Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Центр, которого нет на карте

Несколько лет назад группа энтузиастов с относительной точностью вычислила, где находится географический центр Рязанской области. В другом регионе, возможно, поговорили бы и забыли об этом. Но рязанцам всё-таки свойственна особая гордость по отношению к своим достопримечательностям.

Где же расположен центр современной земли Рязанской?

На многих картах области, включающих только крупные населенные пункты, Лунино даже не обозначено, по причине своих скромных размеров. Село это, находящееся в Шиловском районе (снова Шиловский район!) немного удалено от трассы и железной дороги. До него можно доехать, свернув с трассы Москва-Челябинск. Если ехать электричкой, нужно сойти на станции Задубровье и долго идти пешком через поля, отыскивая глазами ориентир – купола белой церкви села Лунино.

Javascript is required to view this map.

Фото 1. Такие чудесные сиреневые поля лежат на пути к Лунино

Фото 1. Такие чудесные сиреневые поля лежат на пути к Лунино

И когда уже казалось, что поле никогда не кончится и мне так и идти вдоль него до скончания века – передо мной замаячила окраина села. Даже не верилось, что это наконец то самое Лунино. Но первая же встречная жительница подтвердила: оно самое. А лунинская средняя школа, здание которой – бывшая дворянская усадьба Луниных и архитектурный памятник 18-го столетия – дальше, «на бугре». Напротив входа в усадьбу Луниных установлен большой овальный камень с табличкой: «Центр Рязанской области».

Фото 2. Такой камень лежит в  центре Рязанской области

Фото 2. Такой камень лежит в центре Рязанской области

Примечательно, что камень был доставлен не откуда-нибудь, а из села Константиново, лицеистами Рязанского свободного Лицея. Это и есть сердце Рязанского края (по крайней мере, географический его центр), с координатами 54°19' (54 градуса 19 минут) северной широты и 40°40' восточной долготы.

Момент для установки символического камня был выбран тоже не случайно: в конце сентября 2002 года прошло ровно 65 лет с момента образования Рязанской области. («26 сентября 1937 года Центральным исполнительным комитетом СССР было утверждено постановление Всероссийского ЦИКа о разделении Московской области на

Тульскую, Рязанскую и Московскую области. То есть ровно 65 лет прошло с тех пор, как образовалась Рязанская область. Это событие школьники и решили отметить установлением памятного знака», – сообщает Рязанская Топонимическая энциклопедия).

Надо сказать, учащиеся Рязанского свободного Лицея не только камень установили, но и пошли дальше. Через год в Лунино поставили стрелки-указатели расстояния от центра области до некоторых столиц мира.

Фото 3. Стрелки-указатели расстояния от центра области до некоторых столиц мира

Фото 3. Стрелки-указатели расстояния от центра области до некоторых столиц мира

Удивительно, как многое в вопросе сохранения исторического наследия зависит от энтузиазма людей, профессия которых, как правило, не связана с историей! Например, кто сегодня слышал бы об усадьбе Луниных, если бы в 1996 году Татьяна Алексеевна Башева, учитель математики и завуч Лунинской школы, не основала в школе краеведческий музей?

Фото 4. Краеведческий музей

Фото 4. Краеведческий музей

Теперь он известен уже не только в области. Два года назад в Лунино стояли целым лагерем туристы из Франции, Германии и Японии. Если не верится, посмотрите книгу отзывов Лунинской школы и музея. В ней есть записи на многих языках мира.

Фото 5. Книга отзывов Лунинской школы и музея

Фото 5. Книга отзывов Лунинской школы и музея

Дворянский род Луниных известен на Рязанщине с XVI века. Первоначальное имя села – Туралёво. Именно так оно называлось в грамоте, выданной боярину Ивашке Лунину на владение деревней в 1523 году.

Богородице-Рождественская церковь построена в Лунине в конце 50-х годов XVIII столетия генералом Луниным Михаилом Киприяновичем (1712-1776), дедом будущего декабриста Михаила Лунина. По церкви село называлось также Богородское. Он же построил и саму усадьбу.

Фото 6. Усадебный дом

Фото 6. Усадебный дом

Карьеру свою Михаил Киприянович начал при Петре, а затем служил восьми царям, и не только российским. Наконец, Екатерина I I утвердила его тайным советником и сенатором. Владелец пяти тысяч душ крепостных, Михаил Лунин оставил своим четырём сыновьям немалое состояние. По разделу, родовое гнездо Лунино досталось вместе с селом Задубровье старшему сыну Александру Лунину (1745-1816), генерал-поручику Полоцкого наместничества в 1784-1814. Далее селом владел сын Александра Михайловича, Николай Александрович Лунин (1789-1848), главный директор императорского Военного конского заведения.

Отец декабриста Сергей Михайлович Лунин (1760-1817), действительный статский советник, получил по разделу более 900 крестьянских душ в тамбовских и саратовских имениях.

Будущий подполковник, Георгиевский кавалер, декабрист Михаил Сергеевич Лунин (1787-1845) родился в 1787 г. в Санкт-Петербурге. Участник Бородинского сражения и заграничных походов 1813-14 годов; один из активных участников «Союза спасения» и «Союза благоденствия»; в 1821 году – один из организаторов «Северного общества».

В день восстания Михаил Лунин не присутствовал на Сенатской площади. Тем не менее, в апреле 1826 года был арестован как активный участник движения декабристов и приговорён к 20 годам каторжных работ.

В Лунино – той самой усадьбе, где сейчас находится школа – Михаил Сергеевич Лунин провёл детские годы.

В начале XX столетия в опустевшем дворянском гнезде был основан детский приют. А в 1928 году из Богородицкой церкви в усадьбу Луниных перевели основанную ещё в 1858 году школу (ранее церковно-приходскую), только уже под новой вывеской: ШКМ («Школа крестьянской молодёжи»).

Сейчас дом Луниных выглядит почти таким, каким был в XIX веке. Первое впечатление – настоящая декорация к чеховскому «Дому с мезонином» или к романам Тургенева.
С 1974 года усадебный комплекс в Лунино находится под охраной государства.
Словом, географический центр области оказался в правильном месте. Как сказала главный экскурсовод по Лунинской усадьбе Татьяна Башева:
– Именно таким центр и должен быть, ведь у нас имеется почти всё, чем славится Рязанская область. Природа – чудесная, история – богатая, люди – замечательные!...

Июль 2008 г.
Шиловский район – Рязань

5
Рейтинг: 5 (3 голоса)
 
Разместил: Ollga    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Вопрос к главному экскурсоводу по Лунинской усадьбе - Татьяне Башевой:

Уважаемая, Татьяна.

А есть ли у Вас, хоть одна экскурсия, посвященная только одному лишь человеку - Лунину Михаилу Сергеевичу?

И если - Нет - то почему?

Я думаю, что этот талантливый, замечательный и гениальный человек (которым восхищался и даже описывал в своих стихах - Александр Сергеевич Пушкин) заслуживает хотя бы такой памяти потомков, как экскурсия в его родовом гнезде, где он провел свое детство.

Давно мечтаю вырваться из рутины повседневных (как бы важных) дел - и приехать к вам, прикоснуться к тем местам где мальчишкой бегал один из талантливых людей России - Михаил Лунин. Я думаю и у Вас и у меня наберется много очень интереснейших фактов из жизни Михаила Лунина - даже не на одну экскурсию, а на несколько.

Например, я когда рассказываю об этих фактах - то все поколения (и старшие - но это и понятно, но главное - молодое поколение (которое выбирает Пепси), слушает с открытым ртом и потом долго мучает меня вопросами об еще, каких либо, интересных случаях из жизни Лунина М.С.)

С глубоким уважением,

Юрий

Конечно, гордиться самим наличием географического центра – особого интереса нет. Но речь шла не об обязанности гордиться, а о попытке найти ещё одну индивидуальную особенность региона. Вообще-то в Лунино давно пора делать отдельный туристический маршрут, ведь там и другой интересный объект "в двух шагах" с. Срезнево (родовое имение филолога Срезневского). Там же, насколько я понимаю, и до усадьбы фон Дервиза в Кирицах недалеко.

Очень интересно объясняет, зачем нужен "центр области", Д. Соколов в своей книге о выдающихся рязанцах. «В своих исканиях Арсен Валентинович (А. В. Бабурин - краевед, инициатор всей затеи с поиском центра области) оказался не одинок. За центр Европы борются несколько государств, среди них Литва и Белоруссия. Екатеринбург открыл для себя, что находится на стыке Европы и Азии. Говорят, там всерьёз подумывают о том, чтобы открыть на этом месте боулинг. Согласитесь, редкое удовольствие – покатать шары из Европы в Азию. А в Красноярске пошли искать центр царской России. И нашли его в своих краях, добавив в копилку достопримечательностей».

Елена Сафронова
Спасибо за ответ!
В том-то и дело, мне кажется, что "индивидуальной особенностью региона" наличие у нее условного центра все же нельзя считать. Это же не граница Европы и Азии (кстати, пограничные обелиски "Европа-Азия" установлены не только в Екатеринбурге, но во многих городах Урала и Оренбуржья), даже не граница средневековых княжеств (столб, разделяющий Рязанское и Московское княжества стоял до революции в селе Щурове под Коломной; интересно, сейчас сохранился ли?)...
А вот то, что усадьба Луниных должна была бы стать объектом туристического паломничества, наряду с имением и конезаводом фон Дервизов и домом И.И. Срезневского, - однозначно. Увы, рязанские власти, несмотря на свой показной патриотизм, очень немногое делают для развития в нашей области туризма... А ведь это один из вернейших путей прославить, предать огласке рязанские достопримечательности и достопамятности!..

Если принять как версию, что акция по установке камня "центр Рязанской области" была мерой привлечения внимания к незаслуженно забытым культурным объектом глубинки - то, безусловно, это оправданно. Так и будем считать.

Изображение пользователя Рязанец.

"...какой достопримечательностью является условная точка на карте..."

На Ваш вопрос можно ответить так.
Верстовой столб, на котором закреплены таблички с названиями городов, направлением и расстоянием до них от этой самой "условной точки на карте" (роза ветров) - то же является предметом незабываемой гордости по своей родине и стремлением не потерять память с ней, вернуться туда, живым и здоровым для очень многих и многих. Например, такие "условные точки на карте" ставились ребятами в Афганистане или нашими солдатами в поверженной Германии....

Это были не указатели дороги, и не путеводители для автомобилиста, а вот, надо же, ставились, кто бы мог подумать.....

Елена Сафронова
Спасибо за ответ.
Возможно, Вы правы (хотя это страшная правда!), и мы находимся под той же угрозой потерять память, как и солдаты в Афгане или Германии... Вон как областной центр видоизменился! Все почти старинные улочки с аутентичными эпохе возникновения деревянными домами как корова языком слизнула. Вместо них новостройки...

И что? На столицу Рязань более похожа не стала, а вот свое исконное лицо потеряла (вернее, заштукатурила) безвозвратно...

Елена Сафронова
Спасибо за ответ.
Возможно, Вы правы (хотя это страшная правда!), и мы находимся под той же угрозой потерять память, как и солдаты в Афгане или Германии... Вон как областной центр видоизменился! Все почти старинные улочки с аутентичными эпохе возникновения деревянными домами как корова языком слизнула. Вместо них новостройки...

И что? На столицу Рязань более похожа не стала, а вот свое исконное лицо потеряла (вернее, заштукатурила) безвозвратно...

Елена Сафронова
А через дорогу от моего дома лежит другой камень системы булыжник - с табличкой "Географический центр города Рязани". Зачем лежит?.. Ну, в летнее время на него тинейдежры пиво ставят или сидят с гитарой... А осенью не присядешь, невысокий он. А зимой его вовсе из-под снега не видно...
Усадебный комплекс Луниных может по праву считаться достопримечательностью Рязанского края. Люди, упомянутые в Вашем интересном очерке, заслуживают низкого поклона за то, что помогают и развивают по мере сил замечательный музей (все музеи в наше время замечательные, последние ниточки в прошлое...). Но вот я никак не пойму, какой достопримечательностью является условная точка на карте? Почему следует гордиться наличием географического центра у Рязани или области? Некий условный центр есть у каждого региона, и его можно высчитать - он существует, как другие географические и геодезические категории, как рельеф, почвы, роза ветров. Если бы камень "Центр Рязанской области", по расчетам естествоиспытателей, пришлось поставить в каком-нибудь глухом и ненаселенном бору, или в пустой степи, а не рядом со старинным духовно-историческим центром, с усадьбой Луниных, он и тогда был бы поводом для гордости?!

Почему? Ради Бога, растолкуйте мне, пожалуйста!

Изображение пользователя admin.

Где находится центр Рязанской области? Ответ на этот вопрос решили найти участники Естественно-географического общества рязанского Свободного лицея.

26 сентября 1937 года Центральный исполнительный комитет СССР утвердил постановление Всероссийского ЦИКа о разделении Московской области на три области: Тульскую, Рязанскую и Московскую. С этого времени Рязанская область стала территориально-государственным образованием.

Прошло 65 лет, и в сентябре 2002 года ученики Свободного лицея задались целью узнать, где в Рязанской области находится точка, равноудаленная от ее границ. Такие места, как центральные либо крайние точки, границы, вершины, впадины (пещеры или морские глубины) и т. д., являются не только любопытными географическими объектами, но и необходимыми составляющими жизни современного общества.

Так, например, знание точек Северного и Южного полюсов помогает физикам, географам, метеорологам, навигаторам. Главная вершина мира Эверест интересна не только альпинистам, но и геологам и географам. Марианская впадина до сих пор не дает покоя исследователям моря. Покорение таких мест престижно как для человека, так и для страны. А открытие новых точек приравнивается к географическому открытию.

Поэтому и тянутся из года в год к Северному и Южному полюсам с разных сторон люди. Пешком, на лыжах, на собачьих упряжках, в одиночку, группами. Лезут на горы по новым, еще нехоженым маршрутам. Переплывают океан. Поднимаются в небо. Опускаются под воду. И чаще всего потому, что где-то они смогут сделать то, что до них никто никогда не делал. Нет ничего удивительного в том, что за право "обладать" центром Европы "борются" сразу три страны: Польша, Литва и Белоруссия.

В программу маршрута ряда турфирм отдельным пунктом входит пересечение экватора.

От центра Москвы на Красной площади ведется километровая разметка по всей стране, вплоть до Владивостока. Теперь можно сказать, что и Рязанская область получила такое же значимое место.

Областей с идеально ровными границами не существует, и в таком случае речь должна идти не о точке, а о местности. Когда по карте был определен район поиска, группа школьников под руководством учителя географии Михаила Ефимовича Шляка выехала на место. Восемьдесят километров от Рязани. Поле. Ока. Десяток домиков и старая помещичья усадьба. Село Лунино.

Когда-то род Луниных был хорошо известен в России. Подполковник Михаил Сергеевич Лунин - Георгиевский кавалер, за участие в Бородинском сражении награжден золотой шпагой с надписью "За храбрость". Спустя тринадцать лет стал одним из организаторов декабрьского вооруженного восстания на Сенатской площади, правда, сам на площади не был. Его дед - Михаил Куприянович Лунин - генерал, часть своего состояния пожертвовал на строительство церкви, которая, кстати, стоит и поныне, а совсем недавно в ней возобновилась служба.

После революции 1917 года дом-усадьбу Луниных передали школе, что помогло ей сохраниться до наших дней. А перед домом - цветочная клумба, которую каждый год высаживают лунинские школьники. Вот сюда-то, в центр клумбы, участники похода и заложили памятный камень, обозначив тем самым центр Рязанской области. Причем сам камень ребята предварительно привезли из символичного для всех рязанцев места - села Константиново (родины Сергея Есенина).

В мае нынешнего года, продолжая теперь уже традицию походов к центру области и в рамках другого юбилея - 225-летия Рязанской губернии, лицеисты установили в Лунино столб - указатель расстояний от центра области до ряда городов мира: Лондона, Нью-Йорка, Парижа, Рима, Стамбула, Пекина, Токио. Причем названия написали на языке соответствующей страны.

Правильность расчетов центра области подтвердил заведующий кафедрой физической географии Рязанского государственного педагогического университета В. Н. Кривцов. После того как в Шиловском районе стало известно, что у них находится центр области, глава администрации распорядился установить в этом месте стелу. По проекту, это будет пятнадцатиметровый столб, оканчивающийся моделью земного шара. Так, может быть, здесь не только центр Рязанской области, а и центр земли?..

А. БАБУРИН, учитель истории рязанского Свободного лицея.

P.S. Координаты географического центра Рязанской области: 54o19'с. ш., 40o40' в. д.

От редакции. Статья была опубликована еще в 2003г., в журнале "Наука и жизнь" № 10.

Елена Сафронова
Спасибо за подробный ответ!
Вот и мне так кажется, что "смысл" центра области - в его нахождении в усадьбе Луниных. Насчет "центра земли" предположение смелое, но кто знает?..

А вообще-то я больше согласна с мнением, что духовным центром нашего края является Старая Рязань.

А я и говорю, что его открыли ещё в 2003 году, про это было в тексте. Вот вам ещё список публикаций об этом событии. Мне их, правда, читать не доводилось, так же как статью из "Науки и жизни", которую вы только что привели.

Чинин Е. Десант в географический центр области. // Приокская газета. – 2002. – 27 сентября
Шаблова В. Есть географический центр. // Эфир. – 2002. – 1 октября
Шаблова В. Расстояние от Лунина до Парижа подсчитали лицеисты-географы. // Эфир. – 2003. – 10 июня
Бабурин А. Центр Рязанской области – у храма. // Благовест. (Рязань). – 2003. – № 7. – июль
Бабурин А. Найден центр Рязанской области. // Известия. – 2003. – 2 августа
Соколов Д. До Рязани 80 км, до Лондона – три тысячи. // Рязанские ведомости. – 2003. – 21 августа

(и т.д.)

Изображение пользователя Хайрат.

Елен Валентинн, ну, Вы же гордитесь до болей в сердце, что у нашего захудалого региона есть общая граница с аж МОСКОВСКОЙ областью! Даже, в одной из ранних Ваших публикаций предлагали нас с Москвой (коя в Вашем сознании является крайним предметом вожделений) объединить! Таки и не мешайте Ollge гордиться центром Рязанской области, а мне посёлком Ворошиловка.

"Даже, в одной из ранних Ваших публикаций предлагали нас с Москвой объединить"

Очень надеюсь, что этого никогда не произойдёт, хотя бы в силу экономических причин. И по-моему, такого не могут хотеть люди, для которых Рязанская земля - это земля предков.
Лучшее место в Москве - Казанский вокзал, откуда в Рязань уехать проще всего :)

А в нашей области главное "место силы" - даже не географический центр (хоть он и пришёлся на такой интересный исторический объект и "правильную" местность), а городище Старая Рязань. По-хорошему, его давно следовало бы обнести высоким забором и пускать туда посетителей только с научными целями или за большие деньги.

Елена Сафронова

Совершенно верно! Городище Старой Рязани - рязанское энергетическое "ядро". Из него надо было бы музей под открытым небом сделать давно. Ну, авось внуки наши создадут его...

Изображение пользователя Хайрат.

Комментарий удален администрацией

О проекте