Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Первые рязанские фотографы



Краеведы и все кому не безразлична история Рязани, в большом долгу перед памятью о первых - рязанских фотографах. Они оставили нам солидное фотонаследие: одних известных к настоящему времени видов улиц, зданий и запёчатлённых событий в городе более 300. Одиночных же и групповых портретов рязанцев — не считанное количество. Самые ранние фотографии в Рязани датировали 1870 годом - братья Блюм.

Старинные фотографии позволяют заглянуть в мир наших предков. Надо ли говорить, как бережно должны фотографии храниться. Для живущих они - бесценны.

1. С чего начиналась светопись-фотография

История фотографии или светописи, без которой немыслима современная жизнь началась в 1839 году. Отставной полковник Наполеоновской армии Ж.Ньепс и держатель светозвуковой диарамы художник Л.Дагер являются её изобретателями.

Их первый фотоаппарат - деревянный ящик с маленьким отверстием для проникновения внутрь него света или «камера-обскура». На задней стенке тёмного ящика лучик света рисовал изображение того, что перед ящиком находилось.

Ещё Леонардо да Винчи предлагал художникам использовать этот эффект «тёмной комнаты». Французы Ньепс и Дагер нашли способ «закреплять» световые изображения на поверхностях посеребренных пластинок. Таковыми были первые фотографии.

Первый фотоаппарат (камера-обскура ) 1840-х годов.
Первый фотоаппарат (камера-обскура ) 1840-х годов.

Позже, вместо простого отверстия для доступа луча света в фотокамеру стали применять специальные фотообъективы со стеклянными линзами, и качество снимков заметно улучшилось. Если раньше резкости изображения добивались двигая заднюю стенку аппарата, то теперь слегка вращая объектив по резьбе.

Металлические фотографии «дагеротипы» невозможно было ни размножить, ни увеличить; каждый снимок оставался в единственном экземпляре. Англичанин Г.Тальбот в 1841 году запатентовал способ получения изображений на бумаге, и их контактного размножения. Он же в 1843 году предложил способ увеличения фотоснимков при помощи особой камеры и линз (до появления электрических источников света, использование фотоувеличителей оставалось затруднительным).

С тех пор и до нашего времени продолжается совершенствование выдающегося изобретения по многим направлениям. Тем не менее, видоизменённый способ получения фотографий предложенный Таль-ботом более 150 лет назад является пока основным.

Ныне уже существуют способы получения и сохранения компактных изображений на кристаллических и магнитных носителях; лазерное тиражирование и передача изображений на большие расстояния; воспроизведение изображений на экранах телевизоров и компьютеров.

В России первые фотографические кабинеты появились в 1840-е годы в Москве, Петербурге, затем в крупных губернских городах. Пейзажные и видовые съёмки на открытом воздухе фотографы начали делать с 1860-х годов. В 1894 году создано было Русское фотографическое общество.

2. Рязанские фотографы летописцы

Что мы знаем о первых фотолетописцах города? Пока не много. С 1870 по 1917 годы из известных ныне профессионалов в Рязани трудились 17 человек. Это фотографы: братья Блюмб, Н.Ананьин, С.Александров, Ф.Афанасьев, В.Либович, Е.Гончарова, И.Тарасов, Н.Саввов, В.Срывкин, Еропкин, Д.Либович, Ф.В.Сорокин, В.Кувшинов, М.Заблоцкий, С.М.Чернов, К.Фосс, А.Разцветов.

Фотограф Владимир Либович
Фотограф Владимир Либович

Их фамилии удалось выяснить, рассматривая «паспарту»: своеобразные визитные карточки фотографов; картонки с индивидуальными тиснениями, на которые те наклеивали изготовленные рязанцам фотокарточки.

Фото-кабинеты их располагались в разных частях небольшого города Рязани тех лет, преимущественно на бойких местах улиц, в арендованных помещениях. В частности: на Почтовой, Соборной, Астраханской, на углу Мясницкой (Горького) и Введенской улиц.

С громоздкими фотоаппаратами прошлых лет удобнее всего работать было в комнатах специально оборудованных картинами и предметами, на фоне которых эффектно производились съёмки лиц для портретов, и где использовалось дневное или искусственное освещение. Состоятельные рязанцы часто приглашали фотографов на дом, оплачивая и извозчиков, нанятых фотографом для проезда и перевозки своих фото принадлежностей.

Перед фотоаппаратами 1870-1890-х годов приходилось сидеть не шевелясь до 2-х и более минут, так как светочувствительность фотопластинок была ещё невелика. Поэтому, на групповых снимках тех лет люди часто смотрят не в объектив фотоаппарата, а в стороны, будто беседуют между собой.

Владимир Либович за работой
Владимир Либович за работой

Вообще, фотографическое искусство в 1870-1917 годах было делом кропотливым и хлопотным для фотографа. Чтобы запечатлеть клиента и получить фотографии, надо было точно отвесить, смешать и растворить различные химикаты для нанесения на фотографические пластинки. Сделать снимки, затем обработать изображение в нужных растворах. Наконец, получить изображение, то есть фотографию, на бумаге без помощи электричества, которого в Рязани ещё не было.

Фотоувеличителей ещё не применяли; приходилось делать ящики-фотоаппараты таких размеров, каких хотелось иметь фотографии, порой до 1 метра и более, по площади задней стенки фотоаппарата. Зато, на огромных снимках тех лет была необычайная резкость.

Фотографироваться было недёшево, тем не менее любителей сниматься уже к 1900 годам в Рязани хватало. Семейными фотографиями и снимками близких людей обменивались при встречах, посылали оказией и почтой с дарственными надписями.

Рязанские фотографы начали изготавливать специальные снимки для российских почтовых открыток с видами Рязани, где были: перекрёстки улиц города, красивые здания, набережная реки Трубеж, возле Успенского собора.

В ходу стали игривые фото-виньетки и фото-каллажи с надписями: «Приветь из Рязани», «Съ Рож-дествомъ Христовымъ», «Съ Новымъ Годомъ», «Съ днёмъ Ангела», «Жди меня, какъ я тебя» и другие.

* * *

С 5 по 20 апреля 1906 года в Рязани, в летнем театре сада «Общества трезвости», что располагался на углу Мальшинской и Левицкой улиц (Свободы и Радищева ул.; с 1916 года здесь монументальное здание бывшей Губернской Земской Управы, позже Обком КПСС), проходила Художественная выставка-продажа картин.

Выставка собрана была «с мира по нитке»; помимо рязанских художников - П.Пожалостина, Я.Калиниченко, А.Киселёва-Камского, В.Соколова, Л.Пырсина - картины на обозрение публики выставляли простые владельцы-обыватели города. Художники из других ближайших городов.

old-irkutsk-0012.jpg
"Паспарту" индивидуальный знак фотографа, тиснёный на обороте фотографий мастера. Подобные "паспарту" были у каждого профессионального рязанского фотографа работавшего до 1917 года.

На этой-то выставке помимо прочих художников впервые участвовали и профессиональные рязанские фотографы - В.А.Срывкин и С.М.Чернов.

Рязанский В.А.Срывкин представил большое фото Кремля в Рязани, раскрашенное красками. Он в то время экспериментировал, как и другие; пытался снимки с натуры при помощи разных ухищрений сделать похожими на настоящие картины.

Напротив, фотограф С.М.Чернов был сторонником строгого документализма в фотографии. В составе Нежинского пехотного полка, в мае 1904 года отправленный из Рязани на Дальний Восток, на поля сражений русско-японской войны - он и представил на выставку ряд репортажных снимком с тех мест. С такими понятными после только что пережитой войны названиями, как - «Гаолян», «В околодке Нежинского полка после боя», «Похороны нежинца убитого тунгузами». Чернов выставил также фотографии рязанских пейзажей.

Выставка закрывалась вечером 20 апреля 1906 года, при стечении горожан. Духовой оркестр наполнял пространство городского сада полюбившейся мелодией «Амурские волны».

* * *

В ранее изданных книгах: «Прогулки по губернской Рязани», «Губернская Рязань на старинных фотографиях», и в данной книге «Тайны губернской Рязани» автор, отдавая дань уважения и памяти первым фотографам Рязани, в общей сложности поместил до 300 различных их фотографий.

Автор не оставляет надежды подробнее узнать и написать о перечисленных выше старых рязанских фотографах.

Наше прошлое управляет настоящим, а значит и будущим.

г.Рязань. Февраль 2002г.

Источник: Николай Аграмаков. "Билет в прошлое. Тайны губернской Рязани", 2009.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте