Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

«Назло любителям сильных ощущений…» (Из истории Успенского собора рязанского кремля)



Вот уже несколько лет в нашем кафедральном Успенском соборе рязанского кремля в летнее время идут службы, совершается Литургия. Но все равно вспоминаются слова С.Д.Яхонтова, пережившего трагедию разрушения православных святынь в начале ХХ века. В его воспоминаниях чувствуется боль от происходящего. Он называл Успенский собор многострадальным.

В воспоминаниях Степана Дмитриевича Яхонтова имеется запись об Успенском соборе: «…Собор, захватили красные, от РЦУ – обновленцы». Кто такие обновленцы, почему передача православного собора в их ведение была для многих верующих трагедией. Если коротко, то обновленцами стали называть оппозиционное движение в русской православной церкви, которое возникло после 1917 г. Было несколько основных групп, которые называли себя по-разному: «Живая церковь», «Церковное возрождение», «Союз общин древнеапостолькой церкви», но суть их была одна: они боролись против руководства официальной русской православной церкви, заявляли о поддержке социалистических преобразований и далеко уводили людей от Бога.

Вот им то и был передан наш кафедральный Успенский собор, который много веков был в г. Рязани оплотом православия. Вернее сказать, собор был отнят у Русской Православной Церкви, которая пользовалась им, заключив договор с государством от групп верующих еще в 1918 г., как то требовали новые законы. Но по тем же законам группы верующих, хотя и могли, заключив договор сразу пользоваться имуществом и проводить свои богослужения, однако «религиозные общества», как более организованные объединения, могли пользоваться более широкими правами.

Русская Православная Церковь по новым законам как-будто перестала существовать. Необходимо было создавать группы верующих или религиозные общества для того, чтобы пользоваться православными храмами. В связи с этим «тихоновская» группа (или «традиционная», как ее еще называли в документах), у которой был в ведении Успенский собор, решила преобразоваться в религиозное общество, которое могло пользоваться более широкими правами, чем просто группа. Но на этот собор стала претендовать и новая группа верующих – обновленческая.

К моменту постановки вопроса: кому передать соборы - обновленцам, или тихоновцам, «тихоновцы» как группа верующих уже не существовали для новой власти в силу того, что устав их еще не был утвержден, а само общество еще не зарегистрировано «в виду того, что из числа 18 учредителей общества 1 выбыл, 8 устранено (так в документе), почему число учредителей не достигает установленного законом числа учредителей (10 человек)»-говорилось в секретном документе. Цитируя выдержку из архивных материалов, хочется добавить, что на основании распоряжения НКВД от 19 сентября 1923 г. за №4/2827/ секр., губернский отдел управления «не должен поощрять и содействовать преобразованию групп верующих в религиозные общества». Иначе говоря, даже если бы все документы были готовы Русской Православной Церковью в г.Рязани, она все равно не получила бы свой собор. В том же документе мы читаем: «…переходя к разбору данного конкретного случая, следует признать, что обновленческая группа верующих будет более соответствовать тем целям, которые должен поставить себе ГОУ на основании циркуляра».

Чтение архивных документов может показаться кому-то очень скучным занятием, однако, знакомясь с нашей историей посредством архивов, можно сделать простой вывод, что все в этом мире повторяется…

Юрисконсульт, составивший свои «соображения» в связи с вопросом о передаче Успенского собора одной из групп верующих, явно обходил букву закона, прикрываясь секретными циркулярами. Однако он не забыл и о том, что прежде чем передать имущество обновленцам рекомендовал « в срочном порядке создать комиссию из представителей губисполкома и местного п/отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины на предмет выяснения желательности передачи Кафедрального собора группе верующих». Это было связано с тем, что собор признан памятником, имеющим художественно-историческое значение. Вторая рекомендация юрисконсульта была дана непосредственно обновленцам. В виду того, что количество лиц обновленческой церкви составляло всего 21 человек, им рекомендовано увеличить число членов « по крайней мере, до 30 человек», так как такая незначительная группа не могла долго распоряжаться собором. Таким «законным путем» Успенский собор был передан обновленцам. В Рязани среди православных росло недовольство, посыпались жалобы и письма с просьбами, вернуть Успенский собор православным. Нет в архиве документа о том, что музейные работники поощрили передачу собора обновленцам. Директором музея в то время был все тот же С.Д.Яхонтов- человек глубоко верующий, православный. В своих воспоминаниях он писал о том, что когда ему пришлось на ступенях собора встретиться с «обновленческим попом», он даже не протянул ему руку для пожатия.

«Епископ у них был Михаил, известный в Рязани под прозванием «гармониста», переделанного из слова «магистр». Собор был в забросе. Но вот красных прогнали, и собор возвратили тихоновцам, но на тяжелых условиях…» - пишет С.Д.Яхонтов. Община должна была отремонтировать собор на смету, составленную ГИКом. Необходимо было заделать трещину в соборе, связать стены и произвести еще много различных поправок. К Яхонтову часто приходили члены общины за советом. После размышлений решено было все-таки согласиться на все условия. Как вспоминал Степан Дмитриевич, люди собирали средства на восстановление Успенского собора по всей епархии. Но враг церкви быстро сообразил, что если было собрано уже 8 тысяч, то верующие соберут все необходимые средства. «В ход были пущены «какие-то машины, что, и совет был переизбран… и т.д., как это бывает, и собор был отобран» - подытожил Яхонтов. У С.Д.Яхонтова имеется запись « В настоящее время (37-38 гг.) музей настойчиво хлопочет, чтобы разобрать собор, особенно директор Теплицкий».

Но хочется закончить эту статью опять же из воспоминаний Яхонтова: «Назло любителям сильных ощущений и грандиозных хищений стоит (СОБОР). Без него и Рязань была бы плоское блюдо».

Татьяна Синельникова

Христорождественский (слева) и Успенский соборы рязанского кремля.  9 ноября 2008 г. Фото Т.Шустовой.
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте