Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Дубок на Дрысинской дороге



Дрысинская дорога отметилась в документах о сторожах от 1571 года в двух точках. Проведу через них прямую линию, которую постараюсь обосновать документально. Первая – отмечена на Старом Дрысинском броде Красивой Мечи, что в Мочилках, напомню, на самом удобном мелком броде, а вторая – на речке Вязовке:
«13-я на Вязовке повыше Вязовскаго устья на Дрысенской дороге» (15).
Подходящая точка находится в Барановке. Здесь сторожа была поставлена совсем не случайно, а сразу на перекрестии двух дорог: Дрысинской и Столповой. Низовья речки были топкими, потому и «Вязовня», а в точке сторожи был нормальный переход.
Ris__11__Dankov_na_sovremennoj_karte.jpg
В зоне междуречья Дрысинская дорога легко прокладывается по современным поселениям и пунктам: Мочилки, Сибильда, Хрущёво-Подлесное, Баловнево, через Вязовку, повыше её устья, потом выше нового Данкова переходит через Дон по Ногайскому броду в зоне карьера. На участке от Баловнево через Вязовку и Дон, на современной карте имеются отрезки просёлков, которые служат хорошими указателями старого маршрута, нацеленного от Барановки на урочище «Полевой». Участок дороги в левобережье от донского брода до урочища уничтожен карьером. Смотрите карту Данковского уезда от 1790 года – на ней участок дороги через Баловнево показан. А куда же дальше? Легко догадаться, что на Дубок, предположительно, стоявший близ волока на речке Кочуровке, а потом, на Рязань, в северо-восточном направлении на Владимир, служивший в древности столицей Руси почти до эпохи Дмитрия Донского. Учитывая, что стратегические дороги стремились к максимальной прямоте, Дрысинская дорога срезает кочуровский угол, нарушая договор Хэлэк Джэртык, пересекает Кочуровку и уходит в Рязанские земли на Милославское, Скопин и Дмитриевское на Вёрде. Следует обратить внимание, что древний маршрут от Ногайского брода через предполагаемую точку Дубка отлично прочерчен просёлочными дорогами вплоть до Милославского. Новый маршрут проложили в наше время рационально через Архангельское со стороны нового Данкова несколько восточнее древнего маршрута (подробнее смотрите в главе «Донской водный путь…»).
Теперь посмотрим, какие свидетельства имеются в других документах.
Стану утверждать, что две точки Дрысинской дороги, Елец и Дубок, указаны в Никоновской летописи за 1146 год:
«Князь Святослав Ольгович иде в Рязань и быв во Мценске, и в Туле, и в Дубке, и на Дону, и в Ельце, и в Пронске, и придя в Рязань на Оку».
В стороне от маршрута находятся Мценск и Тула, что не мешало князю перейти потом на Дрысинскую дорогу и следовать далее по перечисленным пунктам.
Откуда она пришла на Красивую Мечу? С Чернигова или Киева по древнейшим городам, между которыми дороги были всегда, а далее через Ливны, Елец, Красное.
Упоминается Дрысинская дорога «во вторичном документе», изданном под редакцией В.П. Семёнова в 1902 году, который называется «Россия», возможно, как проходившая через самый известный и удобный брод. Во втором томе имеется географическое описание средней чернозёмной зоны, а на странице 413 без ссылки на какие-либо документы говорится:
«Верстах в трёх северо-западней Сергиевского у с. Слободка находятся остатки древнего вала. Между Сергиевским и расположенным в 8 верстах выше него по Красивой Мече с. Кузьминской (Кузьминой Гати), близ так называемой татарской Дрыченской или Дрысинской дороги, соединительной между Муравским и Ногайским шляхами, в 1380 году целый месяц стоял с войском Мамай, поджидая Дмитрия Донского» (16).
Здесь выдан клубок информации из местных названий. Точна только информация о древнем поселении кочевников у села Слободка и стоянии Мамая. Дрысинская дорога, проходившая неподалёку в Мочилках, и другие топонимы сохранялись в памяти, а указать их место было невозможно, если не знаешь координаты Каменного Коня. Кузьмина Гать в данном месте назначена историками ошибочно, что подробно разобрано в главе «Дорожная карта Куликова Поля». Однако безымянная каменная гать имеется ниже Кузьминок, на ней ранее стояла плотина мельницы. А в остальном имеют место быть домыслы авторов от неправильной трактовки местных легенд.
Чтобы указать место исторического Дубка достаточно весомых косвенных свидетельств. Они подкрепляются логикой и результатами археологических раскопок, подробно изложенными ниже.
Drevnie_dorogi.jpg
Рационализм и практическая повседневность поставили Дубок в строго определённом месте, разумеется, непосредственно на самом волоке, потому что мастера должны были ходить на работу ежедневно. Встанем на место его обитателей того периода. Кто они были по профессии? Можно ли их называть волочильщиками, перетаскивателями судов? Специальность специфическая, практиковалась только в городе, который обслуживал волок. Эти умельцы обладали профессиональными навыками по перетаскиванию или перекатыванию судов по суше. Были необходимы специальные инструменты, оригинальная оснастка, приспособления, под это дело обученные тягловые животные. Этот очень сложный комплекс, использовать могли только профессионалы. Донская Переволока находилась в самой неспокойной зоне, по-соседству с вечно агрессивными кочевниками, поэтому город должен иметь гарнизон и укрепления.
Если рассуждать логически, то Дубок мог стоять на левом берегу Дона, на котором расположен волок. Нужен был на Кочуровке, чтобы обеспечивать его функционирование. Стоял недалеко от Дона, потому что это положение выгодное со стратегической точки зрения: можно грузить суда после волока, если устроить здесь пристань, и удобно подвозить грузы по сухопутной дороге. Имел право стоять на русской земле, в пределах черты Хэлэк, а в домонгольский период на границе раздела русских земель с угорскими народами, а значит на правом берегу Кочуровки.
В настоящее время дорога (бывшая Столповая) через предполагаемую точку Дубка идёт по правому берегу Кочуровки к селу Воейково, а потом через брод можно попасть на правый берег Дона, к современной прибрежной дороге на Данков. Столповая дорога не резала чужой кочуровский угол, а тщательно его огибала в месте современного села Долгое, напомню, чтобы путешествовать с оружием.
Карту Рязанской земли конца 14 – начала 15 веков опубликовал А.И. Цепков. На ней Дубок указан выше Старого Данкова в месте современного поселения Дубки на севере Липецкой области, а Чур-Михайлов показан на месте Дубка, что вряд ли можно считать достоверным. Служит ли популярный топоним Дубки достаточным указателем? И расположены эти Дубки, прямо сказать, далековато от волока, да ещё, на несудоходном участке Дона, даже, по мнению барона Герберштейна. Легендарный Дубок и современные Дубки, которых в России сотни – это не связанные между собой топонимы. Предъявите документы с результатами раскопок у поселения Дубки. Их нет и быть не может.
Какой имелся смысл, таскать суда к этим Дубкам, расположенным в 25-ти верстах от Рановы, вверх по Дону на несудоходный участок, вместо удобной и близкой Кочуровки? Посмотрите в карту: путь от Рановы до Дубков перерезают две глубокие долины речек Рожня и Круглянка. Зачем такое испытание? Уж, ежели тащить, то по короткому отрезку волока, или ниже его, или сплавляться по одной из этих речек. Полная бессмыслица! О месте Дубка имеются различные предположения разных историков, ни на чём не основанные, противоречащие элементарной логике. Как это ни странно, но ни один из историков не указал на очевидный вариант Донской Переволоки между речками Кочуровка – Ранова, между которыми расстояние около трёх километров. Что, в карты не смотрели? Некоторые из них договорились даже до того, что Лебедянь – это бывший Дубок!
Куда исчез Дубок? По мнению историка Д. Иловайского, в отместку за поражение в Вожской битве 1378 года, татары сожгли Дубок, Переяславль, другие города, разорили много сёл и увезли многих пленных (17), что и засвидетельствовал летописец: «Понеже вся земля была пуста и огнём сожжена». Опустошили земли юго-запада княжества Рязанского. Бегич, погибший в Вожской битве, служил у Мамая. Остатки его армии могли убегать из Рязанской земли в сторону Крыма по стратегической дороге через Дубок.
После сожжения Дубка, главным городом региона стал соседний Данков, а местность сохраняла своё легендарное название вплоть до 16 века. К примеру, одна из легенд утверждает, что Ермак Тимофеевич был родом из Дубка (18). А по московско-рязанскому договору от 1483 и от 1496 годов Дубок переходит во владение рязанских князей. Возможно, через сто лет, прошедших со времени сожжения городов, Дубок был традиционно более известен, чем Данков, поэтому продолжал служить ориентиром, хотя на его месте было пепелище. Данков стоял на дороге, которая вела на Москву, а Дубок – на дороге, которая шла в Рязанские и Владимиро-Суздальские земли. Именно к этим временам поменялось стратегическое значение дорог, в связи с переносом столицы Руси из Владимира в Москву, поэтому Дубок больше не отстраивали, а Старый Данков возрождали неоднократно. Напомню, что барон Герберштейн в 1517 году переправлялся в этих местах у Донка – старого, и в очередной раз разрушенного города, а Дубок теперь вовсе не значился. Данков не смог взять на себя все функции Дубка – города, обслуживавшего волок. Зато, в трёх верстах к северу от предполагаемого места Дубка стоит Дубровка – прямая наследница имени.
Обратите внимание. Митрополит Пимен в 1389 году спустил суда в Дон, но не в Данкове, и не в Дубке, потому что прибыл со стороны Рязани в верховья Дона. А барон Герберштейн появился у разрушенного Данкова, потому что прибыл со стороны Москвы. Из этих документов можно понять, что Дубок и Данков стояли на разных направлениях. Иначе один из этих путешественников отметил бы более знаменитый по сравнению с Данковом Дубок, если бы его незабвенные руины лежали прямо под их ногами, в точке показных Дубков.
_Gorodische_Dubka_nad_Kochurovkoj.jpg
Однако, ошибочно показанная Цепковым точка Чур-Михайлова, привела на ложное место у Кочуровки археологов в 1983 году. Искали Чур-Михайлов, а откопали Дубок. Место раскопок находится в 23 км от нового Данкова, в 6 км от Дона, непосредственно у трассы волока:
«Археологические исследования в этих местах проводились в 1983 году в районе села Архангельское (Кочуровское, именуемом также Городищем). В 6 километрах от устья на правом высоком берегу речки Кочуровки было обнаружено городище треугольной формы площадью 1200 кв. метров. Культурный слой на городище достигает 0,3 метра. Были собраны многочисленные фрагменты древнерусской керамики, найден обломок стеклянного браслета. За валом городища находятся два обширных селища, где раскопками обнаружены керамика, хрустальная бусина. Все находки датируются 12 – 13 веками. Гоняный М.И., Мошинский А.П. Разведки и раскопки в районе Куликова Поля. АО, 1984, с.47» (19).
Holm_na_meste_Dubka_nad_Kochurovkoj.jpg
Это и есть легендарный Дубок в точке с координатами 53 градуса 25.854 минуты северной широты и 39 градусов 12.138 минут восточной долготы. Всё подходит под логику его местонахождения и историческую датировку. В наше время на месте города видны ямы, с оплывшими краями, оставшиеся от тех раскопок, а в лето 2014 года начались новые раскопки у подножия холма. Ровная площадка, поросшая дикой земляникой и роскошным ковылём, хранителем тайны, устроилась на высокой каменной скале, нависающей над красавицей Кочуровкой, имеет ширину около двухсот метров и плавно поднимается к северу. С восточной и с западной сторон она ограничена глубокими оврагами с отвесными берегами. Достаточно поставить тын с северной стороны, и крепость готова. С этой скалы панорама разворачивается вёрст на десять к югу, поэтому перемещения врагов заметны издалёка.
_s_gorodischa_na_Kochurovku_i_mesto_pristani.jpg
А как же пристань, где её место? Удобней не подобрать – природа и тут постаралась. Сразу же за восточным оврагом, куда приходила дорога со стороны Рязани, берег полого сходит к речке и завершается просторным лугом, достигающим подножия скалы. В мою честь пушки не палили, а прибыл я на своём автомобиле. Мне сполна достало цветения синих ирисов и седого ковыля, рассказавшего древнюю историю маленькой речки, с берегами, раскрашенными в яркую зелень, и очарования узорочья древней родной Рязанщины, ныне отрезанной от Лебедяно-Данковского края. Умели наши предки дело делать, а попутно ценить красоту и выбирать дивные места!
По первой версии Дубок сожгли попутно, а по второй, которая не противоречит первой, высказанной историком С.М. Соловьёвым, во время специального набега:
«Мамай собрал остаток своей рати и в сентябре ударил на Рязанскую землю; князь Олег никак не ожидая нападения после Вожской битвы, бросил города и перебежал на левую сторону Оки, а татары взяли Дубок и Переяславль Рязанский, сожгли их и опустошили всю землю, но дальше, за Оку, не пошли».
Раздел 4 "Древние дороги Верхнего Подонья" из книги "Свет забытой Непрядвы" в полном объёме и источники информации опубликованы на сайте Николая Скуратова http://kamenny-con.narod.ru

Николай СКУРАТОВ

 
Разместил: Николай Скуратов    все публикации автора
Изображение пользователя Николай Скуратов.


О проекте