Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Герб Рязани: в поисках достоверности

29 мая 1779 года на представленном на Высочайшее утверждение докладе Сената "О гербах Костромского и Рязанского Наместничеств" Всероссийская императрица Екатерина Великая собственноручно начертала резолюцию: "Быть по сему". С этого момента большинство историков и краеведов ведут отсчет времени существования герба города Рязани. Правда, некоторые источники относят дату его утверждения на три месяца раньше - на 29 марта 1779 года. Виной тому, скорее всего, ошибка, вкравшаяся в "Полное собрание законов Российской империи" (ПСЗРИ) при составлении специального тома с литографированными изображениями всех городских и губернских гербов, утвержденных к тому времени. Этот том был подготовлен и издан только в 1843 году, то есть через 64 года после подписания Указа. Сейчас ошибка с датировкой рязанского герба, кажется, вполне разъяснилась. Нам же следует, в первую очередь, обратить свое внимание на иное обстоятельство. В самом тексте сенатского доклада, помещенном в XX томе ПСЗРИ (#14884), описание рязанского герба предваряется следующими словами: "Город Рязань имеет старый герб". Они могут означать только одно - задолго до Указа императрицы герб города уже реально существовал и употреблялся. И это действительно так, Еще в самом начале царствования первого государя из династии Романовых, Михаила Федоровича, изображение стоящего на земле человека с мечом (или саблей) в правой руке и ножнами в левой встречается на драгоценном покрывале для спинки царского трона - "саадачном покровце". А для полной ясности это изображение, вышитое пряденым серебром и украшенное жемчугом, снабжено надписью: "печать реская". В те же годы (1626 г.) описание рязанской эмблемы встречается и в "Росписи всем государевым печатям". Там упоминается "печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, а под ним земля". С того далекого времени символ Рязани, а точнее - Рязанской земли, практически не изменялся. В него лишь вносились небольшие стилистические поправки и уточнения в соответствии с духом и модой того времени, в которое он употреблялся. Менялся разворот воина, отдельные детали его одежды.

С XVIII века сам воин стал именоваться князем. Но, прежде чем следовать через века за этими переменами, необходимо ненадолго обратиться в еще более отдаленное прошлое. На большой государственной печати, сделанной для Иоанна IV Грозного, существует обозначение Рязани в виде фигуры идущего коня. Происхождение и символика этого образа до сесего дня темны, загадочны и не поддаются однозначному объяснению. После смерти грозного царя он более нигде не встречается. Поэтому оставим разгадку его потаенного смысла для специального исследования и не будем далее на нем задерживаться.

Возможно, образ воина с мечом, выбранный для обозначения Рязани при Михаиле Федоровиче, сохранился до наших дней, так как оказался более понятным и доходчивым для разных поколений. Можно предположить, что при сочинении этой эмблемы ее составителям припомнились древние заслуги Рязани перед Русью в борьбе с кочевниками и Ордой. А, может быть, напротив, - вековое противостояние рязанцев с москвичами в тяжбе за первенство на Руси. Но, скорее всего, на выбор символа оказали влияние более близкие и животрепещущие события из истории Российского государства. Совсем недавно миновало Смутное время и у всех еще была на памяти та роль, которую сыграло рязанское воинство и ополчение в изгнании польских интервентов и различных самозванцев из Москвы, и та роль, которую сыграли рязанцы в возведении на трон молодого царя из рода Романовых. Как пишет о том времени Лев Гумилев, "рязанское дворянство, охранявшее почти половину юго-восточной границы, представляло собой элиту правительственных войск. Воеводами южнорусских дворян стали рязанцы...". И само призвание на трон Михаила Романова было поручено посольству, которое возглавил рязанский архиепископ Феодорит. Призыв был ощутимо поддержан демонстрацией вооруженной силы, значительную часть которой составляли рязанцы. Так что символ, изображающий сильного и решительного воина, достался Рязани совсем не случайно. Следует отметить и то почетное обстоятельство, что фигура человека с мечом в рязанской эмблеме является третьим по счету известным изображением человека среди российских земельных эмблем - после московского "ездеца" и киевского Архангела Михаила.

