Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Крест-реликварий с изображением Сергия Радонежского из Кремля Переяславля Рязанского



В.И. Завьялов

Выдающийся религиозный и политический деятель России преподобный Сергий Радонежский относится к числу наиболее почитаемых святителей. Интересно отметить, что почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых. Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. По мнению Е.Е. Голубинского, Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы» (1894. С. 85).

Всеобщее почитание преподобного выразилось, в частности, в обширной иконографии Сергия Радонежского, включающую как крупные формы (иконы, шитьё), таки и мелкую пластику (нательные иконки и крестики). Самые ранние изображения датируются 20-ми гг. XV в., то есть появляются менее чем через тридцать лет после кончины Сергия. Особое значение имела деятельность Сергий для Рязанского княжества: в 1387 году возглавил посольство к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Рис. 1. Крест-реликварий из Кремля Переяславля Рязанского.

Рис. 1. Крест-реликварий из Кремля Переяславля Рязанского.

В 2009 г. коллекция предметов с изображением Сергия Радонежского по-полнилась находкой из раскопок на Житном раскопе в Кремле Переяславля Рязанского. Речь идёт о четырёхконечном нательном кресте-реликварии (рис. 1). Для Переяславля Рязанского это чрезвычайно редкая находка – до начала работ на Житном раскопе всего было известно три костяных крестика (Барышев, 2001). Следует отметить, что изделия из кости, несмотря на её хорошую сохранность (ежегодная остеологическая коллекция из Житного раскопа составляет не-сколько тысяч единиц) изделия среди индивидуальных находок составляют не-значительную часть (в пределах 5–7%).

Крест происходит из темно-коричневого суглинистого слоя со значительной примесью щепы и навоза (рис. 2). Находка располагалась на глубине -347 см от условного репера[1] , что соответствует 18 пласту, который по составу керамического комплекса датируется концом XV – началом XVI в. Планиграфически артефакт соотносится с постройкой № 15. Сруб однокамерный, рублен в обло с остатком, чаша располагалась в нижнем бревне. Стены постройки, конопаченные мхом, сохранились на два венца (второе снизу бревно частично утрачено). Брёвна дубовые, неошкуренные, диаметром 15-17 см. Южное бревно укреплено с внешней стороны столбиком. Внутри сруба сохранились доски пола, располагавшегося по линии север-юг, шириной 28-30 см и толщиной 4-5 см. Доски опираются на лаги, врубленные во второе снизу бревно. С постройкой связано более 80 индивидуальных находок. Основная их часть представлена предметами быта, что не позволяет сделать вывод о социальном статусе проживавшей на усадьбе семьи.

Рис. 2. Место находки креста-реликвария. Восточный участок Житного раскопа на уровне -360 см. Вид с юга.

Рис. 2. Место находки креста-реликвария. Восточный участок Житного раскопа на уровне -360 см. Вид с юга.

Крест вырезан из рога животного семейства оленьих (лось или олень)[2] . Структура роговой ткани указывает на то, что все рог для крестика был получен в зимний период, когда роговая ткань уже полностью теряет кровоснабжение, и самец готов к ежегодному сбросу рогов. Нельзя исключить, что сырьем стал и просто сброшенный рог. Зимний и весенний сбор таких рогов как косторезного сырья всегда был и до сих пор является обычным занятием охотников всей лес-ной зоны. При изготовлении артефакта применялись следующие операции: рас-пил рога на пластины, обточка формы, резьба барельефа и текста, шлифовка. Высота креста 4,6 см, ширина по лопастям 2,3 см, толщина – 1 см, ширина лопастей 1 см. Нижняя и верхняя части креста имеют прямоугольные расширения. В верхней части просверлено отверстие для шнура. С внутренней стороны креста имеется углубление для хранения мощей, повторяющее по форме сам крест. Ширина бортиков составляет от 3 до 1,5 мм. Задняя крышка реликвария не со-хранилась. На лицевой стороне в центральной части креста прямоугольный киотец размерами 0,8 х 3 см. В киотце вырезана фигура святителя в монашеских одеждах. Нимб отсутствует. На верхней лопасти отчётливо читаются буквы «СТЬ» (святитель?), на левой лопасти «СЕ» на правой – «Р» (Сергий?). Сверху и с боков надписи декорированы прямыми линиями с насечками, обращёнными в сторону надписи. Для иконографии Сергия Радонежского характерно изображение свитка в левой руке. На некоторых ранних изображениях свиток свёрнут, на поздних – развёрнут, на нём читается текст поучения. Кисть правой руки сложена в благословляющем жесте. В нашем случае руки, вероятно в силу миниатюрности изображения, кисти рук не проработаны. Судя по чёткости композиции, уверенной резьбе крест вырезан высококвалифицированным мастером-профессионалом.

В заключении следует отметить, что, несмотря на обширную иконографию Сергия Радонежского, нательные кресты с его изображением не столь многочисленны. В связи с этим находка из Кремля Переяславля Рязанского приоб-ретает особое значение и как памятник художественной резьбы по кости, и как предмет почитания выдающегося деятеля русской истории.

  1. За ноль принята отметка крышки канализационного люка, абсолютная высота которой от уровня моря по Балтийской системе составляет 112,83 м.
  2. Таксономический анализ сырья проведён к.б.н. Е.Е. Антипиной.
  • Барышев И.Б., 2001. Костяные резные крестики-тельники из раскопок Переяславля Рязанского // Ставрографический сборник. Кн. 1. М.
  • Голубинский Е. Е., 1894. История канонизации святых в Русской Церкви // Богословский вестник. Т. 3 № 7.

Опубликовано : Рязанский богословский вестник. №2. 2014. Стр.88-91.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте