Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Душа земли и душа народа



Вот уже третье лето в посёлке Сынтул Касимовского района под эгидой Рязанского областного управления культуры и массовых коммуникаций проводится областной литературный праздник «Борис Шишаев собирает друзей», приуроченный ко дню рождения известного писателя. Заметим, не каждому российскому писателю при жизни выпадает такая честь – принимать у себя дома литературный праздник своего имени. Однако на Рязанщине этот факт никого не удивляет. Авторитет Шишаева – писателя и гражданина – здесь достаточно высок, и не случайно каждое его выступление неизменно вызывает широкий общественный резонанс.

1.

Когда после развала СССР я начал жить в своём родном Сынтуле, где ещё не было тогда природного газа, мне приходилось, чтобы отопить дом, много возиться с дровами. Я их привозил, нанимая машину, пилил один цепной электропилой, потом, в одиночку же, колол дрова, разваливая плахи колуном.
Колешь дрова, и разные приходят в голову мысли, но в основном невесёлые. Наверное потому, что крушишь, кромсаешь то, что было живым – шумело зеленью листвы, привечало птиц, тянулось к небу.
Какой, думаешь, мощный прогресс произошёл хотя бы за последние 50 лет, но по-прежнему колем дрова, топим деревом печки. Неужели нельзя было направить прогресс так, чтобы отпала у людей охота губить то, что более всего поддерживает климатическое равновесие на земле, то есть здоровье людей?
Ведь всё больше и больше губится лесов, причём делается это с каким-то отвратительным спокойствием. Вот пилу какую-нибудь новую придумать, которой можно валить по десятку вековых деревьев за двадцать минут – это пожалуйста. Трелёвочный трактор выдумать, который огромными количествами собирает и вывозит на дорогу спиленный лес, уничтожая при этом всё живоё, что ещё осталось на корню, – это раз плюнуть.
А учредить такую систему, при которой леса, сберегающие планету, не только сохранялись бы, но и приумножались, чтобы им обеспечивалась здоровая полноценная жизнь – вот этого что-то никак не получается. Давно бы надо было принять какой-нибудь общемировой закон относительно лесов, нарушение которого влекло бы за собой суровую кару.
Если мы без конца совершенствуем оружие, «умные машины», которые во многом уничтожают в человеческой душе истинно человеческое и наносит ущерб природе, но никак не можем дорасти до строжайшего общемирового закона о сохранении природы, то какой же это прогресс? О каких бы новых потрясающих открытиях и изобретениях мне ни говорили, всё равно думается только одно: если это прогресс, то прогресс самоуничтожения.

И не зря сказал один человек: «Много есть плачущих, но не о том, о чём нужно».

2.

Это мы говорили о внешнем, о том, что нас окружает, помогает жить, мыслить и трудиться в полную силу. Это внешнее – так я думаю – душа Земли. И у человека тоже есть душа. Многие, причём очень длительное время, доказывали всячески, что нет у человека никакой души, что у него есть лишь ум, заключающийся в мозгу, есть тело, руки и ноги, и мозг двигает всем этим.
Но были и те, кто убедительно доказывал, что душа у человека есть и, в отличие от тела, она бессмертна, продолжает жить в вечности. Очень просто рассудил об этом в своё время Сократ. «Если бы душа умирала, – сказал он, – то с уничтожением тела уничтожилось бы и зло, нами содеянное. Но есть опасность, что душа бессмертна; в таком случае, чтобы спастись от беды, ничего больше не остаётся делать, как хорошо жить и мыслить». И те, кто занимался исследованием человеческого тела, чувствовали, понимали, что человек состоит из двух ипостасей – физической и духовной. «Анатомия убеждает нас в бессмертии души, – сказал Макон. – Когда рассекаем труп, нельзя поверить, что тут весь человек».
Согласно учению Церквей, дух есть та сила, которую Бог вдохнул в человека, когда заканчивал сотворение его. То есть это зароненная в человека искра богоподобия, возвышающая его над всякой земной тварью. Совесть – вот первое проявление духовной жизни человека. А вторым её проявлением разве не является присущая нашей душе жажда Бога?
Так вот, если исходить из того, что у Земли есть душа, и у Человека есть душа, то, наверное, счастливая жизнь на Земле была бы возможна лишь тогда, когда эти две души – Земли и Человека – хорошо слышали и чувствовали друг друга. И помогали друг другу абсолютно во всём. Вот это, я считаю, был бы настоящий прогресс, и, наверное, именно такого прогресса желал бы от нас Господь Бог.

Душа-то Земли хорошо к нам относится, думаю, что благодаря ей мы и имеем всё, что имеем. Не жадная она – выкладывает нам свои богатства, надеясь на нашу совесть, а мы… Мы выдумали себе сугубо свой прогресс, и что нам до неё… И она, наверное, уже поняла, что человек становится ей врагом, время от времени начинает активно защищаться и сурово наказывает человека…

3.

Так что же случилось с человеческой душой, почему она так слепо идёт вразрез с душой Земли?
Конечно же, не сегодня это началось и, скорее всего, не у нас, а на Западе. На грани XVIII и XIX веков там появилась литература, которая, если так можно выразиться, взяла себе манеру нигилистической улыбки и богоборческой позы. И в первой половине XIX века русская интеллигенция активно училась этому и у Вольтера, и у Руссо, переняла байроновскую модную черту идеализировать тёмный угол своей души.
Такое тёмное место есть в душе почти у каждого человека – он в этом уголке как бы самоутверждается с вызовом всему остальному обществу. И если этот тёмный угол не осветить искренней Верой, любовью к ближнему, ко всему прекрасному на земле, то там, как черви, начинают заводиться: насмешки ко всему духовному и божественному, а то и кощунство, злоба, уныние, зависть, отчаяние и главное – страстное желание утвердить себя в какой-либо политической, революционной деятельности или в погоне за прибылью.
…Такие люди – обязательно атеисты, и именно о таких людях Ф.М. Достоевский сказал: «Русский атеист – самое нелепое и готовое на всякое преступление существо…»
К началу XX века большая часть русского общества, причём особенно ведущая его часть, стала именно такой. Лучшие люди России возвышали свои голоса, чтобы предостеречь от беды, но их никто не слушал. И Россию уже нельзя стало назвать Святой Русью, как её называли раньше, теперь, точнее её можно было бы назвать окаянной нерусью.

Да и как же назовёшь иначе, если один за другим следовали революционные взрывы, реками текла кровь. Разве помнил кто-нибудь в такое время о Душе Земли? Тот, кто умирал с пулей в груди, может, и вспоминал, обливаясь слезами и кровью…

4.

А нынешний многолетний революционный взрыв?
Сегодня думаем мы о душе Земли, ощущаем её? Проезжаю от своего Сынтула до Рязани – земля пустует, зарастает берёзовой и сосновой порослью. Кое-где уже целые леса. Люди, которые, словно на островках, где-то всё ещё обрабатывают землю – они, конечно же, чувствуют её и, наверное, жалеют до слёз и её и самих себя.
А то, что мы, русские, сотворили сегодня со своими лесами – такое двадцать-тридцать лет назад и в страшном сне никому не могло присниться. Об этом я уже говорил.
Погоня за прибылью изменила время.
Его становится всё меньше и меньше. Погоня за прибылью уменьшила и Любовь – неуклонно сводит её от душевного к телесному. И люди не замечают, как делаются нищими – у них уже почти не остаётся ни времени, ни любви.
Вот уж это прогресс так прогресс…
Мы готовы вообразить себя хозяевами вселенной, нам кажется, что мы раскрыли все тайны мира и овладели ими. А на самом деле – кто мы перед мирозданием? Жалкие песчинки, крошечные и глупые существа, которые даже и в уме не ведут, что планета, на которой они беспорядочно копошатся, есть доброе живое существо, обладающее прекрасной душой, о которой давно уже забыли.
А забыли почему? Потому, что и о собственных душах забыли тоже. Забыли о долге любви, о том, что он должен постоянно уплачиваться. Забыли о высоком полёте птицы. Нас вполне устраивают те мнимые удовлетворения, которые мы доставляем своим страстям. Но ведь это обманчивая пища, которая возбуждает жажду в нашей душе, а потребности души никогда не удовлетворяет.
И бросается в глаза, что многие люди занимаются абсолютно не своим делом. Нельзя же требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы. Каждому человеку надо давать по его мере. А как раз эта мера – и кажется во многом утерянной.
И хочется повторить слова великого русского мыслителя и пророка о том, что многое у нас, как и прежде, служит не качеству жизни, не совершенству её, а интересам людей и классов; что нет у нас измерения священной глубины – ни в душах, ни в делах. Налицо явление личной, классовой и всенародной жадности, и оно создаёт, в лучшем случае, неустойчивое равновесие вожделений, равнодействующую вражды и зависти…
Я писатель, а, значит, мечтатель. И верю, что снимут всё-таки люди с умов и сердец своих покровы, содержащие их в ослеплении, перестанут быть кем-то вроде рабов, которых хватает только для понимания чужих мыслей, но не для выработки своих.

Душа Земли и душа человека должны, в конце концов, объединиться.

11 июня 2008 г.

Борис ШИШАЕВ
п. СЫНТУЛ,

Рязанская обл.

Литературная Россия

Борис Шишаев
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте