Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Предложения

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Некоторые материалы для истории хлыстовщины и скопчества в Рязанской губернии



Некоторые материалы для истории хлыстовщины и скопчества в Рязанской губернии

М.Б. Оленев
2008 г.

СКОПЦЫ

В самом начале XIX века скопчество появилось в Рязанской губернии, особенно сильно было распространено по Раненбургскому уезду. В уезде скопчество началось в 1805 году с сел Старого Кленского, Дубового, Жабина и Раненбургской подгородной слободы, где было основано однодворцами Трофимом Духаниным, Яковом и Сергеем Антоновыми и Селиверстом Жабиным. К 1807 году в этих селах и в Раненбурге образовался уже целый скопческий корабль, из членов которого известно около 15 человек скопцов и столько же хлыстов. Среди них - фамилии Парамоновых, Сигитовых, Копыловых, Юмашевых и Кузовлевых, переселившиеся после в Москву и основавших там скопческие дома. Во главе корабля стояли Духанин, Жабин, Антоновы и Саврасов. Радения преимущественно проходили в Раненбургской подгородной слободе, в доме Копыловых.

Алфавитный топографический указатель к истории секты скопцов [1]

Андреевка – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество здесь известно со времен Будылина, т.е. с 1825 года. По показанию Будылина здесь была тогда и скопительница Настасья Степанова Неверова.
Василий Будылин, происходивший из крестьян Нижегородской губернии Арзамасского уезда села Выездной слободы. В 1816 году был сдан в рекруты и поступил в отдельный корпус, откуда перешел в г. Георгиевск Ставропольской губернии. Там сошелся с рядовым скопцом Никитой Калмыковым, который его и оскопил.
В 1828 году Будылин находился в Раненбурге, где пытался освободить скопческую «богородицу», но был схвачен и доставлен в Моршанск для допроса. В своих показаниях 8-11 февраля 1829 года подробно рассказал историю своих похождений и главные центры скопчества. В 1831 году находился под следствием в Москве, но внезапно скончался во время суда [2].
Грязновка – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Здесь скопчество с 1805 года.
Дубовое – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество здесь с 1805 года. По показанию Булыгина, в 1825 году здесь был учитель Степан Васильев. Отсюда родом московский скопец Абрам Сергеев Антонов.
Истобное – село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Здесь в 1815 году был скопец Трофим Соболев, отец московского скопца Соболева.
Кленское Старое - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество с 1805 года. Основателями были однодворцы: Семен Антонов Парамонов, Трофим Никитин Духанин, Василий Парамонов. По показаниям Будылина в 1825 году здесь были скопческими лже-учителями: Гаврила Матвеев и мавра Васильева Наседкины, Домна Арефьева и Авдотья Семенова.
Кривополянье - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. По показаниям Будылина в 1825 году был лжеучителем Иван Карпов.
Колыбельское - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. В 1825 году лжеучителем был Василий Васильев.
Ломовое - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество с 1805 года. Скопцы Ефим Федоров Путятников, Иван Семенов и др.
Лычное - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Скопчество с 1805 года. Основатель – скопец Матвей Варфоломеев Есипов.
Раненбург. Скопчество с 1805 года. Основателями его были однодворцы Гаврила и Сергей Ивановы Копыловы, Петр Тимофеев Рыбкин и Яков Иванов Юмашев. Около 1825 года во главе скопческого корабля находились: Максим, Иван, Василий, Марья и Екатерина Максимовы Кожушкины.
Юсово - село Раненбургского уезда Рязанской губернии. Отсюда московские скопцы Сигитовы (дом однодворца Максима Трифонова Сигитова находился в тупике по Дворянской улице).
Во время суда над скопцами в 1808 году в Рязанской Палате Уголовного Суда, Духанин показал, что ходя по паспорту, встретился с неизвестным человеком. Тот дал ему напиться воды, от которой он уснул, а, проснувшись, обнаружил себя оскопленным. Неизвестный же человек скрылся. Другие показали, что, сорвавшись с дерева, напоролись детородными частями на сук, отчего они начали гнить и отвалились без остатка. Третьи объясняли, что их сбросила лошадь, разбила детородные части, отчего они отгнили и отвалились.
Один уснул пьяный на улице, а проснулся уже оскопленным. Сергей Иванов Копылов, впоследствии московский купец, поехал в лес за дровами, спрыгнул с воза на снег, наткнулся на хворостину, вследствие чего детородные части у него тут же и вывалились на снег. Перевязав кое-как рану, он повез дрова домой.
Московский цеховой Егор Кузовлев, 43 лет, скопец без царской печати. Показал, что детородных мошенок не имеет с малолетства, но каким образом и как их лишен, не знает. При подтвердительном допросе в Палате показал, что об оскоплении его в малолетстве знают старожилы крестьяне Рязанской губернии Раненбургского уезда деревни Кузовлевой [3].
По решению Рязанской Палаты Уголовного Суда в 1809 году раненбургские скопцы были отданы в солдаты, но после 1815 года многие из них встречались в Москве купцами, мещанами и цеховыми [4].
В 1819 году граф Милорадович и обер-полицмейстер Горголи узнали, что в С.-Петербурге многие дома заполнены скопцами и что в доме содержателя скопческого корабля Васильева живет «девица редкой красоты», именующая себя «богородицей» и супругой Цесаревича Константина Павловича, Великой Княгиней Анной Федоровной и Цесаревной Елизаветой Павловной [5].
Этой «девицей» была Ирина Николаевна Катасонова, дочь лебедянского 3-й гильдии купца Николая Голева, жена лебедянского мещанина Катасонова. Выдана замуж в 1800 году 15-ти лет от роду, но, прожив с мужем 2 года, бежала от него в Арзамас, где поступила в Алексеевский общежительный монастырь. Года через 2 ее оттуда выгнали, и она перебралась в Киев во Фроловский девичий монастырь. Изгнанная и оттуда, Катасонова перебралась в Москву в Ивановский женский монастырь, где познакомилась с местными скопцами. Катасонова объявила им, что является Великой Княгиней Еленой Павловной, оставившей свое земное величие и скрывающейся ради веры скопцов. Разъезжала также под именем «богородицы» по Раненбургскому, Моршанскому и Серпуховскому уездам, принимая от скопцов различные денежные пожертвования и разыгрывая различные роли.
Так, однодворец Раненбургской Слободы Раненбургского уезда Рязанской губернии Демьян Рязанцов под присягой показал, что «однажды, когда он проходил мимо избы солдатки Армоновой, то увидел несколько баб и девок, собравшихся около той избы, которые, подозвав его, сказали, чтобы он посмотрел на стенную щель, что он и сделал, и увидел лежащую на задней лавке какую-то женщину в монашеском черном одеянии с остриженными волосами и как бы напудренную (а это и была известная Катасонова), а перед ней стояла на коленях солдатка Петрякина с дочерью своею, Настасьею и, крестяся обе, кланялись в землю лежащей монахине и что-то ей говорили, а монахиня что-то им отвечала, и правою рукою делала на них какие-то движения» [6].
После нескольких лет скитания по городам, Катасонова в 1827 году в пьяном виде была задержана в Раненбурге и заключена в острог. По приговору Рязанской Палаты Уголовного Суда самозванка была наказана плетьми и водворена на прежнее место жительство в г. Лебедянь. Но в 1831 году оттуда скрылась и объявилась в Серпуховском уезде в доме скопца Сидорова, где опять стала разыгрывать роль Великой Княгини. В тот же году вновь была задержана и заключена в острог. Дальнейшая ее судьба неизвестна [7].

По некоторым данным умерла в глубокой старости (90-летней обезумевшей старухой) [8].

0
 
Разместил: MaxOl    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте