Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сказка о давлении.



Для того, чтобы расколоть два братских народа, коими являются русские и украинцы… нет, не так…

Для того, чтобы расколоть единый братский народ, коим являются русские и украинцы, одной пропаганды мало. Мало круглосуточного телевизионного зомбирования, мало ушатов журналистской грязи, мало истеричных ток-шоу, мало кликушества позёров, неизвестно кем назначенных экспертами… всего этого мало! Тут бить надо глубже – по подкорке, по юнгианскомуколлективному бессознательному, по наследственной памяти, по сакральному…

Вот из этой серии ударов по сакральному явилась недавняя попытка украинских историков подкорректировать биографию нашего общего героя Ильи Муромца. Дескать, никакой это не москаль из-под города Мурома, из села Карачарово, а расово чистый украинец из-под Чернигова, с местечка не то Карачев, не то Моровийск.

1_Pamyatnik.jpg
Памятник Илье Муромцу в Муроме (пока считающемся официальной его родиной).

Попросили меня это открытие украинских коллег прокомментировать. – Что могу сказать…

Начнём с того, что версия эта не нова. Я её знаю примерно столько же, сколько знаю про самого Илью Муромца. И не оригинальна. Муромец, ведь, всего лишь самое распиаренное прозвище нашего супергероя, а в разных источниках встречаются и такие его поименования, как Мурин, Мурович, Моровлянин… вот из последнего, например, вывели теорию, что Илья – не святорусский богатырь, а рыцарь из Моравии, приблудившийся к киевскому двору и выгодно продавший свои услуги тамошнему князю.

Одним словом, ныне муссируемая «черниговская» версия не содержит в себе ни одной свежей мысли, имеет целый ряд аналогов и до начала использования её в политических целях спокойно рассматривалась, как один из множества черновых вариантов. Есть у неё, как у версии, и свои плюсы, и свои минусы.

Плюс я вижу такой. Чернигов, действительно, особенное место в биографии Ильи – здесь он впервые являет себя, как богатырь, в одиночку разметав осаждающую город орду. И с Чернигова начинаются все остальные его подвиги. Что весьма странно, так как на расстоянии от Мурома до Чернигова (это 850 километров по прямой) с ним не происходит ни одного приключения. А дальше...

А дальше следует минус. Былины утверждают, что протяжённость прямой дороги от Чернигова до Киева – 500 вёрст. Но расстояние между этими городами – около 130 километров. 500 вёрст – это от Чернигова до Кишинёва, а не до Киева. То есть авторы былины в этих краях никогда не были, этой дорогой не ездили и реальной её протяжённости не представляли.

И вот на этих 130 километрах Илья вершит больше деяний, чем на предыдущих восьмистах пятидесяти... Сразу за Черниговом он встречает противника, который оказывается опаснее, чем целая орда кочевников – Соловья-разбойника.

Отрицательным персонажам, честно говоря, не везёт: как при их жизни с ними связываться желающих мало, так и столетия спустя изучают их «по остаточному принципу», исключительно в контексте главного положительного героя. А зря...

Про Соловья Одихмантьевича, например, мы не знаем достоверно даже биологической его принадлежности. С одной стороны, это нечто человекообразное; с другой – согласно некоторым источникам, у него есть крылья и птичьи когти.

2_Ptitseobraznij.jpg
Птицеобразный Соловей-разбойник в представлении британского художника-иллюстратора Фрэнка Пейпа (правда, и Илья в таком облачении больше подходит для иллюстрирования поэм Фирдоуси, а не русских былин).

Самые ранние портретные изображения Соловья Одихмантьевича относятся к XVI-XVII векам. На лубочных картинках, которые в то время играли роль нынешних комиксов, он представлен довольно импозантным мужчиной, одетым, как польский шляхтич. Что и не мудрено – память о польском нашествии была свежа, Соловей, как никто другой подходил на роль «идеального врага», и ему передались черты вполне реального геополитического противника.

Когда у русской интеллигенции в начале ХХ века случился очередной пароксизм любви к народному творчеству, масонами-карамзиноидами уже была раскручена теория татаро-монгольского ига. В соответствии с её канонами, Соловья стали изображать уже монголоидом в костюме степняка-кочевника. Что неверно со всех точек зрения. Во-первых, в былине чётко сказано, что Одихмантьевич был блондином. А, во-вторых, я бы не рискнул называть кочевником человека, более тридцати лет безотлучно обитающего на одном месте. Причём, тут у него обустроен не только стационарный блок-пост, но и терем, где живёт вся Соловейкина многочисленная семья (не менее восьми человек).

3_Kochevnik.jpg
Отечественные иллюстраторы, начиная с Билибина, рисуют Соловья в костюме степняка и с внешностью азиата…

Bezimeni-1_12.jpg
…переплюнули их только советские кинематографисты, изобразившие в фильме «Илья Муромец» (1956 г.) Соловья таким уродом, что В.Н. Дёмин и О.И. Дивов, независимо друг от друга, всерьёз выдвинули предположение, что он был либо неандертальцем, либо реликтовым гоминидом.

Последнее, что можно предположить про внешность нашего антигероя, что телосложения он был богатырского. Издали дочери Соловья путают Илью с отцом – это значит, что силуэты их были похожи до, что называется, степени слияния.

По меркам раннего средневековья, Соловей – долгожитель, ему больше пятидесяти лет. Вычисляется это так: к моменту встречи с Ильёй, он уже тридцать лет контролирует трассу Чернигов - Киев. То есть, когда Илья ещё качался в колыбели, Соловей был уже зрелым мужем и опытным бойцом, способным установить свои порядки на магистральной транспортной артерии. И сил своих за это время не растерял, несмотря на то, что со здоровьем у него проблемы.

Страдает Соловей каким-то тяжёлым врождённым пороком: обе ноги у него левые. Видимо, генетическое отклонение Соловей получил в результате того, что в его роду практикуется промискуитет. Уже одержав над Соловьём победу, подъезжая к его резиденции, Илья обращает внимание, что все его дети на одно лицо. Соловей объясняет это так:

Возговорит Илья Соловейке-разбойнику:
Что у тея дети во единый лик?
Отвечат Соловейко-разбойничек:
Я сына-то выращу – за него дочь отдам;
Дочь ту выращу – отдам за сына,
Чтобы Соловейкин род не переводился…

В ханжески-адаптированных вариантах былины этот момент, понятно, опускается. Как и то, что Илья, вознегодовав на такое положение дел, вырубил всё семейство разбойника. А, поскольку, биологическая ветвь, благодаря Илье Ивановичу, продолжения не получила и сексуально-генетические свои аберрации унесла в могилу, то и заостряться на них смысла нет. Тем более, что у Соловья есть более интересные и перспективные темы для исследования. Например, его оружие.

Версии, которые иначе, как профанными не назовёшь, утверждают, что противника Соловей подавляет каким-то звуковым воздействием:

Сиди Соловей-разбойниквосыромдубу,
Сиди Соловей-разбойникОдихмантьевсын;
А то свищет Соловей да по-соловьему
Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному,
И отего ли-то, отпосвистусоловьего,
И от его ли-то, отпокрикузвериного,
То все травушки-муравыуплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушкик земли вси приклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат…

Со стороны, людям Х-XII веков, действительно, могло показаться, что оружие Соловья – звук высокой интенсивности. Но мы-то с вами в школу ходили, физике учились, а потому не можем не понимать, что свист, рык, шипение, гудение и прочее – всего лишь побочные аудиоэффекты некоего иного действующего начала. Точно так же, как тарахтение является неприятным приложением к работе двигателя внутреннего сгорания, созданного на самом деле для того, чтобы придавать вашей «ласточке» поступательное движение вперёд.

Принцип действия оружия Соловья-разбойника – барометрический. Он каким-то образом способен создавать вокруг себя резкий перепад давления. А уже интенсивно перемещающиеся из зоны повышенного давления в зону пониженного атмосферные массы и оказывают разрушительное воздействие на живые и неживые объекты, оказавшиеся под влиянием этого фронта.

Тут возможны два варианта. Но во всех кино- и мультипликационных постановках, почему-то, упорно показан только один. Рассмотрим его первым.

Этот вариант базируется на природе свиста, как исходящей звуковой волны. Для того, чтобы её создать, в источнике необходимо сгенерировать повышенное давление. Вот его эффекты и изображают, словно сговорившись, в кино и мультфильмах: ветер в лицо главному герою, деревья, клонящиеся от Соловья и прочее…

4_Veter.jpg
Смещение воздушных масс идёт от Соловья, значит, он находится в эпицентре повышенного давления.

Но возможен и другой вариант, когда, напротив, в источнике создаётся низкое давление и атмосферные массы устремляются туда. Этот вариант не рассматривается ни кинематографистами, ни исследователями. И опять же зря!

Даже без глубоких расчётов, чисто в тексте былины, содержится несколько намёков на то, что именно так оно и было.

Былинники особо подчёркивали крайне важные с их точки зрения детали (на которые мы имеем обыкновение не обращать внимания). Такой деталью, успешно донесённой до нас, стало то, что во время поединка с Соловьём, Бурушка – конь Ильи – падает на передние колени. При фронтальном воздействии ударной волны упасть вперёд проблематично. А вот завалиться навзничь – пожалуйста. Если бы воздушная волна ударила Бурушку в лицо, ему бы подняло вверх переднюю часть корпуса и он осел бы на задние ноги. Но произошло то, что произошло…

5_Veter2.jpg
Довольно нелепая, но с технической точки зрения вполне грамотная картинка, показывающая поведение людей и животных при фронтальном прохождении воздушной волны – они валятся на спину, но ни в коем случае не вперёд.

Бурушка упал вперёд оттого, что перед ним внезапно возникла область разрежения. Центр его тяжести моментально сместился туда, где, фигурально выражаясь, атмосфера расступилась, воздушный столб перестал удерживать его тело и он припал на передние колени.

Второй момент: Соловья Илья сбивает с дубов, на которых тот сидит, стрелой. Скорость полёта стрелы из стандартного английского лука составляет 55-70 м/сек (А. Шишкин «О скорости полёта стрел»). Скорость ветра, при которой наклоняются деревья (а именно с такой силой дует Соловей), соответствует 8 баллам по шкале Бофорта и составляет 17,2-20,7 м/сек. Эффективность стрельбы в таких условиях легко проверяется небольшим натурным экспериментом: отправляйтесь на ближайший аэродром и попытайтесь пострелять из лука по работающей турбине самолёта.

А если тот же 8-балльный ветер будет дуть в попутном направлении… за четвёртый класс задачкана скорость и ускорение – сами порешайте на сколько увеличится при таких исходных скорость стрелы и её кинетическая энергия (хотя на стабильности полёта, как понимаете, этотоже благоприятно не скажется).

Впрочем, всё это – лирика, диванное заумствование. В какую сторону дул ветер, какое давление – повышенное или пониженное – создавал вокруг себя Соловей-разбойник – вопросы вторичные. Они не имеют смысла до тех пор, пока мы не ответим на первичный вопрос: как он это делал? Тот, кто сумеет разгадать секрет Соловья Одихмантьевича, станет реизобретателем принципиально нового вида оружия, которому даже в нашем ядерно-высокотехнологичном веке найдётся своя ниша…

Орлов Владимир.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено

О проекте