Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   

логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Вновь открывающийся музей декабристов будет интересен и рязанцам.

В декабре 1825 года произошла попытка государственного переворота, известного нам как восстание декабристов. Рязанский край и декабристов связывают множество видимых и невидимых нитей пересечений судеб людей, этим историям посвящены многие исследования.

Скоро откроется дом-музей Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной, где на закате советской эпохи находился музей декабристов. Дом стал одним из трех в Москве, сданных в аренду потомкам прежних владельцев – наряду с «чайной пагодой» Перлова на Мясницкой и домом Пороховщикова в Староконюшенном переулке. В России отсутствует закон о реституции, и эти памятники стали положительным примером подобной практики

Скромный деревянный домик на Старой Басманой 23, был выстроен неким капитаном П.И. Яковлевым в начале XIX века. Прежде это владение принадлежало купцам Бабушкиным, пожертвовавших большие средства на сооружение прекрасного храма Никиты Мученика в стиле елизаветинского барокко по проекту Дмитрия Ухтомского на месте старой церкви, основанной во времена Василия III. Легендарный дом стоял в приходе Никитского храма, и прихожанами были все его обитатели, включая братьев-декабристов.

Раньше считалось, что его строил сам Матвей Казаков, потом проект приписали архитектору Жукову, но теперь и его авторство под вопросом. Жуков отвечал за застройку данного участка Москвы, и подписывал проекты всех местных сооружений. На плане дома Яковлева тоже стоит подпись Жукова, но исполнил ли этот проект он сам - неизвестно. Дом был очень простенький, и вряд ли для его возведения требовался маститый архитектор. Однако он исполнен в традициях московской городской усадьбы согласно архитектурной моде своего времени, и вышел очень нарядным, с шестиколонным портиком, с фризами в античном стиле. Интересная деталь - в комнатах потолки разной высоты. В этом склонны видеть московскую «оппозицию» Петербургу с его регулярностью и симметрией. С того времени дом больше ни разу не перестраивался, уцелев даже в нашествие Наполеона и в нескольких пожарах, когда окрестность выгорала дотла. К Ивану Матвеевичу Муравьеву-Апостолу, он перешел в 1815 году когда тот, овдовев, женился вторым браком на Прасковье Грушецкой и получил дом в приданое, став одним из «басманных вельмож» наряду с Куракиными, Голицыными, Демидовыми, Разумовскими. Атрибутировать исторический памятник принято по самому известному владельцу, кем и был отец братьев-декабристов.

Род Муравьевых происходил от рязанского боярина Василия Алановского, сын которого, Иван Муравей, получил при Иване III поместье в Новгороде и стал родоначальником Муравьевых. Вторая же часть фамилии Апостол – молдавского происхождения. Апостолы переселились в Малороссию во времена Богдана Хмельницкого. Внучка последнего выборного гетмана Данилы Апостола вышла замуж за генерал-майора Матвея Артамоновича Муравьева. Их сыну Ивану Матвеевичу, «басманному вельможе», император Александр I дозволил носить двойную фамилию Муравьев-Апостол, поскольку род Апостолов не имел прямых наследников, и так государь позволил сохранить фамилию. Натан Эйдельман предложил другую интересную версию: Иван Матвеевич Муравьев не участвовал в заговоре против Павла I в марте 1811 года, хотя знал о нем, и за это получил от нового императора в награду фамилию предка.

Врочем, в этой версии сомневаются. Иван Матвеевич был в милости и у Екатерины Великой и у Павла I, служил послом в Гамбурге и в Испании, состоял «кавалером» при великих князьях Александре и Константине, но в 1805 году попал в опалу. Тому называют две причины – во-первых, Александр I, всю жизнь мучимый трагической кончиной отца, не мог простить ему знания о заговоре против Павла, хотя тот в нем и не участвовал. Во-вторых, Иван Матвеевич после Французской революции придерживался антифранцузских взглядов, о чем полемизировал со своим соседом по Старой Басманной, «франкоманом» Василием Львовичем Пушкиным - по горькой иронии истории старший Муравьев-Апостол был весьма далек от революционных настроений. Наполеон же провозглашал себя преемником французской революции, оттого Иван Матвеевич всегда занимал антинаполеоновскую позицию, и именно в тот момент, когда наметилось сближение России и Франции. В канун Тильзитского мира русский посол должен был беспрекословно исполнять волю своего государя. Ивана Матвеевича удалили на покой, и он поселился в Москве.

Здесь он занялся литературной деятельностью. Считается, что под влиянием его «Путешествия по Тавриде» Пушкин написал «Бахчисарайский фонтан». Как истинный англоман, стал членом Английского клуба. Принимал у себя в гостях на Басманной всю интеллектуальную элиту Москвы. Здесь бывал и Василий Львович, да и его гениальный племянник наверняка заглядывал сюда, а поэт Батюшков, близкий друг семьи, прожил тут какое-то время, записавшись прихожанином Никитского храма. Дом был большой, дружный, веселый, хлебосольный, и особняк очень подходил для уклада этой семьи, устроенный в традициях своего времени. Парадная половина с анфиладой, две гостиные – картинная и диванная, бальный зал, кабинет хозяина, парадная спальня (где не спали, а принимали гостей на женской половине дома), покои хозяев с окнами в сад, и антресольные теплые комнатки для детей и гувернанток. И все же хозяин не мог забыть несправедливую опалу. В его письме к Г.Р.Державину сквозила обида и надежда: «скромные семейственные добродетели - вот удел мой. Я и в нем не вовсе буду бесполезным отечеству: выращу детей, достойных быть русскими, достойных умереть за Россию».

У Ивана Матвеевича от первой жены Анны Семеновны Черноевич было семеро детей. Два старших сына – Матвей и Сергей – родились в Петербурге в конце XVIII века, младший Ипполит – во Франции в 1805 году, когда отец был на дипломатической службе. Детство их прошло за границей, в Париже, где отец поместил старших братьев в престижный пансион Хикса. Анна Семеновна все же настояла на том, чтобы ей с детьми вернуться на родину, и только на границе сказала сыновьям: «В России вы увидите рабов». Они приехали в Москву в январе 1810 года и остановились у дальней родственницы на Большой Никитской. В том же году Анна Семеновна умерла, и старшие сыновья поступили на военную службу. Им не было и 20 лет, когда началась Отечественная война. Несмотря на очень юный возраст, братья отправились воевать с Наполеоном, участвовали во всех великих сражениях - Бородине, Тарутине, Малоярославце, битве при Лейпциге, взятии Парижа, были ранены и имели награды. Далее последовала учеба. Отец отправил сыновей в военное училище колонновожатых, основанное его двоюродным братом генералом Н.Н. Муравьевым на Большой Дмитровке, где находился московский рассадник идей декабризма, о чем Иван Матвеевич не подозревал.

Старшие братья нередко навещали отцовский дом, наезжали в отпуска, но не посвящали отца в свои сокровенные планы: с 1816 года Муравьевы-Апостолы стали одними из организаторов первого тайного декабристского общества «Союз Спасения» в Петербурге. И с тех пор оставались членами всех последующих декабристских организаций, со временем войдя в Южное Общество во главе с Пестелем, действовавшее на Украине. Матвей и Сергей служили в Семеновском полку, где в 1820 году произошло восстание против жестоких порядков. Матвей вышел в отставку в чине подполковника, а Сергей был переведен в Черниговский полк. Его батальон стоял в Василькове, и он стал главой Васильковской управы Южного Общества.

Идеология декабристов представляла собой сплав идей философии Просвещения, французской революции и российской действительности после 1812 года, когда не сбылись надежды на реформы и отмену крепостного права. Русский народ-победитель оказался вновь в унизительном положении раба – под властью ли помещика или в аракчеевских военных поселениях. Спорную, сложную историю декабристов переписывали не один раз, то восхваляя их, как героев Отечества, то порицая, как простой бунт «горсти молодых безумцев», не имевших русских корней, не знавших истинные нужды своего народа и подражавших Западу. Главными тезисами их программы было низложение самодержавия и замена правления на конституционно-монархическое или республиканское, отмена крепостного права, борьба с рекрутчиной Планы восстания не раз менялись – сначала его предполагалось осуществить в период междуцарствия и долго, планомерно готовить к нему общественное мнение, которое, по мысли философов-просветителей, правит миром. Потом решили осуществить переворот цареубийством и начать восстание в мае 1826 года, когда государь должен был проводить смотр военных полков. Скоропостижная кончина Александра I в Таганроге в ноябре 1826 года заставила выступать немедленно.

По плану Пестеля главное восстание назначалось в Петербурге: там надлежало арестовать царя, и затем Сенат должен был объявить Манифест о низложении самодержавия, о введении конституционного правления и об отмене крепостного права. Провинциям следовало поддержать выступление в случае успеха: Сергей Муравьев-Апостол должен был поднять восстание на юге, как только станет известно о событиях в столице. Пестеля арестовали по доносу накануне выступления в Петербурге. Когда же пришла весть о поражении восстания на Сенатской площади, братья Сергей и Матвей были взяты под стражу как члены Южного общества, в деревне Трилесы на Украине, где квартировал Черниговский полк, но их тут же освободили офицеры. Так 29 декабря (10 января) началось знаменитое восстание Черниговского полка. Его задачей было идти на Киев, присоединив к себе сочувствующие полки, где тоже служили члены тайного общества, создать мощный очаг сопротивления - и таким образом развернуть широкое военное восстание на юге, которое могло перекинуться и на другие области Российской империи. Сергей Муравьев-Апостол обратился к солдатам со своим революционным «Катехизисом», где в привычной, понятной форме объяснялась пагубность монархического правления и цели его свержения.

Сергея уговаривали немедленно идти на Киев, но тот медлил, ожидая присоединения других восставших полков под командованием членов Южного общества. В таки условиях восстание было обречено на гибель. Полк несколько дней плутал по заснеженным просторам, пытаясь найти союзнические полки, и 3 (15) января 1826 году в бою с правительственными войсками у деревни Ковалевка Сергей был тяжело ранен в голову, Матвей взят в плен, а Ипполит, только что прибывший к братьям и увидев Сергея раненым, счел, что он убит, и застрелился.

Арестованных заговорщиков доставили в Петербург. Сергея привели в Зимний дворец. По легенде, Николай I спросил его о причинах восстания, и он так смело и искренне высказался о положении в России, что император протянул ему руку и предложил помилование, если тот даст обещание не выступать против него впредь и служить ему, но декабрист спрятал руку за спину. По другой легенде, он отказался от помилования, сказав, что выступал против всякого произвола и потому не примет произвольной пощады. До вынесения приговора император приказал отцу, Ивану Матвеевичу уехать за границу, чтобы ему, сенатору, не участвовать в обсуждении следственного дела – он получил право на последнее свидание с Сергеем в мае 1826 года. Увидев сына в залитом кровью мундире, он обещал прислать ему другое платье, но тот сказал, что умрет с пятнами крови, пролитой за Отечество.

Сергей Муравьев-Апостол был повешен 13 (26) июля 1826 года вместе с другими руководителями восстания . Матвей был приговорен к каторжным работам на 20 лет, с последующим поселением в Сибири. По амнистии, объявленной императором Александром II в 1856 году, он был восстановлен в прежних правах, с разрешением жить в Москве и носить награды. Вернувшись из ссылки, он сменил несколько адресов, так как отцовский дом был давно продан, и провел остаток в доме Иерусалимского подворья на Пречистенском бульваре. С ним повидался Лев Толстой, собиравший материалы для романа «Декабристы».

История повторилась: теперь у Муравьевых-Апостолов не было наследников по мужской линии. Иван Матвеевич больше не имел детей. Он вернулся в Россию только в 1845 году, глубоким стариком, сломленным семейной трагедией. Имея на сыновей огромное влияние, он не мог понять, почему они пошли по совсем другому пути. У всех трех братьев Матвея, Сергея и Ипполита продолжателей рода тоже не осталось. Когда Матвей Иванович после ссылки вернулся в Москву, Владимир Коробьин, внук его сестры Екатерины Ивановны, в замужестве Бибиковой, отнесся с теплом к больному старику, и тот выхлопотал у царя разрешение передать ему свою фамилию. В том же 1886 году Матвей Иванович умер и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Владимир Коробьин-Муравьев-Апостол в I Мировую войну был представителем российского Красного Креста в Лондоне. Он женился на дочери сахарозаводчика Надежде Терещенко, и они по полгода жили за границей. В 1916 году с возвращением в Россию возникли трудности, а потом грянула Октябрьская революция и супруги остались в Европе. Там у них родились дети – Андрей и Алексей.

А исторический дом на Старой Басманной снова сменил несколько владельцев, в середине 1840-х годов в нем открылся детский приют, перешедший в ведомство императрицы Марии Федоровны. Он чудом уцелел в капиталистической лихорадке, когда на его месте едва не появился очередной доходный дом. Лопахины проиграли – план остался на бумаге, но приют для изыскания дополнительных средств к существованию сдавал цокольный этаж в наем под квартиры и различные мастерские. Арендаторы прорубали стенные проемы и возводили перегородки, но эти изменения не коснулись парадной части.

Именно в этом доме Луначарский хотел открыть музей декабристов к столетию восстания на Сенатской площади, но тогда идея не осуществилась. Только в 1986 году в нем открылся музей, созданный сотрудниками Государственного исторического музея с помощью членов общества «Наследие декабристов», многие из которых были их потомками. Постоянная экспозиция музея выглядела очень скромной, зато проводились интересные выставки, как «Пушкин и декабристы» или «Реликвии Отечественной войны 1812 года». Музей просуществовал недолго из-за аварийного состояния исторического дома. Уже в августе 1991 года обрушился потолок на парадной лестнице, и музей закрыли на реставрацию. Она оказалась крайне неудачной: строители сняли штукатурку, которая, позволяя деревянным стенам дышать, предохраняла их от сырости. Когда этот «термос» разрушили, дерево стало разрушаться еще стремительней, вода сочилась сквозь прохудившуюся крышу, и сгнившие деревянные перекрытия грозили обрушением. У музея не было денег продолжать работы, так как государство прекратило их финансирование.

История получила уникальное для тех лет продолжение. В том же 1991 году в Россию приехали Муравьевы-Апостолы. Тогда Советский Фонд культуры обратился к потомкам русских эмигрантов с просьбой вернуть исторические фамильные реликвии на Родину, и братья Андрей и Алексей Владимировичи Муравьевы-Апостолы передали обширную библиотеку и часть семейной коллекции в дар Фонду. В благодарность их пригласили в Россию посмотреть места, связанные с памятью предков. Так они посетили свой дом на Старой Басманной. Вместе с ними приехал сын Андрея Владимировича, Кристофер, гражданин Швейцарии. Увидев состояние семейной святыни, он решил восстановить фамильное гнездо и сделать музей. К тому времени распался СССР, и стало ясно, что Россия дореволюционная и современная – это одна страна.

Кристофер Муравьев-Апостол обратился к мэру Москвы с просьбой передать дом для восстановления и открытия музея. Трудность состояла в том, что здание являлось памятником архитектуры и истории, и в то же время на него было множество непрофильных претендентов, вроде банков и казино. Государственное управление по охране памятников дало согласие, когда удостоверилось, что в доме не будет евроремонта и офисов. Мытарства длились почти 10 лет, в течении которых Кристофер уберегал пустовавший дом от огня и бомжей. Лишь 5 декабря 2000 года – в 175-летнюю годовщину восстания декабристов - постановлением правительства Москвы дом был передан в долгосрочную аренду. Успели вовремя – еще чуть-чуть, и здание погибло бы, а если бы процесс возвращения дома начался раньше, в советские и первые постсоветские годы, то памятник архитектуры не был бы передан в аренду.

Уже в январе 2001 года началась научно-методическая реставрация, причем в самом дорогостоящем варианте. За основу был принят исторический облик усадьбы на начало XIX века. Во-первых, от самого дешевого и простого проекта – создания бетонного муляжа, - отказались сразу. Хотели сохранить именно старые стены, тем более, что дом ни разу не перестраивался и не горел. Однако он достался почти гнилым, пораженным грибком, а дерево трудно лечится. Требовалось сохранить все, что уцелело. После научного анализа, проведенного микологической лабораторией МГУ, реставраторы провели вычинку деревянных стен: были оставлены все здоровые бревна, а поврежденные заменили новыми, из костромского леса с пятилетней выдержкой. Даже балки перекрытий положили деревянные, а не бетонные. Во- вторых, необходимые замены и общий ремонт проводили с использованием идентичных материалов по старинным технологиям. Например, белую обмазку кирпичных стен и сводов делали из извести, с добавлением молока и творога. Принципиально не приглашали европейских специалистов – требовалось восстановить настоящую русскую усадьбу, и с этим тоже возникли сложности. По словам генерального директора дома-музея Матвея Муравьева-Апостола Татьяны Макеевой, в современной России трудностей с архитекторами-реставраторами нет. Есть проблемы с рабочими: мало молодых ребят, которые умеют работать руками. Не хватает даже хороших штукатуров, способных применять сложные старые рецепты. Но и в этом дому все-таки повезло: над ним трудились только русские рабочие и только хорошие рабочие. Строители теперь гарантируют памятнику еще триста лет жизни.

В залах парадного этажа, которые никогда не подвергались переделкам, сохранились фрагменты старинного убранства: лепнина, медальоны с амурами, изразцовые печи, колонны из зеленого искусственного мрамора. В комнатах антресольного этажа обнаружены остатки бумажных обоев ручной работы, наклеенные на бревна. Все это позволит восстановить в доме подлинный исторический интерьер конца XVIII – начала XIX столетий. Задача состоит не только в том, чтобы восстановить московскую городскую усадьбу начала XIX века, но и в том, чтобы вернуть под ее своды атмосферу дома Муравьевых-Апостолов. Когда в дом на одно из мероприятий пришел известный москвовед Рустам Рахматуллин, он заметил:«Необычное ощущение: приходишь в дом Муравьевых-Апостолов по приглашению Муравьева-Апостола».

Как когда-то дом был не только жилым, но и общественным центром Москвы, таким он станет и сейчас. Создатели хотят сделать его живым музеем, чтобы интерес к нему не угасал, чтобы люди приходили сюда не один раз. Часть помещений отдадут под постоянную экспозицию на основе семейных реликвий Муравьевых-Апостолов: мемориальные вещи, книги, награды, документы. Вероятно, часть экспонатов поступит из Государственного исторического музея и из частных коллекций потомков декабристов. Экспозиция должна рассказать об этом движении, об участниках этого движения, об истории семьи Муравьевых-Апостолов вплоть до наших дней. Кристофер был очень удивлен тем, что его фамилия известна многим русским и что в России хорошо знают свою историю. Помимо экспозиции музей намерен проводить дискуссии, семинары, конференции на тему «Россия и декабристы», которая требует нового осмысления и изучения этого феномена русской истории. 14 декабря здесь традиционно собираются потомки тех, кто принимал участие в событиях 1825 года. Остальные помещения отдадут под выставочные залы, где будут проводить и концерты и балы, а в антресольном этаже будут жилые комнаты, где члены семьи смогут останавливаться во время приездов в Москву.

Создаваемый музей носит имя Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, - это знак благодарности современного поколения Муравьевых-Апостолов. Ведь Кристофер приходится внуком Владимиру Коробьину, которому декабрист передал свою фамилию. В этой семье чтят традиции и память о предках - так возвращен к жизни исторический памятник Москвы и создан центр изучения собственной истории.

Елена Лебедева

Новые хроники

0
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте