Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Орнаментализм. Доклад по международному арт-проекту «Орнаментализм. Terra incognita.» Автор - Алексей Акиндинов.



Доклад Алексея Акиндинова на тему "орнаментализм" по Международной выставке «Орнаментализм. Terra incognita.»
Из сборника докладов, прочитанных на заседании «круглого стола» в Государственном выставочном зале «На Каширке» 17 декабря 2013 года, в котором приняли участие художники – участники выставки, искусствоведы и преподаватели ВУЗов. Издание 1. Составитель – Чекалина Л. И., член Ассоциации искусствоведов (АИС), МСХ, ТСХ России, член-корреспондент Российской Академии Народного искусства (РАНИ), главный научный сотрудник ГВЗ «На Каширке». Москва, 2014.

О выставочном арт-проекте на сайте Государственного выставочного зала "На Каширке". Цитата: "Профессиональный уровень художников необычайно высокий. Участники многочисленных выставок и выставочных проектов, в том числе крупнейших международных форумов и фестивалей, чьи работы находятся в ведущих музеях и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом – Алексей Акиндинов (лидер движения), Лада Вдовина (Франция), Ольга Контарева, Константин Кузнецов, Василий Николаев, Галина Полоз, Марина Полякова, Лариса Рубцова, Игорь Сидоров (Беларусь), София Сухариян, Тоир Шарипов (Узбекистан) и др. – это мастера с яркой индивидуальностью, ломающие рамки традиций, умеющие создавать свои собственные, глубоко личные художественные миры."
Ornamentalizm_Na_Kashirke_0.jpg
Ornamentalizm_Na_Kashirke.jpg (124.76 кб )8 декабря 2013г. Открытие выставки. Участники арт-проекта и флаг орнаментализма. В центре - Алексей Акиндинов. Слева - студентка ВШНИИ (Рязань) - Александра Шелухина, справа - Московский поэт-полиглот Вилли Мельников. Слева: художники - Владимир Пронин, Илья Петров, Андрей Назаров(Рязань), Маргарита Будылёва(Рязань). Второй справа - Сергей Абакумов(Рязань), 4-я - Ольга Пуреховская, 5-й - Рязанский художник, философ и поэт - Вячеслав Шитов. ГВЗ "На Каширке", Москва. (Фото Константина Фролова).
О выставке на Официальном сайте Министерства культуры РФ. Цитата: "В 2000 году Алексей Акиндинов (Рязань) открыл эту тему в современной живописи своей персональной выставкой «Всё узор». Автор статьи - Людмила Чекалина (искусствовед, куратор выставок современного искусства).
Видеосюжет с открытия выставки.
Заявленные Алексеем темы доклада:
1. Возникновение термина «орнаментализм».
2. Дифференциация значений термина «орнаментализм».
2.1 Трансформация значений термина.
2.2 Слияние значений с более полным раскрытием «орнаментализма».
2.3 Эволюция термина.
2.4 Манифестация концепции «орнаментализма».
3. Мой приход к идее «орнаментализма».
4. Концепция «орнаментализма». Хронология публикаций.
5. «Орнаментализм» в станковой живописи. Публикация с раскрытием данной темы.
6. Некоторые авторитетные источники, обратившие внимание на «орнаментализм», и поддержавшие его в качестве нового направления в современном искусстве.
8_0.jpg
8.jpg (359.87 кб )
Речь Алексея Акиндинова у флага орнаментализма на открытии выставки. 8 декабря 2013. Рядом - Людмила Ивановна Чекалина, искусствовед, куратор выставок современного искусства. (Фото Александра Королёва).
Развитие терминологии неизбежно сопутствует развитию научной мысли, так как ни одна система знаний не может быть изложена без языка. "Идеи, — говорит Маркс, — не существуют оторванно от языка" (Архив Маркса и Энгельса, т. IV).

3_0.jpg
3.jpg (284.53 кб )
Зрители на открытии выставки. (Фото Александра Королёва).
1. Возникновение термина «орнаментализм».
Когда, кем и в каком значении впервые был применён термин «орнаментализм» мне не известно. Со своей стороны я надеюсь, что со временем найдутся специалисты - исследователи, которые профессионально займутся этим вопросом. Возможно, коллективная Международная выставка «Орнаментализм. Terra Incognita» поспособствует возникновению интереса к данной теме у искусствоведов.
Мой доклад по теме «орнаментализма» является личным, субъективным мнением и не претендует на искусствоведческую трактовку данной темы, так как я не являюсь искусствоведом, но только художником.
2. Дифференциация значений термина «орнаментализм».
(Трансформация значений термина. Слияние значений с более полным раскрытием «орнаментализма». Эволюция термина. Манифестация концепции орнаментализма).
Истории известны случаи, когда один и тот же термин, приобретал новые, отличные от предыдущих, значения. Не мало примеров и вытеснения значений, предыдущих – новыми. Например: исходя из Оксфордского словаря английского языка, значение слова «снимок»(snapshot (англ.), впервые этот термин был зафиксирован в 1808 году английским спортсменом по имени Эндрю Хокер. Он написал в своём дневнике, что каждая птица, застреленная им в этот день погибла от «снимка», то есть – быстрого, незапланированного выстрела. Слово «снимок» в то время использовалось только как охотничий термин. Есть так же примеры, когда новое значение термина оказывалось более глобальным и перспективным, захватывая умы современников, образуя тем самым сообщества единомышленников. Объективными признаками такого явления в изобразительном искусстве могут являться: проведение тематических выставочных проектов - как персональных, так и коллективных, формулировка концепции с последующим опубликованием в печатных изданиях, авторитетность источников печатных изданий. А также - пролонгация, проявляющаяся возникновением ряда тематических проектов на протяжении нескольких лет, возникновение подобных проектов, проводимых другим автором или коллективом, не связанных с предыдущими инициаторами, возникновение споров и дискуссий по данной теме. В дальнейшем, приводя какие либо факты, я буду стараться акцентировать момент на опубликованности материалов в бумажной периодике, так как только грамотно выстроенная хронология тех или иных исследуемых моментов сможет способствовать объективному анализу. Под "грамотно выстроенной хронологией" я подразумеваю возможность проверки источников информации, посредством ознакомления с датированными публикациями.
В докладе я изложу свой путь в орнаментализме и мою трактовку этого термина. Данная трактовка – это иное значение термина «орнаментализм», поскольку мне известны значения этого термина как: литературный приём и способ украшательства в архитектуре и декоративно-прикладных изделиях. Применение термина «орнаментализм» в этих областях зафиксировано очень немногими публикациями, ссылки на которые достаточно скупо представлены в интернете. Некоторые из ссылок основываются на бумажных публикациях, датированных самое раннее - 2003годом, например: Источник - Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - с.263-267. Или: 2011г., источник: Англо-русский словарь по социологии. 2011: «Термин – орнаментализм. Значение - культура украшения различных предметов, в том числе архитектурные сооружения, образцы прикладного искусства».
По мной не проверенным источникам (по данным публикаций в интернете), термин «орнаментализм» так же был применён в 1977 г. архитектором Робертом Стерном, определяя подходы в современной архитектуре, он обозначил три его принципа: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм (источник мной не известен и соответственно - не проверен).
Оговорюсь, что к текстам в интернете я отношусь осторожно, так как они должны проверяться публикациями в бумажном виде. Но, так или иначе, в этих публикациях, трактовка значения термина "орнаментализм" сводилась к одному - «приём украшательства». Не раскрывалось главное – а что же такое «орнаментализм»? Могу допустить, что такой термин как орнаментализм мог использоваться с середины семидесятых годов (возможно и ранее), но опубликованных концепций (манифестов) по этой теме найдено мной не было. Тем более, данный термин никак не применялся по отношению к станковой живописи, до определённого времени (о времени выхода первых публикаций, раскрывающих тему «орнаментализма» в станковой живописи я сообщу чуть позже).
115_0.jpg
115.jpg (262.76 кб )
"Лунапарк". 50х100см., 2007 г.с. холст, масло, автор - Алексей Акиндинов. Источник.

Я попытаюсь рассказать историю «оформления» идеи «орнаментализма», перевода его значения из "эстетической причуды" и "технического изыска" в новое значение, а точнее – нового стиля, который имеет чёткую концепцию и распространяется не только на изобразительное искусство, но и на миропонимание и философию в целом. Поскольку я по своей специализации являюсь художником – живописцем, то в большей степени речь пойдёт о применении «орнаментализма» в станковой живописи, с изложением опубликованных и зафиксированных в бумажной периодике (газеты, журналы) концепций.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
Прикрепленный файлРазмер
Приложение. Список публикаций Алексея Акиндинова на тему орнаметализма..rtf94.35 кб
 
Разместил: Lena    все публикации автора
Изображение пользователя Lena.

Состояние:  Утверждено

О проекте