Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Александр Васильевич Перышкин и его вклад в физику


Всю жизнь учебники писал,
По ним, сказать не побоюсь,
Училась физике вся Русь.
Н.Н. Малов

3 сентября 2002 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Александра Васильевича Перышкина – человека, который более шестидесяти лет жизни посвятил делу родного образования, преподаванию физики в средней школе, имя которого знакомо в нашей стране и за рубежом многим миллионам.

Перышкин А.В. – член-корреспондент Российской академии образования, лауреат Государственной премии СССР. Педагогическая общественность России решила 2002 г. объявить годом А.В. Перышкина

В 1918-1919 гг. начала создаваться новая единая трудовая школа. Шел поиск нового содержания, новых форм и методов обучения.

А.В. Перышкин, приехав в 1922 г. в Москву, оказался в центре этих проблем. Он попадает в сильный, дружный творческий коллектив педагогов, оказавших на начинающего учителя очень большое влияние (заведующий школой М.М. Пастрак, математик Е.С. Березанская, историк А.И. Стражев и др.).

Александр Васильевич создает в школе очень хороший физический кабинет. Жил он в это время в интернате при школе и все свободное время проводил с учащимися. “Это были лучшие годы моей жизни, которые я и сейчас, на склоне моих лет, вспоминаю с умилением, – говорил Александр Васильевич в сентябре 1981 г. на встрече с первокурсниками. – Школа занимала всю мою жизнь, и честно скажу вам: я был счастлив”.

В 1923 г. в физических лабораториях МГУ встретились и на всю жизнь подружились пятеро студентов: А.В. Перышкин, Н.Н. Малов, П.С. Кудрявцев, В.В. Крауклис и Ю.В. Басов. “Жизнерадостный, веселый, неунывающий при неудачах, которых тогда у нас хватало, – таким я помню Александра Васильевича в те далекие студенческие годы”, – писал впоследствии известный историк науки проф. П.С. Кудрявцев. Свой трудовой путь П.С. Кудрявцев начинал в скромной должности школьного лаборанта у А. В. Перышкина. “Здесь я познакомился с педагогическим мастерством Александра Васильевича Его изумительные по форме и содержанию уроки стали для меня недосягаемым образцом”. Впоследствии Александр Васильевич выступил как редактор первого тома замечательного труда профессора Кудрявцева “История физики”, любимым же для него был спецкурс для студентов “Вопросы “истории физики”. Еще в 1919 г. известный педагог-физик А.В. Цингер предложил проект-мечту: создать особое научно-исследовательское учреждение для обсуждения и решения проблем преподавания физики в новой школе – Дом учителя физики (или Центральный физический кабинет). Из разных учебных заведений передали институту четыре физических кабинета, в том числе кабинет старинного кадетского корпуса с приборами столетней давности и кабинет частной гимназии М. Вильберга (сотрудника лебедевской лаборатории). Для этой гимназии в 1913 г. был целиком выписан из-за границы кабинет с лучшими современными приборами. Собрали библиотеку, хорошую мастерскую, замыслили кабинет истории физики.

Знаменательно отметить, что большинство из тех, кто прямо или косвенно оказал большое влияние на становление личности А.В. Перышкина как учителя и методиста, были непосредственными учениками по Московскому университету выдающегося русского физика и блестящего педагога проф. Н.А. Умова. Это А.В. Цингер, Н.В. Кашин, И.И. Соколов, Д.Д. Галанин, Д.И. Сахаров, А.В. Павша, Г.И. Фалеев, С.Н. Жарков, А.И. Бачинский. Все они глубоко восприняли идеи Н.А. Умова по совершенствованию преподавания физико-химических наук в России и идеи служения народу через образование. В дальнейшем именно их трудами были заложены основы советской методики преподавания физики и московской школы методики преподавания физики.

Шли годы, Республика крепла, развивалась сеть школ, совершенствовалась методика преподавания физики...

Долгое время Александр Васильевич работал в Московском пединституте (ныне МПГУ) сначала в должности доцента, а потом деканом физико-математического факультета и заведующим созданной им кафедрой методики преподавания физики. Эта кафедра была любимой у студентов. Они шли на нее, как в добрый гостеприимный дом, и всегда встречали там уважительное отношение, понимание и поддержку. Возглавивший в 1975 г. кафедру проф. С.Е. Каменецкий был коллегой и учеником Александра Васильевича и всей своей деятельностью продолжал дело учителя. То же с полным правом можно отнести и к сменившей Каменецкого в 2000 г. проф. Н.С. Пурышевой.

А.В. Перышкин – автор, соавтор, редактор большого числа учебников, методических книг и статей. Особенно удачными оказались книги для 6-го и 7-го классов – они выдержали двадцать четыре издания. Учебники по физике и книги для учителей Александра Васильевича получили широчайшее распространение и всеобщее признание не только в нашей стране, но и за рубежом; они переведены на десятки языков и использовались во многих странах мира. По ним учились дети в Болгарии, Югославии, Монголии, Корее, Индии, на Кубе. Учебники Александра Васильевича Перышкина издавались в Японии, США и других странах.

Ведущий рубрики Скулов П.В.
старший преподаватель кафедры МПФ

Эврика

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя Книголюб.

Отличные, надо сказать, были учебники. Да, и ныне если сравнить учебники Перышкина и переводные иностранные "комиксы", то выбор любого грамотного педагога будет очевиден.

О проекте