рязанской кафедре — с 1651 года. Приближенный патриарха Никона. В 1654 году по указу царя Алексея Михайловича начинает миссионерскую деятельность среди языческого населения. Окрестил несколько тысяч человек. В марте 1655 года,
во время очередной поездки получил смертельное ранение от выстрела язычника стрелой из лука. Похоронен в Архангельском соборе Г, Рязани. Местночтимый святой. В настоящее время жезл и пробитая стрелой мантия архиепископа хранится в Иоанно-Богословском монастыре.
7. ТРУАК. 1916. Т. XXVII. Вып. 1. С. 12.

8. Там же. С. 17.

0
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте