Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Код Филонова



Над секретом мистической силы работ Павла Филонова безуспешно билось немало искусствоведов. Сам Филонов, если и передавал свои тайные знания кому-то, то только ученикам и родственникам. А те молчали до конца жизни, как партизаны. Правда, кое-что все-таки стало известно петербургским исследователям и художникам Владимиру и Наталье Евсевьевым (известны в мире живописи под псевдонимом ВИН). Ко дню рождения авангардиста Евсевьевы решили, наконец, поведать миру, кем же на самом деле был Павел Филонов.

Авангардист-дворянин

Павел Филонов в своем дневнике сообщал, что его родители были обыкновенными рязанскими мещанами: мать — прачкой, отец — сначала кучером, потом извозчиком. В семье было семеро детей… Наталкиваясь на эти строки, биографы Филонова один за другим впадали в ступор. Слишком невероятно, чтобы один из семерых детей прачки и кучера мог позволить себе перебраться в Петербург и учиться рисованию в частной мастерской. А потом еще и отправиться путешествовать по Волге, Кавказу, Италии, Франции и добраться даже до Иерусалима. Ведь достоверно известно, что в одной только поездке по Европе Филонов провел два года!

Добавьте к этому то, что художник никогда не писал картин на заказ — он занимался только чистым искусством. Готовые картины и рисунки (на холсте их всего 12) никогда не продавал. С учеников — а их у Филонова было больше, чем у любого другого авангардиста в Петербурге! — он тоже не брал ни копейки, хотя занимался с каждым индивидуально по несколько часов в неделю…

На что же он жил? Питался, одевался, перевозил в Петербург сестер, снимал квартиру, покупал холсты, краски, кисти, книги, путешествовал?

Еще одна нестыковка — невероятная образованность Павла Филонова. Если верить дневнику художника, его общее образование ограничивалось тем, что в детстве он вышивал крестиком вместе с сестрами. Петербургскую академию художеств он так и не закончил. И при этом зачитывался научными трудами Пастера, Мечникова и других ученых. Что сын прачки и кучера мог понять в этих книгах? А ведь он понимал!

— Не верьте дневнику Филонова! — предупреждают петербургские исследователи и художники Наталья и Владимир Евсевьевы. — Он писал его в опасные 30-е годы только для того, чтобы таким образом сберечь свою семью, друзей, учеников. На самом деле Павел Филонов родился в семье столбовой дворянки и получил блестящее домашнее образование!

Столбовыми дворянами до революции называли представителей древнейших потомственных дворянских родов, которых в XVI веке занесли в специальные родословные книги — «столбцы». Если Филонов действительно родился в такой семье, тогда все вопросы к его биографии снимаются автоматически. Но откуда Евсевьевы узнали об истинном происхождении художника?

— Об этом мне в 70-х годах рассказала в личной беседе сестра Филонова — Евдокия Глебова-Путиловская, — уверяет Владимир Евсевьев. — А с сестрой свел один из учеников мастера — Олег Покровский.

В Советском Союзе имя Филонова было под негласным запретом. То есть мы знали, что был такой художник-авангардист Павел Филонов, но найти какие-либо сведения о нем было невероятно сложно. Половина его учеников сгинула в тюрьмах и психбольницах, а оставшиеся в живых жили тихо и не любили общаться с любопытствующими. Но вот однажды мне на редактирование принес свою рукопись Олег Покровский…

С самой Евдокией Глебовой-Путиловской, хранительницей картин Филонова, петербургский исследователь встречался несколько раз. Мало того, что она всеми манерами и поведением демонстрировала свое дворянское происхождение, она еще и рассказывала о своем брате поразительные вещи!

— Из слов Евдокии Николаевны выходило, что во время своего европейского путешествия Филонов провел немало дней в Ватикане, в Братстве святого Луки, где ему предоставили доступ к архивам самого Леонардо да Винчи! Более того, часть этих архивов — математические таблицы идеальных соотношений цветов, линий, пятен и других элементов живописи — Филонов привез с собой в Петербург…

Согласно официальной биографии художника, именно после этого загадочного путешествия по Европе (подробности поездки биографам разведать так и не удалось) «смутьян холста» впервые сформулировал основные положения своего «аналитического метода», с помощью которого и создал картины, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.

Секретное братство

На первый взгляд версия о том, что Филонов владел секретами Ватикана, кажется безумной. Но почему же она так замечательно подтверждается фактами?

Искусствоведы давно отмечают, что Павел Филонов, в отличие от всего мирового (!) авангарда, был уникален в буквальном смысле этого слова — ни на кого не похожий, он не вписывается ни в какие художественные направления и стили. Такое впечатление, что со своим аналитическим методом он взялся буквально из ниоткуда!

Филонов называл создание картины не как-нибудь, а «научной работой». С чего бы это? Наконец, он использовал в создании картин многие техники иконописи, хотя — согласно официальной биографии — никогда ей не учился! Откуда же он узнал, как пишутся иконы?

Супруги Евсевьевы отвечают: все эти познания — из Братства святого Луки. Святой Лука — апостол Христа и основатель иконописи, именно он написал первые в мире иконы. Причем по большей части это были образы Богородицы с младенцем на руках. Филонов после возвращения из Италии первым делом почему-то тоже написал картину на этот сюжет — «Святое семейство».

Филонов спас Ленинград?

Владимир Евсевьев уверяет, что видел секретные таблицы Филонова, привезенные из Ватикана, собственными глазами. Чтобы их расшифровать, нужны десятилетия кропотливой работы!

— Это наборы логарифмов из высшей математики, в которых особым образом записаны соотношения цветов и линий для передачи определенной информации. Евдокия Глебова-Путиловская говорила, что ее брат картины писал в буквальном смысле — писал как книгу. Например, льняное масло, которое он использовал для создания картин, при застывании образует нечто вроде магнитной пленки, на которую можно «записать» информацию, вплоть до личности самого художника. Кстати, известно, что Филонов требовал от своих учеников моральной чистоты и совершенства — может быть, именно поэтому?

Владимир и Наталья Евсевьевы уверены, что художник, обладая уникальными знаниями Братства, сумел создать не просто набор картин — а ни много ни мало — защитный экран для Петербурга!

— Иконописная техника наводит на эту невероятную мысль, — признает Владимир Евсевьев. — Известно, что, когда фашисты подступали к Москве, Сталин отдал приказ обнести столицу иконой. Приказ был выполнен — и немцы неожиданно отступили… Может быть, в Ленинграде роль такого щита сыграли картины Филонова?

Как ни странно, даже этой гипотезе нашлось подтверждение в официальной биографии художника. Перед смертью Павел Филонов строго-настрого наказал своей сестре: картины на холсте не должны покинуть наш город ни при каких обстоятельствах! Он умер в первую блокадную зиму в своей комнате на набережной Карповки, 19, и несколько дней пролежал в ожидании гроба, накрытый своей картиной «Пир королей». А Евдокия Глебова-Путиловская выполнила наказ брата: картины ни разу не покидали ни Ленинград, ни Петербург. И, как известно, город выстоял…

Алиса Берковская

"МК в Питере",10.12.2008г.

Нераскрытое «дело рисунков»

Филонов всегда вызывал необъяснимый ажиотаж: при жизни — у ОГПУ, после смерти — у коллекционеров и музеев. Известно, что несколько рисунков художника выкрали прямо из квартиры Евдокии Глебовой-Путиловской еще в 70-х годах. А в 1985 году выяснилось, что восемь других рисунков, хранящихся в Русском музее, подменены фальшивками и нелегально вывезены во французский музей современного искусства «Центр Жоржа Помпиду»! Их стоимость оценивается в полмиллиона долларов США.

Несмотря на многолетнее расследование, найти виновных в краже так и не удалось. Сотрудники Русского музея по сей день избегают говорить о «деле рисунков», ссылаясь на то, что виновные в их пропаже все еще живы, здоровы и влиятельны. К счастью, все украденное в 2000 году было возвращено в Русский музей.

Павел Филонов Павел Филонов
4
Рейтинг: 4 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте