Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Могила Куликовской битвы



Могила Куликовской битвы. Глава 7.
Начало 4-го раздела смотрите в 1-й главе «Перед Полем Куликовым» на данном портале http://www.history-ryazan.ru/node/15469
В летописи прямо говорится:
«Стоял князь великий за Доном на костях восемь дней, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, а нечестивые тела брошены зверям и птицам на растерзание» (70).
В древнем варианте сказано:
«Стоял князь великий за Доном на костех осмь дней, дондеже разобраша христиан с нечестивыми. Христианскаа телеса в землю покопаша, а нечестивых телеса повръжена зверем и птицам на расхыщение» (71).
Ris__6__Kulikovo_Pole.jpg
Погибших было много тысяч, но с той поры не найдено никаких захоронений у верхней Непрядвы, а перемещать их на большое расстояние не имело никакого смысла. Посыл неверный, искали не в том месте. Выдумать можно, что угодно, но нельзя предъявить кости из виртуальной могилы – всё лопнет при первой же проверке. Куликово Поле находится у Нижней Непрядвы (Перехвалки), значит, братская могила тоже здесь (р. 6, 18).
Ris__18__Vid_na_Perehval_iz_kosmosa.jpg
Вид на Перехваль из космоса.

Вот и булгарские летописи твердят о том же:

«Саурбек Барынджар похоронил павших в ней булгар у чиршийского аула Кызыл (ныне – Красное, на дороге Елец-Лебедянь). Это булгарский бек Булат, сын Бигеша (Бегича), на левом берегу Кызыл Мича, в ямах и траншеях балынцев, а Иджим-Тюряй (Дмитрий Иванович) похоронил павших балынцев (москвичей) севернее Кызыл Мичи, на реке Нимряд… (современная Перехваль)» (72).
Хочу предупредить «чёрных копателей», что кроме священных костей в этих могилах, ничего не может быть. Оружие во все времена ценилось, его тщательно собрали за восемь похоронных дней, включая стрелы.
Известны захоронения наиболее выдающихся воинов на территории Симонова и Спасо-Андроникова монастырей в Москве, для отдания особых почестей, среди которых Александр Пересвет и Родион Ослябя, а также дружинников, умерших от ран на подъезде к городу.
Краевед И.К. Лактионов пишет о могилах рядом с селом Полибино Данковского района:
«Рядом со старинной дорогой на Бегичево – большаком, расположены братские могилы времён Дмитрия Донского. По преданию, здесь погребены русские воины. Ю.С. Нечаев-Мальцов в 1896 году в Дмитриев день на братских могилах поставил мраморную плиту с надписью: «Здесь погребены русские воины, павшие в битве с Мамаем» (73).
Могу заявить, что здесь похоронены нетранспортабельные воины, умершие от тяжёлых ран, открывшихся в результате тряски на дороге. Нетрудно понять, что подобными безвестными могилами уставлена вся дорога на Москву. Раненых везли с Куликова Поля. Обелиск до наших дней не сохранился. Захоронение не вяжется к верхней Непрядве, поэтому вызывало большие сомнения в достоверности, как и первый музей Куликовской битвы, устроенный Нечаевыми в Полибинской усадьбе.

ovrag__Osinova_gora_na_karte_Mende_1821_goda_0.jpg

Ещё на две могилы указали Олег Никонов, родившийся в селе Долгое, и Амеличкин Юрий Иванович. Первая в урочище №137 с символическим названием «Кресты» на берегу оврага Верх Крестовой у дороги Долгое – Чернава, а вторая – в урочище Осинова Гора к северу от брода, что в сельце Бибиково у дороги на Старый Данков. В этих затерянных местах на карте от 1821 года показаны участки церковной земли, а вокруг нет ни одного культового объекта. Могилы берегли священнослужители, поэтому они принадлежали церкви (р. 17, ф. 83).
Foto_83__Urochische_Kresti.jpg
Урочище Кресты
Кресты над потерянными могилами давно истлели, но местные патриоты помнят предание о захоронениях воинов, погибших в Куликовской битве.
Полибино, Кресты и Осинова Гора находятся на расстоянии 40 км от Перехвали, на разных берегах Дона на параллельных дорогах, на расстоянии одного перехода. Обоз с тяжело ранеными передвигался не быстро. От момента битвы могло пройти до десяти дней, потому что 8 дней хоронили погибших. И уж никак эти павшие не могли попасть сюда с верхней Непрядвы – не только не попутно, а совсем в противоположную сторону.
Не следует отбрасывать летописную информацию о нападении литовцев на русский обоз, возвращавшийся в Москву. В район Полибино по следам Ольгердовичей мог прийти Ягайло и разгромить малый обоз. Возможно, с места этой схватки комплектовался старинным оружием Полибинский музей. Можно полагать, что основная масса русского войска проследовала по дороге через брод у села Долгое, а потом через урочище Кресты на Чернаву. До него литовцы не достигли, поэтому добычу и трофеи благополучно привезли в Москву.
Место главного захоронения Куликовской битвы вскрыли ещё в 20 веке. В семидесятые годы роторный экскаватор рыл траншею под водопровод глубиной до двух метров и прошёл через братскую могилу – перемолотые кости сыпались с транспортёра, как щебёнка. Особого значения этому не придали, уложили трубу, и закопали всё. В 1991 году на этой же площадке построили новый микрорайон села Перехваль. При рытье траншеи под фундаменты домов, экскаватор доставал человеческие кости в массовом количестве. Подозрений и предположений они не вызвали. Не поняли тогда, какие и чьи останки потревожили. Подумали, что зацепили старое сельское кладбище. О Куликовской битве и братской могиле уже никто ничего не знал и не догадывался – всё прочно забыли за 600 лет. Здесь вам не Полибино, где хранителями придорожной могилы были Нечаевы-Мальцовы. Священное место братской могилы народная память хранила столько времени, сколько смогла, полагаю, до конца 19 века. Поэтому люди предыдущих поколений берегли, не застраивали и не распахивали эту весьма удобную площадку. К северу от могилы, за луговой дорожкой, ведущей на восток к Глинке, росла дубовая роща, которую срубили несколько десятилетий тому назад (ф. 58).
Foto_58__Mesto_bratskoj_mogili_za_Smolkoj.jpg

Место братской могилы за Смолкой (Глинкой)

Данковский краевед И.Ф. Малюков, после прочтения книги «Каменный Конь на Поле Куликовом» (74), рассказал о странном скоплении костей в этом месте. Потом Иван Фёдорович опросил очевидцев и выяснил исторические подробности. Самыми ценными сведениями поделился коренной житель села Чаплыгин Виктор (1950 г. р.), усадьба которого расположена рядом с восстановленной часовней Рождества Христова. Жена Виктора – Надежда, служит её хранительницей. До тридцатых годов 20 века на месте храма стояла старая часовня, которую снесли во время коммунистической зачистки. Над братской могилой к востоку от церкви во все памятные времена выворачивали человеческие кости при попытке вспахать землю. В советское время выход нашли, и на этой просторной площадке, включающей территорию сведённой рощи, высадили колхозный яблоневый сад. Сад спилили в 70-е годы 20-го века, когда состарился. Потом снова пытались пахать, и опять пошли кости. Нет сомнения, мы открыли место братской могилы, в которой похоронены воины, погибшие в Куликовской битве.

Сам собой встаёт вопрос: что же это за могила, в которой плуг цепляет покойников, почему такая неглубокая? Всё объясняет структура почвенных пластов на перехвальских холмах. Сверху лежит слой относительно рыхлого чернозёма толщиной до 60 сантиметров, а ниже идёт материковая очень твёрдая глина, её ломом надо долбить. Можно потрудиться и уложить на глубину до двух метров нескольких покойников, но когда их тысячи... Поэтому похоронили мелко, как смогли, можно сказать, присыпали слоем земли: «Христианскаа телеса в землю покопаша».

Могила вплотную прилегает к полю битвы, по её площадке скакал в атаку Засадный полк. С юга пролегает глубокий безымянный овраг, который вливается в Глинку. Ландшафт, открытый и ровный к западу, позволял не ограничивать захоронение в размерах. Человеческие кости находили на площади размерами с запада на восток метров двухсот, а с юга на север около ста. Здесь может быть захоронено более двадцати тысяч. Такое количество погибших можно уложить «ковровым способом», который рационален по трудоёмкости и плотности укладки тел. Рациональность в том, что роется первая траншея, и в неё укладываются тела, по-христиански ногами на восток. Потом рядом готовится ложе для второго ряда, а земля, вынутая здесь, перебрасывается на первый, и сразу же служит для засыпки. Покойников укладывают во второй ряд ногами близко к головам первого. Можно хоронить в два слоя, тогда площадь и трудоёмкость уменьшится в два раза. И так до бесконечности, пока не будут погребены все погибшие, ряд за рядом. Безусловно, начинали рыть могилу со стороны Смолки (Глинки), а закончили, не доходя до церкви, когда похоронили всех. Постоянно работали на некопаной, ещё твёрдой поверхности, имеющей благоприятный уклон в сторону речки, а рыхлая – постепенно удалялась и оставалась в тупике. Западная граница захоронения не доходит до старых домов села – на их подворьях кости не попадались. Поминальный храм срубили во время похорон, по повелению Дмитрия Донского, с отступом к западу от братской могилы, в соответствии с православной традицией. Хорошим указателем служит трасса водопровода, проложенная с южной стороны новой часовни вдоль дороги, на которой стоят старые дома. Труба уходит на восток за речку Глинку через могилу и луговину, на которой в 20-м веке рос тот самый колхозный сад, пересекает усадьбу нового дома, второго с юго-восточной стороны, стоящего на костях. В настоящее время над могилой обрабатываются всего лишь несколько огородов. Этим автор воспользовался. Всё очень просто: ходил и смотрел. Стаявший снег и весенние ливни промыли всё, что лежало на вспаханной поверхности. Мне повезло. На площади радиусом метров в пять, в точке с координатами 53 градуса 07.794 минуты северной широты и 039 градуса 06.227 минут восточной долготы лежали несколько костных человеческих останков: фрагмент тазовой кости, фрагмент черепа с глазницей и верхней челюстью с зубами, пара более мелких осколков, непонятного мне отношения. Я перенёс их в одну точку и сфотографировал (ф. 92). Что делать дальше? Возьмётся ли кто объективно обследовать это захоронение? Нужна ли кому объективность?

Foto_92__Kostnie_ostanki.jpg

Братскую могилу устроили на чистой территории, примыкающей к полю битвы. Её земля не была залита кровью и не завалена телами коней и врагов. Подчеркну, место выбрано идеально, обособленно, укромно, если подходит это определение. И здесь просматриваются грамотные, умелые, логичные действия руководителей той военной кампании.
Если пересчитать всех усопших, захороненных в 17-18 веках, сопоставляя его с количеством жителей, то вывод напрашивается сам собой: не было такого количества покойников в Перехвали, соразмерного даже со случайно найденным количеством останков. Обычные сельские захоронения не образуют сгустков костей. Все усопшие перехвальцы лежат на погосте в хорошо известном месте, в центре села. Не может простое кладбище, забытое с глубокой древности, занимать такую большую площадь, а обычное захоронение не бывает таким мелким. Село было маленьким вплоть до начала 19 века (75).
В одной из публикаций промелькнула информация, что похоронены павшие на склоне речки Непрядвы, а могила смотрит в родную сторону. Из какого источника родилась такая версия, осталось неизвестным, а могилу по этой подсказке у той Непрядвы не нашли. Но если отнести её на перехвальское поле, то всё будет правильно: площадка могилы слабо наклонена в сторону Непрядвы, и в сторону Смолки, и в сторону дороги, по которой пришли на Поле Куликово русские войска. В истинных местах сходятся абсолютно все исторические вешки. Все ориентиры имеются на перехвальском поле: братская могила, часовня Рождества Христова возле неё, Прощёный колодец – памятники скромные, зато подлинные.
Никто из современных перехвальцев не подозревал, что Куликовская битва произошла здесь. Они спокойно живут на братской могиле, и при распашке огородов выворачивают кости. Священные кости предков взывают к исторической справедливости!
***
Из булгарских летописей следует, что захоронение русских воинов, погибших у переправ через Красивую Мечу, надо искать на левом берегу «в ямах и траншеях» на протяжении километров тридцати от устья. Могил может быть несколько. В прошедшие века загадочные курганы привязали к себе все местные предания. Два стояли рядом со Старым Турмышским бродом, как раз на левом берегу. Их срыли археологи, с тех пор легенды умирают. Ландшафт вокруг брода сильно изменился с древности. На нём устроена плотина Троекуровской ГЭС, берега застроены жилыми домами и исковерканы заброшенными каменоломнями с отвалами породы. Кости находили в оврагах к югу от села Курапова.
Foto_16__Kurgan_Volotova_Mogila.jpg

Главный курган называется «Волотова Могила», отмечен в «Книге Большому Чертежу», располагался на правом берегу Красивой Мечи у северной околицы Тютчево (ф. 16). Он может указывать на захоронение татарских воинов, которое устроил Саурбек Барынджар. А иначе, какой имелся смысл его отмечать в народной памяти? Легенда, опубликованная в 19 веке, рассказывает, что рядом с курганом похоронен Руса, брат разбойника Тяпки, погибший в поединке с татарином. Хотя, курган мог получить своё наименование задолго до Куликовской битвы, а одно из казачьих поселений в межевых книгах именуется, как «слобода Волотовская (Волотова Могила) на реке Дон». Волотово и курган связывала древняя Столповая дорога, близь которой они стоят в пяти километрах друг от друга.

Foto_65__Bratskaya_mogila_na_Krasivoj_Meche.jpg
Очень велика вероятность, что имеется русская могила перед Сергиевским. Характерный могильный холмик заметен за рекой напротив взорванного храма Сергия Радонежского (ф. 65).
Деревня Буравцева стоит на месте лагеря Сабана Кашани. На Буравцевом поле напротив Кузьминского брода при пахоте выворачивали человеческие кости – поведал Чурилов Василий. Здесь могут лежать булгарские воины, погибшие на бродах в результате давки в воде, принесённые вниз быстрым течением реки. А ещё, кости находили на поле в самом устье Птани, на левом берегу Красивой Мечи – русские кости, если следовать логике. Много дружинников погибло на лугах у Большого Верха и у Хрущёвки.
По некоторым источникам, русская сторона потеряла до 20 тысяч (76), а татарская – около 25-ти (обоих крыльев мамаевского войска, без потерь Багуна). Булгарские летописи называют и другую цифру потерь Мамая – около восьми частей от девяти, а это более 60 тысяч, а русских пехотинцев – до 55-ти. Цифры в разных источниках сильно разнятся. Границы могилы и количество покойников легко выяснить с помощью раскопок, но поисковикам-археологам всегда будет мешать ошибочная государственная версия. Никто не станет вступать с ней в конфликт.
Несмотря на многолетние энергичные усилия, не обнаружено захоронение у верхней Непрядвы – его там нет!
Долго тешится в небе России неправда.
На забытых могилах кресты не стоят.
Белым лебедям светит седая Непрядва,

А они, салютуя, над Полем трубят.

Список примечаний и источников информации смотрите в конце 1-й главы «Перед Полем Куликовым» http://www.history-ryazan.ru/node/15469 или на сайте «Каменный Конь»
http://kamenny-con.narod.ru/index/primechanija_istochniki_informacii/0-6...
4-й раздел в полном объёме открывается по ссылке «Свет забытой Непрядвы» http://kamenny-con.narod.ru/index/nepryadva_kulikovo_pole/0-15
Все материалы и разделы исторической монографии «Каменный Конь на Куликовом Поле» в полном объёме опубликованы на сайте автора «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru
Продолжение смотрите на данном портале в 8-й главе «Оружие Куликовской битвы» http://www.history-ryazan.ru/node/15462
Март 2017 года.

Николай СКУРАТОВ.

0
 
Разместил: Николай Скуратов    все публикации автора
Изображение пользователя Николай Скуратов.

Состояние:  Утверждено

О проекте