Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Рязано - Окское дославянское государство



В районе городка Спасск-Рязанского, у северного притока Оки под названием Проня, расположены остатки села Старая Рязань. Именно здесь археологи обнаружили старинные захоронения, принадлежавшие цивилизации, жившей в этих краях полторы тысячи лет назад, задолго до славянского населения.

Сотрудники Государственного исторического музея называют эти племена рязано-окскими и относят их к волжско-финской ветви финно-угорских народов. По словам исследователей, они поселились в этих местах незадолго до начала нашей эры, предположительно явившись с востока.

Однако следы материальной культуры рязано-окцев свидетельствуют об их связи с германскими племенами готов, в начале I тысячелетия мигрировавших через Дон в Западную Европу. Это и сходство в деталях национального костюма, и в оружии…

Кроме того, главы рязано-окских родов носили почти такие же короны, как и ранние готские короли. Ученые считают, что, возможно, здешние племена состояли с готами в военном союзе, позволявшем им захватывать восточноевропейские земли.

На берегу Оки встречаются массовые захоронения так называемой Городецкой культуры, от которой пошли мордовские племена. Варварски изрубленные останки тел и слой золы указывают на то, что местные жители были жестоко истреблены, а поселения – сожжены дотла.

Судя по всему, пришельцы «оккупировали» всю территорию Поочья – от современных границ Подмосковья до Касимова. Выпасы для скота и охотничьи угодья простирались на юг и север от Оки на десятки километров.

Выбор мест для «оккупации» был не случаен. Во-первых, по Оке с востока на запад пролегал большой торговый путь. Во-вторых, река граничила с зоной сплошных лесов и лесостепи, что создавало прекрасные условия для охоты и скотоводства.

Скорее всего, рязано-окское государство не было централизованным. Раскопки свидетельствуют о том, что каждый участок реки был закреплен за отдельной общиной, у которой имелись свое родовое кладбище и святилище. Странно, что до сих пор нигде не обнаружено останков самих жилищ. Возможно, рязано-окцы вели кочевой образ жизни и потому не строили долговременного жилья.

Капища и могильники располагались, как правило, на открытых участках берега, откуда открывался прекрасный вид. Видимо, завоеватели древней Рязанщины проводили здесь родовые языческие обряды, сопровождавшиеся ритуальными трапезами – на местах святилищ археологи обнаружили черепки глиняной посуды.

В отличие от древнерусских племен, рязано-окцы хоронили своих мертвых в песчаных дюнах. До наших дней останки не сохранились, лишь на песке кое-где остались продолговатые серые следы. Еще при раскопках на местах погребений находили артефакты – обломки ржавых мечей, фрагменты кольчуг… А рядом – лошадиные кости и длинные, темные женские косы… Здесь были захоронены женщины-воительницы!

По словам историков, рязано-окские амазонки сражались в боях наравне с мужчинами начиная с IV - V вв. н.э. Их погребали вместе с оружием и конями (или конской уздой). Возраст таких захоронений датируется только до конца VII в. – после этого воительницы, очевидно, вернулись к традиционным женским занятиям. Не исключено, что амазонки жили отдельными общинами и рожали детей от мужчин из соседних племен, куда отдавали затем на воспитание сыновей. Ведь трудно представить, чтобы женщина, имеющая маленького ребенка, отправилась воевать.

В истории рязано-окской цивилизации есть загадочные моменты. Так, однажды она просто… исчезла. Ушли отсюда эти племена или с ними что-то случилось – неизвестно.

Любопытно, что уже в относительно недавние времена местные жители устраивали погосты на берегах Оки, хотя традиционно на Руси принято было хоронить у церквей. Кроме того, существовали семейные кладбища, где хоронили выходцев из этих мест, где бы они ни отыскали свой конец. Одно из таких кладбищ расположено на мысу у старого Рязанского городища, где археологи раскопали рязано-окское святилище. Интересно, что оттуда и пошла нынешняя Рязань…

Ирина Шлионская

Правда.ru

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя admin.

Вариант 2005 года

Ока здесь делает резкий поворот на север, а с юга в нее вливается полноводный приток Проня. Внизу лежит небольшой городок Спасск-Рязанский, против него - остатки села Старая Рязань. Село возникло под склоном городища летописной Рязани, погубленной Батыевым нашествием. О драматической судьбе одного из древнерусских центров знают многие, а о загадочном народе, который почти тысячу лет жил на этих землях до древнерусского населения, известно единицам.

На высоком берегу виднеются валы Ольгова городища, где лагерем стоят археологи из экспедиции Государственного исторического музея. С одной стороны городища естественное препятствие - маленький ручеек в глубокой расселине. За расселиной 1.5 тыс. лет назад находились земли могущественного и неведомого народа, от которого не осталось в истории ни единого слова, ни одного упоминания в источниках...

Рязано-окские племена, как назвали их исследователи, относились к волжско-финской ветви финно-угорских народов - об этом свидетельствует их материальная культура. В процессе этногенеза они могли захватить часть угорских племен, предков современных венгров.

Рязано-окцы не были аборигенами Поочья. Они пришли сюда незадолго до начала нашей эры. С точки зрения археологии их приход прослеживается очень хорошо. И так же хорошо характеризует новопоселенцев. Местные племена так называемой Городецкой культуры (их считают предками мордвы, тоже волжско-финского народа) в этой зоне Оки оказались варварски истреблены. Коллективные захоронения, а проще сказать ямы с изрубленными останками сопровождают почти каждое здешнее городище. На местах поселений слой золы - их сожгли, и больше там никто не жил. Агрессивные пришельцы взяли под свой контроль огромную территорию Поочья - почти от современных границ Московской области до Касимова. На юг и на север от реки на многие десятки километров простирались выпасы и охотничьи угодья северных воинов. Средняя Ока была стратегически выгодным местом. Во-первых, по ней шел большой торговый путь с востока на запад. Во-вторых, река являлась границей зоны сплошных лесов и лесостепи. Живущие по ее берегам получали преимущества сразу двух климатических зон: охоту и скотоводство.

Ученые предполагают, что рязано-окские насельники пришли на Оку с востока. Но на протяжении своей почти тысячелетней истории они были тесно связаны с югом, с германскими племенами готов. В начале I тысячелетия готы кочевали на Дону, откуда впоследствии ушли в Западную Европу. В национальном костюме рязано-окцев много готских элементов. Их оружие во многом копирует германское, а короны родовых князьков повторяют образцы корон ранних готских королей. Высказывается даже предположение о военном союзе рязано-окцев и готов - что они были эдакой северной фалангой военной готской империи, державшей в страхе половину Восточной Европы.

Возможно, первое милитаризованное государство лесной зоны на территории России имело родовое устройство. Каждый участок реки был закреплен за определенным родом. Какого-то единого поселенческого центра тоже не было, каждую общину объединяло только родовое кладбище и святилище. Полное отсутствие поселений - одна из главных загадок народа с Оки. Пока не найдено ничего даже отдаленно похожего на жилища рязано-окцев. Высказываются предположения, что кочевой образ жизни воина и скотовода не требовал долговечных построек.

И все же у представителей воинственных родов с Оки была общая культура и религиозные представления. Например, рязано-окцы питали страсть к красивым видам с реки: древние эстеты непременно выбирали для погостов и капищ открытые участки берега с прекрасной перспективой. Ведя жизнь полукочевников, они, скорее всего, собирались здесь для проведения родовых обрядов и поклонения предкам. На местах святилищ археологи находили множество обломков глиняной посуды, что может свидетельствовать о совместных ритуальных трапезах и возлияниях.

От человеческого тела в песках древней дюны не остается ничего, только темный цвет песчинок на месте погребения говорит о том, что когда-то здесь лежал человек. Продолговатый серый след в песке - и все. Проржавевшие мечи, металлические детали костюма или спекшаяся в единый кусок кольчуга не производят большого впечатления. А вот женские косы темного цвета в белом песке сохраняются прекрасно, пугая абсолютной нетленностью. Длинные, всегда прямые волосы соседствуют с оружием и костями лошадей (еще одна загадка: части конских скелетов в могилах знатных воинов - обычное явление для рязано-окской культуры). Женщины этих племен были настоящими амазонками.

У рязано-окцев четко прослеживается воинская элита, в которую с IV-V вв. н.э. стали входить и женщины. Часть женщин погребали с оружием и конской уздой, не оставляя места для двоякого понимания их занятий. Эти представительницы прекрасного пола воевали наравне с мужчинами, что, по мысли археологов, было вызвано сложной военно-политической ситуацией. Однако к концу VII в. подобных захоронений уже нет - жизнь изменилась, и рязано-окские женщины вернулись к прежним занятиям.

В конце I тысячелетия рязано-окский мир постигло какое-то несчастье. Что с ними произошло - непонятно, но в относительно короткий период рязано-окцы просто исчезли: знаменитые могильники с обилием оружия исчезают, а святилищ на высоких песчаных берегах больше никто не строит.

В неформальных беседах археологи рассказывают, что еще недавно в деревнях, расположенных по реке, существовали полные аналоги рязано-окских родовых кладбищ. Небольшие погосты на мысах коренного берега часто располагались не у церквей, как принято в остальной России, а там же, где обрели вечный покой таинственные воины. Еще недавно выходцев из этих мест хоронили только на семейных кладбищах, где бы человек ни умер. Одно из таких последних кладбищ расположено над церковью Старой Рязани - на мысу у городища, много выше территории села, крыш домов и храмовых куполов. С этого места и началась тысячу лет назад история Рязани - археологи раскопали на мысу рязано-окское святилище, предшествовавшее древнерусскому городу.

Сегодня поречные деревни вымирают, разделяя судьбу тысяч собратьев по России. Кто знает, может деревенские старушки уносят с собой в могилу последние тайны амазонок с реки Оки?

"Известия науки"

О проекте