Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Чтения новых рязанских надписей



Недавняя моя поездка в Рязань (статья была написана в 1995 году) с лекциями по приглашению Владимира Васильевича Костылева была плодотворной в нескольких отношениях. В одном из них мне были вручены журналы и газеты, издаваемые РОО «Союз славян», в частности, газета «Ариец». Там было помещено несколько заметок. Заметка № 2 «Новые рязанские находки» привлекла мое внимание. В частности, там говорилось: «Весной 2004 года на родине Сергея Есенина, в селе Константиново, земля обнажила два надгробных известковых камня с необычными выбитыми надписями. Правда, камни через несколько дней исчезли, но необычные надписи были срисованы. Сейчас они впервые на страницах нашей газеты предоставляются читателю. На наш взгляд данные надписи - это соединение двух форм русской письменности: русских рун и кириллицы. Дата на одном из камней - 1615 год. Оказывается, такой на самом деле была наша письменность на рубеже 16 и 17 веков. Часть надписей на камнях кириллическая и читается, а руническая - нет. Поэтому тексты читаются не полностью.

Официальная «историческая» наука не признает того факта, что у русских была развита письменность. Вот у немцев и скандинавов якобы была. У русских - нет. У негров и индейцев якобы было узелковое письмо. У русских - нет. У всех было пиктографическое и даже иероглифическое письмо и другие формы, а вот у русских все равно - нет. Такие вот в России ученые историки, не то недоумки, не то оккупанты или их приспешники. По-нынешнему - ангажированные типы. Правда, есть нормальные, истинные историки, почитаемые у властей возмутителями общественного спокойствия. Разумеется ихнего, бюрократического, да еще и религиозного. Поскольку главными судьями оказываются в таких случаях только попы. А вот находки от русского бога никак не укладываются в мертвящие догмы христианства.

Засомневались в подлинности надписей научные работники рязанского историко-культурного музея-заповедника «Рязанский Кремль». Их можно понять. Этому их не учили. Хотя есть в стране несколько специалистов, один из них академик В.А. Чудинов, обобщивший данные по происхождению как кириллицы с глаголицей, так и русских рун. Чудинов в своей книге «Загадки славянской письменности»... опубликовал множество документов из русских и иностранных источников по русским рунам, протокириллице и протоглаголице» (1, с. 17). И далее идет цитирование некоторых положений моей книги.

У газеты - полемический стиль, и ряд выражений я бы сгладил. Однако, вполне понятно, что среди сотрудников данного музея-заповедника вряд ли был хотя бы один эпиграфист. Тем более, что если первая надпись кирилловская, хотя и весьма сложная для чтения, и ее в принципе мог бы прочитать эпиграфист высокого класса, то вторая содержит руницу, которую на сегодня, увы, даже эпиграфисты-профессионалы читать не умеют. Поэтому, разумеется, первое, что приходит на ум работникам такого рода учреждений - это вопрос о подлинности находки. Полагаю, что находка подлинная, причем весьма интересная. Но - выходящая за пределы компетенции историков.

Надпись на первой плите и ее чтение. Следующая страница данной газеты, 18-я, посвящена иллюстрациям. Там опубликованы две надписи под общим заголовком «Надписи на надгробных плитах. Село Константиново, 2004 год». Эти надписи я разделяю на две части, поскольку каждая из них посвящена своей проблеме.

Первую надпись в 5 строк я представляю на рис. 1. Здесь видна лигатура с самого начала, затем - буква П между буквой и Т. После буквы Я опять следует лигатура и тут, как я понимаю, имеет место слоговое чтение букв. Ну, а затем буквы читаются более или менее понятно, кроме даты, о чем следует поговорить особо. Собственно слоговых знаков я тут не обнаружил. Полагаю, что если одно надгробье было датировано 1615 годом, то есть, началом XVII века, то и данное надгробье должно быть примерно того же возраста.

riazan1.jpg

Рис. 1. Надпись на первой плите

Мое чтение показано на рис. 2. Сначала я читаю первое слово, как слово ЛЕТ (букву я читаю как Е). Вставленную букву П принимаю за цифру; в кириллице это цифра 80. Далее, следует буква Я, а потом лигатура из двух букв, которые читаются слоговым способом, то есть, как НА и ЗА. Кончается это слово буквой Р, что создает имя НАЗАР.

Далее можно принять букву К либо за эту букву, либо за слог КО. После нее следует буква Г, над которой имеются две буквы. Я полагаю, что кверху ногами изображена сначала бука Д, затем букву У. Таким образом, первая строка гласит: ЛЕТ ВОСЬМИДЕСЯТИ Я, НАЗАР, К ГОСПОДУ.

Вторая строка читается гораздо проще: ПРЕСТАВИЙСЯ (последняя буква имеет слоговое чтение). Однако надстрочная буква Т тут не прочитана. Я ее объединяю с буквой О, начертанной в третьей строке, под буквой Ж, так что получается слово ТО. Затем на третьей строчке спокойно читаются слова РАБ Б-ЖИЙ, тогда как буква П, как мне кажется, должна быть отнесена к четвертой строке. Так что полная надпись третьей строки будет ТО РАБ Б-ЖИЙ.

С этой буквы П от третьей строки я начинаю читать надпись на четвертой строке, разлагая лигатуру на отдельные знаки и понимая буквы как слоговые знаки ПО-ЛО, далее надстрочный знак ЦА, а дальше - буквенное чтение НЕНЬ, что дает чтение ПОЛОЦАНЕНЬ, то есть, ПОЛОЧАНИН, ЖИТЕЛЬ ГОРОДА ПОЛОЦКА. На продолжении четвертой строки написано: Я, ФЕД, затем читаются надстрочные буквы О и Р, и окончание КО. Иными словами, фамилию усопшего: Я, ФЕДОРКО. Фамилия на КО вполне возможна у жителя белорусского Полоцка, пытавшегося найти свое счастье в Рязанском селе Константиново.

riazan2.jpg

Рис. 2. Мое чтение надписи на первой плите

Последняя, пятая строка дает дату. Лигатура в конце, Г-И, дает слово ГОДИ, то есть, ГОДЫ. Однако тут только одна дата, как я полагаю, рождения, которую я получаю, взяв у левого знака (лигатуры) сначала низ (семерку), потом верх (ноль), что дает 7008. Вторая дата, видимо, спрятана в слове ПОЛОЦАНЕНЬ, в лигатуре из Н и Ь, которую я читаю как 7088. Таким образом, дата рождения после перевода от сотворения мира к Рождеству Христову будет 1508-1588. Тем самым, переписав данную надпись современным языком и несколько в другом порядке слов, мы получим: Я, НАЗАР ФЕДОРКО, 80 ЛЕТ, КО ГОСПОДУ ПРЕСТАВИЛСЯ. ЭТО РАБ БОЖИЙ, ПОЛОЧАНИН, ГОДЫ (жизни) 1508-1588. Как видим, данное надгробие относится к XVI веку.

Замечу, что надгробий такой древности, да еще с деревенских кладбищ, практически не сохранилось. Рассматривая данное надгробие, можно попытаться объяснить, почему. На надгробии нет христианского символа, креста. Это означает, что даже спустя пять веков после официального крещения Руси христианами являлись далеко не все. Далее, мы здесь видим слоговое чтение некоторых кирилловских букв. Это является косвенным подтверждением того, что более привычным для жителей того времени было слоговое, а не буквенное чтение, то есть, иными словами, кириллица являлась менее народным письмом по сравнению с руницей. До сих пор подобное положение вещей мне пришлось наблюдать только в Новгороде, где в XIII-XIV веках руница не только не сошла с исторической арены, но даже укрепилась, хотя в XV веке была уже существенно потеснена кириллицей. Здесь, в Рязанской глубинке мы видим ту же картину. Тем самым, данные по Новгороду оказываются не локальными, а имеющими гораздо более широкое распространение по Руси. Наконец, в тексте можно отметить не только широкое использование лигатур, но и игру со вставными и с надстрочными буквами, образующими настоящий ребус для читателя. Для чтения подобных текстов требуются специальные навыки, которыми рядовые эпиграфисты не обладают. Поэтому для них подобные тексты крайне нежелательны, и было бы лучше, чтобы их вообще не было.

Надпись на второй плите. Здесь надпись выполнена смешанным рунично-кирилловским письмом, рис. 3.

riazan3.jpg

Рис. 3. Надпись на второй плите

Первый знак представляет собой силлабограф ТЕ, отделенный от других, видимо, запятой. Затем идет лигатура, где я насчитываю не менее пяти знаков руницы; читаются сначала самый крупный, слева КЪ, справа ТО, что образует слово КЪТО. Три более мелких знаков лигатуры могут быть прочитаны как слово ПЪЛИТЕ.

riazan4.jpg

Рис. 4. Мое чтение надписи на второй плите

Затем читаются буква ТА, причем из низа буква А и ее левого наклонного штриха можно создать букву М, что завершит слово ТАМ. Далее следует лигатура, из которой я выделяю слоговые знаки СУ, НИ, МЕ (в зеркальном начертании) и ТЬ, что образует слово СЪНИМЕТЬ. Из следующей лигатуры я выделяю слоговые знаки ДЬ и РУ, а также слог И, за которыми размещены буквы ДЕ и слоговой знак ВЬ над буквой Е. Это образует слово ДЬРУИДЕВЬ. Ниже букв ДЕ я беру левый знак и поворачиваю его на 900 вправо, что дает чтение МО, тогда как правый знак я поворачиваю на 900 влево, равно как и самый нижний, лежачий знак. Они образуют слово МОРОКЪ.

Следующие буквы читаются нормально, ОБРЯ (буква ЮС МАЛЫЙ обычно транслитерируется как Я), а занк в начале второй строки следует сначала повернуть на 1800, а затем на 900 вправо, что дает чтение ЩЕ; наконец, из серединки можно выделить маленькую букву Т. Тем самым образуется слово ОБР ЩЕТ. Далее буквы читаются по порядку, включая надстрочную букву П, а также Е, написанную в лигатуру с предшествующей буквой Ы. Получаем слова И КРУПНЫЕ. Далее идут причудливые лигатуры из букв кириллицы, которые, разложив на отдельные буквы, я читаю СПИРИТУСА. А затем следует слово почти понятное, с единственной лигатурой, которое я читаю как И ЗАВИСТЬЯ.

Два знака в начале третьей строки я читаю снизу вверх как ЛИХА, а затем следует слоговой знак ВЕ. Далее идут несколько знаков, которые допускают повторное чтение с поворотом, чем я и пользуюсь. Поэтому я читаю два слова: ВЕЛЕНО ВЛАДЫКОЙ, а затем следуют буквы, две самых последних - очень мелкого размера, которые образуют слово АЛЕКСИМЪ. Таким образом, прочитаны все знаки надписи.

Итак, соединим весь текст. Он гласит: ТЕ, КЪТО ПЛИТЕ СЪНИМЕТЬ, ДЬРУИДЕВЬ МОРОКЪ ОБР ЩЕТ И КРУПНЫЕ СПИРИТУСА И ЗАВИСТЬЯ ЛИХА. ВЕЛЕНО ВЛАДЫКОЙ АЛЕКСИМЪ. На современном русском языке он может быть понят как ТЕ, КТО ПЛИТЫ СНИМЕТ, ОБРЕТЕТ МОРОКУ ДРУИДОВ И КРУПНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ ДУХА, И ЗАВИСТЬ. ВЕЛЕНО ВЛАДЫКОЙ АЛЕКСИЕМ. Таким образом, на этой плите находится распоряжение не трогать плит под угрозой наказания, в основном, духовного свойства. Вероятно, кража надгробных плит была в те времена обычным делом, и воров, которыми могли выступать рядовые граждане, следовало хорошенько припугнуть.

Данная надпись тоже чрезвычайно интересна, поскольку относится к распорядительным. Насколько она интереснее современных безликих распоряжения типа: УЧАСТОК НЕ КОПАТЬ! ПЛИТЫ НЕ ТРОГАТЬ! Эта надпись XV-XVI веков тоже является пока что единичной, ибо надписи смешанного письма в последние два века усиленно уничтожаются. Можно лишь посожалеть об утратах двух данных плит, они явились бы достойными украшениями создаваемого нами музея каменных надписей. Но хочется поблагодарить людей, которые успели хотя бы снять прориси данных текстов. Тем самым бесценные крупицы нашего прошлого все-таки удалось сохранить.

Находки 2005 года. Продолжу цитирование статьи. «Осенью 2005 года на одном из некрополей Старой Рязани группой Союза Славян были обнаружены каменные надгробья с надписями на кириллице и барельефными изображениями. В том числе и человеческих фигур. Надгробные камни, по всей видимости, 19 века, поскольку на одном из камней указана дата - 1899 год. Один - большой известковый камень испещрен кириллической надписью, можно сказать, в рязанском варианте. Поскольку буква Ы на камне исполнена в форме буквы Ш с укороченной средней палочкой. Такого правописания буквы Ы нигде ранее не встречалось. Приводим одну из надписей:

riazan5.jpg

(1, с.17).

Действительно, данный образец надписи имеет ряд интересных особенностей. Буквы Ы здесь имеет черту внизу петельки, снятую с ее верха и положенную вниз между петелькой и правой мачтой. Таково ее начертание в слове СЫНАМЪ и слове МИХАЙЛОВЫМ. Однако смысл надписи улавливается не сразу. Различимо слово АМИНЬ, а затем - ПРИЛОЖЕНЪ ЕЕ СЫНАМЪ / АЛЕКСЭ, ПИДРУ И МИХАЙЛОВЫМ. Иными словами, среди ее сынов был Алексей, Петр (его имя написано с озвончением) и насколько (не менее двух) по фамилии Михайловы. Другой особенностью данной надписи я назвал бы написание имени Алексея как АЛЕКСЭ.

Продолжим статью: «Несколько маленьких надгробий, тоже известковых камней, на верхних лицевых сторонах которых изображены трезубцы - символы языческого Триглава. Средний зуб Триглава в виде «православного» креста. Хотя подобный крест - из русского язычества. Вероятнее всего, это стилизованное изображение славянского мирового дерева. Такие изображения часто рисовались и вышивались на предметах русского быта. Приводим пример из книги академика Б. Рыбакова «Язычество древних славян». На этих маленьких по размеру, длина около 1 метра и ширине в средней части около 40 см, с торцовой ухкой стороны обнаружены барельефы славянского божества Макоши с поднятыми руками. Фигуры очень оригинальны: лицо округлое и также округлое до пояса тело. Поскольку в «православном» христианстве изваяния богов считаются сатанинскими идолами, то можно прямо утверждать, что барельефы - изображения славянских богов. Это означает, что жители Старой Рязани упорно придерживались славянского язычества» (1, с17), рис. 5.

Рис. 5. Изображение Макоши на торце малого надгробного камня

Тут же для сравнения помещено изображение Макоши на северной вышивке из книги Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян», рис. 6.

Рис. 6. Вид Макоши на славянской вышивке

Соотнесение изображений и выявление лика Макоши делает честь рязанским коллегам. Однако для меня как эпиграфиста совпадений общих контуров рисунка мало. Я полагаю, что если мы имеем дело с изображением Макоши, должны быть и надписи.

Рис. 7. Надписи на малом надгробье

Из того, что можно прочитать более или менее уверенно на левой стороне торца надгробья, я читаю: МАРЫ-МАРЕНЫ вверху и МАСТЕРСКАЯ МАКАЖИ внизу. Замечу, что имя славянской богини болезни и смерти Мары в древности не имело производного слова МАРЕНА, так что надпись выдает более позднее написание. Но изготавливалось данное надгробье не в ее мастерской, ибо другая надпись гласит: МАСТЕРСКАЯ МАКАЖИ, слово МАКАЖИ имеет весьма архаический набор букв. Таким образом, само надгробье как произведение искусства было изготовлено в храме Макоши, отчего и получило на торце ее изображение. Получается, что до XIX века существовали не только языческие (ведические) захоронения, но и мастерские по производству соответствующих надгробий.

Могу констатировать, что нечто аналогичное я видел на территории старого кладбища в Коломенском (ныне вошедшим в окраину Москвы) всего полгода назад. Таких надгробий было всего 2-3. Однако мой спутник, знавший вид данного кладбища еще лет 25 назад, сказал, что сейчас осталась едва ли одна 20-я часть от того, что было тогда, когда в 70-е годы ХХ века кладбище хотели ликвидировать и из него бульдозером выкопали старинные надгробья. Тогда подобных надгробий были десятки. Получается, что по негласному распоряжению РПЦ языческие надгробья каждый год исчезают.

Статья продолжается такими строками: «Становятся тогда понятными царские и императорские указы, запрещающие людям селиться на территории городища Старая Рязань, которая, оказывается, существовала еще в 17-м веке с церквями и поместьями. Списывают гибель города на мифических татаро-монголов 13-го века. На самом деле город сожгли в начале 17-го века, а жителей перебили войска московского царя. Косвенно этому есть доказательство. Так, в книге внука касимовского воеводы Шишкина «История города Касимова» рассказывается о том, что в 1609 году по приказу Василия Шуйского город Касимов был уничтожен вместе с жителями московской ратью. А за что? За то, что сражались с польскими интервентами на стороне царя Дмитрия. Автор знал, что писал, поскольку его дед был воеводой в Касимове в конце 17-го века. И Старая Рязань, несомненно, как столица, также боролась с Романовскими самозванцами на стороне Рюриковичей. И с насаждением Романовского христианства» (1, с. 17).

Как видим, число желающих разобраться в подлинной истории своего края из года в год растет, и их работа приводит к ощутимым результатам.

Статья опубликована в (2, с. 10-14).

P.S. В 2007 году В.В. Костылев мне звонил по телефону, чтобы поздравить меня с моими успешными исследованиями. К сожалению, в его городе дела обстоят неважно, газету «Ариец» и журнал «Русские славяне» по распоряжению властей города пришлось закрыть. Так что наши связи по линии исследования славянских древностей на рязанской земле пришлось временно прекратить. Я надеюсь, что речь идет только о приостановке, а не о полном замораживании публикаций в Рязани на славянские темы. В принципе, данная моя статья не представляет собой какого-то фундаментального прорыва в новые сферы, а лишь подтверждает, что и в Рязани использовалась не только протокириллица, но и руница. Однако в связи с закрытием перечисленных изданий считаю своим долгом напомнить об их существовании именно данной статьей.

Литература

1. Боян. Новые рязанские находки // Ариец. Газета РООО «Союз славян». Выпускается с марта 1998 года. № 1 (28), лета 7514 (2006 года)

2. Чудинов В.А. Чтение новых рязанских надписей // «Ариец». Газета РООО «Союз славян», Рязань, № 2 (29), 2006

Валерий Чудинов

Институт древнеславянской и древнеевразийской цивилизации

2.8
Рейтинг: 2.8 (5 голосов)
 
Разместил: Eduard    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Полазил по их сайту и нашел не только эти публикации, но и много интересного. Можно тут смеяться, а люди вот - институты заводят, книжки, газеты с журналами издают, конференции проводят, новые горизонты в науке открывают, короче, делом занимаются и всё это чуть ли не под эгидой рязанских властей, ну, по крайней мере, некоторых государственных учреждений.

(Откорректировано admin).

Изображение пользователя Хайрат.
С Коростылёвым в близких экс-мэр Рязани Рюмин. По крайней мере, после того как разогнали "Арийца", В.В. плотно обосновался в рюминской "Вечерней Рязани". Я, грешным делом, после того, как заказчик отказался у меня принять статью "Срывали ветры флаг России", сунулся было к ним (как-никак арийская тематика и всё такое!), но посмотрел, что за публика и счёл за благо попрощаться и уйти. Про творческий их союз с Чудиновым, честно говоря, не знал, но и не удивился узнав. Там, у них в головах такой коктейль - рванёт, не отмоешься!

И, всё же, Эдуард, давайте всякую ботву на сайте не вывешивать.

Согласен. Даже предупреждение от админа получил.

Изображение пользователя Книголюб.

А еще у нас в Рязани недавно нашли плиту, на которой славяно-русскими рунами было написано "План Путина - победа России!". Плиты, разумеется, тут же таинственным образом пропали, но руны зарисовать успели...

Изображение пользователя Хайрат.

Особенно меня умилил список использованной литературы! А ещё, Эдуард, знаете, есть газеты "Штурмовик" и "Русский порядок" - там тоже очень много дельной информации;-)

О проекте