Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Керамика: гжель и скопин

Нынешним летом жители Вологды имели уникальную возможность окунуться в сказочный мир традиционной русской керамики, посетив в Вологодской областной картинной галерее выставку «Современное народное искусство России». От предметов, выполненных народными мастерами Гжели и Скопина, исходит тепло и покой. Это то, чего так часто не достаёт в окружающем нас мире.

Сегодня повсеместно известны гжельские мастера-керамисты. Гжель - это название деревни и довольно большого живописного района Подмосковья, известного с XIV века. Здесь издревле сложились условия для развития гончарного ремесла: обильные запасы керамических глин, речки и леса. Гжельские крестьяне снабжали кирпичом, черепицей, аптекарской и бытовой посудой не только города и сёла России, но и Среднюю Азию. Добывали глину, формовали и продавали изделия, как правило, мужчины. Женщины и дети занимались росписью, а также лепили всевозможные игрушки, свистульки, бусы.

Со второй половины XVIII века Гжель прославилась выпуском майоликовой посуды и скульптуры - изделий из цветных глин с яркой многоцветной росписью по белой эмали. В XIX веке Гжель перешла на производство фаянса и затем фарфора. Особый интерес представляли изделия, расписанные в один цвет - синей подглазурной краской, наносимой быстрыми мазками в сочетании с тонкой графической прорисовкой деталей.

Сегодня этот промысел успешно развивается и продолжает старинные народные традиции гжельской керамики. На выставке в Вологде достаточно полно представлены новые работы ведущих художников промысла - В.Д. Бидака, А.В. Царегородцева, В.В. Чепрасовой и многих других. Художники Гжели по-прежнему расписывают свои изделия только вручную, беличьими кистями. Рисунок свободно располагается по форме предметов. Каждый мастер имеет свой стиль росписи, свой почерк. Сохранилась и старая гамма росписи - синей подглазурной краской по белому фону фарфора.

Мастера и художники Гжели чаще всего в своём творчестве сохраняют традиционные формы изделий: квасники и кумганы (высокие сосуды для напитков). Почти неизменной остаётся и старинная образная система, и характер декоративных средств. Но тем не менее изделия современной Гжели, представленные на выставке в картинной галерее, не похожи на те, которые изготовляли в предшествующее столетие. Значительно расширился ассортимент изделий. Перед нами вазы, шкатулки, различные наборы посуды, сервизы, блюда и прочее (кружка «Петухи», шкатулка «Подарки Морозко», «Колод-чик», тарелка «Деревенские мотивы», плакета «Ярмарка»).

Особый интерес представляет гжельская скульптура малых форм. Фигурки, выполненные по мотивам народного фольклора, привлекают внимание своей выразительностью («На облучке», «Марфуша», «Девочка и лошадка»).

Во второй половине XIX века среди множества гончарных промыслов России неожиданно прославился до этого мало кому известный промысел Скопина, уездного городка Рязанской губернии. Здесь наряду с обычной бытовой посудой делали фигурные сосуды и сосуды-скульптуры. Сложные формы выполнялись по частям и затем соединялись. Всё многообразие скопинской керамики представлено на выставке в картинной галерее. Особенно интересны изделия ведущих мастеров промысла - Т.К. Головановой, Т.В. Лощининой, С.А. Терещенко и их коллег.

Поражает фантазия скопинских гончаров, разнообразие замысловатых форм, сказочных образов и высота мастерства в исполнении сложных эффектных пластических композиций. Среди них дисковидные квасники и кумганы, сосуды в виде медведя, рыбы, льва, волка, барана, а также хищной птицы скопы, по преданию, давшей название городу.

Особую красоту скопинской керамике придают яркие глазури, использующиеся в смеси разного цвета в виде пятен и затёков, ставших приметой местного декора.

Основательность, массивность форм, свойственные русской керамике, сближают гжельский и скопинский гончарный промысел. Гжель испытала на себе влияние столичного искусства, её мастера усвоили декоративные мотивы барокко. В Скопине скульптурное направление развивалось «изнутри», находя выражение и в посудном, и в игрушечном производстве.

Искусство скопинских гончаров не имеет прямых аналогий: оно столь своеобразно и неожиданно в своих проявлениях, что далеко не каждый проникается к нему расположением с первого взгляда, но постигнув однажды глубину его содержания, начинает постоянно ощущать на себе силу его обаяния. Радует то, что уникальное искусство скопинской керамики, как и керамика Гжели, успешно развивается и сегодня, о чём свидетельствуют представленные на выставке «Современное народное искусство России» произведения.

Юлия ГОРЕЛЬКОВА

Вологодская областная газета "Красный Север"

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте