Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Юродивые и юродство




«Бог избрал немудрое мира,
чтобы посрамить мудрых,
и немощное мира избрал Бог,
чтобы посрамить сильное»

из послания святого апостола Павла коринфянам

1570 г. Иван Грозный и его войско у ворот Пскова

«Покушай, Иванушка» - сказал маленький человек в лохмотьях по имени Николка Салос и протянул кусок кровавого мяса самому грозному из царей – Ивану Грозному. Этот нелепый на первый взгляд поступок тщедушного юродивого Николки спас в 1570 году тысячи жизней.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: Юродивые это ходячая загадка, юродивые это специально загадочное явление.

В 1547 другой юродивый – Василий Блаженный, с удивительной точностью предсказал страшный пожар в Москве, а разбушевавшееся пламя в Великом Новгороде потушил тремя бокалами вина.

Икона Блаженного Василия

Икона Блаженного Василия

Отец Георгий, помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: Юродивый многим людям казался безумным, по-настоящему, безумным.

Таких как Николка и Василий было на Руси немного, сотня или две. 16 из них канонизированы церковью, в масштабах страны горстка, так – ничто. Но возможно именно эта горстка и сформировала менталитет целой нации.

В 1939 году Иван Козловский за создание образа юродивого был удостоен сталинской премии и государственной премии СССР. У великого тенора было множество других сильных ролей, но именно эта эпизодическая роль юродивого принесла ему небывалую славу и народную любовь.

Андрей Юрганов, доктор исторических наук, профессор: Юродство это какое-то зеркало, которое мы хотим посмотреть и увидеть самих себя.

Петр Мамонов, актер театра и кино: Есть такое высказывание – и не любопытствовать о непостижимых предметах. Поэтому подвиг юродства относится именно к этому, это непостижимо нашему уму.

Юродивые пришли на Русь вместе с христианством из Византии и со временем стали специфическим русским явлением, которое не прижилось ни в одной другой стране мира.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: В Византии оно исчезло не оставив следа и в современном греческом языке нету такого феномена как юродство и слова такого даже нету, а на Руси оно, действительно, приобрело невероятный резонанс, невероятную славу и понятие юродство далеко вышло за пределы религиозной сферы.

Постепенно юродство проникло во все сферы нашей жизни и сегодня, сталкиваясь изо дня в день с его проявлениями, мы даже не отдаем себе в этом отчет.

Андрей Юрганов, доктор исторических наук, профессор: И в этом смысле история юродства это уникальное явление, конечно какими то путями оно проникает в современность.

Отец Георгий, помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: Если политик ведет себя как юродивый, он говорит какие то грубые слова, он совершает поступки, разрушающие все приличия и при этом говорит правду, то есть то, что люди хотят услышать, то он пользуется неимоверной поддержкой. Это есть отголоски культуры почитания и благоговения перед юродивыми.

История донесла до нас немало упоминаний о людях, не совсем обычных с точки зрения нормального поведения, антисоциального как сказали бы сейчас, да и само слово юродивый скорее негативное (с древнерусского урод).

Алексей Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии: Т.е. это человек не совсем нормальный, может быть глупенький, ведущий себя не только нестандартным образом, но часто и вызывающе.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: Но тогда появляется другой вопрос, что же святого в человеке, в котором нет ничего достойного подражания. Чему действительно можно подражать в юродивом? Тому ли, что он срывает литургию или тому, что он проявляет сексуальную агрессию или тому, что он справляет естественную нужду у всех на глазах.

Юродивые действительно безобразничали - они ходили в чем мать родила, шокируя публику, но ходили круглый год, даже в лютые холода, отмораживая ноги, руки, как Василий Блаженный. Его часто называли Василием Нагим и даже на иконах изображали обнаженным, что совсем не в христианских традициях, но и наготы было мало юродивым, иногда они дополняли свой облик пугающего вида металлическими устройствами. Монахиня Алипия Голосеевская носила цепи. Ростовский юродивый Стахий железный комзол весом в 59 фунтов, а на шее две четырехпудовые гири. Пелагея Дивеевская уже в просвещенном девятнадцатом столетии надела на себя железный пояс, который за 8 лет прочно врос в ее тело.

Петр Мамонов, актер театра и кино: А для чего человек так сам себя истязает? Это же не сахарная жизнь ходить зимой в тряпье голодным, холодным и отдавать себя на поношения людям.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Это страшнее и тяжелее всякого затвора, потому что ведь он живет среди людей, но каждый его может обидеть, каждый может покрутить пальцем у виска. Один может послушать, а другой может и не послушать. И сколько же было юродивых в которых бросали камни.

Людмила Найденова, кандидат исторических наук: Есть и такая история про юродивого, что он пытался пристроиться зимой в лютый холод к нищим, но они его прогнали. Тогда он нашел какую-то сараюшку, где прятались собаки и пристроился к собакам, но даже собаки убежали от него. Вот какова была степень отверженности этого человека.

Петр Мамонов, актер театра и кино: Они как бы вызывают огонь на себя. Огонь презрения, издевательства, травли.

Алексей Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии: Зачем это нужно? На этот вопрос можно было бы ответить таким образом – а зачем нужно человеку любить, разве ему недостаточно есть пить и прочее, зачем человеку нужно страдать, когда что-то происходит? Зачем он страдает?

Подвиг юродства во Христе кардинально отличается от деяний других святых, чьи логика жизни и поступки вызывают восхищение верующих и понятны нормальному человеку. А здесь все непонятно, противоречиво.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор:: Юродивые агрессивны, юродивые вторгаются в нашу жизнь, он говорит – я вам не дам спокойно жить, я вам не дам считать себя благочестивыми христианами, я вам этого не дам, я взорву ваш мир.

Наш мир многосложен, многое в нем недоступно простому человеческому глазу, но как мы видим, кому-то порой удавалось заглянуть за тонкую грань.

Отец Георгий, помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: Что интересно, из всех житий юродивых мы узнаем, что до того как они стали юродивыми, они были на самом деле людьми обычными и вели обычный образ жизни. Например, Василий Блаженный.

Василий родился в декабре 1469 года прямо на паперти, куда его мать пришла молиться о благополучном разрешении. Когда мальчик подрос, его отдали в ученики к сапожнику. Никто не знает хорошая ли обувь выходила у подмастерья, зато до нас во всех подробностях дошла история про то как Василий прослезился над купцом, заказавшим себе новые сапоги. "Отчего ты так убиваешься, Василий, над чем плачешь?" – забеспокоился сапожник. "Не над чем, а над кем. Человек обувь заказал, чтобы во век не сносить, он и не сносит, потому как завтра умрет" – отвечал ему подмастерье. И купец умер. После этого случая в мастерскую Василий больше не вернулся. Началась его бродячая жизнь.

Отец Георгий, помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: Мы должны предположить, что они имели реальный опыт общения с Богом. Столкнувшись в свое жизни с определенной другой реальностью, с другим миром, они вдруг принимали решение кардинально изменить свою жизнь.

Ксении Петербуржской, которую в России уже двести лет почитают как святую было двадцать шесть, когда ее муж неожиданно и скоропостижно скончался. Молодая вдова не проронив ни слезинки, зачем-то переодевается в его одежду, называет себя его именем и начинает направо и налево раздавать свое имущество. Ее естественно сразу относят к числу сумасшедших, а родственники доносят на Ксению в полицию, где после долгой беседы ее все-таки признают вменяемой. Юродивая Ксения Петербуржская не спасала городов и не спорила с тиранами, за всеми ее странностями скрывалась только любовь.

Блаженная Ксения Петербуржская

Блаженная Ксения Петербуржская

Петр Мамонов, актер театра и кино: почему говорят – любите врагов ваших? А какая заслуга в том, что мы будем любить тех, кто нас любит. Никакой. В этом нет никакой заслуги, что тут такого. А вот попробуй полюбить того, кто тебя ненавидит. Тогда, значит, ты в себе что-то переборешь и куда-то двинешься.

Известен рассказ одного жандармского офицера, который зимой в сильную метель сопровождал карету в Петербург. У городских ворот он заметил одинокий женский силуэт. Что заставило выйти ее из дома в такой день, куда она держит путь? Когда метель немного поутихла, изумленному взору офицера открылась картина – бескрайняя снежная равнина и стоящая на коленях хрупкая фигурка впереди. Женщина молилась, это была Ксения Петербуржская, скрываясь за непогодой, она просила за жителей своего города, которые смеялись над ней, отмаливала у Господа их грехи.

Петр Мамонов, актер театра и кино: Самое страшное и главный грех, от которых все остальные происходят – гордость. Гордость, она проявляется во всем чем угодно.

Канонический список семи смертных грехов был составлен в 6 веке римским папой Григорием Великим и сохранился в неизменном виде до сих пор, он включает в себя гнев, гордыню, сладострастие, уныние, чревоугодие, зависть и алчность. Но эти семь грехов выделены не потому, что они самые тяжкие и великие, а потому что они неизбежно влекут за собой все другие.

Петр Мамонов, актер театра и кино: Вот человек приходит к знаменитому оптинскому старцу, надеется от него услышать какое-то пророчество, прозорливые советы о его жизни. А тот его приглашает в паровозики поиграть, что у этого человека возникает – раздражение, злость, т.е. все его грехи тут же выползают наружу.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: Урок, который преподносит юродство, это урок о том, что видимое глазу на самом деле это обман, что на самом деле истинная суть вещей кроется гораздо глубже.

Во время пожара в Костроме в 16 веке, воевода попросил Симона Юревицкого – «юродивый, спаси город». В ответ тот со всей силой ударил воеводу по лицу. Это был странный поступок, поступок дерзкий, но еще интересней, что был результат. Пожар прекратился тут же, а в другой раз Симон демонстративно плюнул на дом, где жил хороший добрый человек, люди давно уже привыкшие к выходкам Юревицкого на этот раз были всерьез озадачены. А это бес из дома вышел, беса никто не видит, но видят этот жест.

Икона Блаженного Симона

Однажды Василий Блаженный на глазах у всех камнем разбил на Варваринских воротах образ Божией Матери, который с давних времен считался чудотворным, со всей Руси стекались сюда паломники, жаждущие исцеления.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: Разумеется, толпа набрасывается на него, его бьют смертным боем, а юродивый говорит – вы поскребите красочный слой, люди скребут красочный слой и видят, что под под изображением Богоматери скрывается дьявольская харя.

Алексей Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии: Помните, что писал Достоевский – не смотрите на то что делает наш человек, посмотрите на то к чему он стремится.

Упомянутая ранее история, произошедшая в 1570 году во Пскове. Иван Грозный собирается сделать с ним тоже самое, что и с Новгородом – утопить в крови горожан. Первой жертвой, судя по всему, должен стать Николка, предложивший Грозному отведать сырого мяса, но государь почему-то не трогает наглеца и спокойно отказывается от угощения. Мясо я не ем, пост.

Алексей Осипов, доктор богословия, профессор Московской духовной академии: И тут Никола Салос ему сказал: "Ах, мясо ты в пост не ешь, а кровь человеческую пьешь! Вон отсюда, прохожий человек, и если ты тронешь хотя бы одного человека здесь, то сдохнешь как твоя лошадь". В это время вбегает бледный как полотно конюх и говорит, что пала его любимая лошадь.

Грозный ушел из Пскова, не тронув ни одного горожанина, подальше от нелепого оборванного человека и его обличающих речей.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Может ли обычный человек сказать правду царю в глаза? Да что там царь, что там президент, давайте пониже спустимся, своему начальнику, если от этого начальника полностью зависит его жизнь? А если начальник очень силен и могущественен? Да боже упаси. В лучшем случае надо держаться подальше, как говорят подальше от царей и голова целей. Ну а уж если поближе, то тут нужно соблюдать политкорректность, нужно прогибаться и ведь все так делают, абсолютно все, и сто лет тому назад и двести и пятьсот и сегодня.

Петр Мамонов, актер театра и кино: А потому что правда всегда глаза колит, любая. Вот у вас есть если друг, попробуйте сказать ему правду, то, что вы в нем видите четко, что он делает не так и скажите ему правду. И дружба кончилась.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Для того чтобы говорить эту полную правду, нужно принять на себя образ юродивого. В юродстве всегда совесть народа, юродство позволяет говорить от лица народа. В юродстве обнаруживается всегда правда и народная совесть и люди это сердцем понимают, и говорят да, он юродивый (сейчас говорят, да он ненормальный), но слушайте, он же правду говорит.

12 лет назад тогда еще не очень известную писательницу Людмилу Улицкую попросили написать, что-нибудь этакое, чтобы совсем-совсем про Россию. Так появилась пьеса

"Семеро святых из деревни Брюхо", почти документальное произведение. Нечто подобное происходило под Нижним Новгородом в одной из деревень, только называлась она не Брюхо, а Пузо. Жила там провидица Евдокия, в просторечии Дуся, жила как умела, говорила что думала.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: Принимая на себя образ безумия, такой человек выстраивает некоторую стену между собой и окружающим обществом и внутри этой жизни он обретает абсолютную свободу над окружающим миром. Людям кажется, что он слаб, а он гораздо сильнее всех остальных, потому что то, что привлекает любого человека – власть, деньги, положение, хорошая одежда он это все добровольно с себя сбрасывает, ему это не нужно, он абсолютно свободен над человеческими страстями. А что в результате этой свободы? В результате этой свободы обретается способность говорить людям правду.

За правду и расстреляла Дусю вместе с сельским священником в начале 20-х годов молодая советская власть, как враждебный простому народу церковный элемент. Большевики оказались куда менее терпимы по отношению к этим людям, чем хрестоматийно кровожадный Иван Грозный. Только-только придя к власти, они стали зорко следить за любыми странными одиночками, советское руководство прекрасно понимало, что юродивые обладают огромной силой, но открыто истреблять их было бы ошибкой, русский народ всегда питал слабость к убогим.

Отец Георгий, помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: И мы можем наблюдать такое явление прежде всего в России, нам же жалко бедненького, нам жалко того, который несчастен и удивительно, но русский человек сих пор сохраняет эту отзывчивость.

Поэтому, чтобы не гневить народ управой на юродивых стал не огромный репрессивный механизм, а система карательной психиатрии. "Помешательство", так назывался труд одного из психиатров 19-ого века, практикующего врача обуховской больницы в Петербурге, Малиновского, который обозначил 8 основных признаков, по которым можно было отличить помешанного от нормального человека: странность телодвижений, в одежде большей частью небрежны, корчат физиономии, то печальные, то важные, то горделивые, то радостные. По этим критериям в психиатрическую клинику при желании можно было упрятать любого.

Петр Мамонов, актер театра и кино: Сейчас такие врачи встречаются все реже и реже. Я лежал в психиатрических больницах, все врачи верующие. Все настоящие психиатры, большие крупные специалисты – все верующие.

Знаменитый психолог Уильям Джемс называл юродивых гениями в религиозной области. Он пишет: "Медицинский материализм воображает, что покончил со святым Павлом, объяснив его видение на пути в Дамаск как эпилептический припадок. На святую Терезу он накладывает клеймо истерии и в святом Франциске Ассизском видит только дегенерата".

Людмила Найденова, кандидат исторических наук: Юродство, это как раз одно из проявлений широты русской натуры, т.е. дойти до того края, где уже начинается противоположность.

Ученые, в большинстве своем психиатры, до сих пор склонны судить о юродивых как о людях невменяемых, но с большой оглядкой признавая их исключительность. Церковь осторожна не меньше, кто есть подлинный юродивый она решает только после смерти, а при жизни даже если вокруг человека происходят чудеса, то это еще ни о чем не говорит.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: Чудо не может быть предметом научного исследования, поэтому я как исследователь, историк культуры, не могу вам сказать, что такое святой, это дело церкви давать ответ на этот вопрос.

Отец Георгий, помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: Не мы оцениваем святость, а Бог оценивает святость. Когда люди обнаруживали в поступках, в словах юродивых действительно правду, то что сбывалась потом, тогда они понимали, что перед ними не простой человек.

Как то раз Ксения Петербуржская зашла к своей знакомой Параскеве Антоновой у которой не было и не могло быть детей. "Ты сидишь, чулки штопаешь, а не знаешь, что Бог тебе сына послал". Ксения велит Параскеве бросить все домашние дела и бежать на кладбище. На кладбище за сыном? Параскева недоумевает, но, тем не менее, отправляется туда. В это самое время мимо кладбища идет беременная женщина, на глазах у Параскевы она попадает под извозчичью лошадь. Ребенок родится прямо на мостовой, мать умрет, Параскева заберет мальчика. Откуда могла знать юродивая Ксения, что все будет именно так?

Андрей Юрганов, доктор исторических наук, профессор: Они все видят будущее, это естественно, потому что им открываются духовная сфера, которая очень сильна.

После смерти юродивой Ксении почитатели растаскали с ее свежей могилы почти всю землю, считалось, что растворенная в воде она исцеляет от многих болезней, а когда на могиле установили плиту, то люди разобрали и ее. Позже там возвели часовню, куда до сих пор едут паломники со всей России, молящиеся о выздоровлении близких, воспитании детей и о любви. Говорят, чудеса происходят до сих пор.

Юродивая Паша Саровская прожила на свете более 100 лет. Это были годы одиночества. Родителей, друзей, детей ей заменяли несколько кукол, которых она повсюду носила с

собой. В юности Паша сбежала от своих крепостных хозяев, монашеский постриг приняла в Киеве, тридцать лет прожила отшельницей в пещерах в Саровском лесу, а после поселилась в Дивеевском монастыре. Монашеский чин Паша знала плохо. Богородицу наивно называла маменькой за стеклышком, как самого близкого человека. А во время молитвы, говорят, Паша могла приподниматься над землей.

Паша Саровская

В 1903 году Парасковью навестили Николай Второй с супругой. Игуменья изо всех сил просила прибрать в келье, но она встретила первых лиц как обыкновенных гостей самоваром чая и сковородой картошки. «Везде меня встречают как царя и только здесь как человека» - сказал Николай. Паша предсказала им катастрофу, болезнь наследника, гибель династии и реки невинной крови. После встречи с государем Паша часть молилась за него и клала земные поклоны перед его портретом. Перед своей собственной кончиной в 1915 году она поцеловала портрет Николая со словами – миленький уже при конце.

На самом деле церкви точно также трудно распознать настоящего юродивого, как и ученым. Наряду с истинными всегда появлялось и огромное количество лжеюродивых, которые в корыстных целях использовали рост популярности этого явления.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: И церковь против этого боролась. Так что некоторые из них были, наверное, сумасшедшими, некоторые из них наигрывали, некоторые из них были, наверное, совсем циничными симулянтами.

Народная молва наделяла свойствами юродивого Распутина. В молодости, пройдя пешком до монастыря Атос в Греции и Иерусалима, Распутин стал утверждать, что он святой и может исцелять людей. Однажды Распутину по его словам было знамение, перед очами явилась Богоматерь и рассказала о болезни царевича Алексея, приказав ехать в Петербург и спасти наследника, что он по установленному факту и сделал. Следующее, что сделал Распутин была карьера, его пригласили ко двору. Используя свое влияние на царское семейство Распутин брал взятки – деньгами и натурой. Его пьяные дебоши и погромы приводили людей в ужас.

Людмила Улицкая, писатель: Вообще юродивого не интересуют практические задачи, его интересует только одно - истина, ну как он ее понимает. Меня интересует в большей степени такая фигура как доктор Гааз, который без сомнения был юродивым. Потому что его поведение никак не укладывалось в нормативное поведение людей его круга, его образования.

Но Гааз родился в Германии, в Россию он приедет потом и она покорит его своими удивительными людьми своей непростой судьбой. В 1828 году Федор Петрович Гааз станет членом московского тюремного комитета и до конца жизни останется главным врачом всех колючих проволок Москвы. Он с настойчивой методичностью будет бороться за улучшение жизни узников, добиваться освобождения от кандалов стариков и больных и ради этого падать в ноги московским чиновникам.

Людмила Улицкая, писатель: Это ни в какие ворота не лезло, но ему подавали. И эти апельсинчики, которые он нес заключенным проходившим через его руки, он выпрашивал юродски, эти подаяния он выпрашивал юродски.

В свой последний путь Федор Петрович Гааз отправился в сопровождении двадцати тысяч скорбящих москвичей, на его могиле на Введенском кладбище высечен девиз "Спешите делать добро".

Петр Мамонов, актер театра и кино: Все узнается по плодам и вот попробуйте встать и пожить по Евангелию с утра. Через пять минут вы увидите, что вы уже все нарушили – осудили ближнего, разгневались, раздражились все, все, все. И когда мне некоторые люди говорят, что куда ты там лезешь со своим христианством, они не понимают того, что я к, сожалению, далеко не христианин, я человек обычный, я просто читал что-то, я только могу повторить, что я читал, что я услышал, что мне рассказали.

В 20-ом веке к лику святых православной церкви были причислены почившая Ксения Блаженная Петербуржская и блаженный Алексей Елнадский. На этом история юродства в России словно обрывается. Нынешнее столетие новых юродивых по мнению историков пока не принесло. В этом и заключается весь парадокс – по условиям этой тонкой игры никто не должен заподозрить в оборванце, сумасшедшем и провокаторе святого, при жизни юродивый не может быть распознан и не может быть любим, он вызывает брезгливость, жалость, снисходительность, страх, но симпатию никогда.

Блаженный Алексей Елнадский

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: может быть, сейчас живут люди, которые впоследствии после их кончины будут прославлены в чине юродивых, но кто же может это знать.

Отец Георгий, помощник председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата: Всегда очень важно понимать, что юродство это не просто подвиг одного человека, это не просто действия человека, но это содействие человека и Бога.

Один из красивейших в мире храмов московский храм Покрова Богородицы, в 1555 году по приказу царя Ивана Грозного его начали строить в честь победы над Казанью, ровно за
четыре года до этого здесь же был похоронен юродивый Василий. И вышло, что возводили памятник государству, а получилось надгробие для тщедушного юродивого Василия Блаженного. Собор до сих пор так и называют, не официальным, а народным

имененем – храм Василия Блаженного.

Таких как Василий на Руси было немного - сотня или две, их непостижимый подвиг получил название от слова оурод, юрдо – глупый, дурак.

Сергей Иванов, доктор исторических наук, профессор: Но определяет ли оно наш менталитет или наоборот, нашим менталитетом объясняется, что оно приобрело такую популярность. На этот вопрос, я боюсь, нет ответа.

Время юродивых, как утверждают ученые, давно прошло, но не появись они тогда в 11-ом веке мы бы сейчас, возможно, были другими. Юродивые выполнили свою миссию, оставив нам в наследство любовь, сострадание и веру.

На основе телепередачи телеканала «Россия»

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте