Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Григорий Сатырин - крестьянин Троицкой слободы



Статья в формате PDF.

Ложкина О.В.

Имя Григория Сатырина, крестьянина рязанской Троицкой слободы, стало известно в связи с изучением ограды Лазаревского кладбища.[1] Весной 2014 г. при осмотре кирпичной кладки строения были обнаружены кирпичи с клеймами «Г.С.». (Рис.1) Впоследствии клейма «Г.С.» были зафиксированы в кирпичной кладке многих дореволюционных построек Рязани.[2]

§21 закона «О мерах для прочной и правильной выделки кирпича» 1847 г. обязывал клеймить кирпичи с целью различения продукции разных заводов. Клеймо содержало, как правило, инициалы владельцев предприятий.

Согласно списку действующих фабрик, заводов и их владельцев по Рязанскому уезду кирпичи с клеймами «Г.С.» были произведены на заводе государственного крестьянина Григория Алексеевича Сатырина. Этот завод действовал в Троицкой пригородной слободе с 1870 г.[3]

Statya1.jpg
Рис.1. Клеймо «Г.С.» в кирпичной кладке ограды Лазаревского кладбища Рязани.

Отмена крепостного права в 1861 г. способствовала развитию промышленности в стране. Данные фабрично-заводской статистики 2 пол. XIX века по Рязанскому уезду свидетельствуют об увеличении числа кирпичных заводов в регионе, что было вызвано ростом каменного строительства и увеличением спроса на строительные материалы.

Кирпичное производство получило широкое распространение среди крестьянского населения, т.к. выступало подспорным при земледелии промыслом, не требующим для своей организации больших затрат. Следует отметить, что заводы 60-70-х гг. XIX века назывались заводами исключительно в соответствии с терминологией того времени. Это были кустарные мастерские с простым оборудованием, которое состояло из чанов, вкопанных в землю (в них замачивалась глина и смешивалась с водой), и шаек для воды. Сырец укрывали от ветра щитами из хвороста. Сырьё для производства - глина и песок - добывалось самими кустарями. Рабочими на таких предприятиях выступали владельцы и члены их семей. Малые частные заводы обслуживали собственные нужды и нередко по каким-либо причинам приостанавливали своё производство.

Ещё один завод был открыт Г.А. Сатыриным в 1879 г. Это было связано с важным историческим событием в стране.

Весной 1879 г. Россия была потрясена очередным покушением на жизнь Государя Императора Александра II, совершённым А. Соловьёвым. Террорист стрелял в Государя семь раз, но ни одна пуля не достигла цели, император остался жив. Всего на жизнь Государя было совершено шесть покушений. Последнее, совершённое в марте 1881 г., оборвало его жизнь.

Чудесное спасение Александра II от близкой смерти верные чада Православной Церкви восприняли как действие божественного промысла о Помазаннике Божием. Почитание царя вытекало из веры в Бога и благоговейного страха перед Его всемогуществом, благостию и правосудием.

По мнению Иоанна Снычёва, христианство признаёт один источник власти - Бога. Перед Богом у человека нет прав, есть лишь обязанности, общие всем, и это объединяет народ в единую соборную личность. В таком всенародном предстоянии Богу царь находится на особом положении. Помазанник Божий, он свидетельствует собой богоугодность государственной жизни народа, является той точкой, в которой соединяются небо и земля, Царствие Божие и человеческое. Долг служения Богу - это одновременно и долг служения царю, олицетворяющему в себе русскую государственность. Ведь царь лишь распорядитель власти, данной Богом, ответчик перед Ним за врученную его попечению страну и людей. Цель богоугодной власти - приблизить жизнь народа к евангельскому идеалу, к спасению души и Царствию небесному.[4]

В самые торжественные моменты богослужения всегда поминали Государя как Помазанника Божия, как самодержавного царя - главу русского государства. Однако самодержавие как принцип правления следует понимать в религиозно-осознанном отношении к власти как к церковному служению, послушанию.

Константин Петрович Победоносцев, обер-прокурор Святейшего Синода, предупреждая общество о возможных страшных последствиях «расцерковления» русского самосознания, писал: «Как бы ни была громадна власть государственная, она утверждается ни на чём ином, как на единстве духовного самосознания между народом и правительством, на вере народной: власть подкапывается с той минуты, как начинается раздвоение этого, на вере основанного сознания»[5]. «Великое и страшное дело - власть, потому что это дело священное... Власть не для себя существует, но ради Бога, и есть служение, на которое обречён человек. Отсюда и безграничная, страшная сила власти, и безграничная, страшная тягота её».[6]

В спасении жизни Императора народ увидел явное проявление милости Божией, и это принесло истинную радость всем верноподданным сынам России. Возблагодарив Господа «за чудесное спасение жизни Государя Императора от угрожавшей Его Величеству опасности», крестьяне рязанской Троицкой слободы захотели построить в центре её храм, который стал бы свидетелем народной любви к Александру II. Это желание было выражено в верноподданническом адресе на имя императора, на что последовало Высочайшее Соизволение от 23 апреля 1879 года.[7]

Построение храма всегда считалось поистине богоугодным делом. И исполнить его решили простые крестьяне, благодарные царю за своё освобождение от крепостной зависимости. Средства на строительство собирали всем миром. Большую часть суммы пожертвовал рязанский купец Павел Александрович Хрущёв. Крестьяне тоже не остались безучастными к этому благому делу. Чтобы обеспечить строительство храма необходимыми материалами, «общество крестьян Троицкой слободы пожертвовало на вечное время в пользу храма 1,25 десятины пахотной земли на устройство кирпичного завода».[8]

В Государственном архиве Рязанской области сохранилось прошение крестьянина Троицкой слободы Григория Алексеевича Сатырина «разрешить устроить кирпичный завод для выделки и обжигания кирпича на потребность упомянутого храма».[9] Вследствие безграмотности Г.А. Сатырина «сие прошение набело писал Московский мещанин Николай Петров Гулыпин».[10]

Завод Г.А. Сатырина был учреждён в 1879 г. Согласно представленному плану (Рис.2) для выделки кирпича взамен временных печей, устроенных в виде очага из повреждённого сырца, на заводе были построены две шатровых обжигательных печи, а также сараи и навесы для просушки сырца. Завод был оснащён локомобилем в шесть лошадиных сил, паровой двигатель которого через различные приводы можно было использовать для глиномялок и формовочных прессов.[11]

Statya2.jpg
Рис.2. План кирпичного завода Г.А. Сатырина.

Из протокола общего собрания Комитета по строительству храма известно, что «в 1880 году на кирпичном заводе выработано и обожжено 700 тыс. кирпича и до 15 тыс. пудов извести. Из означенного кирпича до 300 тыс. положено в стены храма, а остальной продан, причём получено барыша 2 тыс. рублей».[12] «В начале каменных работ Губернский архитектор Г. Вейс два раза осматривал постройку храма и нашёл материалы и работу удовлетворительными».[13]

Храм был построен в короткие сроки: с 1879 по 1884 г.

Освящение храма состоялось на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1884 г. По случаю этого торжества слобода, которая называлась Троицкой, т.к. прилегала к Троицкому монастырю, по Высочайшему повелению Александра III с 31 марта 1881 г. стала называться Ново-Александровскою.[14] (Рис.3) Рязанские епархиальные ведомости отмечали, что новоосвящённый храм по своему историческому значению был первым храмом в России памятником спасению жизни Государя Императора. А потому освящение его отличалось особенной торжественностью.

Освящение храма было совершено Епископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым). По свидетельству очевидцев, оставивших свои впечатления на страницах Рязанских епархиальных ведомостей, торжество освящения храма проходило в присутствии большого количества народа, войск и священнослужителей. Православные стекались к храму со всей округи. Все желающие не могли разместиться в храме, хотя он был очень просторен.

old_15.jpg
Рис.3. Троицкая пригородная слобода Рязани.

После Литургии крестьяне Ново-Александровской слободы преподнесли Его Преосвященству икону святого благоверного князя Александра Невского. Было сказано много тёплых слов в адрес строителей и благоукрасителей храма. Войскам было предложено угощение, которое сопровождалось пением народных гимнов. Почётные гости были приглашены на праздничный обед в дом председателя комитета по строительству храма купца Петра Александровича Хрущёва. Жителям слободы угощение было предложено на площади около храма. Однако речь шла не о разгульном веселье, а о высоком духовном торжестве, любви к России и Государю.

Новоосвящённый храм поражал своей величественностью, полнотою и законченностью идеи, которую старались выразить строители. (Рис.4) Своим внутренним устройством храм напоминал каждому о важнейших и необходимейших обязанностях к Богу Царю и Церкви и красноречиво выражал идею, которую можно сформулировать словами: «Бога бойтесь, Царя чтите, уставы Церковные храните».

Главный престол храма был освящён в честь Живоначальной Троицы, посвящен Триединому Богу.

7856d.jpg
Рис.4. Троицкая церковь в Ново-Александровской пригородной слободе.

Правый престол - во имя святого благоверного князя Александра Невского, покровителя убиенного в 1881 г. Императора Александра II и ныне здравствующего Императора Александра III. Иконы в этом приделе располагались таким образом, чтобы увековечить события, произошедшие с Царём-Освободителем, Царём-Мучеником Александром II, которого Божий Промысел не раз хранил от рук убийц.

Левый престол - во имя Святителя и Чудотворца Николая, ревнителя и охранителя православной веры от еретиков, символизировал единую Церковь, выполнение правил которой помогает людям стать истинными христианами.

Итак, храм был задуман и построен как символ единения Бога (Троицкий придел), Царя-Помазанника Божия (придел святого Александра Невского) и Церкви и её уставов (придел Николая Чудотворца).

Чтобы живее сохранить в памяти потомков значение этого храма как исторического памятника, крестьяне Ново-Александровской слободы в общем собрании постановили: «в новоустроенном храме должна совершаться каждодневно Божественная Литургия и каждый воскресный день установлено совершать панихиду по Царю-Мученику, т.к. храм основан в память спасения драгоценной жизни Императора Александра II. Почему ныне нам остаётся возносить свои мольбы ко Всевышнему Творцу за его душу».[15]

Личное счастье и благоденствие Государя и всего Царственного Дома полагалось одним из условий счастья и благоденствия всего государства. Поэтому после живой веры в Бога и жизни по Закону Божьему, своим долгом народ считал молиться о благоденствии Императора как главы всего государства, просить Ему у Бога мудрости и разума к управлению страной. Поэтому в храме были поставлены иконы небесных покровителей членов Царственного Дома.

Считая строительство храмов богоугодным делом, Церковь постановила во время каждого богослужения по сугубой ектеньи усердно молиться о храмоздателях. «Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших патриархах православных и создателях святого храма сего»[16], - призывает священник к молитве всех присутствующих в храме. И в ответ звучит троекратное «Господи, помилуй».

Чтобы увековечить память жертвователей и храмоздателей, в новосозданном храме были поставлены особые иконы. Супруга Григория Сатырина Параскева Васильевна пожертвовала в храм иконы Иверской Божией Матери, священному-ченика Григория, епископа Армении, и преподобной Параскевы.[17]

Долгие годы храм радовал прихожан своей красотой. Храм был любим. Потому прихожане вносили щедрые пожертвования на его благоустроение, принося их Самому Богу. И Григорий Сатырин принимал деятельное участие в приходской жизни Троицкого храма. В 1889 г. им было пожертвовано на благоукрашение этой церкви 2004 рубля, годовой доход его кирпичного завода.[18]

Его неподдельный патриотизм, любовь и преданность Богу и Царю были отмечены государственной наградой. «Государь Император Всемилостивейше соизволил в 25 день июня сего 1890 года, согласно положению Комитета министров, пожаловать за заслуги по духовному ведомству серебряную медаль с надписью за усердие для ношения на груди на Станиславской ленте крестьянину пригородной Новоалександровской слободы Григорию Сатырину».[19]

В 1896 году, заслужив доверие прихожан, Сатырин был утверждён старостой Троицкой церкви.[20] Ему было разрешено на собственные средства обнести храм каменной оградой. Построенная ограда с въездными воротами и железными решётками между столбами соответствовала величию храма. Интересно отметить, что весной 2015 г. при сносе старых домов в районе улицы Вокзальной краеведом СВ. Пасынковым была обнаружена массивная кованая калитка высотой 1м. 80см.[21] (Рис.5) Можно предположить, что это калитка той самой ограды, возведенной вокруг храма. Также при проведении ремонтных работ близ фундамента Муниципального культурного центра были найдены красные кирпичи с остатками известкового раствора и фрагменты кованых декоративных элементов. (Рис. 6)

Statya5.jpg
Рис.5. Фрагмент кованой калитки, обнаруженный при сносе домов в районе улицы Вокзальной.

Одновременно со строительством ограды Г.А. Сатырин построил при храме часовню в память Священного Коронования Их Императорских Величеств Николая И и Александры Фёдоровны.[22]

Statya6.jpg

Рис.6. Кирпич и фрагменты кованых элементов, найденные при проведении ремонтных работ близ фундамента МКЦ.

Вскоре за заботы и попечение по благоукрашению храмов Божиих Сатырин был удостоен Благословения Святейшего Синода с выдачею грамоты.[23]

Г.А. Сатырин трудился не только на благо Троицкого храма. Продолжал успешно действовать его кирпичный завод. Из кирпичей, произведенных на заводе Г.А. Сатырина, были построены многие дома в губернской Рязани, о чём свидетельствует наличие клейм в кирпичной кладке. В частности, кирпичи с клеймами «Г.С.» были обнаружены в кладке бывшего Ремесленного училища (Рис.7) и гульбища Успенского собора Рязанского кремля.[24]

Statya7.jpg
Рис.7. Улица Полевая д.38. Здание бывшего ремесленного училища в Рязани с домовой церковью в честь благоверного князя Александра Невского.

А Троицкий храм был поистине украшением нашего города. В 1906 г. в Рязанских епархиальных ведомостях отмечалось, что Троицкая церковь - лучшая церковь в Рязани. Много мыслей и чувств вызывал этот храм. Ведь его строители и благоукрасители открыто объявили войну богоотступничеству, о чём неоднократно говорилось в словах, произнесённых при освящении храма. Устроители верили в то, что ещё многие годы Троицкий храм «будет служить знамением борьбы веры с неверием, которая ведётся в наши дни скрытно и видимым образом, <...> будет живым доказательством того, что Бог существует на небесах и промышляет о мире, но вместе с тем и грозно наказывает людей, когда они не вразумляются многократными предостережениями, лишая их представителей Своей Власти на земле <...> будет всеми силами противодействовать неверию во всех формах его проявления, чтобы никогда не могло совершиться ничего подобного тому, что вызвало построение самого храма. Да будет новоосвящённый храм уроком и предостережением для всех!».[25]

Но прошло лишь несколько десятилетий, и ужасы революции превзошли всё, что могло измыслить человеческое предвидение. Многие тогда (жаль, что поздно!) поняли справедливость слов Феофана Затворника: «Издавна охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской, так сильно и полно выражающиеся привычными словами: Православие. Самодержавие. Народность. Вот что надобно сохранять! Когда ослабеют или изменятся сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда своё священное трёхцветное знамя».[26]

Судьбу Г.А. Сатырина в послереволюционные годы пока проследить не удалось. Но можно предположить, что его постигла участь многих, кто был раскулачен и признан врагами народа. Однако эти люди не предали своей веры и с болью в сердце воспринимали происходящие события, явившиеся страшным результатом противления воле Божией.

В 1935 г. Троицкий храм был передан обновленцам, а затем под клуб железнодорожников. Внешний вид храма был изуродован до неузнаваемости. На фасаде был вывешен портрет Сталина. ( Рис.8) В 50-е гг. XX в. здание храма взорвали. На месте, где некогда был храм Царю-Освободителю, построили Дворец профсоюзов, позже переименованный в Муниципальный культурный центр.

Statya8.jpg
Рис.8 Здание Троицкого храма. 50-е годы XX века.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Орлова Ю.В. Лазаревское кладбище. История. Люди. Судьбы. - Рязань, 2014 г. Стр. 219-220.; Ложкина О.В. Каменная ограда Лазаревского кладбища города Рязани // Рязанский богословский вестник №2 (10), 2014 г. Стр. 92 - 100.
2 Исследование кирпичных построек Рязани было проведено краеведом СВ. Пасынковым в 2014 - 2015 гг. Клейма «Г.С.» были обнаружены в кирпичной кладке строений по следующим адресам: ул. Горького д.37, ул. Полевая д.38 (бывшее Ремесленное училище), ул. Первая Безбожная д.3, ул. Праволыбедская д.3б, ул. Вокзальная д. 12, гульбище Успенского собора Рязанского кремля (осмотрено ВД Коновым в 2013 г.).
3 ГАРО Ф. - 126 Оп.1 д.1 л.139 (об).
4 Иоанн Снычёв. Русская симфония. - СПб., 1998 г., Стр.1б4.
5 Там же. Стр.244.
6 Там же. Стр.245.
7 ГАРО Ф.-4 0п.54бд.18л.1.
8 ГАРО Ф. - 627 Оп138 д.73 св.2079 л.45 (об).
9 ГАРО Ф. - 4 Оп.546 д.18 л.1 (об). 10
10 Там же.
11 ГАРО Ф.- 126 Оп.1 д.1 л.139 (об).
12 ГАРО Ф. - 627 Оп.138 д.73 св.2079 л.45 (об).
13 Там же. л.26 (об).
14 Прибавления к РЕВ №20,1884 г. Стр.380.
15 Прибавления к РЕВ №21,1884 г. Стр.400.
16 Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной Литургии. - Киев, 2002 г., Стр.5б.
17 Прибавления к РЕВ №22,1884 г. Стр.427. ШРЕВ№14,1889 г. Стр.586.
19 РЕВ №17,1890 г. Стр.834. МРЕВ №13,1896 г. Стр.248.
21 Газета «Рязань православная» №12,2015 г. Стр.9.
22 РЕВ №14,1896 г. Стр.274.
23 РЕВ №22,1896 г. Стр.424 - 425.
24 См. примечание2.
25 Прибавления к РЕВ №22,1884 г. Стр.434.

26 Цитируется по: Иоанн Снычёв. Русская симфония. - СПб, 1998 г. Стр.252.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как посмотреть более расширенно за Реутова Будилу и его жену по "Список населенных мест и лиц, упоминаемых в записных вотчинных книгах Поместного приказа второй четверти XVII века" оплату гарантирую мой ящиr akozyr2005@mail.ru

спасибо

О проекте