Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Охота на заповедник



Помню, как однажды была поражена, увидев пару журавлей на берегу Оки. Птицы, быстро почувствовав внимание, улетели. Сегодня без опаски дикие животные существуют разве только в заповедниках. Таковых в Рязанской области всего один, да и над тем нависла угроза исчезновения.

Всё началось в 2005 году, когда в недрах правительства области родилось решение о строительстве дороги через Окский государственный природный биосферный заповедник. Повод самый что ни на есть благовидный — облегчить сообщение двух деревень, Брыкин Бор и Лубяники, и двух сельскохозяйственных районов — Спасского и Касимовского соответственно. Однако давно известно, куда ведёт дорога, вымощенная благими намерениями. Стремление властей и ряда заинтересованных структур привнести «цивилизацию» в эти пределы было воспринято большинством трудового коллектива заповедника негативно. И вот почему.

Шоссе планируют провести через самый центр заповедника, в который, по определению, вторгаться нельзя, поскольку ядро заповедника (22 604 га) является строго охраняемой государством территорией. Там запрещено всякое собирательство, даже поваленные деревья убирать нельзя. Говоря научным языком, это природный комплекс эталонного значения, находящийся на различных стадиях естественного развития. Нетрудно представить, что будет, если дорогу всё же построят. Разве уследишь за всеми желающими землянички или грибков собрать? Да и более серьёзный соблазн возникает — охота. Сегодня, как говорят работники заповедника, старые браконьеры повымерли, молодые в лесу далеко от машин не отходят, а наличие автотрассы в самом центре заповедника значительно облегчит им задачу. Хотя животные и так будут гибнуть при миграции через асфальтовое покрытие. Столкновения и наезды неизбежны.

На все эти аргументы сторонники «цивилизации» заявляют: «Усиливайте охрану вдоль трассы!» Но каким образом? Сегодняшний штат охранников уже не справляется с ситуацией. В последнее время оформилась тенденция: отдыхать за границей не модно. А вот где-нибудь в родных широтах, особенно там, где запрещено, — это класс! Высокий уровень. Патриотизм, конечно, вещь хорошая, но в этой ситуации какая-то вредная. Поскольку уровень экологического сознания у нас не то чтобы совсем отсутствует, но находится в зачаточном состоянии. И сегодня в заповедник едут все: любопытствующие, интересующиеся и так, праздно шатающиеся. Разводят костры, устраивают пикники, жарят шашлыки и т. д. и т. п. Но всё это пока только на биосферном полигоне (вторая по значимости охраняемая территория в 33 140 га), где, кстати, такие действия тоже запрещены.

— Мы выставляем аншлаги, шлагбаумы, но всё это легко сбивается одним движением ноги, — делится наболевшим старший научный сотрудник заповедника Елена Иванчева. — Наши сотрудники считают своим долгом объяснять подобным туристам, что в заповеднике так отдыхать нельзя, на что получают вполне конкретный ответ: «Я буду отдыхать так, как хочу!» При этом выдаётся информация о том, что он кум президенту и сват председателю правительства.

Кстати, о президенте. Сотрудники заповедника, вставшие на защиту ядра абсолютного покоя, и экологическая общественность обращались с письмом к Дмитрию Медведеву, когда он был ещё в должности первого вице-премьера. Теперь уже Президент России инициативу экологов поддержал и поручил Федеральной службе по надзору в сфере природопользования разобраться в ситуации. Росприроднадзор в 2007 году признал строительство асфальтовой дороги в заповеднике противоречащим действующему законодательству, но тем не менее в феврале 2008 года строители приступили к делу. Только после ряда протестных акций несогласных работы пришлось приостановить.

— Теперь нас убеждают в том, что идёт не строительство дороги с асфальтовым покрытием, а ремонт уже имеющейся грунтовой дороги, — продолжает Елена Юрьевна. — Но это враньё! Да, действительно, там проходит дорога, которой пользуются сотрудники заповедника для проведения своих исследований, но её нет ни на одной карте и ни у кого на балансе она не значится. А как можно улучшать то, чего нет? Нашли ещё и такую лазейку в законодательстве: если, мол, дорога нужна для проведения исследовательских работ, тогда можно строить.

Но сотрудников заповедника устраивает старая дорога. Да, она не очень удобная и местами совсем разрушилась, но из-за этого по ней невозможно массовое движение, а значит, покой в ядре абсолютного покоя действительно остаётся абсолютным. Зато во время разлива, рассказывает Елена Юрьевна, когда ходишь на кордон пешком, видишь следы всех законных жителей этих мест: зайца, волка, лисицы... А не различную пластиковую тару, как во многих местах, куда без труда проникает лучший друг современного человека — автомобиль.

— Строительство дороги в заповеднике для его нужд можно начать с согласия научно-технического совета заповедника, — говорит Елена Юрьевна. — Теперь нас склоняют к щебёночно-галечному варианту дороги, но мы боимся, что им дело не ограничится. Только при расширении полотна и разравнивании песка уже пострадали краснокнижные виды растений: гвоздика пышная, ирис сибирский, а также редкий вид — синюха. При этом сторонники строительства дороги всё на Европу ссылаются: мол, там есть такие дороги — и ничего. Но мы же не Европа!

Действительно, не Европа. И тому яркое свидетельство — замусоренные берега Оки, Солотчи, Ласковского и Чёрненького озёр.

В настоящее время работы на строительстве дороги временно прекращены, но она по-прежнему в планах автодорожного ведомства.

Пока защитников ядра больше, чем сторонников «цивилизации», но научные коллективы, как, впрочем, и любые другие человеческие сообщества, живут по своим законам.

— Если им удастся нас разобщить и всё-таки построить эту дорогу, тогда Совет Европы не подтвердит выданный нам диплом, поскольку мы не будем соответствовать их критериям. Это как бы сертификат качества. Всего два заповедника в нашей стране их имеют.
Да, всё возможно. Но то, что у оппонентов получится переманить на свою сторону Елену Иванчеву, я не верю. Напоследок она говорит:
— Мне как-то сказали: «Разве, получая такую мизерную зарплату, можно иметь принципы?» Я ответила, что да, можно. — И, улыбаясь, добавляет: — Ну, наверное, я потому и живу в заповеднике...

Наталия Терлеева

Газета «Панорама города», №30 (634) 2008 г.

Охота на заповедник Охота на заповедник
3
Рейтинг: 3 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

"Там запрещено всякое собирательство, даже поваленные деревья убирать нельзя..."
"в недрах правительства области родилось решение"
"природный комплекс эталонного значения, находящийся на различных стадиях естественного развития"
"лучший друг современного человека - автомобиль"
"сегодня без опаски дикие животные существуют разве только в заповедниках"

"старые браконьеры повымерли, молодые в лесу далеко от машин не отходят"...

Супер. Желаю газете "Панорама города" дальнейшего процветания и развития :)))

Кому конкретно нужна дорога?
если это частные лица, живущие с той стороны, договаривайтесь! Договориться можно всегда
если военные ведомства, протестовать открыто

или это советское наследие, занять ДРСУ работой и платить начальникам премии и пр и пр??

О проекте