Из сборника докладов, прочитанных на заседании «круглого стола» в Государственном выставочном зале «На Каширке» 17 декабря 2013 года, в котором приняли участие художники – участники выставки, искусствоведы и преподаватели ВУЗов. Издание 1. Составитель – Чекалина Л. И., член Ассоциации искусствоведов (АИС), МСХ, ТСХ России, член-корреспондент Российской Академии Народного искусства (РАНИ), главный научный сотрудник ГВЗ «На Каширке». Москва, 2014.
О выставочном арт-проекте на сайте Государственного выставочного зала "На Каширке". Цитата: "Профессиональный уровень художников необычайно высокий. Участники многочисленных выставок и выставочных проектов, в том числе крупнейших международных форумов и фестивалей, чьи работы находятся в ведущих музеях и частных коллекциях в нашей стране и за рубежом – Алексей Акиндинов (лидер движения), Лада Вдовина (Франция), Ольга Контарева, Константин Кузнецов, Василий Николаев, Галина Полоз, Марина Полякова, Лариса Рубцова, Игорь Сидоров (Беларусь), София Сухариян, Тоир Шарипов (Узбекистан) и др. – это мастера с яркой индивидуальностью, ломающие рамки традиций, умеющие создавать свои собственные, глубоко личные художественные миры."
Ornamentalizm_Na_Kashirke.jpg (124.76 кб )8 декабря 2013г. Открытие выставки. Участники арт-проекта и флаг орнаментализма. В центре - Алексей Акиндинов. Слева - студентка ВШНИИ (Рязань) - Александра Шелухина, справа - Московский поэт-полиглот Вилли Мельников. Слева: художники - Владимир Пронин, Илья Петров, Андрей Назаров(Рязань), Маргарита Будылёва(Рязань). Второй справа - Сергей Абакумов(Рязань), 4-я - Ольга Пуреховская, 5-й - Рязанский художник, философ и поэт - Вячеслав Шитов. ГВЗ "На Каширке", Москва. (Фото Константина Фролова).
О выставке на Официальном сайте Министерства культуры РФ. Цитата: "В 2000 году Алексей Акиндинов (Рязань) открыл эту тему в современной живописи своей персональной выставкой «Всё узор». Автор статьи - Людмила Чекалина (искусствовед, куратор выставок современного искусства).
Видеосюжет с открытия выставки.
Заявленные Алексеем темы доклада:
1. Возникновение термина «орнаментализм».
2. Дифференциация значений термина «орнаментализм».
2.1 Трансформация значений термина.
2.2 Слияние значений с более полным раскрытием «орнаментализма».
2.3 Эволюция термина.
2.4 Манифестация концепции «орнаментализма».
3. Мой приход к идее «орнаментализма».
4. Концепция «орнаментализма». Хронология публикаций.
5. «Орнаментализм» в станковой живописи. Публикация с раскрытием данной темы.
6. Некоторые авторитетные источники, обратившие внимание на «орнаментализм», и поддержавшие его в качестве нового направления в современном искусстве.
8.jpg (359.87 кб )
Речь Алексея Акиндинова у флага орнаментализма на открытии выставки. 8 декабря 2013. Рядом - Людмила Ивановна Чекалина, искусствовед, куратор выставок современного искусства. (Фото Александра Королёва).
3.jpg (284.53 кб )
Зрители на открытии выставки. (Фото Александра Королёва).
1. Возникновение термина «орнаментализм».
Когда, кем и в каком значении впервые был применён термин «орнаментализм» мне не известно. Со своей стороны я надеюсь, что со временем найдутся специалисты - исследователи, которые профессионально займутся этим вопросом. Возможно, коллективная Международная выставка «Орнаментализм. Terra Incognita» поспособствует возникновению интереса к данной теме у искусствоведов.
Мой доклад по теме «орнаментализма» является личным, субъективным мнением и не претендует на искусствоведческую трактовку данной темы, так как я не являюсь искусствоведом, но только художником.
2. Дифференциация значений термина «орнаментализм».
(Трансформация значений термина. Слияние значений с более полным раскрытием «орнаментализма». Эволюция термина. Манифестация концепции орнаментализма).
Истории известны случаи, когда один и тот же термин, приобретал новые, отличные от предыдущих, значения. Не мало примеров и вытеснения значений, предыдущих – новыми. Например: исходя из Оксфордского словаря английского языка, значение слова «снимок»(snapshot (англ.), впервые этот термин был зафиксирован в 1808 году английским спортсменом по имени Эндрю Хокер. Он написал в своём дневнике, что каждая птица, застреленная им в этот день погибла от «снимка», то есть – быстрого, незапланированного выстрела. Слово «снимок» в то время использовалось только как охотничий термин. Есть так же примеры, когда новое значение термина оказывалось более глобальным и перспективным, захватывая умы современников, образуя тем самым сообщества единомышленников. Объективными признаками такого явления в изобразительном искусстве могут являться: проведение тематических выставочных проектов - как персональных, так и коллективных, формулировка концепции с последующим опубликованием в печатных изданиях, авторитетность источников печатных изданий. А также - пролонгация, проявляющаяся возникновением ряда тематических проектов на протяжении нескольких лет, возникновение подобных проектов, проводимых другим автором или коллективом, не связанных с предыдущими инициаторами, возникновение споров и дискуссий по данной теме. В дальнейшем, приводя какие либо факты, я буду стараться акцентировать момент на опубликованности материалов в бумажной периодике, так как только грамотно выстроенная хронология тех или иных исследуемых моментов сможет способствовать объективному анализу. Под "грамотно выстроенной хронологией" я подразумеваю возможность проверки источников информации, посредством ознакомления с датированными публикациями.
В докладе я изложу свой путь в орнаментализме и мою трактовку этого термина. Данная трактовка – это иное значение термина «орнаментализм», поскольку мне известны значения этого термина как: литературный приём и способ украшательства в архитектуре и декоративно-прикладных изделиях. Применение термина «орнаментализм» в этих областях зафиксировано очень немногими публикациями, ссылки на которые достаточно скупо представлены в интернете. Некоторые из ссылок основываются на бумажных публикациях, датированных самое раннее - 2003годом, например: Источник - Шмид В. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - с.263-267. Или: 2011г., источник: Англо-русский словарь по социологии. 2011: «Термин – орнаментализм. Значение - культура украшения различных предметов, в том числе архитектурные сооружения, образцы прикладного искусства».
По мной не проверенным источникам (по данным публикаций в интернете), термин «орнаментализм» так же был применён в 1977 г. архитектором Робертом Стерном, определяя подходы в современной архитектуре, он обозначил три его принципа: контекстуализм, аллюзианизм и орнаментализм (источник мной не известен и соответственно - не проверен).
Оговорюсь, что к текстам в интернете я отношусь осторожно, так как они должны проверяться публикациями в бумажном виде. Но, так или иначе, в этих публикациях, трактовка значения термина "орнаментализм" сводилась к одному - «приём украшательства». Не раскрывалось главное – а что же такое «орнаментализм»? Могу допустить, что такой термин как орнаментализм мог использоваться с середины семидесятых годов (возможно и ранее), но опубликованных концепций (манифестов) по этой теме найдено мной не было. Тем более, данный термин никак не применялся по отношению к станковой живописи, до определённого времени (о времени выхода первых публикаций, раскрывающих тему «орнаментализма» в станковой живописи я сообщу чуть позже).
115.jpg (262.76 кб )
"Лунапарк". 50х100см., 2007 г.с. холст, масло, автор - Алексей Акиндинов. Источник.
Я попытаюсь рассказать историю «оформления» идеи «орнаментализма», перевода его значения из "эстетической причуды" и "технического изыска" в новое значение, а точнее – нового стиля, который имеет чёткую концепцию и распространяется не только на изобразительное искусство, но и на миропонимание и философию в целом. Поскольку я по своей специализации являюсь художником – живописцем, то в большей степени речь пойдёт о применении «орнаментализма» в станковой живописи, с изложением опубликованных и зафиксированных в бумажной периодике (газеты, журналы) концепций.
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
Приложение. Список публикаций Алексея Акиндинова на тему орнаметализма..rtf | 94.35 кб |