Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вышло репринтное издание «Изъяснения Литургии» И.И. Дмитревского



ДМИТРИЕВСКИЙ (Дмитревский) Иван Иванович [1754, Михайлов Рязанской губ. — между 1822 и 1828, Рязань]. Сын протоиерея И. Т. Дмитриевского. С 1764 по 1766 учился в Рязанской дух. семинарии, где удостаивался права выступать на публичных актах. Затем в течение двух семестров слушал курс богословия при Славяно-греко-лат. академии, где одновременно состоял певчим в архиерейском хоре и сочинял духовную музыку.

С 1778 был определен учителем греч. и евр. языков, а позднее риторики и философии в Рязанскую дух. семинарию; также обучал священников, читавших проповеди на архиерейской кафедре, и исполнял обязанности регента архиерейского хора. В 1779 Д. поступил на службу канцеляристом в Рязанскую дух. консисторию; 22 дек. 1783 в чине губернского секретаря получил там штатную секретарскую вакансию; 18 окт. 1788 взят переводчиком в Синод (автобиография 1806 г. — ГПБ, ф. 588, № 227; ЦГИА, ф. 796, оп. 64, № 195).

В Рязани в 1780 Д. перевел с греч. «Послание к коринфянам», приписываемое папе Клименту I. Этот свой первый перевод Д. напечатал в Москве у Н. И. Новикова (1781; остатки тиража конфискованы в 1787 вместе с др. неортодоксальной духовной литературой). В Петербурге Д. 13 авг. 1780 обратился к Е. Р. Дашковой с просьбой опубликовать подготовленный им перевод трех «речей» Исократа Афинского параллельно с греч. оригиналом, чтобы издание могло служить учебным пособием. К переводу Д. приложил компилятивное «Краткое начертание жизни Исократа»; в качестве комментария использовал «Рассуждения» филолога XVI в. Иеронима Вольфа. Книга «Исократа Афинейского, оратора и философа, политические речи» (1789) была напечатана Академией наук в пользу переводчика (за вычетом суммы на печатание) и позднее продавалась самим Д. в Тамбовской и Рязанской губерниях.

8 мая 1790 Д. перевелся секретарем в Тамбовскую дух. консисторию. В июне 1795 он просился секретарем в Моск. синод. контору (ЦГИА, ф. 796, оп. 6, № 243), однако это ходатайство не имело результата; 15 июня 1799 был вовсе уволен из ведомства Синода по подозрению во взятках (ЦГИА, ф. 796, оп. 79, № 146).

До марта 1800 Д. служил экспедитором при Тамбовском почтамте; 28 марта поступил учителем рос. этимологического класса в Моск. благор. пансион и Унив. гимназию; с 25 авг. ему поручают также преподавание лат. синтаксиса (дело о дворянстве рода Дмитриевских — ЦГИА, ф. 1343, оп. 20, № 1944). И. М. Снегирев в воспоминаниях о гимназии характеризовал Д. как сведущего богослова, археолога (ценителя древностей) и знатока греч. языка, переводившего с учениками Корнелия Непота и басни Федра, а в бытовом отношении — как тип «старинного семинариста»: «… среднего роста, с старомодною прическою и длинною косой, он носил тафтяной кафтан, весь масляный от блинов, которые любил есть, штаны с медными шлифными пуговицами, неуклюжие башмаки с заплатами… По простоте и доброте был ребенок». Др. ученик Д., Е. Ф. Тимковский, отметил, что по литературным симпатиям он был «заржавленный греко-славянин» (т. е. сторонник А. С. Шишкова). 19 марта 1804 Д. уволился из университета с чином титул. советника (аттестат — ИРЛИ, Р. III, оп. 1, № 1044) и, хотя оставался «за штатом», 12 авг. 1805 был произведен в кол. асессоры, по-видимому в связи с успехом своего историко-богословского труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию…» (М., 1803), поднесенного Александру I и удостоенного денежной награды (13 июля 1803). В 1791 сочинение это, кaк и аналогичный труд Аполлоса Байбакова, не был рекомендован Синодом к печати (ЦГИА, ф. 796, оп. 72, № 96), но в нач. XIX в. исследования и толкования Д. были с интересом приняты духовенством и даже старообрядцами; М. И. Невзоров откликнулся на него рецензией в своем журнале «Сионский вестн.» (1806, № 5). К 1812 Д., внеся поправки и проверив тексты отцов церкви, подготовил расширенное 5-е издание книги, которое затем неоднократно перепечатывалось (изв. изд. 1828). Труд Д. использовал Н. В. Гоголь при работе над «Размышлениями о божественной литургии» (в авт. примеч. Ошибочно — «Дмитриев»). К 1803 Д. завершил также «Историческое и юридическое разыскание о браках…», оставшееся неизданным, хотя он и обращался за цензурным разрешением на публикацию в Деп. нар. просв. Через московскую цензуру проходило, кроме того, «Краткое начертание жизни И. И. Дмитревского», — видимо, вариант автобиографии (ЦГИА, ф. 733, оп. 95, № 182, л. 31 — ценз. вед. за сент. 1807 г.; в печати неизв.).

С 1807 Д. находился в отставке и с огромным семейством жил в приобретенной им деревеньке Гололобово Коломенского у. Московской губ.; к 1820-м гг. Дмитриевские переехали в Рязань.

Лит.: Евгений. Словарь, ч. 1 (1845); Снeгирев И. М. Воспоминания. — Рус. арх., 1866, № 5; Tuмковский Е. Ф. Воспоминания. — Киевская старина, 1894, № 3; Семенников. Мат-лы для словаря (1914); Описание дел Арх. М-ва нар. просв. Пг., 1921, т. 2.

Книга Ивана Ивановича Дмитревского «Историческое догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии» на протяжении двух веков является лучшим руководством к постижению смысла Божественной Литургии. При подготовке книги издательством «Общество сохранения литературного наследия» было использовано издание 1884 года, вышедшее в Санкт-Петербурге, с рисунками академика Ф.Г. Солнцева и приложением «Книга о храме» митрополита Солунского Симеона. Издание было одобрено Санкт-Петербургским комитетом духовной цензуры 13 мая 1883 года.

Книга уже несколько раз переиздавалась в репринтном варианте, и есть уверенность, что данное издание будет далеко не последнее. Современное издание дополнено приложением: «Последование Литургии», приведенным в книгах: «Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви» К. Никольского (1907), «Настольная книга для священно-церковнослужителей» (1913), «Настольная книга священнослужителя», т. 1 (1992). Оригинал книги И. Дмитревского из библиотеки почетного председателя «ОС ЛН» Владимира Васильевича Дробышева.

Православная книга России

Книга «Изъяснения Литургии» И.И. Дмитревского.
0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте