Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Религиозная жизнь Рязанского края XVII в.



В религиозной жизни России XVII века произошли два важнейших события: церковный раскол, связанный с реформами патриарха Никона (проводились в 1653-1656 годах), и конфликт между царем и патриархом.

Переяславль-Рязанский XVII столетия являлся важным центром религиозной и церковной жизни страны. Церковной власти архиепископа Рязанского и Муромского подчинялась значительная территория. В ее состав входили не только Рязанский край, но и земли юга России, заселенные русскими людьми в XVI-XVII веках. Только в 1682 году были созданы отдельные Тамбовская и Воронежская епархии.

Знаменательной вехой для рязанской епархии стал 1669 год. С этого времени ее глава стал именоваться митрополитом Рязанским и Муромским. Митрополитами в православной церкви называют высших представителей духовенства. С X века по 1589 год так именовался глава православной церкви на Руси. После учреждения патриаршества в 1589 году в России было создано 4 митрополии, в XVII веке к ним добавилось еще пять. Одной из них и стала Рязанская.

Первым митрополитом Рязанским и Муромским являлся Илларион. Он начинал свою церковную деятельность сельским священником под Нижним Новгородом и с того времени был знаком как с будущим патриархом Никоном, так и с его главным противником протопопом Аввакумом.

Как известно, в связи с реформой, начатой патриархом Никоном, православные верующие разделились на два лагеря. Приверженцы «старины»—раскольники—не столько выступали против нововведений Никона в богослужении и исправлении церковных книг, сколько рассматривали старообрядчество как форму борьбы с существовавшими в стране порядками, прежде всего, с закрепощением крестьян. Позднее, в Х\ТИ-начале XIX веков старообрядцы боролись с возрастающим влиянием западной культуры.

Митрополит Илларион стал одним из ревностных сторонников церковной реформы. Когда споры переросли в открытую борьбу, в тюрьмы при рязанских монастырях начали заключать наиболее упорных раскольников.

Евангелие Рязанского митрополита, XVII век.
Евангелие Рязанского митрополита, XVII век.

Однако среди верующих Переяславля-Рязанского нашлось немало сторонников и сочувствующих старообрядчеству. Простой народ видел в раскольниках праведных мучеников.

В Переяславле-Рязанском и вокруг него размещались крупнейшие и наиболее почитаемые монастыри Рязанской епархии. В самом городе — Спасский, Святодуховский, Симеоно-Столпниковский мужские и Казанский женский монастыри. Рядом с Переяславлем находился Троицкий мужской монастырь, вокруг которого существовало поселение—Троицкая слобода.

Неподалеку от города стояли еще три крупных и почитаемых монастыря. На правом берегу Оки—один из древнейших в Рязанской земле—Иоанно-Богословский монастырь (у села Пощупово Рыбновского района). Ниже по течению реки—Ольгов-Успенский монастырь (около села Льгово Рязанского района).

Головной убор рязанского митрополита, XVII век
Головной убор рязанского митрополита, XVII век

 Портал второго этажа Архиерейского дома («Дворца Олега»), около 1692 года.
Портал второго этажа Архиерейского дома («Дворца Олега»), около 1692 года.

В XVII веке пережил расцвет Солотчинский Покровский монастырь. Он входил в число 35 самых крупных из 700 действовавших в России мужских монастырей. Покровский монастырь вел обширную хозяйственную деятельность и являлся крупнейшим землевладельцем Рязанского уезда. Ему принадлежало более 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8 200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий; озера с рыбными и бобровыми ловами; многочисленные мельницы и пасеки. Монастырь имел дворы и воскобойню в самом Переяславле-Рязанском и собственное подворье в Москве.

Церковные владения были освобождены от налогов и повинностей, которые нес простой народ. В XVII веке государство рассматривало средства монастырей и церквей как важные ресурсы на случай чрезвычайных событий: войны, голода, эпидемий. При царе Алексее Михайловиче митрополит Рязанский и Муромский Илларион передал в опустевшую царскую казну на выдачу жалования ратным людям более 4 тысяч рублей. Монастыри брали на себя денежное и продовольственное содержание воинских отрядов.

В самом Переяславле-Рязанском помимо кафедрального Успенского (сейчас—Христорождественского) и Архангельского соборов Кремля имелся целый ряд приходских церквей. Для горожан они являлись важными центрами повседневной и праздничной жизни. При старинной церкви Святого Симеона Столпника работал «больничный» дом.

Церкви были главными ориентирами в городе и его самыми крупными архитектурными сооружениями. Древнейшим в Переяславле являлся Борисо-Глебский храм. В Остроге, на крутом обрыве («яру») размещалась Спасо-Преображенская церковь (или церковь Спаса-на-Яру). На берегу Трубежа стояла Свято-Духовская церковь. Еще в XVI веке упоминались Богоотцовская, Вознесенская, Воскресенская, Входоиерусалимская, Иоаннозачатьевская, Никольская, Сретенская, Симеоновская, Успенская церкви. В XVII столетии впервые названы Благовещенская, Ильинская, Екатерининская церкви. В Ямской слободе отправлял службы Никольский храм.

Поначалу каждая из упомянутых церквей была деревянной. По мере возможностей, церковные власти и прихожане сооружали каменные храмы. Вторая половина XVII века стала временем невиданного расцвета каменного зодчества в Переяславле-Рязанском. К немногим существовавшим в XVI веке добавилось около десятка новых каменных храмов.
Начало большого строительства было положено в 1642 году возведением каменного здания Свято-Духовской церкви. В 1673 году соорудили Благовещенскую, в 1680 году—Входоиерусалимскую, в 1683 году— Воскресенскую, в 1686 году—Борисо-Глебскую, в 1695—Спаса-на-Яру, в 1698—Симеоновскую, Екатерининскую и Ильинскую церкви.

В конце XVII века появилось самое выдающееся архитектурное сооружение Переяславля-Рязанского—новый Успенский собор. Старый Успенский собор (впоследствии—Христорождественский) стал слишком мал для роли кафедрального собора рязанской митрополии. Разрешение на постройку нового храма было получено от царя Федора Алексеевича в 1679 году. Строительство началось рядом со старым Успенским собором, на месте, где прежде стояла «зелейная» (пороховая) палата. Построенное в 1684-1692 годах мастером Шарыпиным здание из-за неправильных расчетов и слабости грунта рухнуло.

В 1693 году новый мастер Яков Бухвостов начал сооружать здание заново, закончено оно было в 1699 году. Затем резчики во главе с мастером Сергеем Христофоровым и иконописцы во главе с Николаем Соломоновым трудились над иконостасом и внутренними помещениями. В 1702 году новый Успенский храм был освящен и очень скоро превратился в главное церковное сооружение города и епархии.

Церковь Святого Духа. Современное состояние.
Церковь Святого Духа. Современное состояние.

По своим размерам Успенский собор Переяславля-Рязанского превосходил почти все постройки Древней Руси. Его высота—72 метра, площадь 1600 кв. м. Формахрама—куб, увенчанный пятью главами,—традиционна для древнерусских церквей. В то же время, сочетание красного кирпича и белокаменной резьбы на порталах и наличниках окон, вместе с делением фасада на этажи, являлось новым шагом в развитии отечественной архитектуры. Это делало Успенский храм самым значительным сооружением нового архитектурного стиля—«нарышкинского барокко».

Успенский собор. Современное состояние.
Успенский собор. Современное состояние.

В XVII столетии в Переяславле-Рязанском появились не только церковные, но и светские каменные здания. В середине века на том месте, где когда-то стоял княжеский двор, построили двухэтажные каменные покои лля главы рязанской епархии (Архиерейский дом или, как называют здание з народе, «Дворец Олега»). Рядом соорудили двухэтажный каменный дом лля размещения эконома и казначея епархии. Напротив резиденции митрополита появилось еще одно двухэтажное каменное здание. Здесь нахо дились епархиальные учреждения, архив и осуществлялся церковный суд. В одном из помещений второго этажа сохранились фрагменты росписи с изображением сцен суда. Автором ансамбля светских зданий Кремля был архитектор Юрий Ершов.

Изразцы работы рязанских мастеров. Вторая половина XVII века.
Изразцы работы рязанских мастеров. Вторая половина XVII века.

В конце века над резиденцией митрополита надстроили третий этаж. На территории Кремля также возвели двухэтажное каменное здание для хранения зерна и других припасов и одноэтажное здание хозяйственного назначения. В нем помещались конюшня, каретный сарай, кузница и мастерская по изготовлению бочек. К ним добавились каменные здания «солодовенных» палат (для производства дрожжей и кваса) и келий Спасского монастыря.

Все эти церковные и светские сооружения сделали Кремль Переяс-лавля-Рязанского уникальным памятником архитектуры XVII века. На протяжении последующих столетий часть этих сооружений, как и многие храмы в других частях города, были уничтожены или перестроены. Те из них, которые сохранились до наших дней, являются ценными архитектурными памятниками современного города.

В 1680-х годах в Рязани работал один из самых знаменитых российских зодчих второй половины XVII века Осип Старцев.

Некоторые историки полагают, что именно он построил в Солотчин-ском монастыре церковь Святого Духа с огромной трапезной палатой (1689 год) и надвратную церковь Иоанна Предтечи (1688-1698 годы). Другие исследователи в этих памятниках архитектуры видят «почерк» Якова Бухвостова. Для трапезной и церкви Святого Духа изготовили красивые цветные изразцы, а для надвратной церкви—четыре великолепных майоликовых панно. Оба здания—одни из лучших в русском зодчестве того времени.

По материалам книги "Мой родной город Рязань"

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте