Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Сведения из истории секты скопцов в Рязанской губернии



Сведения из истории секты скопцов в Рязанской губернии

(по материалам «Рязанских епархиальных ведомостей») [1]

М.Б. Оленев
2008 г.

Основателями скопческого движения были трое крестьян: нищие бродяги Андрей Иванов Блохин и Кондратий Никифоров (в следственных документах его также называют Трифоновым и Трофимовым), а также хлыстовский «учитель веры» Михайла Никулин из села Сосновка Орловского уезда.

При общем учении, организации общин, сходном фольклоре скопцы пошли дальше хлыстов, буквально истолковав слова Христа о том, что следует вырвать и отбросить правый глаз, если он тебя соблазняет, отрубить правую руку, если соблазняет она.

Найдя «корень» соблазна, основатели скопчества решили отсечь его и оскопились в 1769 году, а потом стали проповедовать свое открытие, причем достаточно быстро нашли много сторонников, так что в 1772 году состоялось первое следственное дело о скопчестве.

Вскоре последовали крутые санкции государственных чиновников к изуверам. О судьбе Андрея Блохина после процесса ничего не известно. Что же до его товарища Кондратия, то есть достаточные основания предполагать, что именно он стал лидером нарождавшейся секты скопцов, и что именно он известен под именем скопческого «искупителя» Кондратия Селиванова, слывшего Христом и «государем Петром Федоровичем».

В 1775 году Селиванов был бит кнутом и пошел в ссылку в Сибирь, а его активный последователь Александр Иванов Шилов - в Ригу. Ересь дала мощный рост в Орловской, Калужской, Тамбовской, Тульской губерниях. Селиванов бежит из Иркутска и тайно появляется в Москве. Был вскоре арестован, и государь Павел I, узнав об инциденте, потребовал лично представить Селиванова ему. По его распоряжению произошла аудиенция тет-а-тет, после чего царь предложил закрыть преступного фанатика в психиатрическую лечебницу пожизненно, что и было сделано: Селиванова в качестве «секретного арестанта» поместили в Обуховский смирительный дом в Санкт-Петербурге, а Шилов был заключен в Шлиссельбургскую крепость, где в январе 1799 года скончался и там же погребен.

Однако, после смерти Павла I, скопцы активно устраивали в России свои общины - «корабли», и лишь с 1819 года власти опять реально столкнулись с проблемой сектантства подобной ориентации, когда оскоплялись солдаты - фундамент любой власти, интеллигенция, подпавшие под влияние «корабля» обыватели. Селиванов был подвергнут церковному увещеванию, но обратной дороги для него, как известно, уже не было. Следует ссылка в Суздальский монастырь, что становится детонатором для создания из него последователями великомученика. Паломники из сектантов за большую честь почитали добыть в Суздале ногти, волосы, объедки хлеба своего кумира.

На территорию Рязанской губернии идею скопчества принесли крестьяне Федор и Василий (фамилии не известны), которые в конце XVIII столетия были совращены Шиловым и за это в 1802/03 году были сосланы помещиком в село Красное Михайловского уезда. По некоторым сведениям, этим помещиком был прославленный генерал Алексей Петрович Ермолов.

Проживая в селе, крестьяне Федор и Василий постепенно совратили в секту михайловского мещанина Ермила Леонтьева, крестьянина села Мишино Михайловского уезда Поликарпа Кузнецова, Афиногена Духанина, Мавру Яовлеву, Андрея Никонова и Ирину Никитину.

Поликарп Иванов Кузнецов, оскопленный в 1810 году, был преемником Ермила Леоньева в звании «учителя», но в 1832 году «верховным искупителем» Селивановым был лишен этого звания. Схвачен в марте 1845 году вместе с 35 скопцами и посажен в тюрьму.

Афиноген Никитин Духанин родом из однодворцев села Новое Кленское Раненбургского уезда. За оскопление был отдан в военную службу в 1809 году. По выходе в отставку поселился в Рязанской губернии и стал распространять свою секту преимущественно в городе Ряжске. В помощницы избрал вдову солдатку Мавру Яковлеву, проживавшую в Ямской слободе г. Ряжска. Как правило, радения совершались в доме ямщика Конона Григорьева Добровникова, у самой Мавры Яковлевой и у ямщика Тимофея Ильина. В 1849 году эта секта проникла в село Введенское (Хупотка) и деревню Самарино.

Андрей Никонов происходил из крестьян господ Безобразовых деревни Сулибы Волоколамского уезда Московской губернии. В мае 1806 года отправлен на военную службу, служил в 49-м Егерском полку, стоявшему в Москве. В 1806-1807 годах был в Финляндии, участвовал в сражении. В 1811 году послан с тем же полком в Новогрудск Гродненской губернии. Участник Отечественной войны 1812 года – ранен в Бородинском сражении, отвезен на лечение в Москву, где взят в плен французами и отправлен по Смоленскому тракту. При отступлении войск Наполеона отбит русскими войсками под Борисовым и отправлен в С.-Петербург, где причислен к тамошнему гарнизонному батальону. В январе 1817 года уволен в отставку. Награжден медалью в память 1812 года с надписью «Не нам, не нам, а имени твоему». Никонов утверждал, что стал скопцом вследствие «раны, полученной им в Бородинском сражении в детородный уд, результатом чего было отнятие ствола и тронутие ядер», что было отражено в его аттестате. Однако, возможно, что Никонов оскопился от вольноотпущенных крестьян графа Ф.В. Ростопчина Афанасия Михайлова и Акулины Михайловой, с которыми состоял в близких отношениях и у которых совершались радения.

Никонов лично знал Кондратия Селиванова по С.-Петербургу и одно время ходил среди его любимцев. Александр I временно освободил Селиванова и в 1816 году для него - уже глубоко больного старика - оскопленным купцом Михаилом Солодовниковым был выстроен дом на манер храма, где его демонстрировали паломникам. 1820 году он был в очередной раз арестован и сослан в суздальский Спасо-Ефимиевом монастырь. Там Кондратий Селиванов и умер в 1832 году в возрасте свыше ста лет.

В том же 1832 году Никонов он получил от Селиванова наказ и благословение идти в Рязанскую губернию к Поликарпу Кузнецову и занять его место, так как, по мнению «верховного искупителя» Кузнецов был человек «женатый, семейный и суетный».

В 1836 году Никонов прибыл в Рязанскую губернию и первоначально поселился в селе Столбцы Пронского уезда. С 1839 года жил в селах Пехлец Ряжского уезда и Маклаково Скопинского уезда, и, наконец, перебрался в село Ижевское Спасского уезда. В 1842 году находился под судом в г. Пронске «по подозрению в содержании и распространении скопчества». По окончании суда был сослан на жительство в Вольский уезд Саратовской губернии, но вскоре опять объявился в Рязанской губернии.

Главной его пособницей в деле распространения сектантского учения была крестьянская девка села Маклаково Ирина Никитина, с которой Никитин познакомился в пронском остроге – в ее доме было нечто вроде молельной. Поселившись в селе Пехлец, Никонов пригласил туда и Никитину, «по той причине, что знал, что она искустна печь калачи».

В 1850 году Андрей Никонов был схвачен властями и посажен в тюрьму. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Кроме этих направлений («духанинского» и «никоновского») имело место и так называемое «духовное» направление – центрами его были села Карино Зарайского уезда, Хворощевка и Вязовенка Скопинского уезда.

Это направление распространилось в 1837 году в селе Хворощевка, где главным инициатором учения был крестьянин Парамон Артемьев с дочерью Анастасией.

В 1846 году учение проникло в село Кремлево Скопинского уезда. Здесь скопчество проповедовалось крестьянской девкой села Мшанка Василисой Мироновой, обращенной Парамоном Артемьевым, вышедшей впоследствии замуж за кремлевского крестьянина Петра Прокопьева.

В селе Карино в звании «учителя» состоял крестьянин Василий Никитин.

В 1878 году скопцы «духовного» направления также проживали в селах Новопанское Михайловского узда, Маклаково, Баршевое и Александровка Скопинского уезда и Яблонево Пронского уезда.

Сноски:

[1] Рязанские епархиальные ведомости. Прибавления к №4, 1880, сс. 99-108.

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: MaxOl    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Вот если бы что-нибудь подобное по хлыстам Рязанского уезда уважаемым автором было написано...

Много интересного откопать можно.

В имеющейся у меня копиии "Списка людей проживающих в доме г.Дубовицкого" ясно указано, что по состоянию на 10 мая 1833 года большинство дворни, мещан и дворян, проживавших в усадьбе Дубовицких в селе Стенькино находились под караулом в частях и в трех тюрьмах!!!

Хороший наверно скандалец был.

О проекте