Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Знаменитые иконы Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей»)

Собраны М.Б. Оленевым
В 2006-2007 гг.

По сообщениям священников Рязанской епархии. Сохранена орфография, и стиль того времени.

Древняя Казанская икона Божией Матери в Благовещенской церкви города Касимова1.

Предание говорит, что икона чудесным образом явилась в бывшем в городе Касимове городском учреждении - магистрате. Несколько времени она пребывала там, а потом была помещена в Благовещенской церкви. Уважение к этой иконе вытекает из воззрения на нее, как на чудотворную. Основание для такого воззрения есть и заключается во многих различных знамениях, которые являемы были притекавшим с молитвой к Заступнице христиан пред Казанской ее иконой. К сожалению записи о ее знамениях не сохранилось, и мы имеем возможность представить только очень незначительное количество живых примеров. В Касимове проживает некто служащий Иван Иванов Пальмов, у которого дочь получила исцеление от паралича ног, после того как помолилась Божией Матери, взявши икону Казанскую к себе в дом. Некто Петр Степанов Ярыгин, касимовский мещанин, рассказывает подобный же случай с его двоюродным братом. Двоюродный брат Петра Степанова Ярыгина сломал себе руку и шел к костоправу. Проходя мимо Благовещенский церкви, он остановился, перекрестился, молясь внутренне Божией Матери, чтобы она помогла ему благополучно окончить операцию. Но операция не понадобилась, потому что сделался после этой молитвы здрав и невредим. Еще случай, бывший 12 сентября 1887 года. При сильной буре произошел пожар (горел дом Алянчиковых). Пожар был сильный и опасный. Головни относились ветром на очень дальнее расстояние. Постоянно загорались «каменные ряды», вблизи стоящие и колокольня. Опасность, грозила, по крайней мере, половине города. Эту опасность сознавали все и многие выбирались. Одному лицу (Н. С. Волкову) пришла счастливая мысль взять Казанскую икону Божией Матери из Благовещенской церкви и обнести вокруг пожара. После этого, заметно, пожар стал утихать, и несчастье ограничилось только одним домом с усадьбой. Подобный же случай был, рассказывают, и несколько лет раньше. И вообще замечали, что взятие иконы в дом и совершение перед ней молебна Божией Матери много помогали прошению молящихся. На иконе находится надпись: «1727 года декабря 3 дня писал свидетельствованы изобра (-) вторыя степени города Касимова обители Николая чудотворца иеродиако(н) Алимпи Никифоров». На иконе риза серебреная вызолоченная, весом в 18 фунтов 4 золотника. Говорят, прежде была иная риза, но она была похищена неизвестно кем. При этом тоже было знамение от Казанской иконы. Вор был пойман, потому что лошади не могли идти, несмотря ни на какие понукания. Лошади его, нужно заметить, отличались необыкновенной быстротой. Пойманный вор даже сознался в том, что, когда он снимал ризу с иконы, был опален, но не вразумился этим Божиим предостережением.

Туровская чудотворная икона Божией Матери в селе Красном Пронского уезда2.

Село Красное и село Чулково - оба Пронского уезда, находятся не в далеком раcстоянии друг от друга, и некогда составляли, до устному преданию, один приход. В пространстве между ними, в 4-х верстах от села Красного, существовал общий для обеих сел храм, на что указывают находящиеся на сем месте могильные холмы, надгробные каменные памятника и часовня на месте, где был престол, существовавшие до 1841 года и название места, где стоял храм: «под старою церковию». Близ храма в то время жил татарский мурза - на пустоши, доселе именуемой «Мурзинскою, вероятно по его имени. Этот мурза, владелец пустоши, уверовал во Христа и сделался усердным христианином. Но усердию своему к храму, он на своих ременах, вынес от Турции - из Константинополя - икону Божией Матери - копию с иконы, именуемой Одигитриею, которая не однократно поражала корабли тьмочисленных неприятелей, грозивших разорением граду Константинополю. Принесенную икону мурза поставил в своем храме. От слова «Турция» икона сия получила название турецкой, туркской, турской, туровской, каковое название она удерживаете и доныне. Пока оба села составляли один приход, икона была их общим достоянием. Но вот, приходский храм их в 1681 году, неизвестно от какой причины, сгорел. Все в нем сгорело, но Туровская икона Божией Матери осталась целою к невредимою. С того времени красно-чулковский приход разделился на два прихода и каждый из них построил свою церковь. Кому ж после того должна была принадлежать Туровская икона? Жителям села Красного или села Чулкова? Между ними начался спор. Спор этот кончился тем, что жители чулковские ту икону взяли себе; ставят ее в храм, или, если еще не устроен был храм, ставят в приличное место.

Но Туровская икона Божией Матери является Божиим чудом и Божиею силою на старом своем месте, а именно на одном дереве близ сгоревшего храма. Чулковские берут опять к чудотворный образ и приставляют к нему строгую и усиленную стражу. Только вдруг стража видит дивное чудо! Туровская икона Божией Матери в пламени подымается, а уносится невидимою силою на прежнее место. Берут в третий раз. И что же? Видят тоже чудо и уже не одна стража, а все видят ее в том же пламени уносящуюся уже не просто, а при дивном сладкопении незримых ими ангелов; видят по воздуху носимую туда, где она на дереве являлась прежде. Тогда красновские прихожане, подняв из храма святые иконы, сделали крестный ход на то место, где являлась троекратно святая и чудотворная икона. Со страхом они приступают к ней; подпиливают по дней дерево и на дереве том приносят ее благолепно, при молитвах и пении служащих, в свой храм, где с тех пор и доселе стоит она над памятником, этого чуда, над деревом своим, сохраняемом в храме села Красного доселе, при подножии лика ее, в деревянном глухом ящике, с такою надписью на нем: «предание говорит, что Туровская икона Божьей Матери, по ее троекратному явлении перенесена в храм на том дереве, на котором она явилась». По этим-то важным причинам прихожане исстари, с незапамятных времен, хранят это дерево, о котором друг другу передают и глубокой древности, и самые священники здешнего прихода таким же образом об нем передают преемственно друг другу, хранят оное дерево в храме, как памятник чудодейственного явления хранят как заветную святыню, передаваемую из рода в род, от племени - племени, как наследственное, бесценное сокровище.

Когда и при ком было это вышеупомянутое дивное явление Туровской иконы, немотствующая древность ничего на это не отвечает. Однако нельзя не верить и устному преданию о троекратном этом явлении Туровской иконы Божией Матери, дошедшем чрез столько лет до нас, конечно, не без особенного содействия промысла Божия.

Чулковские жители, как государственные крестьяне, с глубокой старины укорененные в своем селе, более всех подтвердят собою, истину слов моих об упомянутом предании. Громкая слава о явлении чудотворного образа глубоко здесь пустила свои корни, далеко проникла в их дальнейшее племя и доселе слышится в их устах. Проникнутые издревле чувствами глубокого уважения к этой чудотворной иконе, как действительно явленной, они просто всегда и везде называют ее Чулковскою, т.е. почему-то своею, как бы собственною. Никто так не дорожил ею исстари, как чулковские жители.

Так, проникнутые к ней чувством особенного, глубокого уважения, они каждогодно в четверг о светлой неделе, или иногда в другой день той же недели, подымают ее в свое село. Поднятый благодатный образ, как драгоценную святыню, толпа народа встречает в своем селе; остановившись среди села своего, у самой церкви, служат пред этой иконой молебны в честь Царицы небесной; те же молебны поют и по домам, и с тем же усердиями и честью провожают ее обратно в собственный храм ее. При этом вы видите умилительное зрелище: одни желают на - перерыв друг пред другом несть ее; другие пред нею склоняют голов» и колена свои; у иных слышатся от проникновения чувством умиления глубокие, от души исходящее, молитвенные вздохи, а иные спешат хоть прикоснуться к ней, или хотя осениться ее тенью.

Такой радостной картиной ежегодно у жителей с. Чулкова ознаменовывается четверг светлой недели, и день сей особенно бывает радостен, как день посещения Царицы небесной. Как день достопамятный, он навечно отмечается, и у нас при храме на страницах церковной летописи, на память будущим поколениям Чулковские жители даже и ныне, приходя к нам для молебствия пред чудотворной иконой, спрашивают: «где наша матушка тут чудотворная икона». Слова эти, более всех доказательству напоминают нам о чудодейственном вышеупомянутом явлении ее. Иначе как же бы они могли называть эту икону чулковскою, своей? Из этого видно, что она эта Туровская икона, действительно есть чудотворная.

Впрочем, не одни чулковские жители всегда желали сильно и искренно видеть среди них благодатную святыню эту и удостоиться быть под благодатным ее покровом и осенением. Проникнутые теми же чувствами особого уважения к святочтимой Туровской иконе Божией Матери, православные брали ее иногда и в другие села.

Так благодатный образ, сопровождаемый клиром и толпою народа, приносим был в с. Руднево (102 в.), где оный носим был по всему приходу, в Гороховые выселки (за 15 в), в деревню Плоское (за 15 в.), где после молебна тотчас подано исцеление расслабленной, семь месяцев лежавшей без всякого движения, помещице Ольге Ананьевне Хрущевой, в дер. Выропаево (за 4 в.), в дер. Марково (за 5 в.). Словом, по нашей ближайшей окрестности нет места, и нет села, куда бы громкая слава об этой прославленной иконе не прошла, и где бы не пожелали ее видеть у себя. Ибо эта святочтимая и особо-уважаемая Туровская икона Божией Матери, от древних лет чудодейственного своего явления, даже доселе, в виду нашем и в виду всех, исцеляет больных, подает скорую и быструю помощь тем, кои с верою притекают к ней или делают ей какие либо обеты. Она очень часто является в сновидении даже не знающим ее: сама Царица небесная, под видом боголепной жены, с младенцем на руках призывает их к себе в храм для молебствия в исцеления. Усердие богомольцев не даром со всех сторон несет ей в дар свои лепты и дары: возлагает на нее разные жертвы и приношения; не даром толпы народа каждый праздник идут к ней не только в окрестностных селений, но и из г. Пронска. Иные идут к ней из одного благоговения и любви, как к чудотворному образу, чтобы своим посещением и поклонением почтить святое изображение; другие идут, чтобы излить пред чудотворным ликом искренние чувства своей благодарности за благодеяния, опытно на себе дознанные; иные идут с благоговейной верою искать здесь, при подножии святого образа Царицы небесной, утешения скорбному сердцу своему среди каких либо нашедших на них бедствий и напастей; другие идут к ней, чтобы получить исцеление от своих недугов и болезней.

И так из вышеописанных доводов видно, что Туровская икона Божией Матери не есть простая икона обыкновенная, а явно прославленная. Пусть кто как хочет, так и называете ее: явленною ли, особо ли уважаемою, особо ли святочтимой; только есть действительные от нее чудеса; следовательно, и следует назвать ее чудотворною. Доказательствам этого служат действительные и несомненные факты. О всех таковых событиях и фактах можно читать в Сборнике чудес от иконы Туровской, сохраняемое при нашей церкви, где с большею подробностью и с указанием времени и изложением обстоятельств, за подписью лиц, испытавших над собою чудодействия, сделано описание чудес и истинно дивных событий, проявленных чрез Туровскую икону Божией Матери. Не вдаваясь в подробности, представим об этих чудесах и событиях одни только краткие сведения.

1) Чудодейственный Туровский образ Божией Матери вскоре после молебна исцелил как сказано выше, в д. Плоской помещицу Ольгу Ананьеву Хрущеву, семь месяцев лежавшую в расслабленном положении.

2) Эта же икона после молебна, в 1855 г., в начале ноября, подала исцеление от сухотки пронской мещанке Александре Димитриевой Колеминной; больная совершенно не знала об этой иконе; дивно привлекла ее к ней Божия Матерь чрез явление в сновидении.

3) Необыкновенное явление Туровской иконы Божией матери во сне, под видом благолепной жены, с младенцем на руках, подало исцеление, тотчас же после обета, отчаянно больному города Пронска почтмейстеру, титулярному советнику Ивану Евстратовичу Девятову, от подания помощи которому все врачи отказались; он тоже совершенно прежде не знал об ней, а узнал чрез сновидение, что было весною в 1855 году.

4) В 1848 г., когда холера, как страшный бич, производила свое губительное и опустошительное действие, чрез всеобщее молебствие пред иконою Туровскою в домах и в церкви, с. Красного к которому призвала жителей сама Божия Матерь чрез откровение во сне одному из них холера обошла мимо и наше с., и все наши приходские дер. каковое заступление Божией Матери за нас мы не иначе называем, как чудом; и оно надолго останется в памяти у жителей нашего с. Красного.

5) Туровская икона Божией Матери подала быструю и чудесную помощь, в 1855 г. ноября 8, села Чувиков диакону Ивану Филиппову Алексеевскому, сбившемуся с дороги во время вьюги и почти замерзавшему, которого, тотчас, после обета отслужить пред ней молебен, спасла и привела в-с. Краевое.

6) В том же году, вскоре после молебна, деревни Альютовой бесноватой крестьянке Дарье Матвеевой Зориной подала совершенное освобождение от беса и совершенное исцеление.

7) Божия Матерь, с младенцем на руках, весною в 1851г. троекратно являлась в сонном видении не знавшему о ее Туровской иконе слепцу г. Пронска, купцу Косме Петрову Слепых и призывала его отслужить в с. Красном пред оною иконою молебен. Также в сонном видении явилась совершенно не знавшему ничего об той же иконе помещику Александру Андрееву Филиппову, проживавшему в г. Пронске, и призывала его к себе на молебное пред оною иконою пение, - это было в феврале месяце 1858 г.

8) С. Дурного крестьянке Анне Трофимовой, страдавшей около года слепотою глаз, в 1853 г. июня 13, после обета - отслужить в с. Красном пред Туровской иконою Божией Матери молебен, тотчас даровала совершенное исцеление и уничтожила болезнь - слепоту глаз.

9) Того же села, I860 г. июня 8, у закоснелой староверки, крестьянки NN Зяблевой, во время самого молебна, младенцу, страдавшему слепотою глаз с самого рождения, Туровская икона Божией Матери даровала прозрение и совершенное исцеление.

10) В 1863 года, февраля 7, Туровская икона, под видом боголепной жены, с младенцем на руках, явилась в сонном видении совершенно не знавшему о ней с. Воскресенки крестьянину Иродиону Зиновьеву, и велела в с. Красном пред ней отлужить молебен; проснувшись, он тотчас же после обета совершенно выздоровел, хотя был отчаянно болен и надеелся на продолжение жизни.

11) В 1855 г. 29 июня с. Елшина, дворовой женщине г. Агламазовой Анастасии Феодоровой, страдавшей какою то болезнью в ногах, едва ходившей, Туровская икона Божией Матери подала тотчас после молебна совершенное исцеление, женщина эта тоже не знала о ней прежде, но призвана была чрез чудное во сне видение Божией матери.

12) Сельца Мозолева крестьянке Авдотье Аристарховой Шабановой, проживающей в г. Пронске, явясь под видом самой Божией Матери, с младенцем на руках, в сонном ее видении, возвещает ей о смерти брата и пролия ей в сердце утешение, велит ей в с. Красном помолиться об нем и возложить на Туровскую икону о которой прежде не знала цветы, что и было ею исполнено, когда она пришла служить молебен. Это чудо было в начале апреля 1862 г.

13) В 1864 году октября 12, в с. Красном, в виду всех, тотчас прекратился сильный пожар в то самое время, как только принесли Туровскую икону Божией Матери, как бы от ее чудотворного лика ветер сильный и ровный вдруг подул в поле и таким образом тут же кончился пожар - все остальные дворы уцелели.

14) В начале марта 1864 г. Божия Матерь подала совершенное исцеление простреленным дробью ногам служащего на должности в г. Пронске г. Феодору Петрову Шевцову, которому сделать помощь отказались все врачи: это чудо совершилось тотчас же, как он отслужил пред Туровской иконой Божией Матери молебен в с. Красном.

15) В начале декабря 1864 г. за гордость и самонадеянность она наказала пономаря с. Красного Н. К - ва, за то именно, что он не пошел за Туровскою иконою ее во время хода. Вечером он сбился с дороги и блуждал до полночи и едва ее сгиб по зимней темной ночи и погиб бы, если бы Царица небесная не послала ему добрых людей, которые спасли его. Она, явясь ему в туже ночь в сновидении, под видом боголепной жены, с младенцем на руках, - говорила: «не будь горд и самонадеян! Я наказала тебя за гордость и опять поцеловала. Возвещай и сказывай всем об этом».

16) В 1852 г. в великий пост, в неделю похвальную, в виду всех прихожан, старосту церковного изобличила, как недостойного: во время принятия суммы церковной, невидимою силою оттолкнула его от комода свечного и страшно ударила его о стену и о пол. Новоизбранный староста, был старостой церковным прежде за 9 лет назад, потом вновь был избран. О чуде сем возвещено было Божиею Материю еще прежде, за несколько дней, в сновидении одному жителю с. Красного. Видит он пламенную руку самой Божией Матери, которая на иконе Туровской писала такие слова золотыми литерами: «Я страшная чулковская покажу, покажу при всех страшное чудо». Что и исполнилось над означенным старостою и чему были очевидцами все прихожане.

17) В 1862 г., когда этот же самый житель с. Красного был в пути, ему Божия Матерь, после обета отслужить ей молебен, пред Туровского ее иконою тот час же, чрез неизвестных двух странников - монахов, представила лошадь, убегшую от него и уже скрывшуюся.

18) Тому же жителю с. Красного, на 6-й неделе великого поста, чрез видение молние-видного лучезарного света, молящемуся пред Туровского иконою Божией Матери и после молебствия чуть как бы призаснувшему, подала выздоровление и исцеление, во время отчаянной болезни, и в ту же ночь после этого чудного свету, явясь ему во сне, в виде боголепной госпожи, с младенцем на руках, так говорила: «верь мне, маловер! Я твоя исцелительница!»

19) В конце января 1868 г. - этот же житель с. Красного вдруг поражен был каким-то ужасным страхом, до поту и сотрясения, за несвоевременное потушение большой пожертвованной свечи, горевшей пред Туровского иконою; когда же он опять туже зажег свечу пред тою же иконою, помолился и попросил у Божией Матери на коленах себе прощения и помилования; то тотчас ужасный этот страх и сотрясение уничтожились.

20) В 1869 г. июня 22 крестьянину пригородной Архангельской слободы г. Пронска Федору Данилову Куликову, прибывшему в с. Красное со всем семейством отслужить пред Туровской иконой молебен Божией Матери, у которого воры унесли 600 р. денег, она явила дивное чудо. По отслужении молебна, вскоре воры пришли в смущение и тут же возвратили ему из Москвы украденные деньги чрез полицию и военное начальство!

21) В 1872 году, когда устройство приходов еще не кончилось, за противоречие и склонение других к прикрытию храма, в котором находилась Туровская икона Божией Матери. Заступница послала вскоре крестьянину села Красного Гордею Стефанову, более всех восстававшему против оного храма такое наказаниe: в один час и в одну минуту нашедшая туча одним ударом зажгла житницу с хлебом у этого крестьянина, а другим ударом, в одно и тоже время, убила лошадь с жеребенком, опять его же, Гордее Стефанова. Но когда икона Туровская была принесена на пожар и когда с иконой этой обошли житницу, горевшую кругом, то пламя, в виду всех, стало гореть как свеча, никуда от ветру не колыхаясь, и жар от него так ослабел, что солома, лежавшая близ житницы, а за нею стоявшие дворы и руга, стоявшая тоже близ житницы, даже и не затлелись, Всем показалось это явление слишком дивным.

22) В 1863 г. мая 11, в день, в который в честь цареградской иконы Божией Матери, устроено было еще царем Константином великим торжество по возобновлении града Константинополя, мои прихожане, применительно к этому дню устроили празднество в честь Туровской иконы Божией Матери, в память ее чудес. Когда же начали праздновать этот день, то большая часть прихожан выехали в поле работать. После службы, когда народ разошелся по домам, взошла страшная и грозная туча с проливным, сильным дождем и градом почти в куриное яйцо, и побило было всех работников, которые едва спаслись. С тех пор прихожане дала обет вечно с потомством своим праздновать на этот день в честь чудотворной Туровской иконы Божией Матери. С тех пор и доселе празднуют ей и молятся по домам своим и в поле, так что никто уже из них не работает на этот день, в память страшного, чудесного наказания.

23) Среди Светлой недели, под 6 апреля 1879 г., дер. Албушевой крестьянке Ирине Исидоровой, лежавшей 40 недель в расслабленном положении, явясь во сне некоторая боголепная госпожа, с младенцем на руках, говорит: «отслужи Туровской Заступнице молебен и будешь здорова». По утру пришлось нам придти к ней в дом по очереди с иконами, как водится везде на Пасху. По отлужении в доме пасхального молебна, подводят к кресту расслабленную и она, Исидорова, просит отслужить пред Туровской чудотворной иконой молебен Божией Матери. Отслужили молебен - и она тотчас стала здорова и стала везде ходить свободно и все делать. как бы не была и больна.

24) В 1878 г. Царила небесная явилась одному петербургскому жителю и велела ему снять список с Туровской иконы. Долго он разыскивал эту Туровскую икону, ибо о такой иконе этот житель Петербурга совершенно не знал, где она находится и узнал только в первый раз и то в сновидении. О сновидении своем писал он брату своему, г. Пронска, пригородной Новинской слободы крестьянину Василию Матвееву, от него он узнал, что икона Туровская находится в с. Красном и просил его снять с нее список и прислать к нему. Список этот 15-марта того же 1878 г. мы представили в Петербурга, в Ягодный ряд, в Малковый переулок, на имя купца Михаила Алексеевича Астафьева, с передачею означенному жителю.

Громкая слава о чудесном явлении Туровской иконы Божией Матери и о чудесах ее не безызвестна было и епархиальному начальству.

Так:

1) при бывшем архиепископе рязанском Гаврииле прислан был причту села Красного указ рязанской духовной консистории от 17-го декабря 1855 года за № 1954, по коему им, покойным, востребованы сведения об иконе Туровской, которые и представлены в 1856 году 24 января, только не со всею подробностью и изъяснением обстоятельств. Сведения сии, вероятно, хранятся теперь в архиве ряз. дух. консистории, в подлиннике же у нас при церкви, под именем Сборника чудес, проявляемых Туровского иконою, в котором чудодейственные при ней события описаны со всею подробностью, изъяснением обстоятельств и с прибавлением описания новых чудес.

2) Далее последовал от того же высоко-преосвященного указ чрез ряз. дух. консисторию, от 30 июня 1856 г. за № 5719, в коем он, архипастырь, сочувствуя дивным проявлениям Божией благодати над этой иконой, предписал местному причту «доносить в свое время впредь обо всем, что будет происходить при сей иконе, с надлежащею подробностью и верными доказательствами событий.

3) Вскоре потом им, владыкою, прислан был причту новый указ, от 31 мая 1858 г. за № 4614, дозволяющий Туровскую икону носить по чужим приходам, по просьбе усердствующих, с соблюдением правил ст. 23. т. XIV Св. Зак. и указа св. Синода 1744 г. апреля 6 дня.

Наконец по особенному вниманию к прославленной иконе Туровской Божией Матери, высокопреосвященный Гавриил приказал с ней снять список и отослать оный в церковь с. Турова, ряжского уезда, что и было исполнено. Таким образом, с Туровской иконы Божией Матери, как чудотворной, сняты два списка: 1-й снять в 1878 г. марта 15 дня, по причине особенного откровения в сновидении не знавшему о ней дотоле с.-петербургскому жителю и отослан на имя купца Михаила Алексеевича Астафьева, а 2-й по приказанию высокопреосвященного Гавриила, который стоит теперь в церкви села Турова.

И так благочестивое предание, хранящееся у нас от древних лет, о чудесном явлении Туровской иконы Божией Матери на древе, как заветная святыня, множество исцелений и очевидное проявление чудодейственной благодати Божией над святочтимой этой иконой в нашем села Красного храме официальные документы, хранящиеся у нас при храме и отчасти в рязанской дух. консистории, и постоянное наблюдете за ее чудодействиями - все заставляет признать эту икону за чудотворную. Описанный чудеса явного небесного покровительства, являемые здесь чрез благодатную икону, мы не должны скрывать под спудом, но должны всегда выставлять на вид, на утешение чад православной Церкви и на посрамление врагов ее и хулителей.

Эта Древняя икона Туровская, находящаяся в храме с. Красного с незапамятных времена, записана в описи церковной под № 109, назади деки ее находится изображение святителя Николая чудотворца. Образ имеет длины 1 арш., а ширины ¾ арш. Украшен серебреною, по местам вызолоченною, ризою, которую пожертвовал С.-Петербургский купец Сергей Козлов по своему к нему глубокому благоговению.

Чудотворная Иверская икона Божией Матери в селе Ново-Покровском, Егорьевского уезда3.

Икона сия замечательна тем, что она писана и освящена на Афоне, написана на кипарисной деке, мерой (в вышину около 2-х аршин, в ширину - 1 аршин и 4 вершков; на ней - медная вызолоченная риза. Внизу лицевой стороны иконы надпись: «Сия святая икона подлинный верный список с чудотворный иконы на св. Афонской горе, находящейся в Иверском монастыре, усердием Рязанской губернии Егорьевского уезда села Новопокровекого священника Иоанна Трейерова, на вечную память, по особенному усердию к Владычице мира; списана 1870 года в Октябре месяце на св. Афонской горе благочестивым подвижником с особенным постом и молитвою».
На обратной стороне иконы положена сургучная краевая круглая печать, с надписью по ней церковно-славянским шрифтом: «Новорусск. Общежит. Скита Андрее на Афоне 1849 г.». О стоимости Иверской иконы в церковных документах нет никаких сведений, но некоторые из прихожан утверждают, что приобретение ее стоило более 700 рублей.

Иверская икона пользуется особенным уважением не только своих, но и соседних прихожан, и невольно привлекает к себе внимание. Стоит только взглянуть на нее вскользь, чтобы почувствовать непреодолимую силу приблизиться к ней и горячо помолиться. В этом случае небезынтересны сведения об обстоятельствах написания иконы. Афонского Андреевского скита монах Феофилакт в письме от 12 января 1871 года извещал отца Иоанна Трейерова, что игумен Феодорит ходил в Иверский монастырь, пред чудотворною иконой служил молебен с акафистом и водосвятием, и этою водою, освященною через погружение креста, в котором хранятся части св. мощей и животворящего древа креста Господня, по пропуске ее чрез чудотворную икону, облита была посланная к нему икона Иверская. Писание иконы начато было августа 26, окончено декабря 23, освящена в новый год за раннею литургиею, после чего поставлена была на алтарь, где пробыла 8 дней и отправлена была на пароходе. Освящение иконы совершено было игуменом Феодоритом, который в сопровождении множества монахов провожал ее на значительное расстояние. Посланную к нему икону писал известный на горе Афонской как по благочестивой жизни, так и по искусству писания монах Смарагд. Вскоре после начатия писания иконы о. Феофилакт извещал о. Иоанна Трейерова, что работа остановилась на неопределенное время. Из личных объяснений с о. Смарагдом о. Феофилакт узнал, что иконописец, по случаю столкновения с одним из братий, не намерен продолжать работу дотоле, пока не умиротворятся их отношения. Неудивительно после этого, что икона оказалась написанною настолько искусно, что невольно обращает на себя внимание верующих, а усердные молитвы афонских отшельников низвели на нее сугубую благодать, обнаружившуюся не в одном чудесном случае и сделавшую святую икону известною по ее чудесам и между дальними соседями.

По записке о. Иоанна Трейерова значится 18 случаев чудесных исцелений от Иверской иконы Божией Матери, находящейся в Покровской церкви села Новопокровекого Егорьевского уезда.

Так:

1) Прихода села Ивановского Покровского уезда Владимирской губернии деревни Старовой крестьянина Тимофее Егорова Завьялова жена Ульяна Артемова была одержима нечистым духом 12 лет. Помолившись перед Иверской иконой Божией Матери она получила совершенное исцеление.

2) Киржацкого мещанина Егора Семенова жена Mapфа Иванова одержима была злым духом. Также, помолившись пред Иверской, она получила исцеление.

3) Киржацкого мещанина Евстафия Васильева жена Дарья Егорова также была одержима злым духом. Она отслужила молебен Божией Матери пред ее Йверскою иконой и получила исцеление.

4) Прихода села Васютина деревни Аришивной крестьянина Ермила Егорова четырехлетняя дочь не ходила и не стояла на ногах от роду. Отслужив молебен и, приехавши в дом, она уснула, а, проснувшись, сверх всякого чаяния, пошла и теперь ходить.

5) Деревни Дорофеевой прихода села Новопокровского у крестьянина Василия Никифорова сын 5-ти лет долгое время не видел света и даже не мог открыть глаз. Отслужив молебен, получил исцеление и теперь в глазах его не видно никакой боли.

6) Деревни Алексеевой прихода села Васютина солдатка Марфа Никифорова страдала от боли ног. Отслужив молебен, получила совершенное здравие.

7) Богородского уезда прихода Пятницкой церкви села Березовки деревни Малиновой крестьянин Сергей Парфенов полгода был расслаблен, не владел руками и ногами и даже не мог сидеть и головы повернуть. Отслужив молебен Божией Матери и по приезде в дом, получил совершенное исцеление и после приезжал служить благодарственный молебен Божией Матери пред иконой Иверской. Заметим, что в церковь его несли четыре человека на холсте. Он положен был перед иконой Божией Матери, лежал пред нею всю литургию и молебен, ничем не владея, а, только, взирая на святую икону, и беспрестанно плакал.

8) Покровского уезда деревни Дровосеки государственного крестьянина Якова Антонова жена Мелания Парфенова была расслаблена всеми членами. Отслужив молебен, по приезду в дом получила совершенное исцеление и в настоящее время совершенно здорова.

9) Деревни Алексиной прихода села Туголеса крестьянина Василия Иродионова жена Екатерина Евсеева была расслаблена левой ногой и рукой так, что ее несли в церковь двое. Отслужив молебен Божией Матери и приезду в дом, стала ходить и по прошествии семи дней пешком, несмотря на распутицу, (это была марта 19 числа) пришла благодарить Царицу небесную. Левая рука ее еще не владела, а когда помазали ее маслом из неугасаемой лампады, висящей пред иконой, рука стала владеть, как будто никогда и не болела.

10) 10 сентября Владимирской губернии Покровского уезда деревни Мануйловой крестьянин Иван Васильев был болен и не мог ходить. Отслужив молебен, получил исцеление и чрез некоторое время приехал в Новопокровское торговать на ярмарку (1-е октября).

11) Деревни Белавиной крестьянка Наталия Васильева сильно страдала глазною болезнью. Отслужив молебен, и, помазав глаз елеем из лампады, получила исцеление.

12) Прихода села Ялмонти деревни Воскоревой, крестьянина Афанасия Яковлева жена Зиновия Николаева четыре года одержима была нечистым духом и не могла в продолжение сего времени быть в церкви. В 1873 году, в неделю по просвещении, пред Иверской иконой Божией Матери получила довершенное исцеление, стояла Божественною литургию и молебен спокойно, радуясь, прикладывалась с усердием к святой иконе и теперь совершенно здорова. После сего три раза уже приходила к святой иконе Божией Матери.

13) Деревни Бардуков крестьянина Космы Семенова дочь Анна, 7-ми лет, страдала два года. Особенно пред тем, как ей пришлось ехать для служения молебна пред иконой Божией Матери Иверской, пять недель было во всей ней трясение, даже страшно было на нее смотреть. После служения молебна, когда привезли ее в дом, где она получила скорое исцеление.

14) Прихода села Ялмонти деревни Дорофеевой крестьянина Ивана Егорова жена Любовь Трофимова два года была больна. Отслужив молебен, получила совершенное исцеление.

15) Покровского уезда прихода села Крошникова деревни Телешовой крестьянин Тимофей Павлов не владел правой рукой и ногой, 8 месяцев был совершенно немым. 15 октября получил исцеление, отслужив молебен. Выехав из села, дорогой у него развязался язык и, по приезде в дом, стал свободно говорить, ходить и владеть рукою, а ноября 12-го того же года пришел один благодарить Царицу небесную.

16) Деревни Лыщиковой у крестьянина Антона Антонова сына был больной налом в коленке, от которого хотя рана и зажила, но ногу свело так, что она не разгибалась и он не мог становиться. Отслужив молебен, получив исцеление и теперь ходить свободно.

17) Прихода села Ялмонти деревни Воскаревой крестьянина Григорья Васильева жена Матрона Ананьева одержима была болезнью три года. Отслужив молебен, получила совершенное исцеление.

18) Покровского уезда деревни Смешки прихода села Крутца крестьянина Ивана Феодорова Кокорева сын Михаил, четырех лет, целый год ничего не говорил, ничем не действовал и ничего не просил, даже пищи и был совершенно глупым. Отслужив молебен, когда ехали домой, по дороге стал говорить, а по приезду в дом стал ходить и получил совершенное здоровье и разум.

______________________________________________________

1Р.е.в. 1888. прибавления к №12. с. 383-384.
2Р.е.в. 1888. прибавления к №9. с. 248-260.

3Р.е.в. 1888. прибавления к №11. с. 340-345.

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте