Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Невидимый фронт



Часть I.

Время летит…

О, боги мои, как же оно летит!

Вот уже очередное моё чадо засобиралось в школу…

А потому пришлось мне выкраивать время, бросать дела, брать дочь под мышку и рвать в Первопрестольную – показывать ребёнку перед первым классом Кремль, Красную площадь, Вечный огонь, Пост №1 и прочие сакральные места.

Осмотреть внутреннее содержание Кремля самостоятельно нам, конечно же, не дали. Происходит это только в организованном порядке под цепким надзором сотрудников ФСО, неумело закамуфлированных под гидов.

Разговаривать на отвлечённые темы (в том числе, и исторические) такие «экскурсоводы» не расположены. Их тактическая задача, чтобы вверенное им туристическое стадо, не разбредаясь и не отклоняясь от маршрута, как можно скорее покинуло режимную территорию в том же составе, в каком на неё ступило (больше можно – меньше нельзя! ).

Людям, знающим историю в объёме чуть большем, чем это предусмотрено школьным учебником, делать на этих экскурсиях нечего. За ваши деньги вам предложат стандартный набор побасенок и стереотипов, залитованный ещё при Брежневе. Этакий псевдоисторический фаст-фуд, продаваемый только ввиду отсутствия конкуренции. Впрочем, «массового потребителя» ныне, к сожалению, более интересуют селфи на фоне Царь-пушки и Царь-колокола, чем детализация исторических подробностей.

О них, кстати, о Царь-пушке и Царь-колоколе, фсошные гиды отзываются совсем уничижительно. Дескать, вот они, символы России – пушка, которая никогда не стреляла, и колокол, который никогда не звонил. А какие символы, такая и страна…

Встревать в дискуссии я не стал по двум причинам. Во-первых, экскурсоводов в штатском это крайне нервирует и они сразу предлагают перейти к следующему объекту. А, во-вторых… а, действительно, зачем нашим предкам потребовалось вваливать столько ресурсов в создание нефункциональной бутафории? Ведь из бронзы, пошедшей на поделку одной Царь-пушки, можно было бы отлить орудийных стволов на целый артдивизион. Им что, в конце концов, своего труда не жалко было?

Bezimeni-1_5.jpg
Не дороговата ли игрушка?

Надо сказать, что такой милитаристский гигантизм изобрели не русские и не в XVI веке. Корнями своими он уходит, чуть ли, не в палеолит. Археологи по всей Евразии в изобилии находят в захоронениях древних людей каменные наконечники огромных размеров – 30-40 сантиметров в длину и шириною с ладонь. Про их назначение кабинетные теоретики от истории родили по принципу «большому кораблю – большая торпеда» гениальную догадку – с такими, дескать, первобытные охотники хаживали на мамонтов.

Однако, расчёты и натурные испытания показали, что эти«мегалиты»для практического применения не пригодны. Вообще никак! Во-первых, если к такому наконечнику присобачить пропорциональных размеров древко, получится конструкция размером с фонарный столб. Метать такое нельзя даже теоретически, действовать в ближнем бою – тоже проблемно. Во-вторых, при таких пропорциях кремнёвая пластина становится хрупкой. При столкновении с любым препятствием, чья плотность хотя бы чуть выше плотности воздуха, она раскалывается в брызги.

Очкастые исторички, не умеющие путём цыплёнка разделать, но берущиеся судить об охотах на мамонтов, с приведёнными доводами, что для них не типично, согласились и объявили назначение гипертрофированных наконечников неустановленным. Но на то они и профессионалы, чтобы путаться в догадках – мы же можем взглянуть на тот же вопрос незашоренным взглядом и в другой плоскости.

Монументальные наконечники предназначались в загробном мире не покойнику. Он был лишь передаточным звеном. В лучшем из миров он должен был преподнести их в дар своим богам. А они уже тогда виделись нашим предкам вполне антропоморфными существами со вполне человеческими потребностями. Все различия между людьми и их богами сводились к тому, что последние были гораздо мудрее, сильнее и могущественнее первых. Ну, и по габаритам, соответственно, крупнее… Вот для них, не щадя рук своих, и шлифовали первобытные охотники лучшие куски кремня, выделывая не имеющие утилитарного значения «подарочные» наконечники фантастических размеров. Ведь, если у божества будет удачная охота, то и в этом мирке племени что-то перепадёт.

Подобные представления переживут и каменный век, и бронзовый, и будут встречаться в Европе до тех пор, пока язычество не будет полностью и окончательно вытеснено христианством. Самый наглядный пример им можно найти у наших если не прямых, то двоюродных родственников – у западных славян.

Духовным центром славянских племён, обитавших на южном берегу Балтийского моря, был город Аркона, где стоял храм бога Свентовита (хотя, скорее всего иноязычные летописцы исказили так славянское имя Святовид или Световид). Описания города и храма оставил нам их современник Саксон Грамматик в своём труде «Деяния данов». Описывая подвиги датчан, Грамматик попутно оставил нам ценнейшие и обширнейшие свидетельства и об их противниках. В частности, о западно-славянских племенах, с которыми датчане испокон враждовали.

Вот как описывает Саксон статую Свентовита:

В здании огромное изваяние, во всем подобное человеческому телу, но величиной превосходившее, удивляло четырьмя головами и столькими же шеями, из которых две видны были со стороны груди, две – со спины. И спереди, и сзади одна голова вправо, другая влево смотрела. Косматые бороды, подстриженные волосы показывали, что искусство художника подражало обычаю руян в уходе за головой. В правой руке [бог] держал рог, изготовленный из разного рода металлов, который жрец этого святилища обычно каждый год наполнял вином, чтобы предсказать по уровню жидкости урожай будущего года. Левая рука наподобие лука упиралась в бок. Рубаха ниспадала до голеней, которые, из разного рода дерева сделанные, так скрыто в коленях соединялись, что место скрепления нельзя было заметить иначе как при тщательном рассмотрении. Ноги касались земли, а их основы скрывались в грунте. Невдалеке были видны узда и седло бога и многие знаки его божественности. Из них вызывал удивление заметной величины меч, ножны и рукоять которого, помимо превосходного резного декора, украшали серебряные детали.

Обратим внимание на два последних предложения!

У Свентовита были уздечка и седло, а, значит, должен был быть и конь. Конь, действительно, при святилище содержался. Был он абсолютно белым. Доступ к нему имели только жрецы. Даже выдернуть волосок из гривы или хвоста священного животного считалось тяжким преступлением. А садиться на него кому-либо запрещалось под страхом смерти, ибо ни один смертный не должен был осквернить собой коня, предназначенного божеству.

Во время войн священного коня вели впереди войска, поскольку считалось, что Свентовит незримо лично возглавляет поход. Доходило даже до такого, что, когда кулаки чесались, а повода погеройствовать не было, свентовитова коня пускали куда глаза глядят, вся армия следовала за ним и развязывала войну с теми из соседей, к кому забредал конь. Вернее, не конь забредал, а куда направлял его своею дланью невидимо восседающий на нём бог. А Свентовиту, разумеется, виднее, кто сегодня нам враг! Точь-в-точь такие же обряды с белым конём существовали в древних Индии (ашвамедха) и Персии (когда Дарий выступил на Грецию, перед его войском выпустили, аж, десять белых жеребцов); а в 721-м году, когда чехов вконец достало правление «амазонок» Любуши и Власты и они захотели избрать себе правителя-мужчину, волхвы тоже выпустили белого коня и он привёл их к пахарю Пржемыслу – его и сделали князем.

Впрочем, конь мог и отменить любое начинание. Священное животное считалось вещим и перед тем, как выступить на врага, дружина испрашивала у него прогноз. Для этого коню предлагали переступить через копьё. Если он перешагивал его правой ногой, то это сулило удачу. Если левой, то ничего хорошего грядущее боестолкновение не обещало и, не испытывая судьбы, воины разбредались по домам. Именно от этого ритуала в наш лексикон вошла идиома «встал не с той ноги». Кстати, и идиома «врёт, как сивый мерин» тоже – видимо, конские предсказания сбывались не всегда…

Ну, а поскольку Свентовит незримо присутствовал на всех войнах, ему полагался и меч, чьи «заметные» размеры так впечатлили Саксона Грамматика.

Bezimeni-2_5.jpg
Свентовит Константина Васильева заметно отличается от описания Саксона Грамматика, но от этого не менее впечатляющ.

Надеюсь, уважаемые читатели понимают, что рубиться этим мечом Свентовит предполагал не с гомо сапиенсами – для любого порядочного божества воевать с людишками это ниже собственного достоинства! Предназначался этот меч против тех же сил, против которых шесть веков спустя будет отлита Царь-пушка. Да и Царь-колокол тоже! Да-да, Царь-колокол был не просто церковно-музыкальным инструментом – он был оружием… оружием против нечисти! И циклопических размеров меч Свентовита, и Царь-пушка, и Царь-колокол изначально не планировалось применять против смертных – они действовали, если можно так сказать, вообще не в нашем измерении.

Людям Х (и XVI тоже) века всё это было понятно и без комментариев, а нам, видимо, придётся сделать отступление и задуматься над вопросом – а чего, собственно, нечисть боится? И как с нею воевать посредством перечисленных предметов?

Действительно, должны же быть у неё слабые места. Например, благодаря Голливуду, активно популяризирующему вампирскую тематику, уже даже дошкольники знают, что лучшее средство против вампиров – серебряная пуля и осиновый кол.

Bezimeni-3_6.jpg
Пуля должна быть из самородного серебра, а кол надо вбить упырю в сердце.

При этом Голливуд почему-то (видимо, из-за недостатка зрелищности) активно умалчивает, что с тем же успехом можно вместо дорогостоящей пули мушкет зарядить нательным крестом (и неважно из какого материала он сделан – хоть, из пластмассы), а шип шиповника, воткнутый вурдалаку в пятку, обладает почти таким же останавливающим эффектом, как и кол, забитый в сердце.

Само собой понятно, что лучшим оружием против нечистой силы всех калибров являются животворящий крест и святая молитва. Но в нашем случае нас больше интересуют методы неканонические, разработанные не в церковной среде, а созданные народом, поскольку свои способы обуздания нечисти народ стал создавать задолго до прихода на Русь христианства, ещё в языческие времена.

Вот и взглянем на эту проблему взглядом не эзотерика-экзорциста, а естествоиспытателя, изучающего новый биологический вид. И даже поверхностного исследования будет достаточно, чтобы понять, что обитатели Нави (Нижнего мира славянской космогонии) достаточно уязвимы. Просто в их Мире не действуют наши законы или действуют не так, как у нас, а шиворот-навыворот. Поэтому самый элементарный способ привлечь к себе нечистую силу – надеть одежду, вывернутую наизнанку.

У нас до сих пор бытует суеверие, что если, пусть даже по недогляду, хоть одна деталь туалета будет одета изнаночной стороной наружу, то тебя обязательно побьют. Сегодня, может, уже и не побьют, а во времена оны отлупили бы точно! Ибо нечего нечисть созывать! Потому, что она пакостить начнёт не только и не столько кулёме-виновнику, сколько случайно оказавшимся рядом с ним людям.

А насколько страшным был такой проступок можно судить хотя бы по тому, что одевание в вывернутую одежду было элементом уголовного наказания. Такой «гражданской казнью» казнили, как правило, еретиков и богохульников – сажали на лошадей задом наперёд, обряжали в вывернутые наизнанку тулупы и возили в таком виде по городу.

Нормальные же люди прибегали к такому средству лишь в самых исключительных случаях, когда не в меру расшалившуюся нечисть надо было загнать назад в места постоянного обитания. На второй день свадьбы, например, когда ряженые родственники невесты являлись в дом жениха «ярочку искать». Или на Коляду. Но и епитимия за это следовала суровая. Так, все участники колядного маскарада должны были на Крещение в обязательном порядке окунуться в Иордань (чудесный просто симбиоз язычества и христианства! ).

Нечисть, в целом в воде прекрасно себя чувствующая, в некоторых случаях её не переносит. Мощнейшими бесогонными свойствами обладают благовещенская и крещенская воды. Ничуть не уступает им вода ключевая – вода, бьющая из-под земли, и огонь, сошедший с небес, равносвященны и равносильны по очистительным качествам.

И всё же огня нечистая силабоится чуть больше. Поэтому открытое пламя обязательный участник практически всех очистительных ритуалов (самый известный из которых скакание через костёр на Ярилин день). Более того, оберегом может быть даже зола – такой вид оборонной магии в своё время практиковала Золушка.

Не любит нечистьне только земной огонь, но и небесный, а потому ненавидит Солнце – не зря же её ещё называют «тёмной силой». На большинство её представителей (тех же вампиров) солнечные лучи действуют убийственно. Соответственно, всё что так или иначе Солнце символизирует, действует на тёмную силу отпугивающе. Поэтому мощнейшим оберегом является любой солярный символ – круг, крест, кельтский крест (на Руси он был известен как «новгородский»), свастика, коловрат…

Солярным символом был и белый (как у Свентовита) конь. На Руси считалось, что на таких разъезжает славянский солнцебог и податель всяческих благ Дажьбог (из этого даже вывели версию, что Свентовит/Световид это всего лишь псевдоним Дажьбога; как бы там не было – общность традиций налицо! ). Лошадиный череп или изображение конской головы помещали с обережными целями на самую высокую точку крыши дома – мы до сих пор называем её «коньком».

Bezimeni-4_2.jpg
Охлопень – верхнее бревно крыши – со стороны фасада украшался оберегом в виде резной конской головы…

Bezimeni-5_5.jpg
…а вполне себе солидный «Райффайзенбанк» использует «солнечных коньков» в качестве оберега до сих пор…

Bezimeni-6_6.jpg
…при нацистах логотип «Райффайзенбанка»был чётче прорисован и лучше читался.

Счастливой приметой считалось найти другой конский атрибут – подкову. А вдруг это солнечный конь расковался и потерял её? – С ними, как знающие люди говорят, тоже случается такая беда. Но повторно употреблять найденную подкову не рекомендовалось, её тоже надо было приколотить над входной дверью.

Навьё покрепче, которое не боится высовываться днём, солнечный свет хотя и не убивает, но демаскирует – пришельцы из Нижнего Мира не отбрасывают тени, что служит одним из вернейших признаков их идентификации. По аналогичной причине выходцы из инфернальных миров ненавидят кошек и собак – они определяют и выдают их присутствие. Первые способны их видеть, вторые – чуять нюхом.

Но не любя Солнце, нечисть тяжело переносит и холода. У некоторых её представителей зимой активность заметно снижается – ведьмы, например, даже на шабаши не собираются с 1 ноября по 30 апреля. А лешие и русалки с Покрова до Масленицы, вообще, укладываются в спячку.

Попрошу только не путать русалок и водяниц. Водяницы – это дочери водяного, шефствующего над данным водоёмом. Это у них имелись рыбьи хвосты и зелёные, цвета тины, волосы.

Bezimeni-7_3.jpg
Не путайте: это не русалка – это водяница.

А русалки вполне антропоморфные существа, с нормальным числом рук и ног. Относятся они к навкам – демоницам низшего ранга и размножаются неполовым путём. Русалками становятся девушки, умершие незамужними, или покончившие с собой из-за неразделённой любви. Не реализовав себя по-женски в этой жизни, они стараются наверстать упущенное в другой (а заодно утянуть с собой в Навь как можно больше людей! ). Основное их занятие – караулить и соблазнять одиноких мужчин.

Bezimeni-8_3.jpg
Константин Маковский отлично представлял себе, как на самом деле выглядят русалки, словно сам побывал когда-то в их сетях.

Думаю, не надо объяснять, что для мужичка встреча такая ничем хорошим не заканчивалась. Могли его по утру вообще не найти. Могли найти мёртвым. А если находился он живым, то ждало его сумасшествие и в конце концов самоубийство от русалочьего морока…

Орлов Владимир.

0
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено

О проекте