При Алексее Михайловиче рязанская эмблема была включена в первый российский гербовник - "Титулярник", составленный в единственном экземпляре при царском дворе в 1672 г. Само название этого сборника гербов говорит о том, ради чего были сочинены и нарисованы включенные в него 33 земельные эмблемы. Они должны были наглядно иллюстрировать все царские титулы и демонстрировать власть московского государя над огромной территорией, объединившей под его десницей 33 древних царства и княжества. Такая наглядная демонстрация ставила царя вровень с самыми могущественными европейскими государями и позволяла ему претендовать на статус равный императорскому при дипломатических контактах. На большой государевой печати эти земельные эмблемы располагались вокруг двуглавого орла. Земельными эмблемами украшались царская утварь, мебель и палаты, оружие и конский убор. Но в большинстве царств и княжеств, обозначавшихся в Москве этими символами, о "своих" эмблемах в то время еще и не ведали.

В саму Рязань (тогда еще Переяславль Рязанский) собственная эмблема "пришла" только в 1712 году. По воле Петра I ею были украшены ротные знамена пехотного и драгунского полков регулярной армии, размещенных в городе и провинции. Все полки в то время получали наименования по месту своей дислокации и должны были иметь соответствующие эмблемы на своих знаменах и амуниции. Рязанские полки получили желтые знамена с золотой эмблемой в "крыже" - верхнем углу полотнища у древка. Для нее было взято изображение из "Титулярника".

По мере увеличения количества полков и расширения географии их дислокации старых эмблем стало не хватать. Потребовалось сочинение новых эмблем, которые затем переходили и к городам, в которых были расквартированы воинские подразделения. Этой работой занималась Герольдмейстерская контора, созданная Петром I в 1722 году и возглавлявшаяся Франциском Санти - пьемонтским дворянином и графом.

На основании этих и старых (из "Титулярника") эмблем в 1729-30 годах под руководством генерала графа Б.К.Миниха был составлен новый сборник гербов для полковых знамен, включивший уже 85 гербов. Для него заново была нарисована и рязанская эмблема и дано ее описание. А поскольку так называемый "Знаменный гербовник" был утвержден Правительствующим Сенатом, включенные в него гербы обрели силу закона.

В рязанском гербе воин впервые именуется князем, а описание герба гласит: "По старому, Князь в епанче и шапке, в руке правой меч, в левой ножны, епанча красная, платье, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая, под ним земля зеленая, поле желтое". Любопытно, что сам князь на рисунке изображен облаченным в некий доспех, наподобие кожаных панцирей древнеримских полководцев. Вероятно, здесь сказался вкус Ф. Санти. Более поздние изображения этого же периода не имеют этой особенности, а князь в них изображается просто в зеленом платье или кафтане. Встречаются эти изображения не только на полковых знаменах, но и на Государственном знамени - Панире (1742 г.), на Жалованных грамотах, на пробирных клеймах. В реальной же городской жизни гербу все еще не было места. Да и сам герб обозначает, скорее, территорию бывшего княжества под условным названием "Рязань", чем ее номинальную столицу Переяславль Рязанский.

Лишь при Екатерине II гербы стали жаловаться непосредственно городам, как структурным единицам нового административно-территориального устройства Российской империи. Поэтому действительно, как об официальном символе города, о гербе Рязани можно говорить лишь с 1779 года. Время обретения городом своего герба оказалось тесно связано и со временем обретения им древнего имени Рязань взамен прежнего Переяславля, и со временем обретения им статуса наместнического города. В Указе, подписанном императрицей, герб наместнического города Рязань описан так: "В золотом поле стоящий Князь, держащий в правой руке меч, а в левой ножны; на нем епанча червленая, а платье и шапка зеленая, обложенная соболями (старый герб)". Уже в наше время это архаичное описание породило целый букет проблем и последствий, но об этом - ниже.

В 1785 году право каждого города на свой герб было законодательно закреплено "Жалованной грамотой на права и выгоды городам Российской империи", в которой предписывалось "городу иметь герб, утвержденный рукой императорского величества, и оный герб употреблять во всех городовых делах". Так оно и продолжалось по всей России до 1917 года, после чего земельная и городская геральдика оказались забытыми на 70 с лишком лет как пережитки царского строя. И возвращение их представлялось настолько нереальным, что ни одним постановлением верховной власти РСФСР или СССР ни одно установление о геральдике не было отменено. Поэтому когда в современной России возникли благоприятные условия (Российская Федерация объявила себя правопреемницей Российской империи), земельная и городская геральдика стали возрождаться.

В числе первых свой исторический герб решил восстановить Рязанский городской Совет. В конце 1993 года его Малым Советом было принято принципиальное решение о возвращении городу его исторического символа, утвержденного Екатериной II. Были, конечно, и предложения сочинить новый "современный" герб взамен "устаревшего". Но, к чести своей, городские власти пошли по единственно верному пути исторической преемственности. Будущие проблемы оказались заложены в мелочах. В эйфории подготовки к 900-летию Рязани ни у кого не возникло сомнений в способности самостоятельно решить задачу восстановления символики без привлечения опытных специалистов, которых в городе в то время не было. Герб представлялся раз и навсегда зафиксированным изображением, поэтому вся работа изначально свелась к поиску наиболее удачного и полного изображения герба в доступных источниках.

Таковыми на тот момент оказались репринтное переиздание известной книги П.П.фон Винклера "Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи" (1990) и книга Н.Н.Сперансова "Земельные гербы России ХII-ХIХ вв." (1974). В первой была помещена подслеповатая копия черно-белой гравюры, а во второй - раскрашенная грубоватая копия той же гравюры из книги П.П.Винклера. Все остальные изображения рязанского герба в советских изданиях так или иначе воспроизводили эти рисунки. Составленное на их основе изображение современного герба Рязани и соответствующее Положение о гербе города были утверждены Постановлением мэра г.Рязани от 08.08.1994 г. #825 без необходимой экспертизы Федеральной геральдической службы.

Описание герба для Положения было сделано на основании принятого изображения, достаточно подробно и точно, но без соблюдения геральдической последовательности и терминологии. Впоследствии, при утверждении Устава города в 1997 г., ситуация еще более усугубилась, так как в статью о городской символике было внесено описание герба, сделанное совершенно произвольно, даже без учета уже принятых изображения и описания герба. В результате князь оказался "гордо" стоящим в "темно-коричневом плаще" и т.п. На эти несуразности неоднократно обращала внимание городского руководства областная геральдическая комиссия, созданная в апреле 1997 г. В конце концов вмешалась и Государственная герольдия, предупредившая городские власти, что в случае, если в описание герба в Уставе города не будут внесены необходимые поправки, может быть вовсе отменена регистрация герба. Городской совет предпочел гордо промолчать и тут же утвердил для города красный флаг, вопреки нормам вексиллологии, рекомендациям геральдической комиссии и Государственной герольдии.

Эти обстоятельства подтолкнули на поиск дополнительных материалов по городской символике, чтобы достоверно установить как возник герб Рязани и каким ему надлежит быть сейчас. В самом начале выяснилась известная любому сведущему геральдисту истина: всякий герб утверждается и существует не в виде изображения, а в форме его точного геральдического описания, и всякое изображение, соответствующее этому блазону, считается гербом. Само же описание делается в определенной последовательности и с использованием специальной терминологии.

Обращение к архивным материалам и дополнительной литературе выявило ряд существенных деталей, не учтенных при восстановлении герба в 1993-94 гг., и одновременно поставило под вопрос достоверность источников, которыми пришлось изначально пользоваться. Оказалось, что в использованные прежде изображения герба еще в 1843 году закралась грубая ошибка, появившаяся при создании рисунка рязанского герба для ПСЗРИ. Рисовавший герб художник Fr.Wodecki (Водецки?) изобразил ножны, вопреки описанию герба, не в левой руке князя, а свободно висящими на бедре ниже упертой в бедро руки. Эту ошибку повторил в 1900 г. в своей книге П.П.фон Винклер, а за ним и все последующие издания. В той же книге Винклера гравер, копировавший рисунок из ПСЗРИ, не смог ясно воспроизвести некоторые детали в силу специфики гравюры на дереве и малого размера изображения. Поэтому пропала застежка, скрепляющая епанчу на груди князя, не получилась штриховка на сапогах, говорящая об их цвете. К тому же в указе Екатерины II об этих деталях вообще нет ни слова. Там не определены также цвета меча и ножен, штанов и пояса, собольей опушки шапки и епанчи. В результате художник, делавший рисунок для книги Н.Н.Сперансова, изобразил сапоги черными (вместо зеленых), а соболий мех рыжим (вместо черного). Из этого источника почерпнули свои знания все последующие издания. Благодаря неточности описания герба в 1779 году оказалась забытой и зеленая земля, на которой изначально стоял князь. Составителям указа эта деталь, вероятно, представлялась столь очевидной, что о ней забыли упомянуть, хотя вплоть до середины XIX в. изображение земли присутствовало в гербе Рязани как бы по инерции. Следствием этого стало то, что при составлении герба для Рязанской губернии в 1858 г. изображение земли из него исчезло окончательно, и это стало новой геральдической нормой, закрепленной законодательно, и последующим употреблением герба.

При определении точного изображения и описания исторического герба Рязани пришлось заглядывать не только в документы, предшествовавшие Указу 1779 г., но и в материалы XIX в., чтобы определить, в каком виде герб бытовал до начала XX века. В частности оказалось, что описание герба Рязани в Большом государственном гербе Российской империи (1883 г.) почти дословно повторяет описание в "Знаменном" гербовнике 1730 г.: "Князь в епанче и шапке, в правой руке меч, в левой ножны, епанча красная, платье, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая, под ним земля зеленая, поле желтое". Обращение к документам этой эпохи не только утвердило нас в прежних находках (ножны в руке, зеленые сапоги и т.п.), но также выявило еще одну существенную деталь, о которой в советской литературе вообще не принято было говорить.

Дело в том, что в 1857 г. императором Александром II была проведена геральдическая реформа, в результате которой все гербы получили знаки статуса в виде внешних дополнительных украшений. Строго определенный набор таких украшений говорил о месте гербовладельца в иерархической структуре империи. В частности все гербы получили короны: губернские - императорскую, областные - "старую царскую", города и посады - зубчатые башенные. Особые венцы "в виде шапки Мономаховой" получили города, бывшие в древности столицами великих княжеств ("местопре-быванием царствующих Великих князей"). В их числе оказалась и Рязань. После революции, с исчезновением империи, ликвидацией прежней административно-территориальной (губернско-уездной) структуры государства, почти все внешние украшения гербов утратили свое геральдическое и правовое значение. Единственным статусным знаком, сохранившим свою легитимность, осталась шапка Мономаха, которой Рязань по праву владеет с 1857 года.

В результате всех описанных выше историко-геральдических изысканий определился целый ряд необходимых поправок и уточнений, которые требовалось внести в герб Рязани, в его изображение и описание. Эта потребность диктовалась и тем обстоятельством, что по современным геральдическим правилам (требованиям Государственной герольдии) необходимо включить в блазон герба все значимые детали, которые традиционно присутствовали в его изображениях, но не включались ранее в его описание. Все поправки были неоднократно обсуждены со специалистами Государственной герольдии и одобрены ими. Но для того, чтобы стало возможным привести герб в соответствие с исторической правдой, потребовалась почти полная смена состава Рязанского городского Совета.

Только после этого, 23 ноября 2000 года, герб Рязани был утвержден в новой уточненной редакции, и с этого дня его описание гласит: "В золотом поле стоящий Князь в червленой (красной) епанче, скрепленной на груди золотой застежкой, в зеленых шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой - серебряные ножны при таком же поясе; шапка и епанча оторочены черными соболями. Герб увенчан шапкой Мономаха".

Кардинальная смена депутатского состава Городского Совета позволила вернуться и к вопросу о флаге города. Если герб Рязани даже формально существовал более 220 лет (а реально - более 370 лет), то городских и территориальных флагов в России исторически не было вовсе. Это изначально создавало сложности в решении задачи по разработке флага города, но сложности объективные. Дополнительные проблемы были произвольно созданы депутатами прежнего Горсовета, взявшими на себя "смелость" самостоятельно сочинить городской флаг в виде красного полотнища с гербом города в центре. Объяснялся такой выбор очень просто - почти все депутаты прежнего состава являлись членами городской организации КПРФ. Любому, кто хотя бы поверхностно знаком с правилами вексиллологии известно, что цветовая и изобразительная символика городского флага должна строго повторять символику и цвета городского герба. При этом полотнище флага является эквивалентом гербового поля и не предполагает воспроизведения формы геральдического щита.

В силу этой логики в своей основе флаг Рязани должен представлять собой золотисто-желтое полотнище с изображением в центре фигуры Князя. Это подтверждается и историческим прецедентом: первым достоверно известным вексиллологическим памятником на рязанской земле являются ротные знамена рязанских полков 1712 года, имевшие желтые полотнища с золотой рязанской эмблемой в крыже. Чуть позже территориальная эмблема стала изображаться в центре знамен. К сожалению, такая логика никак не могла устроить депутатов. В качестве основного ?убийственного? аргумента в защиту своих цветовых пристрастий приводился пример г.Москвы, создавшей красный флаг с изображением Георгия Победоносца. Элементарное объяснение, что Москва имеет красный флаг именно потому, что имеет красный герб, не смогло произвести никакого впечатления. Депутаты остались на своей партийной позиции, в результате чего Герольдия отказалась признать и зарегистрировать нелегитимный флаг города.

Ситуация разрешилась сама собой только после смены депутатского корпуса. Одновременно с утверждением новой редакции герба новые депутаты утвердили и согласованный с Герольдией новый вариант флага Рязани. Теперь он представляет собой золотисто-желтое полотнище, в центре которого изображена фигура князя с герба города, а в крыже помещено изображение шапки Мономаха. Если с флагом города настала, наконец, полная определенность, то герб города все еще содержит в себе значительный потенциал для развития его символики в соответствии с современным статусом Рязани, как центра субъекта Российской Федерации. Для сохранения возможности реализации этого потенциала в Устав города, наряду с блазоном герба, внесена норма, позволяющая дополнять герб города внешними геральдическими элементами в соответствии с геральдической традицией.

Таковыми на сегодняшний день могут быть девиз города, щитодержатели на подножии, а также особый элемент, характерный сейчас только для Рязани - золотая церемониальная цепь главы городского самоуправления. Этот символ властных полномочий городской власти появился в Рязани в 1995 году, накануне празднования 900-летия города. По инициативе и на средства городских банковских учреждений золотая цепь была создана и подарена городу не только как символ городского самоуправления и власти, но и как весомая часть городской казны. В ней более 1 кг золота, 70 бриллиантов и 3 изумруда.

Специалисты Государственной герольдии сочли вполне уместным окружить гербовый щит Рязани изображением золотой церемониальной цепи, которое придает гербу неповторимый и торжественный характер.

В настоящее время проект полного герба Рязани уже разработан и согласован с Герольдией. Его утверждение позволит в дальнейшем употреблять герб города как в полной, так и в нескольких упрощенных версиях, в зависимости от стоящей задачи. Путь к этому утверждению, насколько можно судить из предыдущего опыта, весьма непрост и не скор. Но он уже начался и когда-нибудь будет пройден до конца.

Источники: Журнал "Гербоведъ", #54. стр.114-122.

2003

Михаил Шелковенко

Геральдика.ру

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте