Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Художественный музей в Ташкенте и коллекция русского искусства



Центральный художественный музей Ташкента находится в здании бывшего дворца великого князя Н.К. Романова. Коллекция музея выросла из частного собрания великого князя, куда входило около ста произведений живописи, графики русских и европейских мастеров, скульптура, художественная мебель, фарфор.

Дворец вместе с коллекцией был национализирован в начале 1918 года в соответствии с постановлениями 1917-1918 гг. "О национализации музеев и частных собраний", "Об охране памятников искусства и старины". Музей народного университета – так первоначально назывался Ташкентский Центральный художественный музей – был открыт в апреле 1918 года.

В 20-е гг. Ташкент становится центром политической и культурной жизни Советской Средней Азии (с 1924 года Ташкент – столица Узбекской ССР) – там открываются драматический и оперный театры, художественная школа и др.

В течение первых десяти лет существования небольшая коллекция ташкентского художественного музея, состоящая в основном из портретов и исторических картин, пополняется произведениями искусства из различных источников, в основном – из Московских и Ленинградских государственных музейных фондов, которые передавали в Ташкент безвозмездно картины, скульптуры, гравюры, художественную бронзу, фарфор.

Произведения также поступали из Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Ленинградского Государственного университета и др. организаций.

За четыре года – с 1920 по 1924 годы Ташкентский музей получил около 116-ти произведений русского искусства XVIII – начала XX века, т.е. больше, чем было ко времени основания музея в 1918 году. Среди них портреты кисти В.Л. Боровиковского,К.П. Брюллова, В.А. Тропинина. Вскоре в музее сформировалась хорошая коллекция русской живописи.

В 1929 году музей располагал уже таким объемом материала, что оказалось возможным открыть выставку русского искусства. В 30-е гг. музей приобрел произведения Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, И.Н. Крамского, Б.М. Кустодиева, И.Е. Репина, И.И. Левитана. Из Феодосийской картинной галереи поступили две картины ,И.К. Айвазовского, а из Рязанского областного музея – 34 иконы. В 1940-е годы поступают работы Л.Ф. Лагорио, А.П. Боголюбова и др.; в это время также приобретается советская живопись. Третьяковская галерея передает Ташкентскому музею иконы, картины П. Сорокина и И.И. Левитана, Русский музей – пейзажи М.Н. Воробьева, Кокандский и Самарский музеи Узбекской ССР – картины В.В. Верещагина, Н.А. Ярошенко, рисунки В.Е. Маковского. Значительное количество работ музей приобретает из частных собраний – картины Б.М. Кустодиева, Л.И. Соломаткина и др.

В настоящее время в коллекцию музея входят произведения русских и западноевропейских живописцев и скульпторов, русский и западноевропейский фарфор, художественная мебель и бронза, гравюры, литографии, предметы декоративно-прикладного искусства.

На сегодняшний день Центральный Художественный музей в Ташкенте – превосходное собрание русской живописи. Русское портретное искусство XVIII века представлено работами А.П. Антропова, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, В.Л. Боровиковского, картинами иностранных художников, работавших в России (например, портреты Петра I и Екатерины кисти французского художника Натье, потрет Елизаветы Петровны кисти немецкого мастера Гроота).

В собрании также много портретов и городских пейзажей художников конца XVIII – начала XIX века, например, произведения К.П. Брюллова, а также пейзажей второй половины XIX века – И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, И.И. Левитана, Ф.А. Васильева. Представлены работы идеолога Товарищества передвижных художественных выставок И.Н. Крамского, работы И.Е. Репина и В.Г. Перова, собственноручное повторение картины «Петр I допрашивает царевича Алексея» кисти Н.Н. Ге, картина Г.Г. Мясоедова «Дедушка русского флота» – одна из 47 работ, участвовавших в первой передвижной выставке осенью 1871 года.

В собрании много произведений В.В. Верещагина, который был в Средней Азии два раза: в 1867-68 гг. и в 1869 г.; его интерес к своеобразию края проявился во множестве этюдов, пейзажей, бытовых и батальных сцен. В музее также находится этюд к знаменитому «Утру стрелецкой казни» В.И. Сурикова, названный им «Стрельчиха» (1879).

В собрании Ташкента хорошо представлен период русского искусства рубежа XIX-XX веков – импрессионистов, кубистов, футуристов, членов «Мира искусства» и «Голубой розы». Это произведения К.А. Коровина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, А.Я. Головина, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева, Р.Р. Фалька, А.В. Лентулова и др.

В Ташкентском художественном музее также представлены мраморные и бронзовые скульптурные работы, картины, приписываемые А. Ван Дейку, П. Рубенсу, Я. Брейлю, П. Веронезе, Ф. Буше, подписные произведения Каналетто и Хонхорста, скульптуры Кановы. В коллекцию входит мебель украшенная итальянскими мозаиками XVIII века, шкафы голландской работы с рельефами XVII века изображающими притчу о блудном сыне, шкафы с ренессансными рельефами, ансамбли мебели, инкрустированной слоновой костью и деревом, китайский и японский, а также западноевропейский фарфор и др.

А.Петракова

Русскiй Антикварiатъ

Некоторые картины русских художников в собрании Ташкентского художественного музея

Д.Г. Левицкий, «Портрет А.Е. Воронцовой», (1783).
Ф.С. Рокотов, «Портрет Н.П. Румянцева».
В.Л. Боровиковский, «Портрет Е.А. Волконской».
Ф.М. Матвеев, «Берег Средиземного моря».
О.А. Кипренский, «Портрет мальчика», (1819).
К.П. Брюллов, «Мужская голова», этюд.
А.Г. Венецианов, «Портрет чиновника».
В.А. Тропинин, «Портрет А.А. Оболенской», (1845).
В.В. Верещагин, «Опиумоеды», (1867).
Ф.А. Васильев, «Мальчики в сосновом бору», (1870).
В.Г. Перов, «Дедушка и внучек», (1871).
Г.Г. Мясоедов, «Дедушка русского флота», (1871).
И.Н. Крамской, «Портрет Е.Н. Корниловой», вариант одноименного портрета из Русского музея, (1879).
А.П. Боголюбов, «Вид Везувия с моря».
И.И. Шишкин, «Лесной пейзаж», (1872), «Лесная мельница», (1897).
А.И. Куинджи, «Закат».
В.Д. Поленов, «Остров Элефантина», (1881).
Н.А. Ярошенко, «Выгнали», (1883).
В.И. Суриков, «Стрельчиха», (1879), этюд к картине «Утро стрелецкой казни» (Третьяковская галерея, 1881).
Н.Н. Ге, «Портрет М.В. Теплова», (1885).
И.Е. Репин, «Портрет Н.И. Репиной», (1895).
А.К. Саврасов, «Село Михайловское», (1896).
И.И. Левитан, «Солнечный день», (1880), «Портрет Е.П. Колосовой», «Пейзаж с избушкой» (1899) – этюд к картине «Летний вечер» (1899, Третьяковская галерея).
М.М. Врубель, «Венеция».
В.А. Серов. «Женский портрет».
М.В. Добужинский, «Белая ночь», (1905).
К.А. Коровин, «В Фергане», этюд (1898); «Осень»; «Розы» (1916), «Набережная в Марселе».
М.С. Сарьян, «Ослики. Константинопольские лошадки с зеленью» (1910).
И.И. Машков, «Фрукты и цветы».
Н.К. Рерих, «Кавказ», «Синие горы».
А.Н. Бенуа, «Версальский парк».
А.Я. Головин, «Финская девушка».
М.В. Нестеров, «Пейзаж с церковкой».
Р.Р. Фальк, «Пейзаж» (1915).
П.П. Кончаловский, «Натюрморт», (1916).
Б.М. Кустодиев, «Сундучник» (1917), «Портрет Л.Д. Гатцук-Оршанской» (1926).

А.В. Лентулов, «Мост с поездом».

0
 
Разместил: moderator    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

Многие музеи мира могут позавидовать коллекции, которой располагает Государственный музей искусств Узбекистана. Здесь собраны полотна выдающихся русских мастеров прошлых столетий - Брюллова, Боровиковского, Верещагина, Кустодиева, Рериха, Левитана, Тропинина, Айвазовского и др. В экспозиции представлены также произведения Каналетто, Хонтхорста, Кановы, картины, приписываемые Ван Дейку, Рубенсу, Брейлю, Веронезе.

Откуда такое сокровище? Для ответа на этот вопрос надо приоткрыть завесу времени, вернуться в глубь веков.

Роковой бриллиант

Родовым гнездом коллекции был петербургский дворец Великого князя Николая Константиновича Романова, большого любителя искусства. С юных лет он пристрастился к собирательству, его сокровищница росла, как на дрожжах, благодаря многочисленным поездкам в Европу, где он скупал картины выдающихся мастеров прошлого, а также приглянувшиеся работы художников-современников. У князя был врожденный вкус, как, впрочем, и безошибочное чутье на таланты. У себя дома, в России, он с особым интересом приобретал полотна передвижников, так называемых "бунтовщиков", вышедших из стен Петербургской Академии художеств. Они требовали "смотреть на вещи прямыми глазами", разрушать глухую стену, отделявшую живопись от реальной жизни русского общества. Все это мало кто принимал всерьез. Но князь вовремя оценил и новое художественное направление, и талант тех, кто его породил.

Число картин в коллекции приближалось к пятидесяти, когда жизнь князя Николая резко перевернулась и двинулась по совершенно неожиданному пути. "Ищите женщину!" – говорят в таких случаях французы. В 1874 году его матушка обнаружила у себя серьезную пропажу: с одной из старинных икон исчез дорогой бриллиант. Похититель нашелся быстро – им был Николай, который легко признался, что деньги ему были нужны для подарка возлюбленной – американской танцовщице Фанни Лир.

Разгневанный случившимся, государь Александр II велел признать 24-летнего племянника душевнобольным и выслать из столицы куда подальше, например, в Оренбург – русскую казачью крепость на подступе к азиатским степям. Пережитый стресс подействовал на молодого князя благостно. Прибыв в отдаленную провинцию империи, он решил занять себя мыслями о преобразовании Средней Азии на благо отечества. Для начала Николай предпринял с группой офицеров несколько экспедиций, собравших материал исключительной ценности. Так появились его размышления – "Водный путь в Среднюю Азию, указанный Петром Великим", где он рассуждал о возможностях орошения земель, изнывающих от безводицы. Потом князя увлекла идея строительства железной дороги из России в Туркестан. Так он постепенно влюблялся в среднеазиатский край.

На "краю света"

Зимой 1878 года 28-летний князь тайно обвенчался с Надеждой Дрейер, дочерью оренбургского полицмейстера. В Петербург полетело донесение, и указом Синода морганатический брак был расторгнут. Однако девушка оказалась с характером и не покинула того, кого считала истинным мужем. Император уступил этой любви, но велел опальным супругам никогда не показываться в Петербурге и вообще – отправиться на жительство в Ташкент, который, видимо, считал "краем света".

Николай и Надежда повиновались. Приехав в Ташкент, они ознаменовали свою новую жизнь тем, что, как змея кожу, "сбросили" ненавистную фамилию Романовы и стали назвать себя на восточный лад – Искандер. Все их дети были уже князьями Искандер.

С приездом династической пары судьба этих мест стала меняться к лучшему. Позже о князе напишут, что "он один сделал для Средней Азии гораздо больше, чем вся царская фамилия". И это не было преувеличением. Достаточно сказать, что на личные деньги Николай заложил, по сути дела, основы ирригационной системы иссушенной Голодной степи.

Князь продолжал путешествовать, и в его изысканный ташкентский дворец в стиле модерн стекались раритеты, привезенные из поездок и экспедиций. Он собирал не только картины и образцы прикладного искусства, но и книги, заложив основу библиотеки, ставшей одной из богатейших в регионе. В Ташкенте были построены 5 кинотеатров, драматический театр. В начале ХХ века на его сцене давал спектакли приехавший на гастроли МХТ (ныне – МХАТ).

"Купальщица" и "Венера с яблоком"

В мыслях князя было построить и музей, передав ему свою коллекцию, но его опередила октябрьская революция 1917 года. Большевики арестовали князя (больше его никто не видел), национализировали имущество и устроили во дворце Музей искусств. Надежде Искандер разрешено было остаться смотрительницей. Однако потом она была уволена, обнищала и доживала век на то, что подавали милосердные ташкентцы, помнящие доброту Искандеров.

Дворец князя хранил множество тайн. Однажды, совершенно случайно была найдена знаменитая "Купальщица" Андрея Беллоли, замурованная в оконном проеме. Ныне это жемчужина ташкентской коллекции, увидеть которую приезжают со всего мира.

Любопытна история еще одного музейного экспоната. Будучи еще совсем молодым, князь Николай предпринял свое второе путешествие в Европу, в котором его сопровождала Фанни Лир. Они побывал в Риме, на вилле Боргезе. Здесь он залюбовался скульптурой, изображавшей Полину Боргезе, младшую сестру Наполеона, в виде Венеры-победительницы с яблоком в левой руке, возлежащей на мраморном ложе. Николай тут же заказал Томазо Солари копию скульптуры, однако "героиней" должна была стать Фанни Лир.

Заказ был выполнен и отправлен в Петербург. Николай уже находился в изгнании, и статуя Солари заняла место в Летнем саду. Спустя несколько лет мать Николая прислала ему "Венеру с яблоком" в подарок. Мраморная статуя была украшением дворца, потом – музея.

Дворец для Муз

Музей находился в бывшем дворце князя Николая Романова с 1918 по 1935 годы. Коллекция разрасталась, ей было тесно, и ее переместили в здание Народного дома. В 1974 году музей обосновался в новом, специально обустроенном здании (архитекторы И.Абдулов, А.Никифоров, С.Розенблюм), где пребывает и ныне. Проект оригинален: кубическая форма, фасады расчленены на квадратные элементы конструкциями металлического каркаса, облицованного снаружи штампованными листами анодированного алюминия. Здание остеклено стивитом, что создает в залах ровное матовое освещение.

Первоначальная коллекция князя Николая Романова состояла, главным образом, из произведений живописи, графики, скульптуры, фарфора, художественной мебели. В советские времена она активно пополнилась за счет поступлений из музейных фондов Москвы и Ленинграда. Так, в 1920 – 1924 годах музей получил 116 произведений русского искусства XVIII- начала XX веков. Среди них портреты кисти Владимира Боровиковского, Василия Тропинина, Карла Брюллова, Николая Ярошенко, Ильи Репина и многих других. В 30-е годы из картинной галереи в Феодосии в Узбекистан были привезены две картины Ивана Айвазовского, а из Рязанского областного музея – 34 иконы. В 1940-е годы Третьяковская галерея передала в дар Ташкентскому музею старинные иконы, а также картины Павла Сорокина и Исаака Левитана.

Полотна, хранящиеся в Музее искусств Узбекистана, заслуживают отдельного рассказа. Но позволим – только несколько штрихов. Жизнь уроженца Рима, выпускника Академии Святого Луки Андрея Беллоли прошла в России, куда он приехал в конце 50-х годов XIX века. Широкую известность художнику принесли портреты, за что в 1861 году он получил звание академика портретной живописи. В ташкентском музее находится одна из лучших его работ - "Купальщица" (1870).

Владимир Боровиковский тоже преуспевал в жанре портрета, главным образом парадного. Однако наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских образов – их отличает исключительная тонкость в передаче характеров. Боровиковский создал определенный стиль женского портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, фоном которой служит тихий пейзаж. Именно в этой манере написан "Портрет Е.А.Волконской" (1897), украшающий экспозицию ташкентского музея…

Крупнейший художник-баталист Василий Верещагин приехал в Туркестан в 1867 году по приглашению генерал-губернатора Кауфмана. С огромным интересом он изучал нравы и обычаи феодального Востока, отражая свои впечатления на полотнах. Так появилась серия картин о Средней Азии. В экспозиции ташкентского музея находится картина Верещагина "Опиумоеды".

Акварелист, иллюстратор, батальный живописец, литератор и журналист Николай Каразин участвовал в научной экспедиции, изучающей Амударью. Он создал сотни рисунков, запечатлевших интересный этнографический материал среднеазиатского края. На стендах музея – его полотно "Соколиная охота".

Кисть Дмитрия Левицкого, живописца редкого дара, отразила "золотую" эпоху XVIII века. Этот художник представлен в музее блестящим "Портретом Е.А.Воронцовой".

В XX веке собрание музея значительно расширилось за счет произведений художников Узбекистана. Среди старейшин значится имя Павла Бенькова. Он окончил Петербургскую академию художеств и академию Жюлиана в Париже. Интерес к Востоку привел Бенькова в Самарканд. В 30-е годы прошлого века он преподавал живопись в местном художественном училище, воспитав целую плеяду узбекских художников. В своих жанровых и исторических картинах Беньков красочно отобразил национальный колорит, быт людей, природу края, архитектуру его городов.

В собрании музея хорошо представлены русские импрессионисты, кубисты, футуристы, здесь можно увидеть работы Константина Коровина, Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Николая Рериха, Михаила Нестерова, Бориса Кустодиева, Роберта Фалька и др. Интересен и раздел, представляющий выдающихся мастеров Узбекистана.

Художественную сокровищницу обогащают также русский, китайский, японский и западноевропейский фарфор, бронза, гравюры, литографии, предметы декоративно-прикладного искусства. В коллекции представлена мебель, инкрустированная слоновой костью и деревом, украшенная итальянскими мозаиками XVIII века, а также шкафы голландской работы с рельефами XVII века, изображающими притчу о блудном сыне.

Что есть музей? В переводе с греческого – храм Муз. Должно быть, и теперь где-то рядом с сотнями полотен великих живописцев и в ташкентском музее живут Музы, оберегающие его бесценные художественные богатства.

Марина Чернова-Жеховская

ИнфоШОС

О проекте