Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Борисоглебский энколпион с Толпинского городища.



Пасынков С.В.

В 2010 году автор ознакомился с медным крестом найденным на одном из селищ Толпинского городища – памятнике археологии XI-XVIIвв.[1] В научной литературе он именуется, как оборотная створка борисоглебского энколпиона. Энколпион – двустворчатый крест, предназначенный для хранения мощей или других святынь. Кресты с XIVв. принято называть мощевиками.

С принятием христианства на Руси, появилась острая потребность в богослужебных книгах, предметах христианского искусства и святынях. Первоначально всё ввозилось из Византии. Через Крым в Xв. поступали и энколпионы из Сирии и Палестины. С XIв. их стали изготавливать в Киеве, затем в других древнерусских городах. С этого времени изделия русских ремесленников разошлись по всей Восточной Европе.[2]

Рассмотрим непосредственно саму Толпинскую находку (рис.1). В центре створки изображен св.кн.Глеб в полный рост с «моделью» однокупольного храма в левой руке, правая прижата к груди. Крест круглоконечный, с выступами «слёзками» на них. На концах энколпиона три медальона с погрудным изображением святых. У правого медальона различима буква «Г», начальная буква имени Глеб. На верхнем и нижнем концах по две проушены (сверху одна сломона), для крепления с другой половинкой. Лики святых в медальонах определить невозможно.

Рис. 1. Борисоглебский энколпион с Толпинского Городища.

Рис. 1. Борисоглебский энколпион с Толпинского Городища.

Размер креста (без ушек) 5,7х4,8 см. На второй половинке изображался св.кн.Борис, так же с храмом в руке. По заключению Песковой А.А. створка энколпиона могла быть отлита в XII-нач.XIII вв. По классификации крест относится к группе II.3.1 – рельефные борисоглебские. Аналогичные экземпляры находили в слоях XIIв. в Новгороде и в городах-крепостях погибших во –время татаро-монгольского нашествия.[3]

Князья Борис и Глеб, в крещении Роман и Давид, были первыми святыми канонизированными Русской Церковью. Они являлись младшими сыновьями равноапостольного князя Владимира. Князь имел 12 детей от разных жен, будучи ещё язычником и только Борис и Глеб родились в законном христианском браке. В 1015 г. старший брат Святополк злодейски убивает Бориса и Глеба. Младшие братья смиренно приняли смерть, по примеру Христа, добровольно принявшему распятие. Такой подвиг для Руси, раздираемой кровавыми междуусобицами, был удивителен. Это было удивительно и для всей языческой Руси, привыкшей к кровавой мести.

В 1072 г. нетленные мощи святых страстотерпцев перенесли в новопостроенный храм Вышгорода, близ Киева. С этого времени начинается широкое их почитание.[4] Дни праздников (по новому стилю): 15 мая- Перенесение Мощей, 6 августа- Убиение кн. Бориса, 18 сентября – Убиение кн. Глеба.

Говоря о подвиге князей необходимо напомнить, что святыми страстотерпцами в Православной Церкви называют христианских мучеников, принявших страдания во Имя Христа от своих единоверцев по злобе или клевете.[5] Таковыми , например, являются : Тверской князь Михаил, царевич Дмитрий Угличский, князь Андрей Боголюбский, царь-император Николай II c семьёй.

В домонгольский период св.кнн. Борис и Глеб, в подавляющем большинстве, изображались на иконах рядом. Другой художественной особенностью является отражение их национального облика : княжеские одежды, шапки с мехом, плащи. На круглом медальоне со Старой Рязани, (рис.2.1) А.Л.монгайт так описываем одеяние кн.Глеба: «На голове княжеская шапка с узкой опушкой и полукруглым верхом. Поверх кафтана надет плащ – «корзно». Это вид парадного плаща князей Киевской Руси. Плащ набрасывали через одно плечо и застёгивали пряжкой на другом. Черты описанных одеяний можно просмотреть на Толпинском энколпионе и особенно хорошо это видно на каменной иконке (рис.2.2). Исследователи считают , что первые иконы более достоверно передавали облик князей. При вскрытии захоронений при митрополите Иоанне, мощи их оказались нетленны. На основании этого , как правило, Борис изображался с небольшой бородой и усами, а Глеб более юным и без бороды. Такими они выглядели и на раках надгробных изображений.[6]

На энколпионах свв. Борис и Глеб держат в руке «модель» храма. Они сами ещё не успели построить ни одной церкви, но после канонизации появилось множество храмов в их честь. В русской иконографии известны образы святых держащих в руке храм. Преподобномученица Великая Княгиня Елизавета Фёдоровна, изображается с одним из храмов образованной ею Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга держит в руках храм, в знак того, что построила первую церковь на Руси. Благоверный кн. мученик Роман Рязанский, в левой руке держит град, а в нем церковь. И наконец, особо почитаемый русским народом Никола Можайский , с мечом в правой руке и «городом» в левой. В память чудесного спасения г.Можайска в кон.XIVв. от татаро-монгол.

Князья страстотерпцы широко почитались в Муромо- Рязанском княжестве. После отделения от Черниговской епархии (1198г.), Рязанская епархия стала именоваться Борисоглебской и местом пребывания владык стал Борисоглебский собор Старой Рязани.[7] Образы князей появились на епископских печатях (рис.2.3), на украшениях знатных людей (рис.2.1), в росписях храмов и на иконах (последние на Рязанской земле не сохранились). В летописях под 1180г. упоминается город Борисов – Глебов, а село Глебово Городище археологи связывают с домонгольским городом Глебов.[8]

Если всё вышесказанное обобщить, то можно сказать, что св.кнн. страстотерпцы Борис и Глеб были и остались защитниками города, рязанской земли и всего Русского государства. Идея их заступничества отразилась в живописи и нашего времени в картине Ильи Глазунова «Видение Бориса и Глеба». Действительно, святые князья являлись в видениях в решающее для нашего Отечества время : перед Ледовым Побоищем (1242г.) и в день Куликовской битвы (1380г.).[9]

Другим важным моментом, связанным с крестами – энколпионами, является вопрос – какие святыни там хранились. Главным изображением древнерусских энколпионов является Распятие Христово. Интересно отметить, что такой крест был найден в конце XIXв. на берегу реки Прони, близ села Толпино. Об этом писал настоятель Пятницкой церкви о.Яков Митрофанович Красильников.[10]

fdsf3.jpg

Рис.2.Образы св.князей Бориса и Глеба в рязанском княжестве XII-нач.XIIIвв. ; 2.1- медальон с изображением св.кн.Глеба, Старая Рязань, диаметр 4,5см.; 2.2 – каменная иконка из Солотчинского монастыря, принадлежала св.блг.кн.Олегу Рязанскому, размер – 9,6х6,8х0,7см.; 2.3 – вислая актовая печать первого Рязанского епископа Арсения, Толпинское городище, диаметр – 2,3см.

Исследователи сходятся во мнении, что в каких- то энколпионах с изображением Ряспятия действительно хранились частицы Древа Креста Господня. Частицы Креста разошлись по всей земле, но не каждый храм или город, а тем более человек, могли иметь такую святыню. Количество же найденных археологами энколпионов, к настоящему времени, составляет более двух тысяч. А.А.Беляев по этому поводу считает , что внутри могли находиться предметы «с мощами тесно соприкасавшиеся».[11] Для православного человека они обладают такой же чудодейственной силой, как и сами мощи. Что касается борисоглебских энколпионов, то можно сказать уверенно – там находились подлинные частицы мощей свв. Бориса и Глеба.

Не четкое изображение на рассматриваемом энколпионе позволяет говорить о его местном изготовлении. Черты лица кн.Глеба, складки его плаща заплыли. Это можно объяснить тем , что отпечаток в глиняной форме для отливки, сделан с полустершегося образца. Мелкие детали изображения мастер дорабатывал резцом. Буква «Г» на нашем изделии вырезана в ручную. На наличие производства ювелирных изделий на Толпино указывает каменная литейная форма из собрания Кораблинского краеведческого музея. К этому следует добавить большое количество стеклянных браслетов и их обломков с территории городища и его селищ, так же наиболее вероятно изготовленных местными ювелирами.[12]

Таким образом , крест – энколпион с Толпинского городища является ещё одним подтверждением особого почитания св.князей Бориса и Глеба на Рязанской земле. Относительного найденного энколпиона можно сказать , что он принадлежал какому то высокопоставленному человеку из церковной среды или княжеской дружины. Одной из наиболее вероятных причин утраты креста, является его потеря во время сражения с татаро-монголами, т.к. город на Толпино был уничтожен когда Батый шел на Старую Рязань.

Литература.

1. Археологическая карта России. Рязанская область. Часть 3. М. 1996. Стр.19-20.
2.Перхавко В.П. Находки энколпионов с территории Югославии // Советская археология, №4. 1987. Стр.206.
3.Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы. Кресты- реликварии XI-XIIIвв. СПб.2003. Табл.41.II.3/1-3, Табл.39.II.3.1/5. Автор глубоко признателен А.А.Песковой за анализ Толпинских энколпионов.
4.Борис и Глеб. Православная Энциклопедия //www.pravenc.ru.
5.Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви// Протоиерей Григорий Дебольский.2002. Стр.462.
6.Иконография . Борис и Глеб// www.sedmitca.ru ; Даркевич В.П., Монгайт А.Л.. Клад из Старой Рязани.М.1978. Стр.10, табл.XII- стр.30 ; Игумен Серафим (Питерский), Т.Панкова. Великий князь Олег Иванович Рязанский (1338-1402). Рязань. 2008. Стр.37.
7. Перенесение мощей святых князей Бориса и Глеба. // Официальный сайт Московского Патриархата. www.patriarch.ru.
8. Монгайт А.Л. Рязанская земля.М.1961.Стр.51-54, 197,198; Игумен Серафим Питерский, мон. Мелетия(Панкова). Печать епископа Арсения, первого в ряду Рязанских иерархов // Рязанский церковный вестник.№3.2007.Стр.128-131. Изображения святых на печати Арсения различимы плохо и можно подумать , что это могли быть другие святые как например Никита и Харитоний или архидиакон Стефан и Никола. Примеры таких изображений в древнерусской мелкой пластике имеются, в частности на каменных иконках. См.: Т.В.Николаева Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XIVвв.// Свод археологических источников.Е1-60.М.1983.Табл.18,№6.Табл.28.№1. Однако автор склоняется к версии, что это именно свв.кнн. Борис и Глеб, так как они часто встречаются именно на вислых печатях Киевской Руси. См.: В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков. Древнерусские вислые печати зарегистрированные в 2006 г.// www.siegel.ru/2006/sv06.html. И наверно более весомым аргументом является сообщение А.Л.Монгайта о свинцовых печатях со свв. Борисом и Глебом, найденных на берегу Оки у Старой Рязани. См.: А.Л.Монгайт. Старая Рязань.М.1955. Стр.25.
9. Житие святых мучеников Бориса и Глеба, князей русских. // Жития русских святых. Т.1.М.2004.Стр.332.
10.Самарянов В. Медный крест-складень случайно найденный на берегу реки Прони близ церкви с.Толпино Ряжского уезда// Труды Рязанской Ученой Архивной Комиссии за 1889г. Рязань.1890.Т.IV.Стр.60-62. Пескова А.А., прочитав описание этого энколпиона, затруднилась точно его классифицировать. По её мнению или дано не точное описание, или это вид энколпиона, который ранее не встречался – «сошествие Христа во ад». ( из личной переписки).
11.Беляев Л.А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение.М.1998.Стр.270.
12. Стрикалов И.Ю. Охранные раскопки на Толпинском городище в 1990г. // Елец и его окрестности. Тезисы докладов научной конференции.Елец.1991.Стр.121-123.

Материалы восьмых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского. Рязань.2013. Стр.6-11.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте