Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Предложения

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

MORITURI




Профессору Петру Андреевичу Чумаченко – моему другу, наставнику и великому ученому, чьи труды оценят, дай Бог, лет через сто…


Луиза (приходя в чувство):
Ужасный демон приснился мне -
весь черный, белоглазый…
Он звал меня в свою тележку. В ней
лежали мертвые и лепетали
ужасную невиданную речь.
Скажите мне, во сне ли это было?
Проехала ль телега?
Молодой человек:
Ну, Луиза, развеселись!
Хоть улица вся наша
безмолвное убежище от смерти,
приют пиров ничем не возмутимых,
но, знаешь, эта черная телега
имеет право всюду разъезжать.
Мы пропускать ее должны…

А.С. Пушкин, «Пир во время чумы»


Часть I.
Чертог убитых.

В последнее десятилетие ХХ века самые страшные сны Господа Бога стали реальностью. Расшифровав свой генетический код и научившись клонировать живые организмы, человек фактически получил возможность воспроизводить себеподобных без Его Божественной воли. Но какими непостижимыми, не поддающимися воображению, ни были бы достижения науки в отдельных областях, есть вещи, в понимании которых медицина не продвинулась вперёд ни на йоту со времен Гиппократа. И первейшая среди них – смерть.

Hallo, Dolly!

Представления современной медицины о механизмах умирания и смерти расплывчаты и туманны. С определённой долей достоверности мы знаем лишь то, что человек уходит из жизни не израсходовав и 80% резервов своего организма. Полная невозможность получения каких-либо экспериментальных данных о том, что ждёт каждого из нас после смерти, делает эту проблему категорией более философской, нежели медицинской. Да, и философствовать на эту тему не очень-то тянет. Неизвестность рождает страх, а «боязнь страны, откуда ни один не возвращался» заставляет гнать от себя неприятные мысли о том, что я умру, мои близкие умрут, мои дети умрут, дети моих детей умрут – «так и уйдут в ничто без сна и сыновья, и внуки внуков в трёх веках»…

Питер Брейгель-старший. «Торжество Смерти».

Вместе с тем, с того момента, когда человек впервые задумался о смерти, первородный страх перед ней стал сопровождаться надеждой на то, что за этим непреодолимым барьером ждёт не небытие, а новая – лучшая! – жизнь. Любая культура, даже самая примитивная, сформировала своё представление о смерти и загробном мире, домысливая то, что нельзя было узнать. Можно смело сказать, что именно эти представления легли в основу последующего развития всех известных религий.

Первобытные люди, зависевшие от милостей природы, считали, что после смерти человек попадает в такой же мир, с той лишь разницей, что в загробных кущах всегда полно ягод и дичи, а в загробных реках – рыбы. Поскольку первобытное общество отличалось относительной однородностью, предполагалось, что этот примитивный «раёк» ждёт всех умерших, не взирая на пол, возраст и боевые заслуги. Вера в то, что после смерти настанет лучшая жизнь у некоторых народов была настолько сильна, что, например, сарматы горевали и плакали при рождении ребенка и веселились, когда человек умирал. А отголоски этих наивных представлений сохранились в верованиях народов, скажем так, не затронутых веяниями нашей суетной цивилизации. Эскимосы и чукчи, например, точно знают, что все поголовно попадут после смерти в рай, расположенный прямо в северном сиянии, где будут вечно смеяться и играть в развесёлую игру, перекидывая друг другу круглую голову моржа.

Расслоение общества на классы отразилось и на представлениях о потустороннем мире. Теперь, то, что мы называем «раем» стало доступно исключительно представителям господствующих социальных групп, как правило, вождям и воинам. Смерть в бою стала не только проявлением доблести в «этой» жизни, но и гарантией всяческих благ в «той». Классическим примером подобных военно-феодальных представлений о загробной жизни можно назвать древне-скандинавские верования, так вдохновлявшие в свое время Вагнера. Согласно им, викинга, погибшего в бою с мечём в руке, девы-валькирии препровождали в своеобразный «рай», в чертог Одина – Вальхаллу. Исландское слово valkyrja переводится как «выбирающая мёртвых». Упомянутый Вагнер и его поклонники из Третьего рейха образ валькирий сильно романтизировали, изображая их прекрасными юными воительницами на крылатых конях, тогда как согласно первоисточникам это были примитивные, дикие и необузданные создания, о чём говорят, хотя бы их имена: Хлёкк – шум битвы, Гёль – вой, стон, Скёгуль – яростная…

Константин Васильев валькирий сильно приукрашивал, как и Вагнер…

Вальхалла означает «чертог убитых». «Эдды» говорят, что убитые воины без труда узнают его:

…золотом пышно Вальхалла блещет;
там Хрофт собирает воинов храбрых, убитых в бою.
Легко отгадать, где Одина дом, посмотрев на палаты, стропилы

там – копья, а кровля – щиты и доспехи на скамьях («Старшая Эдда», песнь «Речь Гримнира»).

Доступ в Вальхаллу преграждает ревущая река Тунд – этот факт достоин особого внимания, поскольку, как мы убедимся чуть ниже, практически у всех народов в их представлениях о загробном мире фигурирует некая водная преграда. Избранные бойцы, преодолев реку Тунд и войдя в Вальхаллу, становятся эйнхериями (дословный перевод «люди, убитые оружием»). Теперь их удел проводить дни в битвах, а ночи – в пирах. И ждать когда петух Гуллинкамби (это прообраз пушкинского Петушка-Золотого гребешка) поднимет их на последний бой с силами зла.

А противостоять им в этой битве будут остальные мертвецы, не удостоившиеся чести попасть в Вальхаллу. Их участь незавидна: до конца времён они обречены пребывать в подземном царстве, которое называется Хель – «место тайного убежища». Как не сложно догадаться, вход в Хель представляет собой мрачную пещеру сокрытую среди скал. Её стережёт чудовищный пёс Гарм (у древних греков его зовут Цербер). Последним рубежом, отделяющим мир мёртвых от мира живых, является река с многозначительным названием Гьёлль – «Ужасная». Два её берега соединяет единственный мост, который стережёт дева Моргуд (а это попрошу запомнить, так как к этому мосту мы ещё придём другой дорогой!).

Вместе с тем, Хель не является классическим «адом». Посмертное воздаяние в тюрьме, сплетённой из живых змей, здесь получают только клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи, тогда как остальные мертвецы просто слоняются без дела и влачат жалкое существование. В день Рагнарёка мертвецы из Хеля, под предводительством «отца всяческого обмана» Локи, и эйнхерии Одина сойдутся в последней битве на равнине Вигрид и взаимно уничтожат друг друга. Так свершится судьба богов!

Бога Одина Константин Васильев тоже изобразил не точно – тот был одноглазым.

Согласитесь, даже как-то неожиданно обнаружить наличие столь развитой и поэтичной эсхатологии у людей, которых принято считать отъявленными пиратами и кончеными головорезами! Хотя, конечно, на представлениях викингов о загробной жизни их «профессиональные вредности» сказались. Например, у кельтов тот же сюжет выглядит куда как более оптимистично. Для того, чтобы попасть в кельтский «рай» – за пиршественный стол солнечного бога Дагды – вовсе не обязательно пасть в битве. Обеспечить себе там место можно жизнью «исполненной достоинства и чести». К тому же, никакая сволочь прервать пиршество у Дагды не посмеет, поэтому не надо второпях глотать непрожёванные куски кабанины и по крику петуха бросать всё и бежать занимать место согласно боевого расписания. А угощает Дагда своих гостей «вкуснейшей варёной свининой с жиром в руку толщиной, политой сладким мёдом».

Раз, уж, я себе позволил выругаться при почтеннейшей публике, объясню заодно и значение слова сволочь, благо оно из нашей темы. Сволочь происходит от сволакивать, волочить. Во времена оны, поле битвы оставалось за победителем и по неписанным законам чести на него же возлагалась обязанность похоронить павших и своих, и чужих. Понятно, что своих хоронили со всякими почестями, а побеждённых, зачастую обобрав предварительно до нитки, стаскивали-сволакивали в одну кучу и сжигали. Вот эти мёртвые тела, сложенные в братский костёр и назывались сволочью.

5
Рейтинг: 5 (7 голосов)
 
Разместил: Хайрат    все публикации автора
Изображение пользователя Хайрат.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Возможно, что Правь, Явь и Навь в миропонимании наших предков, были более сложными образами, чем просто тремя уровнями бытия. Жаль, что точной информации об этом до нас почти не дошло, но кое-что восстанавливается.

Наиболее вероятный смысл слова ПРАВь можно восстановить, через понимание первичного смысла ПРАВой и Левой руки:

ПРАВая рука - ПРЯМо (ПЕРеть, наПРолом, уПЕРеться, вПЕРеди себя), ПРАВить, ПРАВило, ПРАВильный. В этих словах ясно просматривается образ силы, и как инструмента уПРАВления, наПРАВления, и силы, как аргумента в противостоянии - я ПРАВ! Только превышая по силе внешние воздействия можно двигаться ПРЯМо - в ПРАВильном направлении - наПРолом. А из подавляющего превосходства людей "праворуких" над "леворукими", понимается, что ПРАВая рука - это БРАВая рука, т.е. "сильная" (сравните БРАВада - "показная удаль", т.е. "демонстрация силы", БРАВый - "смелый, доблестный", т.е. "победитель, сильный", сПРАВный - "добротный", "крепкий").

И прекрасно увязывается с ПРАВой-БРАВой рукой, образ ВЯЛой, кВЁЛой, кРИВой ЛЕВой руки. ЛЕВая - это ЛЕНная рука, т.е. "слабая".

Интересное описание Прави, Яви и Нави в Велескниге:

Праве бо есь невiдомо уложена Дажьбом, а по нь яко пряжесiа, теце Яве, i та соутворi жiвото нашо, а то колi одiде, сьмртье есь. Явь есь текоуща а творено о Правi. Навен бо есте по тоiя, до те есте Нава, а по те есте Нава, а в Правi же есте Явъ.

перевод:

Правь была невидимо устроена Дажьбом, и по ней как будто прядётся, течёт Явь, и та творит жизнь нашу, а коли уйдёт – смерть будет. Явь течёт и твориться от Прави. Навь - это то, что после неё. До неё есть Навь, и после неё есть Навь, а в Прави же есть Явь.

Если верно предположение, что ПРАВь = БРАВь "сила", и из неё скручиваясь (яко прядётся) творится Явь, то обратите внимание, насколько точно в этом случае, описанная в Велесниге картина, соответствует реальной физической картине Вселенной, которая есть ничто иное, как океан незримой, непроявленной, тёмной (э негро) Энергии (Сила, Бравь, Правь), а проявляется она во всём сущем, именно в скрученном материальном, барионном состоянии, начиная от света - электромагнитных колебаний, вращения электрона вокруг ядра атома, скрученности молекулы ДНК, и заканчивая спиральными рукавами галактик.

Правь как неиссякаемый источник наполняет течение Яви, которая как узор на невидимой глазу основе мироздания - Прави творит жизнь нашу.

...а коли уйдёт – смерть будет

Слово сМЕРть в русском языке имеет форму существительного, образованного от глагола близкого к заМЕРеть "успокоиться, упокоиться, угаснуть" (ср. МРак, заМЕРеть, МЕРкнуть, МЕРцать, МОР, уМОРить, уМИРать, а также КРЕС "огонь, жизнь" и восКРЕСнуть "ожить"). Умереть - значит перейти в другое состояние, которое для живых - переход во Тьму. При этом сам физиологический процесс смерти - это ещё не МРак, а только суМРак, суМЕРки - пограничное состояние (СМЕРТНАя, СУМЕРЕЧНАя река - СМЕРТИНА, СМОРОДИНА) между живым и неживым. Таким образом и Навь - это не Смерть, а состояние иного существования, как после Смерти, так и иного существования (восприятия, как сон, мерячение, шаманский транс) вообще.

И при этом Навь, как Тьма для живых, не является противоположностью Прави, которая по своей сути - таже Тьма (невидимо устроена Дажьбом), а противоположна Яви (Свету), и великая космическая битва, которая творит жизнь нашу, идёт не между Правью, как энергией и Навью - ничем, а между Явью и Навью (До неё есть Навь, и после неё есть Навь), как между двумя формами существования Прави. Правь только питает эту битву энергией, вернее сказать - она причина этой битвы. Также, как энергия причина электромагнитных колебаний, при которых идёт попеременное превращение одного её вида в другой.

А жизнь - ослепительное мгновение бытия, всего лишь "круги на воде", "брызги света", в том месте, где Явь и Навь ведут свою вечную борьбу без побеждённого и победителя. Это место и есть КАЛИНов (КАЛЁНый, расКАЛЁНный) мост.

Яково же iесте свет зоре наме сiашеi, во тоiя безоднi повесi Дажьбо земе наше, абi тая удьржена бя тако? Се - дуще Пращурi соуте, а тi светi зорема намо од Iру...

Что же есть свет звезд нам сияющий, в той бездне, где повесил Дажьбо Землю нашу, чтобы та удерживаемая была так? То - души Пращуров суть, и те светят звёздами нам из Ирия...

Энергия > Свет > Жизнь > Смерть > Энергия > Свет > Жизнь ...

То бо моляi Богоум, да iмемо чiсте душi а телесi наша, а да iмемо жiвот со Праотцi наша во Бъзех слiяшетесе во едiн Прауда.

Так будем же, молиться Богам, да иметь чистые души и тела наши, и да жить, с Праотцами нашими в Бозе, сливаясь в единой ПРАВде.

Изображение пользователя Хайрат.
Возможно, что Правь, Явь и Навь в миропонимании наших предков, были более сложными образами, чем просто тремя уровнями бытия

Ну, разумеется! Я ориентируюсь на массового читателя, поэтому в дебри не лезу, а так... Вот изучаю сейчас славянский миф о космотворении - теория Большого взрыва один в один, только изложенная архаичным языком. Вообще, самый простой способ стать великим учёным современности: берёшь миф или сказку и меняешь термины "море-окиян" - инфлатонное поле; "вспучилось-вспенилось" - произошла случайная флуктуация и т.д.

...Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но [это] было уже в веках, бывших прежде нас. Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после... (КНИГА ЕККЛЕCИАСТА, ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА. ГЛ.1)

Страшно вообразить, что когда-нибудь... или уже совсем скоро, люди могут оказаться в ситуации, когда приумножение знаний или их передача будут невозможны или затруднительны. Что они будут делать в этом случае? - Какое-то время они будут записывать то, что знают, на бумаге, потом они поймут, что бумага быстро разрушается и совершенно не подходит для этого.

И тогда они начнут высекать свои знания на камне. Но... камень - не бумага, а зубило - не шариковая ручка - диссертации не попишешь, и поэтому придётся высекать только самое главное, только САМОЕ главное, а скорей всего надо будет менять и способ письма - сложно высекать слово С О Л Н Ц Е, гораздо проще изобразить только символ ☼ или О, а вместо слова Ч Е Л О В Е К - изобразить, например, символ ♂. И очень скоро они поймут, что и камень не совсем подходит для передачи знаний, т.к. никто в будущем не сможет точно понять, какой конкретно смысл несёт тот или иной символ.

И тогда один из тех, кто ещё помнит, или знает, соберёт всех детей из своего окружения, посадит их перед собой, и начнёт свой рассказ с САМОГО НАЧАЛА, так, чтобы всем было понятно, чтобы все смогли ЗАПОМНИТЬ и ПЕРЕДАТЬ дальше в века:

"Жили-Были Старик-Небо и Старуха-Земля, жили они долго, и Детей-Людей у них не было..."

Изображение пользователя Хайрат.

Прямо поэма! Браво! Добавить нечего, поскольку абсолютно с Вами согласен:)

Спасибо!

Хайрат, вы это серьёзно пишете:

« Только средневековым японским воинам, восхищавшимся её страшной красотой и видевшим эстетику в самом процессе умирания, удалось превратить смерть в культ!» ?

С этим можно поспорить. Культ ранней смерти (другими словами, смерти во цвете лет – когда человек находится на пике своих физических и прочих возможностей) формировался в течении романтизма: рано уходят из жизни, а до этого культивируют безразличие к ней самые яркие литературные герои романтиков – Байрона, Гёте (вспомним «Юного Вертера», под влиянием которого, будто бы, даже прокатилась волна самоубийств), Лермонтова, (etc ….) . Да и самому Байрону иногда приписывают авторство того афоризма, что порядочные люди долго не живут (что он и реализовал на собственном примере, уйдя из жизни в 36 лет. Еще раньше покинули этот мир по крайней мере два наших русских поэта, его современника). Конечно, к романтикам А. С. Пушкина так уж стопроцентно никто не отнесёт, но и у него в том же «Онегине» мы видим явное влияние этой установки (к примеру, смерть на дуэли молодого поэта Ленского). По ходу романа размышления о смысле жизни не раз звучат в ремарках автора, и наконец выливаются в финальную строфу (LI):
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочёл её романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим!

(вообще, надо бы поосторожнее заставлять школьников читать такие вещи). Как показало время, понятия романтиков очень прочно привились, получив продолжение у поэтов и философов декаданса (воспевание смерти и упадка жизни в самых разных его проявлениях); экзистенциалистов и т. д. … (И это только часть возможных примеров). Тема непростая, и здесь очень легко впасть в грубые обобщения либо кого-нибудь оскорбить. Словом, по-моему, очевидно, что не только у японцев был культ смерти, у любой нации похожего добра, если поискать, найдется ))))

Изображение пользователя Хайрат.
Здравствуйте, Ollga!
Вы, смотрю, серьёзно за меня взялись…
По поводу Вашего комментария могу сказать следующее. Есть такое молодёжное течение – готы. Они носят чёрную одежду, страдают индуцированными депрессиями, проповедуют свою версию культа смерти и массово вскрывают вены на концертах группы The Cure. Девиз этого течения (извините!): «Жизнь – г…но, мы все умрём!». Думаю, Вы про таких слышали… Теперь скажите мне, насколько корректно сопоставлять эту толпу нытиков с самураями? Видимо, ровно на столько, на сколько адекватно сопоставлять самураев со страдающим Вертером. Цель смерти самурая – исполнение долга, цель смерти Вертера/романтиста/декаданта/гота – показуха, так как никакая высшая цель или благородная идея им не движет. Соответственно, выбирается и способ смерти. Для самурая почётной является смерть в бою (так же как для викинга с мечём в руке – вот, как раз викингов с самураями можно сопоставить, это категории одного порядка!), а харакири (самоубийство) – лишь форма искупления вины (за смерть господина, утрату меча и т.п.). У Вертеров-готов смерть в бою не предусмотрена в принципе, а счёты с жизнью они сводят только методом прямого или косвенного (подставить лоб на дуэли из-за никчёмного повода) самоубийства (причём, желательно, чтобы это было не больно и красиво, чтобы потом фотки в Интернете вывесить). И именно поэтому поведение подобных типов во все времена считалось девиантным. И считается таковым и ныне и любого гота-суицидальщика, после того, как ему в травмпункте забинтуют запястья, сразу отвозят в психбольницу – лечить первопричину. Наших детей мы воспитываем на примере Александра Матросова, мы говорим им, что это герой, а его поступок – квинтэссенция подвига. Но ни одна нормальная мать своему отпрыску не поставит в пример для подражания ни Вертера, ни Байрона…

Резюме: свалив в одну кучу самураев, Вернера и Пушкина, выражаясь словами одной мудрой женщины, мы получили «грубое обобщение», пытаясь сопоставить патологическое поведение узких маргинальных групп и систему духовных ценностей господствующего сословия средневековой Японии.

Спасибо за разъяснение, но про "готов" и другие современные субкультуры разговор вообще не шёл. Может, я не совсем точно пояснила свою мысль, - есть мнение, что у российского дворянства был кодекс ценностей, не уступавший в некоторых моментах «системе духовных ценностей господствующего сословия средневековой Японии». Но сейчас об этом так мало написано, может быть, кто-нибудь со временем восполнит этот пробел (типа, намёк).

«Вы, смотрю, серьёзно за меня взялись…»
К сожалению, я не показатель популярности: если перечислить, чтО я читаю, нормального человека кондрашка хватит :)
И всё же - да, дефицит информации в вопросах истории сегодня реально присутствует, я это наблюдаю на множестве примеров.
Последняя интересная книга из этой сферы, попавшаяся мне, – «Другая история Российской империи» (авторы Калюжный, Кеслер). Там, помимо прочего, доказывается, что повальное спаивание русского народа водкой началось только после 14 столетия. Когда аналогичное зелье доставили к великокняжескому двору под видом «аквавиты» (попросту говоря, виноградного спирта) из Византии, куда оно в свою очередь попало от генуэзских купцов (ну а потом пошло – самостоятельное изготовление спирта уже из хлебных злаков, введение системы винных откупов и открытие "царёвых кабаков" т.д.). А до этого на Руси, якобы, только «медовуху» пили, что соответствует примерно 15-градусному алкоголю. Очень интересно - получается, пьют русские, в принципе, не испокон веков, а сравнительно недавно. А у вас где-то было про «опойцев», которые после смерти становились навью, и про женщин, которых накачивали алкоголем, чтобы похоронить согласно ритуалу вместе с мужьями. Так что ж всё-таки было на самом деле?

PS. Спасибо за «мыло», как только узнаю через «посвященных», сколько сейчас в Рязани стоит издать книгу и где условия лучше, сразу вам сообщу.

Изображение пользователя Книголюб.

Мировоззрение русского дворянства базировалось на православном вероисповедании, а православная церковь никогда бы не то, что не благословила, а даже не одобрила бы самоубийство.

Изображение пользователя Хайрат.
Кодекс кодексу рознь! У любого дворянства был набор определённых моральных принципов, а не только у русского. Более того, был такой набор правил и у купечества, и у духовенства, и у крестьянства... всё перечисленное уничтожили большевики, к слову... Но это были НЕГЛАСНЫЕ установки, а тем более не прописанные (книжка, где написано чего нельзя делать и сколько тебе за это будет тоже называется кодекс, правда, уголовный). И
ни у одного сословия, ни в одной стране красной тушью на шёлке не было записано "в случае смерти господина себя должно убить" и т.д. Ваша ошибка в том, что Вы сравниваете категории несопоставимые - типа, Конституцию РФ и "воровской закон". А, ведь, и то, и другое система норм и правил...
Про водку это моё любимое - могу долго и ветвисто, но скажу одно: планомерно спаивать Россию начали не в 14 столетии, как уверяют Вас г.г. Калюжный-Кеслер (очень говорящие фамилии для знатоков русской истории!), а после 1917 года. А то что "веселие Руси есть питиё" один мой тёзка сказал в Х веке;-)

До связи!

Ой как интересно. Вот только почему навь такая уж нечистая. Часто её трактуют как вообще мир духов, всяких мастей и ценностей. Да и приписывать что-то плохое или хорошее духам, по-моему, дело рук человеческих, а не боговых. Дух он и есть дух.

Изображение пользователя Хайрат.
Здравствуйте!
Лучше всего ответил бы Вам "Наутилус-Помпилиус": "...Они не были боги - откуда им знать про добро и зло?!".
Действительно, по идее духи они и духи, и не нам решать, кто из них добрый, а кто злой, ибо и то, и другое относительно. Но базисным постулатом ведических и авестийских верований был дуализм - единство и борьба противоположностей, если угодно. Унаследовало его и славянское язычество: Ахура-Мазда/Ахриман = Белбог/Чернобог. Логично, что трёхчленное деление мира потребовало соотнесения к этому противостоянию. В упрощённой схеме это стало выглядеть как Правь (мир богов) абсолютный плюс, Навь (мир духов) - минус, а Явь (наш мир) - поле битвы между двумя первыми.

Но самое интересное, что в подтверждение Вашей мысли, расстановка плюсов и минусов - дело рук человеческих и эти силы меняли полюса неоднократно. Скажем, у индийских ариев дэвы положительные персонажи, а асуры отрицательные, а у иранских - наоборот. Так, что всё дело в коньюнктуре...

Изображение пользователя Хайрат.

PS Милости прошу оценить новую, с пылу - с жару, статейку http://history-ryazan.ru/node/3467

Изображение пользователя Книголюб.
Автор избрал очень выгодную для себя тему, навязал, образно говоря, игру на своем поле. С одной стороны, это уже не первая его работа, где он дает огромный фактический материал по славянскому язычеству, а с другой, его и не покритикуешь, потому как сказки они и сказки. Тем не менее, позволю себе кое-какие замечания по главе второй:
1) Перуница была одна. Это дочь Перуна, которая действительно летала в экстазе над полем боя, а после него отправляла убитых воинов к Перуну. Звали ее Магура. Души убитых ехали на небо на белых лошадях, которых звали Жля и Карна. Эти образы стали источником многочисленных суеверий, согласно, которых даже много лет спустя на полях былых сражений по ночам бродит призрачная белая лошадь. В частности, очень распространено такое суеверие у нас, в Рязанской области, прискорбно, что автор об этом не упомянул.
2) Щуры и Чуры, действительно, воплощения умерших предков, но функционально это разные полубожества. Хранители домашнего очага – это Чуры, о них все написано верно. А Щуры – это божества межевой черты между миром живых и миром мертвых.
3) Дочь бабы-яги, которую автор называет Аленкой в других версиях зовут Маринкой, хотя, это не принципиально.
4) Про бабу-ягу автор упустил из внимания то, что она была слепа или по крайней мере очень близорука. Своих посетителей она определяла по запаху, отсюда знаменитое: русским духом пахнет! Из чудесных предметов у бабы-яги был еще табун волшебных кобылиц, способных говорить человеческим голосом, дышать под водой и преодолевать сто верст за один скок.

…Черт возьми, взрослые серьезные люди, а чем занимаемся!

Изображение пользователя Хайрат.
Спасибо за замечания!
Про Перуницу признаю свою недоработку, что не уточнил сколько их было. А вот насчёт имён её лошадей, попрошу кинуть мне ссылочку на источник, так как, насколько я знаю, Жаля и Карна - это славянские богини печали и скорби, а не лошади.

Со всем остальным согласен - версий много, у каждого сказителя свой вариант... Как писал мой друг Эдуард: "Каждый пишет свою сказку";-)

Кстати о дворянах - помещиках, и о кодексе чести. Интересные замечания можно прочитать в книге А. Повалишина «Рязанские помещики и их крепостные. Очерки из истории крепостного права в Рязанской губернии в ХΙХ столетии» Рязань 1903 г.
"В Российской империи крепостные отношения были присущи не только среде помещиков и крестьян, но и всему государственному строю. Весь строй жизни был проникнут крепостными отношениями: крепостными были чиновники в отношении своего начальства, само начальство—в отношениях низшего к высшему, крепостное было духовенство, крепостное было купечество, был взят в крепость суд, царила она в армии и в школе. Вся жизнь, все человеческие отношения были проникнуты крепостью, все было чему ни будь крепко, над всем царил полный произвол и беззаконие. Поэтому естественно, что крестьяне на столько же были крепостными своих помещиков, на сколько последние были крепостными всего государства. Для правительства представлялась неразрешимая задача - поддержать помещичью власть, в силу государственных соображений, и смягчить ее действия для большинства
крепостных крестьян." Далее "населениПомещик Польский имел с крестьянами обхождение самое строгое, наказывал их палками, розгами, плетью, кулаками, драл за волосы, женщинам стриг волосы на голове.

При наказании крестьянина Федорова розгами, больное место вспрыскивали вином. Дворовые девки Михеева и Ефремова претерпевали разные побои и, наконец, за потерю при мытье белья на реке чулок получили наказание первая 30, а последняя 20 палочных ударов, ходили жаловаться уездному предводителю, но последний препроводил их обратно к помещикам. Тогда польские посадили Михееву на цепь, к ней прикреплен был обрубок дерева весом фунтов 30 (цепной стул, вес почти 14 кг), Ефремову заключили в железную рогатку весом в 8 фунтов – почти 4 кг. Первую держали 4 недели, а последнюю 2 недели, и в продолжении этого времени они выпрядали в неделю каждая по три тальки ниток, получая хлеб и воду в содержание. " Глубокоуважаемые коллеги по сайту, вы же вместе со мной переводили книгу об Отечественной войне 1812 года, в описаниях все гораздо прозаичнее, без сказок.

Изображение пользователя Хайрат.

Я, извиняюсь, не понял к чему здесь этот комментарий?! Мы проблему отношения к смерти обсуждаем в разных обществах и слоях, а не драматическую судьбу дворовых девок Михеевой и Ефремовой. Но даже если и их сделать центральными персонажами нашего разговора, то - ИМХО! - если бы за халатное исполнение служебных обязанностей и поныне по 30 палочных ударов давали, то мы бы сейчас не так жили.

О проекте