Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сказочная Русь. Часть 1.

Валуны-песчаники с изображениями людей и животных замечены давно. Всегда возникали вопросы: кто их сотворил и зачем? Ответ не находили, и всё объясняли проделками сверхъестественных сил. Выдумать мистические персонажи из ничего и ниоткуда – не просто, а тут, на берегу Красивой Мечи, лежали статуи в готовом виде – смотри, сравнивай с живыми образами, фантазируй. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Постепенно появилось представление об устройстве вселенной и пантеон богов, соответствующий явлениям природы. Люди придумали мифы, сочинили сказки, стали делать деревянные и костяные, каменные и керамические копии кумиров. Оригиналы потерялись и постепенно забылись. Первая волна заселения Верхнего Подонья пошла с берегов Днепра в 3 веке. Об этом говорят раскопки археолога Григория Земцова в последние годы. Лебедянский край входил в состав Рязанского княжества. Здесь живёт самая Древняя Русь, открывшая миру языческих кумиров.
Tsvetuschie_Udriki.jpg
Цветущие Удрики
Скульптуры возникли в природе чисто случайным образом, их сотворили из песка вода и время. Водные потоки переносят массы разного грунта и всегда оставляют причудливые узоры. Легко представить, как разрисованная песчаная поверхность очутилась под слоем глины, принесённой из другого места. Песок имеет свойство слёживаться, спрессовываться, имеет разные цветовые оттенки из-за примесей минералов, чаще всего красные от солей железа. Глина не каменеет, всегда поддаётся размыву. Прошли миллионы лет, началось оледенение Земли. Наступление ледника и его таяние сопровождалось обильными атмосферными осадками и бурными потоками, которые промыли долины рек и оврагов, смыли глину с рисунков, раздробили слой окаменевшего песка на фрагменты. На территорию Липецкой области ледник пришёл с Валдая сорок тысячелетий тому назад, поднял и принёс глыбы, среди которых находились готовые статуи, сбросил в овраги, раскидал по лугам. Самые удивительные образы оказались на Красном холме и на берегах Красивой Мечи в Удриках. Мне выпало счастье заново открыть эти скульптуры, вернуть из тысячелетнего забвения.
Krasnij_buerak.jpg
Красный Буерак
Уникальное собрание каменных изваяний так и просится из Красного буерака и из оврага Лоск, из тумана веков и из сказки на волю. Андрей Кайсаров оставил нам брошюру «Славянская и российская мифология», которая включена в издание «Мифы древних славян. Велесова книга», Саратов, «Надежда», 1993. Читайте текст Кайсарова, смотрите мои фотографии и судите, кто из персонажей лучше соответствует описанию, а я, не скрывая радости, всех выпускаю на белый свет со страницы 82:
«Мифологическое существо Полкан или Полуконь. Полуконь охранял солнечных коней Световида, коней богов солнца или богов-громовержцев. Среди полуконей русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и т.д. По внешнему виду он вполовину или намного меньше героических коней бога, он невзрачный, иногда уродливый даже (горб, длинные уши и т.д.). В метафорическом смысле он именно Полуконь-получеловек: понимает дела людей (богов и бесов), говорит человеческим языком, различает добро и зло, активен в утверждении добра».
Kamennij_Kon_i_Zmej-Gorinich.jpg
Каменный Конь и Змей-Горыныч
Можно даже не комментировать, а обойтись одними цитатами, настолько тексты совпадают с фактурой. Поставим себя на место древних русских людей, которые не знали львов и динозавров, зато отлично владели конями, и что же получается – найден оригинал сказочного Конька-Горбунка! Описание, составленное профессором Кайсаровым 200 лет назад, идеально соответствует внешнему виду статуи. Он же на летнем фото – Сивка, опалённый солнцем, а на осеннем – Бурка, бурый от влаги и мха. Кроме того, животное имеет длинный язык, что служит признаком обладания речью.
Через Чуров брод у Красного буерака пролегала древнейшая торговая дорога Руси – Столповая, по которой весть о Сивке-бурке в течение тысячелетий разносили путешественники. Реальные скульптуры видели многие. Удивлялись. Пытаясь объяснить суть вещей, придумали сказки, которые разошлись по всему белому свету. Самую известную – «Сказку о Коньке-Горбунке», сочинил П.П. Ершов. Видел ли он статую этого Горбунка? Полагаю, прочёл миф в изложении Кайсарова и слушал народные предания.
Zmej-Gorinich_i_Myortvij_Kon.jpg
Змей-Горыныч и Мёртвый Конь
После открытия первых статуй, меня не покидало любопытство, что же ещё может таиться на камнях присыпанных грунтом? Собрался с силами, стал счищать землю с одного из валунов слева от Горбунка, и сразу же показалась голова лошади с закрытыми глазами, с ямочками от ноздрей. Ого, уже удача! Продолжил, с надеждой открыть передние ноги, и не обманулся. Показалась правая нога, согнутая в коленке, а ещё дальше – задняя, как бы отрубленная по колено, и в довершение – короткий хвост. Фигура, длиной до четырёх метров, выглядела мёртвой, с головой свёрнутой назад. Эта песчаниковая платформа, толщиной до полуметра, уходила в склон оврага под огромный камень с изображением Змея-Горыныча. Возникло опасение, что нарушится композиция из-за просадки грунта. Раскопки пришлось прекратить.
Голова Коня
Golova_Konya.jpg
На противоположном склоне буерака, напротив этой троицы, виднелся красновато-бурый полутораметровый медальон. Сбросил с его поверхности песок – взору открылось горельефное изображение головы, похожей на шахматного конька. В центральной части лошадиной морды выкрошился фрагмент, а так всё было на положенных местах: губы, левый глаз, изогнутая шея.
Кайсаров, как и Ершов, не видел Полкана, а основывался на собранных мифах и преданиях. Почему так уверенно утверждаю? Вы поймёте, когда опуститесь ниже по тексту. Столповая дорога ко времени, когда он жил, уже потеряла значение. Мать Андрея Сергеевича, княжна Волконская, родилась в имении Чирково Ряжского уезда Рязанской губернии, где офицера Кайсарова похоронили после гибели на поле боя в 1813 году, в возрасте 30 лет. Имение находилось на древнейшем Донском водно-сухопутном торговом пути, проходившем по реке Ранова через Ряжск и Чуров брод на Мече. Расстояние от Красивой Мечи составляет около ста километров. Предки Кайсаровых ездили по этой дороге, видели Горбунка и передали описание по поколениям, как сказку. Уж больно точно описано, будто профессор всё видел своими глазами.
При первом же взгляде на стоячего, самого выразительного, поэтому знаменитого Коня, возникает впечатление, что его фигура хорошо знакомая. Начинаешь вспоминать и быстро находишь ответ: конечно, видел её в Петербурге под Медным Всадником! Не стану утверждать, что Фальконе именно с этого коня снял копию или позаимствовал идею, но сходство потрясающее – та же поза и динамика. Да и скачет он в сторону Западной цивилизации.
Теперь вернёмся к цитате и разберём роли «солнечных коней Световида», попробуем понять, кто есть кто? Если сверять со сказочным описанием от Ершова, то самым невзрачным, маленьким, представляется «медальонный» конь. Согласно сюжету мифа он и есть настоящий Полуконь, охраняющий пару других – больших и сильных. Он сморит из оврага наружу, как бы следит за входом, а рабочие тягловые кони устремились к хозяину, к Световиду, статуя которого лежит в глубине Красного буерака. В итоге получится, что Световид катался по небу на солнечной колеснице с запряжённой в неё парой мощных лошадей.
Krasnij_Buerak_-_shema.jpg
Три камня-памятника: двух коней и жертвенника с изображением ящера, образуют мифическую композицию, составленную из помощников бога Световида, ответственного за небо и водную стихию. Не сложно понять, что все они стремятся вверх по склону горы, на небо: мёртвый конь направлялся туда, живой – взвился на дыбы, ящер летит над его головой. Минута – и дары будут доставлены прямо Световиду. Как тут было не появиться всем этим мифам и сказкам о конях, которые скачут по небу. Люди давно всё заметили и описали правильно.
Veles.jpg
Велес
Жертвенник, лежащий над головой Каменного Коня, имеет ровную горизонтальную поверхность большого размера. На ней собственной персоной устроился Велес. Если снимать в направлении с севера на юг, на уровне верхней кромки этого алтаря, на срез, то на фотографии проявляется голова великана: круглая лобная и теменная части, надбровные дуги, один глаз с левой стороны, приплюснутый нос, подбородок, усы на положенном месте, которые прикрывают губы. Серое богатырское лицо смотрит в небо, а затылок направлен на запад, опять в сторону главного бога – Световида. Плита серо-красного цвета толщиной 1,2 метра и размером видимой над поверхностью земли части 3,5 на 1,5 метра лежит при входе в овраг, на его склоне, на расстоянии трёх метров от коней к северу, и двухсот – от края воды русла Красивой Мечи. Алтарь подходит для поклонения и коням, и Велесу, как скотному богу. На его вертикальной стенке висит изображение крылатого Ящера, который летом выглядит тёмной фигурой, а осенью мокрый рисунок сливается с серой окраской всего камня.
Zmej-Gorinich_1.jpg
Змей-Горыныч
Golova_Zmeya.jpg
Голова Змея
В морозный зимний полдень бог Колоксай светит как надо – ярко и прямо. На снежном фоне отчётливо видно туловище с ребристым крылом, поднятым вверх. Ящер с настороженностью смотрит на посетителя чёрным оком, готовится скрыться в овраге, для отращивания новой головы. В области шеи имеется природная полость с рваными краями – зияющая рана. Изображение уцелевшей головы, как бы насечено на поверхности, а мёртвая – валяется на дне буерака. Думается, отсюда родился миф о порубленных и прирастающих головах. Фигура составлена из сочетания скульптурных элементов и эскизов, нарисованных или насечённых на поверхности камня. Что это? Целиком природное сотворение, как Каменного Коня, или древний творец насёк недостающие детали на камне, лежащем на виду? И полетели сказочные змеи по всей Руси.
Svetovid_-_Gorinya.jpg
Световид - Горыня
Снова аналогия с мифами. Ну, что тут поделаешь, если эта рептилия похожа на Змея, которого Георгий Победоносец пронзает копьём, этим образом утверждая торжество христианства над символом язычества – над Сатаной. И не трудно догадаться, на каком коне он скакал. Кроме воображаемого, на роль всадника-победителя может претендовать реальный Горыня (в другом варианте – Световид) с опалённым красным лицом, отдыхающий после поединка внутри оврага. Экспозиция воспроизводит завершающую сцену сражения: ящер, удирающий с поля боя, успел одному из коней отгрызть ноги и хвост, свернуть голову, а другому – оторвать её вместе с шеей, потеряв одну из своих.
Бессмертный Змей-Горыныч – второй персонаж Красного буерака, подходящий под описание, составленное Андреем Кайсаровым [стр.76]:
«Ящер стережёт подземное царство. Змеи – хранители кладов несметных, трав целебных, живой и мёртвой воды. Змеи символизировали тучи небесные грозовые, мощный разгул стихий. Они многоглавые. Одну голову отсечёшь – другая вырастает и пускает языки огненные, молнии. Змей-Горыныч – сын небесной горы – тучи. Змеи эти похищают луну, звёзды и даже солнце. Змей может быстро превращаться в юношу или девушку, что связано с омолаживанием природы после дождя и после каждой зимы».

Теперь понятно, что профессор не видел древние оригиналы, которые живут не на небесной горе, а на камнях, которые торчат из склона в Удриках. Согласно древней логике, все персонажи Красного буерака происходят от одного корня – от горы, что нашло отражение в мифической родословной: змей – Горыныч, конёк – Горбунок, а Горыня был витязем, передвигавшим горы на своих неприятелей. В разные эпохи роли мифологизированных персонажей и языческих богов менялись, их деяния и функции трактовались по-разному. Все варианты сюда ложатся. Если посчитать красного двуликого великана Горыней, тоже рождённого горой, в самом деле, можно подумать, что он привалил плиту со Змеем землёй, и отрубил ему голову!

Николай СКУРАТОВ

Продолжение следует. Смотрите "Сказочная Русь. Часть 2" http://62info.ru/history/node/15503

 
Разместил: Николай Скуратов    все публикации автора
Изображение пользователя Николай Скуратов.


О проекте