Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Поезд из прошлого



Ещё весной прошлого года можно было говорить об этой диковинке как о современной нам. Клепиковский поезд-«кукушка», единственный оставшийся в России, регулярно ходил по своему расписанию… И уже в июле знакомые рассказали мне, что «кукушка» больше не ходит. Поэтому мой репортаж – ретроспектива. Вы увидите, каким был клепиковский поезд, возивший на себе рязанцев ещё во времена Есенина и Паустовского…

Мещерская узкоколейка

(фото 1: Мещёрская узкоколейка)

«КУКУШКА», СКОЛЬКО ТЕБЕ ОСТАЛОСЬ?

В России тысячи километров железных дорог, но таких осталось немного. Со станции Тумская единственная в области узкоколейка ведёт в глубь мещерских лесов. Последняя остановка – Голованова Дача. Для жителей деревни Головановка этот маленький тепловоз об одном вагоне – единственная связь с внешним миром.

Жители Тумы уже не удивляются, когда их края навещают неожиданные гости. То московские туристы – любители экстрима (эти недавно попытались проехать на внедорожнике по мещёрским лесам; конечно, сломались…); то журналисты, а прошлым летом сюда приехала группа голландцев с кинокамерами. Говорят, хотели снять фильм о рязанской «кукушке» и о единственной в России действующей узкоколейной дороге. Помешало природное бедствие – лесные пожары. Но рано или поздно такой фильм, наверное, снимут. Когда едешь по узкоколейке сквозь мещерский лес – не хватает лишь одного: видеокамеры… Пробуешь ловить кадры на фотоаппарат. Но поезд идет слишком быстро, хотя и гораздо медленнее, чем обычная электричка: всего 10-15 километров в час. Таким темпом идет тумская «кукушка» – локомотив с одним-единственным вагончиком. С той же скоростью – 10-15 километров в час – ровно 110 лет назад ехал по этой колее самый первый поезд.

ТУМА – ГОЛОВАНОВО

Вагон дрожит, и снимки мещерских чудес не удаются. Зато можно сойти на ходу, в любой выбранной точке пути… Пассажиры говорят, именно так и делают в грибной сезон. Каждый может сойти, где понравится, набрать вёдра белых, подберёзовиков, лисичек – и ждать обратного хода «кукушки». Машинист обязательно притормозит, чтобы подобрать одиночку, встреченного на пути.

Рассказывают, как однажды местный оригинал просто заснул на рельсах. Машинист остановился. Спящего разбудили и усадили в вагон… А на прошлой неделе где-то в середине маршрута из окон поезда видели целую поляну журавлей, которых идущая мимо «кукушка» даже не вспугнула. Ведь птицы, как и люди, понимают, что это не просто поезд, а часть Мещеры.

Конечно, для тумчан такие поездки уже давно не экзотика. Главное, что их привлекает на этот маршрут, – обилие грибных мест. О грибных урожаях и о том, как один тумчанин вчера продал ведро сморчков за тысячу рублей, идёт разговор в вагончике.

Вагончик изнутри

(Фото 2. Вагончик изнутри)

А поезд тем временем пробирается дальше. И удивительно, но пейзаж за окном постоянно меняется. Лес оказался многоликим. То заболоченные низины, когда кажется, что поезд идёт по воде. То мелькают участки с обгорелыми и поваленными деревьями, которые в такой глуши убирать, понятное дело, некому…

Переплетаясь, эти стволы на своём языке рассказывают историю Мещёры… А местами заросли подходят к колее так близко, что ветви хлещут по крыше вагона и в открытый тамбур.

ЖИЗНЬ В «МЕДВЕЖЬЕМ УГЛУ»

Почему «кукушка»? Считают, что имя просто перешло к поезду, пущенному по узкоколейке в 1895 году, от самого первого, на котором ездили ещё Пришвин и Паустовский. Другие говорят, что так называли все поезда российских узкоколеек. А может, это связано с приметами? Хотя теперь, к сожалению, «кукушке» надо задавать обратный вопрос: «Кукушка», сколько тебе осталось?»…

Как рассказал Сергей Старостин, главный хранитель железной дороги узкой колеи «Тумская – Голованова Дача», многие опасаются, что дорогу сочтут ненужной и маршрут «кукушки» решат прикрыть. Правда, непонятно, что же тогда делать нескольким сотням жителей Головановки, для которых этот поезд – единственное средство связи с внешним миром. Никакой другой транспорт по такому бездорожью не пройдёт. Почта и продукты доставляются в удалённый посёлок только благодаря «кукушке», которая ходит по расписанию… всего два раза в неделю! Выбор у местных небольшой: всего два рейса до станции Голованова Дача и обратно. В понедельник или в пятницу.

На сегодня в Головановке около 80 постоянных жителей, а летом, когда приезжают на отдых родные-знакомые, набирается и до трёхсот.

Связь с внешним миром у головановцев очень условная. В посёлке нет телефонной связи: единственный телефон в сельсовете работает «раз в четыре года». Сотовые «ловят» только с одного бугра. Телевизоры показывают, но только если не вырубается электричество, что бывает нередко. «Настоящий медвежий угол», – говорят те, кто остался верен этим краям. Но уезжать не хотят. И можно понять, почему. Скажем, после одного рейса по лесу и прогулки по Головановке у нормального жителя экологически неблагополучной Рязани начинается головокружение. От кристально чистого воздуха, запахов мокрой листвы и земли, аромата древесины – чего только нет в этом букете. Местные уже в обморок не падают, но знают: воздух действительно целебный. Один из головановцев признался, что приехал сюда спасаться от бронхита. За год, прожитый здесь, ни разу даже не чихнул. Другие тоже не торопятся уезжать. Разве дело в телевизорах и магазинах?..

Среди прибывших на поезде – Геннадий Ефимович и Валентин Ефимович Боровковы. Братья живут в разных районах, но вот собрались и поехали в Голованово – побродить по местам, где прошло детство. Они-то и рассказали, что в 50-е годы в посёлке проживало человек под тысячу. Были здесь и 8-летняя школа, и пожарное депо, и клуб. Куда же всё делось, когда люди стали покидать посёлок? Вместо ответа мне показали обгорелые склады, оставшиеся от бывшей пилорамы. Оказалось, таким, как сейчас, населённый пункт стал недавно. До 90-х здесь работало крупное лесопильное хозяйство – лес привозили издалека, пилили в две смены, а затем пиломатериалы и дрова по железной дороге доставляли в разные уголки Союза. «В основном в безлесные районы», – не без гордости добавляют рассказчики.

Фото 3: «Кукушка» на станции Тума

ГЛАВНОЕ – ЧТОБЫ «КУКУШКА» ХОДИЛА!

Так сказала одна из жительниц Голованова. И точнее не скажешь – для обитателей посёлка в этой дороге заключено всё. Например, возможность видеться с родными.

О том, чтобы сохранить поезд, неустанно заботится и Сергей Викторович Старостин. Железнодорожник, больше 30 лет проработавший в этой отрасли, не оставил любимого дела.

До мелочей разобравшись в проблеме, Старостин имеет право утверждать: поезд «кукушка» – или, говоря языком специалиста, «дизель-тепловоз узкой колеи» – сохранить можно. «Узкая железнодорожная колея длиной 25 км исправна, исправны вагон и локомотив», – говорит Сергей Старостин. С ним согласен и бригадир колеи Сергей Никулин: «Рельсы пролежат ещё хоть 300 лет, нужно только шпалы обновлять вовремя».

Вид мещерского леса из тамбура поезда

Фото 4: Вид мещёрского леса из тамбура поезда

Да и разве легко отказаться от такого чуда? Ведь «кукушка» – настоящий раритет! О чём Сергей Викторович готов говорить с кем угодно и писать во все издания. Благодаря ему об уникальной дороге узнали и в стране, и за границей.

– В октябре у этой дороги 110-летний юбилей, - рассказывает хранитель. – Поначалу это была часть узкоколейной магистрали длиной более 200 верст, которая шла до самого Владимира. После войны половину дороги «перешили» на широкую колею. Узкоколейки, подобные нашей, сохранились в нескольких областях России, но там они существуют уже только в виде музейных экспонатов. Наша – единственная, которая по-прежнему действует, принося людям пользу.

Конец колеи в Головановке. Поезд дальше не идет...

Фото 5: Конец колеи в Головановке. Поезд дальше не идёт...

Особенно важным Сергей Старостин считает то, что поезд ходит точно по расписанию, и минута в минуту делает промежуточные остановки на полустанках, на которых, между прочим, тоже садятся пассажиры. В Голованово мы прибыли в 16.45. Все, кому нужен обратный рейс, готовятся: ровно через час тепловоз тронется в обратный путь. И снова – 25 километров загадочного леса, перестук ходовой части поезда, похожий на стук сердца… Приехали – вот она, «цивилизация»: мы снова в Туме, откуда можно добраться и в Рязань, и в Москву. Да только все как один жители Тумы, с которыми довелось беседовать, убеждены: поезд узкоколейной дороги надо сохранить! Ведь если дорогу придётся закрыть, не только район лишится уникального маршрута – весь рязанский край потеряет одно из своих чудес. Но стоит приложить немного усилий, отремонтировать дорогу и сделать более удобным расписание – и поезд станет главной жемчужиной этих мест, привлекающей туристов, популярной зоной отдыха для рязанцев. Хочется верить, что энтузиасты, готовые взяться за такой проект, найдутся, и им удастся сохранить единственную в центральной России «живую» узкоколейку и поезд с трогательным именем «кукушка».

Ольга Сидорова
Сокращённая версия статьи опубликована в «Панораме города» за 23.04.2008 г.
Эксклюзивные снимки предоставлены специально для сайта.

5
Рейтинг: 5 (3 голоса)
 
Разместил: Ollga    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте