Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Метрические книги XVIII века в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО). Особенности.



Метрические книги XVIII века в Государственном архиве Рязанской области (ГАРО). Особенности.
На примере метрических книг села Муромино (2-я и 3-я четверти XVIII века)

М.Б.Оленев
2005-2008 годы

Самые ранние метрические книги, хранящиеся в ГАРО, датированы 1722 годом. Кроме городских церквей Переяславля-Рязанского, по Рязанскому уезду сохранились книги за этот год 25 сельских приходов: Алеканово, Войниково, Горетово, Гусь, Дубовичье, Дубровичи, Екимовское, Загорье, Заполье, Затишье, Ивановское, Калитинка (Спасское тож), Канищево, Койдаково (Тойдаково тож), Малинищи (Богородское тож), Никольское, Песочня Дашкова, Подвязье, Покровское (Злыхино тож), Пущино, Раки, Рождество Лесное, Спас-Утешенье, Храпово и Чешуево.
Помимо Рязанского уезда, за 1722 год сохранились метрические книги города Михайлова и уезда, города Пронска и города Ряжска с уездом.

По остальным территориям будущей Рязанской губернии метрические книги сохранились с более позднего периода:

Данковский уезд - 1729 г.
Зарайский уезд - 1739 г.
г. Касимов - 1750 г.
Касимовский уезд - 1754 г.
г. Михайлов и уезд - 1722 г.
г. Пронск - 1722 г.
Пронский уезд - 1737 г.
Раненбургский уезд - 1758 г.
Рязанский уезд - 1722 г.
г. Ряжск и уезд - 1722 г.
г. Сапожок и уезд - 1737 г.
г. Скопин и уезд - 1737 г.

Спасский уезда - 1774 г.

Первые метрические книги свидетельствуют о нежелании священников заниматься лишней «писаниной». Используя любой формальный повод, сельские пастыри старались снизить до минимума довольно тяжелый и новый для них объем работы.
Так, в метрике церкви Введения Пресвятой Богородицы города Переяславля-Рязанского за 1722 год в части I «О родившихся» отмечено только одно рождение.

Были и такие, кто предпочитал донести о том, что никаких рождений, браков и смертей во вверенном ему приходе за целый год не было:

«1737 года сентября 2-го дня.
Во архиерейском духовном приказе перед судией Алимпием архимандритом духовным с товарищи Рязанского уезду Паницкого стану села Житова Николаевской поп Семен по священству в Божию правду сказал. Прошлогоде 1736 году в том селе Житове у приходских всякого чина людей, рождающихся мужска и женска полу людей, так и браком сочетающихся никого не было, и умерших мужеска и женска полов людей никого ж не имелось. И по указу таких троечастных книг учинить ему попу не о ком. И в сей сказке сказал он поп сущую правду. А ежели показал, что ложно, и зато повелено было учинить ему указ, чему будет достоин.

К сей сказке села Житова диакон Алексей вместо попа Семиона руку приложил»

Весьма сомнительно, чтобы в таком большом селе, как Житово, ЗА ЦЕЛЫЙ ГОД не было совершено ни одной частной требы!

Для того чтобы понять, КАК ИМЕННО велись метрические книги в середине XVIII века, необходимо комплексно обработать данные метрик хотя бы по одному селу. И такая работа была произведена. Комплексно обработаны данные метрических книг Троицкой церкви села Муромино Окологороднего стана Рязанского уезда за 40 лет - с 1736 по 1776 годы.
Храм здесь был построен в 1725 году (т.е. уже после введения в действие указа об обязательном ведении метрических книг). Об этом свидетельствуют данные, приведенные священником Иоанном Добролюбовым в справочнике «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». Но данные за 1725-1735 годы не сохранились.
Самой ранней метрической книгой по этому приходу является книга за 1736 год. До 1799 года включительно удалось обнаружить и обработать 59 книг. Не обнаружены книги за 1741, 1748, 1774, 1786 и 1788 годы.

Отличительные особенности (хронологический перечень):

Часть I метрической книги - «О родившихся»:

1739 - появляется фраза «у крестьянина» (в 1740 году пропадает)
1758 - появляется деревня Семкино

1780 - появляется запись «крещен»; появляются восприемники

Часть II метрической книги - «О бракосочетавшихся»:

1736 - не указан возраст
1745 - появляется признак, позволяющий приблизительно установить возраст - отрок, девка

1771 - у брачующихся появляется возраст (всего было записано 2 брака)

Часть III метрической книги - «Об умерших»:

1736 - не указан возраст
1739 - появляется возраст у мужчин
1740 - появляется возраст у женщин (со следующего года опять пропадает)
1742 - под возраст выделяют таблицу
1766 - появляется возраст у женщин (со следующего года опять пропадает)
1772 - появляется возраст у женщин

1777 - появляется причина смерти

И, наконец, лишь в 1784 году появляются отметки благочинных о проверках метрических книг.

Статистические сведения из метрик представлены в следующей таблице - «Количество родившихся, бракосочетавшихся и умерших в селе Муромино».

1736 - 9 родившихся 5 венчавшихся 10 умерших
1737 - 15 родившихся 9 венчавшихся 7 умерших
1738 - 37 родившихся 16 венчавшихся 17 умерших
1739 - 31 родившихся 6 венчавшихся 8 умерших
1740 - 20 родившихся 4 венчавшихся 13 умерших
1742 - 29 родившихся 6 венчавшихся 22 умерших
1743 - 25 родившихся 5 венчавшихся 26 умерших
1744 - 45 родившихся 14 венчавшихся 13 умерших
1745 - 30 родившихся 13 венчавшихся 15 умерших
1746 - 13 родившихся 2 венчавшихся 13 умерших
1747 - 8 родившихся 5 венчавшихся 7 умерших
1749 - 13 родившихся 5 венчавшихся 16 умерших
1750 - 2 родившихся 6 венчавшихся 3 умерших
1751 - 6 родившихся 3 венчавшихся 9 умерших
1752 - 11 родившихся 4 венчавшихся 7 умерших
1753 - 30 родившихся 16 венчавшихся 7 умерших
1754 - 23 родившихся 12 венчавшихся 7 умерших
1755 - 22 родившихся 9 венчавшихся 13 умерших
1757 - 34 родившихся 8 венчавшихся 14 умерших
1758 - 25 родившихся 7 венчавшихся 51 умерших
1759 - 44 родившихся 9 венчавшихся 21 умерших
1761 - 20 родившихся 18 венчавшихся 14 умерших
1762 - 37 родившихся 18 венчавшихся 11 умерших
1763 - 12 родившихся 7 венчавшихся 6 умерших
1764 - 16 родившихся 9 венчавшихся 10 умерших
1765 - 13 родившихся 22 венчавшихся 113 умерших
1766 - 16 родившихся 11 венчавшихся 11 умерших
1767 - 24 родившихся 10 венчавшихся 12 умерших
1768 - 31 родившихся 4 венчавшихся 3 умерших
1769 - 28 родившихся 12 венчавшихся 14 умерших
1770 - 22 родившихся 15 венчавшихся 43 умерших
1771 - 39 родившихся 2 венчавшихся 9 умерших
1772 - 45 родившихся 13 венчавшихся 17 умерших
ВСЕГО - 775 родившихся 305 венчавшихся 562 умерших

В ср. - 23,48 родившихся 9,24 венчавшихся 17,03 умерших

Отметим интересные подробности.
С 1737 по 1745 годы среднее количество рождавшихся за год на селе составляло 29,00 человек (2,97% от общей численности населения), венчавшихся - 9,13 (0,93%), умерших - 15,13 (1,55%).

За период с 1746 по 1752 годы эти показатели уменьшились в несколько раз: родившихся было - 8,83 человека (1,01%, уменьшение - в 3,28 раз!), венчавшихся - 4,17 (0,48%, уменьшение - в 2,19 раз!) и умерших - 4,17 (0,48%, уменьшение - в 3,62 раз!).

ЧЕМ МОЖНО ОБЪЯСНИТЬ ТАКУЮ УБЫЛЬ НАСЕЛЕНИЯ?

ВОЙНАМИ ИЛИ ЭПИДЕМИЯМИ?

Данные духовных книг 1755 года не отметили резкую убыль населения. По сравнению с 1746 годом численность душ обоего пола сократилась лишь на 103 человека (10,55%).
Нельзя связать троекратную убыль населения и со смертностью от эпидемий. Как видно, среднее количество умерших в селе за 8 лет сократилось более чем в 3,5 раза!

Самое интересное, что к 1771 году (по данным тех же самых духовных книг) количество народонаселения в селе вновь увеличилось и превысило 1000 человек! За 30 лет (с 1741 по 1771 годы) прирост населения в селе составил 8,65%.

Количество душ мужского, женского и обоего пола в селе Муромино в XVIII веке

1741 - 522 душ мужского пола (д.м.п.) 449 душ женского пола (д.ж.п.) Всего - 971
1746 - 517 д.м.п. 459 д.ж.п. Всего - 976
1755 - 487 д.м.п. 386 д.ж.п. Всего - 873
1771 - 560 д.м.п. 495 д.ж.п. Всего - 1055

В ср. - 521,50 д.м.п. 447,25 д.ж.п.

Однако не сухие данные статистического учета населения села будут привлекать наше особенное внимание, а всевозможные ошибки и нелепицы, встречающиеся в изобилии в метриках XVIII столетия.
Так, например –
«Дважды» рождались: Анна Тихонова, дочь Тихона Захарова (9 декабря 1757 года и 9 декабря 1758 года) и Федор Яковлев, сын Назара Федорова (7 октября 1749 года и 7 октября 1750 года). В 1758 году у Ивана Алексеева дважды подряд рождался сын Алексей. А в 1777 году у Антипа Игнатьева также дважды подряд рождалась дочь Прасковья.
«Дважды» венчались - Василий Николаев и Васса Сидорова (17 января 1745 года и ровно через год), Григорий Ермолаев и Марья Андреева (24 января 1745 года и ровно через год).
«Дважды» умирали Сидор Афанасьев (причем оба раза в возрасте 90 лет - 13 сентября 1761 года и 20 января 1762 года) и Григорий Борисов (первый раз 17 июня 1754 года в возрасте 62 лет, другой раз - ровно через год, 17 июня 1755 года - но уже в возрасте 68 лет).
Но, судя по всему «абсолютный рекорд» в данном случае принадлежит семье Мелешкиных: у Емельяна Никитина 4 марта 1745 года родился сын Герасим. Того же числа он был уже записан умершим в возрасте … 4-х лет. А 12 января следующего, 1746 года, он еще раз «умирает», но уже в возрасте … 6 лет!
Скорее всего, возраст умерших крестьян не имел ничего общего с действительностью. Так, у Михаила Михеева 1 января 1745 года родился сын Василий. Умер в тот же день, но … в возрасте 5 лет. У Гавриила Васильева 1 февраля 1745 года рождается сын Тимофей, который умирает спустя 5 дней в возрасте 12 лет.

У Антона Григорьева 30 апреля родился сын Яков, который умер … 27 марта того же года.

О ЧЕМ ГОВОРЯТ ВСЕ ЭТИ ДАННЫЕ?

О том, что книги за 1745 и 1746, 1749 и 1750, 1754 и 1755, 1757 и 1758, 1761 и 1762 годы представляют собой практически идентичную картину.

ИНЫМИ СЛОВАМИ,

ПРИ ЗАПОЛНЕНИИ МЕТРИК НЕРЕДКО ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ДАННЫЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА!

При этом нужно прекрасно понимать сам процесс оформления метрических записей. При совершении частных треб священник ОБЯЗАН был делать записи с указанием имен, но … НЕ ДЕЛАЛ ЭТОГО по понятной причине. До Указа Синода от 23 ноября 1779 года «Об исправном содержании метрических книг во всех приходских церквах» суровой ответственности за небрежное ведение метрик не предусматривалось.

Прочие различные нелепицы:

1754 (часть III «Об умерших») - умерших записали только за пол-года (по июль включительно - 7 человек)
1755 (часть III «Об умерших») - загадочная картина записи смертей (год): умершие были записаны, как правило, «группами» (3 - в январе, 4 - в апреле, 3 - в июне и 3 - в сентябре)
1757 (часть I «О родившихся») - дата 31 июня
1757 (часть II «О бракосочетавшихся») - май записан после ноября
1758 (часть III «Об умерших») - безобразно записаны умершие (Егор, 8 лет, Акулина - дочь вдовы Матроны)
1770 (часть I «О родившихся») - дата 35 января
1772 (часть I «О родившихся») - отцы записаны без имен – «у крестьянина Антипа сын Василий»

1777 (часть I «О родившихся») - №17 - не заполнен (пропуск)

Конечно, многое можно было бы списать на небрежность и невнимательность священнослужителей оного только села Муромино. Но 24 января 1809 года крестьянин соседнего села Алеканово Иван Иванов женился вторично на вдове того же села Агриппине Климентьевой. Все бы ничего, да только его жена, Татьяна Акинфеева, скончалась … лишь в мае того же года «от колотья».

Возникает закономерный вопрос: или Иван Иванов женился при живой супруге, или метрическая запись составлена неверно?

Выходит, что небрежность священников была … ПОВСЕМЕСТНОЙ!
В 1765 году в метриках стали фиксироваться ВСЕ. В частности, количество умерших в этот год превысило все мыслимые и немыслимые пределы - 113 человек (в 6,64 раза больше среднегодовой нормы)!
Но уже в следующем, 1766 году, часть информации была скрыта. Так, смерти были записаны почему-то только за полгода (до июня включительно). Такая же картина наблюдалась и в 1771 году: всего 9 смертей за год (и все - за первые пол-года, до июня включительно).

Возраст, как правило, завышали и округляли (писали «на глаз»). Об этом наглядно свидетельствует следующие данные - количество и возраст умерших в селе Муромино за период 1736-1772 годы:

Свыше 90 лет - 9 умерших
Из них в возрасте - 90 - 7 (77,78%)
80-89 лет - 12 умерших
Из них в возрасте - 80 - 6 (50,00%)
70-79 лет - 25 умерших
Из них в возрасте - 70 - 19 (76,00%)
60-69 лет - 34 умерших
Из них в возрасте - 60 - 18 (52,94%)
50-59 лет - 22 умерших
Из них в возрасте - 50 - 7 (31,82%)
40-49 лет - 32 умерших
Из них в возрасте - 40 - 11 (34,38%)
30-39 лет - 30 умерших
Из них в возрасте - 30 - 9 (30,00%)
20-29 лет - 19 умерших

Из них в возрасте - 20 - 4 (21,05%)

Как видно, более половины «круглых дат» приходится на возраст свыше 50 лет. До 50 лет возраст, как правило, писался более-менее правильно.
Любопытны наблюдения о возрасте, относимые ко 2-й половине XIX века. Встречаемые записи в метрических книгах говорят о том, что в понятие «древности» и «старины» авторами XVIII в. могли быть вложены куда более сжатые сроки, нежели мы предполагаем сейчас.

Например, в метрической книге села Алеканово Рязанского уезда за 1858 г. умершим показан один из моих предков – Игнат Иванов Рачков, 68 лет. Причина смерти – «от древности».

И ЭТО В ТАКОМ-ТО ВОЗРАСТЕ!

Другой предок (Трофим Андреев Рачков) с точно такой же формулировкой записан в книге за 1861 г. Но возраст его – 78 лет (т.е. на 10 лет старше)!
В книге 1863 г. Никанор Никитин Рачков, 62 лет, записан умершим с формулировкой «от преклонности лет», а в книге за 1859 г. по селу Мурмино Иван Ильин Оленев, 81 года – «от старости». Поразительно, но умерший в 1870 г. рядовой, проживающий в деревне Семкино Василий Семенов Бяков, 110 лет, записан с точно такой же формулировкой.
Понятие «дряхлость» также четко не выделена временными границами. Записанный с такой формулировкой умерший в 1873 г. крестьянин Павел Андреев Яшкин имел от роду всего 63 года.

Просуммируем эти записи и занесем данные в таблицу. Вот что получается:

Преклонность лет - 62 года
Дряхлость - 63 года
Древность - 68-78 лет

Старость - 81-110 лет

Не уверен, что сейчас многие согласятся с такой привязкой ко времени.
Сравнение данных метрических, духовных книг и ревизских сказок приводит к следующим выводам.
Имена многих новорожденных записывали неверно. Причем ошибки были и с полом младенцев. Об этом говорит тот факт, что те дети, от которых шло потомство, не были записаны в метриках; напротив, те же, которые не упоминались ни в ревизиях, ни в духовных книгах, были отражены.

Довольно низкое среднее количество браков (см. данные):

1805 - 95 рожденных 18 браков 48 умерших
1806 - 127 рожденных 17 браков 49 умерших
1807 - 96 рожденных 25 браков 63 умерших
1808 - 101 рожденных 20 браков 70 умерших
1809 - 83 рожденных 31 брак 43 умерших
1811 - 98 рожденных 35 браков 29 умерших

1812 - 75 рожденных 30 браков 43 умерших

ВСЕГО - 675 рожденных 176 браков 345 умерших

В среднем - 96,43 рожденных 25,14 браков 49,29 умерших

Данные VI (1811) ревизии зафиксировали наличие в селе 802 человек. По сравнению с предыдущей, V (1795) ревизии, убыль населения составила весьма значительное число - 32,37% (или 384 человека!). Но главное, что количество проживавших в селе человек оказалось почти столько же, сколько и в 40-50-е годы XVIII в.

Так, средняя рождаемость за период с 1804 по 1812 годы (по сравнению с периодом 1736-1772 годы) выросла в 4,1 раза, количество браков - в 2,72 раза, смертность - в 2,89 раза. Теперь рождаемость в селе составляла 12,02% от численности населения, количество венчавшихся - 3,14%, а умерших - 6,15%.

ИНЫМИ СЛОВАМИ,

ВОЗРОСЛА НЕ СТОЛЬКО ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ, СКОЛЬКО СТАЛИ ПОЛНЫМИ АКТОВЫЕ ЗАПИСИ.

Высокая рождаемость всегда была свойственна крестьянской семье. Тем более на этом фоне выглядят странными данные о количестве родившихся в 1747 (8 человек), 1750 (2 человека) и 1751 (6 человек) годы. Эти цифры на фоне населения почти в 1000 человек! Не лучшим образом (судя по записям) обстояли дела с рождаемостью и в 1746 (13 человек), 1752 (11 человек), 1763 (12 человек), 1764 (16 человек), 1765 (13 человек) и 1766 (16 человек).
Все эти показатели существенно ниже среднестатистических за 36 лет - 23,48 человек. Эта цифра, как мне кажется, занижена минимум вдвое.

Расхождения в цифрах между метриками и ревизиями порой составляло порой несколько лет. Так, по данным VI ревизии 1811 года крестьянин деревни Семкино Селиверст Григорьев умер в 1795 году. В то время как метрическая запись зафиксировала его смерть 25 октября 1803 года.

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: MaxOl    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте