Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Айседора Дункан: королева жестов



Творчество знаменитого русского поэта Сергея Есенина изучено вдоль и поперек. Разложены по полочкам мельчайшие эпизоды его жизненного пути. С кем встречался, кого ненавидел и любил неуемный рязанец. Внесены в своеобразный «реестр» женщин Есенина его неофициальные и законные жены. Среди трех официальных жен Есенина обращает особое внимание американская танцовщица ирландского происхождения Айседора Дункан.

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото 1922 г.
Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото 1922 г.

Биография Дункан феерична и трагична так же, как и биография Есенина. Айседора (Изадора) Дункан родилась в Америке, в портовом городе Сан-Франциско в 1877 году. С детских лет проявился ее незаурядный хореографический талант. Нигде не учась танцевальному искусству, она уже с шести лет сама давала уроки детям значительно старше по возрасту[1]. Все, чего она достигла в искусстве, Дункан обязана исключительно упорству и таланту. От голодной нужды — до миллионного состояния, от безвестности — до мировой славы.

Сохранились автобиографические воспоминания Дункан о далеко не безоблачном и нелегком начале артистической карьеры: «У моей матери, бедной учительницы музыки, часто не было, что поесть, но ей всегда удавалось сгладить наши мучения игрой сочинений Шуберта или Бетховена, под которые мы танцевали. Вот так я начинала свой путь танцовщицы»[2].

Путь ее в искусстве и в личной жизни не был усыпан розами. Судьба жестоко обошлась с Дункан — в автомобильной катастрофе погибли ее дети: мальчик и девочка, и сама Айседора не избежала этой участи.

... Летом 1921 года, по приглашению наркома просвещения А.В. Луначарского, Дункан приезжает в голодную, взбудораженную Россию делать новое революционное искусство. Здесь, в России, она организует балетную школу-студию для детей рабочих. Дункан отходит от классического балета и создает новое направление — пластический танец. Система Дункан включала в себя элементы гимнастики, проведение занятий в естественных природных условиях под танцевальную музыку, в одежде, не стесняющей движений. Вся система художественного и физического воспитания была направлена на формирование гармонически развитого, сильного и здорового человека. Выступления Дункан с воспитанницами школы пользовались ошеломляющим успехом и собирали сотни и тысячи восторженных почитателей.

Поэт Есенин не мог не заметить «королеву жестов», как называли Дункан, и, несмотря на восемнадцатилетнюю разницу в возрасте, они становятся мужем и женой. Кстати, этот брак Айседоры был предсказан ей французской гадалкой, чему Дункан несказанно удивилась, так как проповедовала свободную любовь и не хотела связывать себя брачными узами.

10 мая 1922 года молодожены отправляются за границу в многомесячное турне. Поездка предпринималась для того, чтобы пропагандировать литературу и искусство молодого Советского государства. Для этого планировалось устроение литературных вечеров Есенина и издание его стихотворных сборников. Для Дункан основная цель поездки заключалась в сборе средств для танцевальной школы посредством сольных выступлений. Айседора прилагала неимоверные усилия для организации выезда детей танцевальной школы на спектакли во Францию и в Америку, но наталкивалась на равнодушие чиновников и зависть недоброжелателей. Президиум Коллегии Народного комиссариата по просвещению, рассмотрев предложение французского правительства организовать в Париже спектакли Дункан с 20 русскими детьми, постановил: «Данное предложение отклонить»[3]. Отрицательное решение было принято и по американским гастролям: «Гастрольную поездку школы Дункан в Америку признать нежелательной»[4]. Административный директор школы-студии И.И. Шнейдер в письме к А.В. Луначарскому очень негативно отозвался о сплетнях, циркулирующих в Комитете по поводу Дункан и ее школы: «Стыдно за государственное учреждение, которое работу обывательских кумушек регистрирует у себя за «факты». Больно за великую артистку и женщину, гостью Советской России, где зарвавшиеся чиновники новейшей формации уже, так сказать, «официально оскорбляют А. Дункан»[5].

Деньги, которые зарабатывала Дункан своими выступлениями, разлетались, как листья на ветру. Крандиевская-Толстая вспоминала: «Дункан только что заложила свой дом в окрестностях Лондона и пела переговоры о продаже дома в Париже. Путешествие по Европе в пятиместном «бьюике», задуманное еще в Москве, совместно с Есениным, требовало денег <...>»[6]. В свою очередь, Есенин обвинял Айседору в неумении вести финансовые дела: «<...> Изадора ровно ни черта не понимает в практических делах, а мне очень больно смотреть на всю эту свору бандитов, которая ее окружает»[7].

Упреки Есенина не совсем соответствовали действительности, так как в «дунканском окружении» были лица, нанятые Айседорой специально для «обслуживания» Есенина в загранкомандировке и с его согласия. Тем временем культурно-пропагандистская и гастрольная деятельность супругов продолжалась. Для Сергея Есенина были организованы литературные выступления, а в Берлине выпущены сборники стихотворений. Но Европа и особенно Америка, куда переехала чета Есенин-Дункан, остались равнодушными к творчеству русского поэта. В очерке «Железный Миргород» Есенин так писал о потребительском отношении тамошних обывателей: «Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам. Американец всецело погружается в «Business» и остального знать не желает. Искусство Америки на самой низшей степени развития»[8].

Есенин вызывал интерес у обывателя не как поэт, а как молодой муж известной танцовщицы. Там, за границей, пролегла трещина, ставшая неодолимой пропастью в непростых отношениях двух самобытных личностей. Славу Дункан Есенин не мог перенести. Он жаждал своей. В письме Есенина к Илье Шнейдеру в июне 1922 года говорилось: «Ирме мой нижайший привет. Изадора вышла за меня замуж второй раз и теперь уже не Дункан-Есенина, а просто Есенина»[9].

Ирма Дункан, Айседора Дункан  и Сергей Есенин. Фото 1922 г.
Ирма Дункан, Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото 1922 г.

Свои постоянные скандалы Есенин объяснял стремлением выделиться, прославиться: «Да, я скандалил. Мне нужно было, чтобы они меня знали, чтобы они меня запомнили. Что, я им стихи читать буду? Американцам стихи? Я стал бы только смешон в их глазах. А вот скатерть со всей посудой стащить со стола, посвистеть в театре, нарушить порядок уличного движения — это им понятно. Если я это делаю, я миллионер. Мне, значит, можно. Вот и уважение готово, и слава и честь! О, меня они лучше помнят, чем Дункан»[10].

3 августа 1923 года Есенин и Дункан возвратились в Россию. Предчувствуя скорую развязку, Дункан с горечью говорила: «Вот я привезла этого ребенка на его Родину, но у меня нет более ничего с ним <...>»[1]. Дункан делает последние попытки удержать Есенина возле себя, но он уже сделал выбор. В октябре 1923 года Есенин окончательно разрывает всякие отношения с Дункан. Он составляет первоначальный текст телеграммы такого содержания: «Я говорил еще в Париже, что в России я уйду, ты меня озлобила, люблю тебя, но жить с тобой не буду». Под диктовку Бениславской вырабатывается окончательный вариант: «Я люблю другую, женат и счастлив. Есенин». Вслед за есенинской телеграммой посылается телеграмма Галины Бениславской: «Писем, телеграмм Есенину больше не шлите. Он со мной. К вам не вернется никогда»[12].

Дункан тяжело переживала разрыв с Есениным. К личным невзгодам добавились и творческие. Некоторые ученицы Айседоры стали отходить от ее высоких принципов служения искусства, делая ставку только на скорейшее обогащение, а не на совершенствование исполнительского мастерства. В 1924 году для пополнения скудного бюджета своей школы-студии непревзойденная танцовщица уехала в Германию, а оттуда перебралась во Францию, где в сентябре 1927 года погибла в автомобильной катастрофе. Руководство Московским театром-студией имени Айседоры Дункан взяли в свои руки И. Шнейдер и приемная дочь Айседоры Дункан, Ирма (полное имя — Ирма Доретта Генриетта Эрих-Гримм). Старшая воспитанница Ирма была единственной ученицей Айседоры, которая последовала за своей учительницей в Советскую Россию в конце июня 1921 года.

Ирма Дункан много и успешно гастролировала по городам Советского Союза. В ноябре 1925 года Ирма вместе с воспитанницами школы-студии приезжает в Рязань. Афиши, расклеенные в общественных местах губернского города, извещали о предстоящем концерте талантливой танцовщицы Ирмы Дункан: «В воскресенье 22 ноября, в Колонном зале Дома коммунистического просвещения вечер танца знаменитой танцовщицы Ирмы Дункан и 15 студиек Государственной Московской Студии имени Айседоры Дункан. Действие будет проходить в особых сукнах, при свете прожекторов»[13].


Объявление в газете "Рабочий клич", 1925 г.

Предусматривалось два выступления: «для детей по особой программе под названием «Детское утро» в час дня и в девять часов вечера для взрослых»[14]. Концертная программа состояла из двух отделений. В первом отделении танцы исполнялись под классическую музыку Шуберта, Глюка, Брамса, Штрауса, Рахманинова. Второе отделение — экспериментальное — было посвящено драматургии революционных песен: «Смело товарищи в ногу», «Интернационал», «Раз, два, три».

Переполненный Колонный зал Дома коммунистического просвещения восторженно приветствовал столичных артисток. Красота движений, гибкость и пластика, выразительность жестов и задор юных исполнительниц покорили зрителей. Особенно тепло принимались сценки «Игра в мяч» и «Ловля бабочки». На общем фоне выделялась своим танцевальным темпераментом «старшая сестра студиек», Ирма.

Своим приездом в Рязань Ирма Дункан передала символический прощальный привет Есенина землякам за тридцать пять дней до его роковой гибели в пятом номере ленинградской гостиницы «Англетер».

Источник: "Легенды Рязанского края", В.Семин.

Примечания:

1. Дункан А. Моя жизнь. М., 1997 С. 9.
2. Дункан А. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. М., 1992 С. 265.
3. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. М., 1999. Т. 6. С. 541.
4. Там же. С. 542.
5. Там же.
6. Там же. С. 529.
7. Там же. С. 144.
8. Есенин С.А. Избранное. М., 1985 С. 431.
9. Там же. С. 473.
10. Есенин С.А. Полное собрание сочинений. М., 1999. Т 6 С 568.
11. Шнейдер И. Встречи с Есениным. М., 1974. С. 114.
12. Там же. С. 135.
13. Рабочий клич. 1925. № 266.

14. Там же.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте