Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сказочная Русь. Часть 2.



Начало статьи смотрите "Сказочная Русь. Часть 1" http://www.history-ryazan.ru/node/15502
Оставим «горное» разбирательство и отойдём от Красного холма за священный Дон, вёрст на шесть к юго-востоку до оврага Крутой Верх, в котором лежит Варькин камень с живой и мёртвой водой, полученной от девичьих слёз. Первый источник обвила Белая Змея-хранительница, а второй – держит в пасти Чёрный Змей. Вспомнили русскую сказку? Окропишь убитого воина мёртвой водой – прирастёт отрубленная голова, сбрызнешь живой – оживёт. И не перепутайте!
Istochnik_zhivoj_vodi.jpg
Живая вода
Past_Zmeya_s_myortvoj_vodoj.jpg
Мёртвая вода
Со змеями связывали торжественный приход весны, поэтому в календаре славян есть два праздника: первый – 25 марта, когда почва становится теплой, и они выползают из-под земли, откуда вытекает родниковая вода, второй – 14 сентября, когда уходили на зимовку. Считалось, что змеи помогали вымаливать дождь, так как любят не только тепло, но и влагу. Их изображениями украшали древние сосуды для воды.
Altar_pered_Svetovidom.jpg
Алтарь перед Световидом
Перед лицом двуликого Световида (Горыни) на дне оврага лежит большой гладкий камень-песчаник треугольной формы с размером сторон два на три метра и толщиной около одного, который мог служить ритуальным жертвенником – крадой. Талый ручей, протекавший по дну накануне Радуницы, ночью всегда ослабевал и позволял поставить дары. Утром вставало солнце, топило снег, поток усиливался и всё смывал с поверхности – как будто Световид регулировал солнечный свет, воду в ручье и забирал жертвы. Отличный финал! Только вот, к нашему времени, для исследователей, вряд ли что осталось возле этой крады. Водный поток всё выносил на луговину, и широко растекался. Обширный участок наносного грунта – конус выноса, хорошо виден. Если его исследовать, то можно найти свидетельства человеческой деятельности, а осколки от ритуальной посуды – уж наверняка. Если в этот день подмораживало – вода не прибывала – бог гневался на людей, и дары не принимал.
«На треугольный камень каждый мог принести жертву: Творцу – солнцу и небу, Матери-жизни, земле, предкам. Славяне некоторых племён сжигали умерших, но для этого ритуальная крада не подходила. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее её подхватывали жаворонки – первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков 9 марта считался днём поминовения предков и назывался Радуница» [стр.78].
В весенний праздник Сороки, принято выпекать фигурки жаворонков. И ещё, обычай поминать усопших на могилах едой и выпивкой дожил до наших дней, хотя он противоречит обрядам христианской религии.
Foto_16__Kurgan_Volotova_Mogila.jpg
Волотова Могила
Место для ритуальных целей обнаружено рядом, на правом берегу Красного буерака, между ним и курганом Волотова Могила. На вершине этого холмика лежит камень среднего размера. Вокруг него лужайка сильно изрыта грабителями и обильно посыпана пемзой, в которую через тысячелетия превратилась зола от ритуального костра, и повсюду валяются черепки от керамической посуды, а что здесь сжигали – не ведаю.
«Крада – жертвенный алтарь, горящий жертвенник, костёр. На нём сжигали мёртвых и приношения. Нестор называл их «крады и требища идольские». Ящер у подножия крады означает подземное царство; чаша с плодами – обильную земную жизнь; колесо – солярный знак, который символизирует вечное обновление жизни на земле» [стр.76].
Kolobok.jpg
Колобок
Svastika_i_Koloksaj.jpg
Свастика и Колоксай
Соседний камень, опознанный Колобком, катит свастику, которая у славян символизировала солнцеворот – ежегодный небесный ход солнца по временам года. Её изображение находят на древних славянских сосудах. Свастика Красного буерака катится по ходу солнца, и расположена на северной поверхности камня. Рядом угадывается скульптурный портрет бога Колоксая. Старики – потомки Колоксая, исполнили роль жрецов – поскребли по сусекам и совершили ритуальную выпечку. И покатился по вселенной, как солнце круглый и румяный Колобок, вращая на боку «коло» – древний солярный символ славян. Не ведаю, как в ваших краях, а у нас, когда пекут пироги, то по поверхности каравая делают несколько наколок – глазок и ушек, совсем как у каменного Колобка, символизируя всевидящее светило. О милом и разудалом Колобке каждый из нас помнит с пелёнок. Что тут добавишь? Приходите и смотрите его в каменном виде.
Polnaya_Chasha.jpg
Полная Чаша
Для полного комплекта недостаёт только чаши с дарами. Зря, что ли, в народе живёт понятие достатка? Ну, как же, как же, здесь она – огромная и наполненная вечными каменными плодами! Стоит себе спокойно в самом начале Красного буерака тысячи лет. Это её, Полную Чашу, принял я поначалу за шишковатый панцирь гигантской черепахи.
hlebnitsa.jpg
Хлебница
Если этого мало, то смотрите ещё одну посудину – Хлебницу, в избытке нагруженную ломтями, как символ гостеприимства, ту, к которой прислонился Слон. В этом сказочном царстве сразу не разберешься: кто есть кто? При первом взгляде, кажется, торчит из-под земли странный хребет дракона, покрытый прямоугольными панцирями.
Slon_v_cheryomuhe.jpg
Слон в черёмухе
Slon_v_Tolbuzino.jpg
Слон в Толбузино
Что касается России – родины слонов, то не всё так примитивно и просто, как употребляется в обиходном ироническом смысле. Не терпится показать ещё один персонаж, который не живёт в русских сказках, но неплохо устроился в словарной среде. Камень, для современного человека похожий на мамонта, в древности воспринимался слоном – не иначе! Древние люди не помнили, да и не знали давно вымерших мохнатых мамонтов, как и динозавров. Зато самые активные – купцы и государственные деятели, ходили по Столповой дороге и видели слонов в заморских странах. При том высоком уровне развития мифологии и язычества в древней Руси легко было вывести, что все слоны произошли от этого каменного бога, который ещё и стоит то, приСЛОНившись к Хлебнице. Вот вам и Россия – родина слонов, а Красный буерак – место происхождения термина! Может быть, и перебрал немного, сделал из мухи Слона? Помилуйте. Мы с вами находимся в сказочной теме, и для большей убедительности, примите ещё одного слона с берега речки Сухой Семенёк. Этот устроился в Парке камней у деревни Толбузино, километрах в пятнадцати от первого.
Krasnij_Buerak_-_shema.jpg
Четыре камня образуют в Красном буераке уникальный языческий комплекс. Главные герои здесь Световид и Конёк-Горбунок. Каждый из них имеет свой алтарь. Рядом с устьем Красивой Мечи затаилась сказочная Русь и дождалась своего второго открытия.
Tsarevna-Lyagushka.jpg
Царевна-Лягушка
Один из самых известных персонажей – Царевна-Лягушка, ускакала к востоку от Красного холма вёрст на пять и обитала в лощинке у южной окраины села Волотово. Лежала среди поля каменная глыба длиной более четырёх метров и весом около двадцати тонн и мешала пахать. Камнекрады, укравшие Конька-Горбунка, подрыли Лягушку и опоясали тросом, но она не пошла в тот раз за ними. В августе 2014 года механизаторы оттащили её в соседний овражек, где валяется Сапог Волота, и оставили с подпорченным ракурсом, с наклоном на спину, а потом увезли в неизвестном направлении.
Статуя лягушки потеряна. Остались фотографии и русская сказка о том, как братья метали стрелы, выбирая невест. Именно эта царевна досталась богатырю. После долгого счастливого супружества, после похорон мужа, она обратилась в лягушку и окаменела у полевой дороги, которая ведёт от кургана Волотова Могила к донскому Волотовскому броду.
Sapog_Volota.jpg
Сапог Волота
Гигантский Сапог-Скороход, потерянный богатырём, пока цел. Эти персонажи дали название селу Волотова Могила (в наше время – Волотово), поэтому могут служить её символами. Жаль, что сказку у своего порога мало кто видит, и не хранит.
Курган Волотова Могила, входивший в состав сказочного комплекса, устроен был на высоком берегу Красивой Мечи к югу от Красного буерака и отделялся от ритуального холма с кострищем и от следующего за ним холма крошечными овражками. В «Книге Большому Чертежу» от 1627 года говорится:
«С правыя стороны, пала в Дон речка Лебедянь, а на усть её на Дону город Лебедянь, от Донкова до Лебедяни 20 вёрст. А ниже Лебедяни, вёрст с 8, пала в Дон река Быстрая Меча; на усть реки Мечи с вышныя стороны Волотова Могила».
Idol_-_hudozhnik_A_A__Zaretskij.jpg
«Идол». Художник А.А. Зарецкий
На вершине кургана стояла Каменная Баба, родная сестра истуканов с острова Пасхи, и смотрела с Удриков на восход солнца, стараясь разглядеть братьев за дальним горизонтом. Вершина срыта археологами сто лет назад, а Бабу сбросили в Мечу по повелению барина Пальчикова. На месте Волотовой Могилы остались углубления от оплывших ямок. И теперь место кургана различимо, но только с противоположного берега реки неплохо заметен холм, на котором он стоял.
Zolotaya_Baba.jpg
Золотая Баба
В заключение, предлагаю пройти от Красного Буерака всего пару километров через Красный холм к югу и познакомиться с самой Матерью-прародительницей всех земных людей и богов – Венерой из палеолита, которая в разные времена носила имена: Золотая Баба, Златая Мать, Макошь [стр.76].
На стр.47 Андрей Кайсаров даёт подробное описание:
«Золотая Баба начальствовала над деторождением. Во храме её сокрыто было много музыкальных инструментов, которыми пользовались хитрые жрецы, дабы уверить народ, что истукан сам собою звучит. По сему и почитали это божество оракулом. В смутных обстоятельствах спрашивали у Золотой Бабы совета, и она говорила устами своих жрецов, или наоборот: как истукан был весь пустой, то жрецы говорили устами своей богини. В жертву ей приносили соболей и куниц, и одевали её в сии кожи. При каждом жертвоприношении священники съедали мясо, а богине доставалась только кровь, которую обмазывали ей рот, глаза и другие части. Вера к сей богине была так сильна, что даже чужестранные путешественники приносили ей в жертву золото, серебро и другие вещи по мере своего имения, ибо жрецы уверяли, что пренебрегший такое приношение заблудится на пути своём».
Золотая Баба, готовая к продолжению рода, манящая пышным телом, большими шикарными грудями, красивым лицом, имеющим нос, рот, глаза, лежит на западном склоне оврага Лоск животом вверх. Каменное ложе обозначено в нижней части плиты. На него спадает правая рука, согнутая в локте, и роскошная волна золотистых волос. Из-под головы выглядывает сказочная птица Сва, что из «Велесовой Книги». Золотая Баба не имеет ног. Каменная статуя лежала на Столповой дороге, приносила золото и подарки от путников, отсюда идёт её «золотое» название и мировая слава. В двадцатом веке археологи раскопали древнейший курган Липецкой области у села Гагарино всего в 18-ти верстах от Золотой Бабы вниз по Дону, нашли костяные статуэтки – копии этой богини, не зная о существовании оригинала, обозвали найденный образ Венерой Палеолитической и внесли в археологические сборники. Такой же безногий стереотип женщины унаследовали половецкие каменные бабы.
Zhertvennik_u_Zolotoj_Babi.jpg
Жертвенник у Золотой Бабы
Само собой, древние боги, обитающие в сакральных местах, не могут обходиться без алтаря. Перед Золотой Бабой лежит плита четырёхугольной формы серо-красного цвета с размером сторон метров до двух и толщиной до одного, с гладкой горизонтальной поверхностью. С этого алтаря дары доставлялись в Дон тем же способом, что и в Красном буераке, посредством ручья, протекавшего весной по дну оврага.
Григорий Глинка в работе «Древняя религия славян», вошедшей в выше названную книгу, на стр.133 рассказал о том, как славяне поклонялись священной реке Дон:
«Храмов в честь обожаемых рек и озёр славяне не строили, но священнодействия отправлялись обыкновенно на берегу. Великолепнейшие торжествования производились весною, когда воды, разрушив зимние свои оковы, являлись изумлённым обожателям своим в полном величии. Народ падал ниц. Моления начинались. Погружали людей в воду с великими обрядами; энтузиасты же религии в жару усердия своего добровольно топились в священной реке или озере из благоговения».
Похоже на описание Крещенской ночи из нашего времени.
Кстати, возвышенное место к северу, с которого стекает Лоск, называется Золотая гора, а неподалёку к западу находится маленькое бездонное озеро, связанное подземной протокой с Доном. Зайцев Владимир, житель Нижнего Брусланова, показавший чудесные камни в овраге, помнит название Золотой горы (она же в более позднем язычестве Красный холм) и рассказал про странное явление: мякина, выброшенная в озеро, через сутки появилась в донских водах за две версты.
Krasnij_Buerak_posle_pogroma.jpg
Красный Буерак после погрома
В октябре 2009 года Красный буерак подвергся разграблению. Ряженые казачки, прозябающие в невежестве, увезли и продали в бутафорский Сафари-парк исторический символ доблестного казачества – Каменного Коня. Липецкая область густо населена вандалами, к числу которых принадлежат чиновники от культуры, для оправдания погромщиков, придумавших отговорку: «В Сафари-парке ему будет лучше – больше зрителей увидят». Их скудный ум не может понять простую истину: Каменный Конь, сорванный с исторического места, теряет достоинство и превращается в пошлый бутафорский сувенир. Они скоро все памятники России свезут на Кудыкину гору под Задонском и будут пилить, и проедать народные деньги!
Восстановить этот комплекс не сложно. Можно легко вернуть тяжёлого Конька-Горбунка, объявить розыск Лягушки, отыскать на дне реки половецкого истукана, а если не удастся, сделать копию и водрузить на место. Получится потрясающий туристический комплекс, в своём роде – единственный в мире!
На Красном холме в устьевой зоне Красивой Мечи сохранились до наших дней два языческих святилища древнейшей Руси, в точности соответствующие описанию из древних мифов. Приезжайте и смотрите наяву по координатам: Красный буерак – 52 градуса 55 минут 46.3 секунд северной широты и 39 градусов 01 минута 52.9 секунд восточной долготы; Золотая Баба – 52 градуса 54 минуты 50 секунд и 39 градусов 00 минут 00 секунд.
История лебедянского Каменного Коня отмечена в русских летописях, документах о сторожевой службе, сохранилась в мистических преданиях, опубликована в исторической монографии Николая Скуратова «Каменный Конь на Куликовом Поле» и на сайте http://kamenny-con.narod.ru
Kamennaya_skazka_-_shema.jpg
Камни русского «Олимпа» красноречиво говорят! В Лебедянском крае живёт память о наших истоках и настоящая Каменная сказка!

Николай СКУРАТОВ, член Общероссийского Союза писателей «Воинское содружество», академик ПАНИ.

 
Разместил: Николай Скуратов    все публикации автора
Изображение пользователя Николай Скуратов.


О проекте