Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Из истории рязанских заводов. Истьинско-Залипяжский чугуноплавильный и железоделательный завод



Из истории рязанских заводов.
Истьинско-Залипяжский чугуноплавильный и железоделательный завод

М.Б. Оленев
2008 г.

Винные подрядчики Рюмины (Кузьма Наумович с сыновьями Яковом, Панкратом и Ильей), в доле с Сидором Томилиным и иностранцем Иваном Ивановичем Боленсом, обнаружили возле села Залипяжье под Пронском залежи руды, и в 1713 году начали строить Истьинско-Залипяженский чугунолитейный завод, который дал первую плавку в 1717 году.

«Августа де 18 дня 713-го года бил челом он, Яков Рюмин, – в прошлых де годах, по указу из Рудного приказу отдаваны рудные железные заводы на откуп в платеж в казну из десятого пуда, а, он, Яков, желает, чтоб ему повелено было железные заводы вновь от себя завесть на оброчной мельнице. И нашел он железную руду в Резанском уезде в Каменском стану в селе Залипяжье и в деревне Тугушевой у разных помещиков. И просил, чтоб повелено было построить ему, Якову, домну и молотовые и боевые кузницы».

Хотя завод был построен в 1714 году, но без специального распоряжения плавильные работы еще долго не начинались. Только на основании именного указа Петра I от 6 апреля 1715 года был издан приказ губернатора А.П. Салтыкова, в котором «…велено ему, Рюмину, на тех ево новопостроенных железных заводах железо плавить и деланное железо продавать ему свободно». Однако большинство источников говорят о том, что Истьинско-Залипяжский завод свою первую продукцию выпустил только в 1716 году.

В 1720 году на игольной фабрике Рюминых обучалось 124 ученика: 63 человека (50%) по происхождению – посадские дети (в основном, из ремесленно-торговых семей пригородов Москвы), 18 учеников из крестьян, несколько человек из низшего духовенства, а двое даже «дворянской породы», остальные – солдатские дети [1].

Из привилегии на имя Томилина и Рюминых 11 мая 1728 года [2] видно, что им разрешено брать в ученики в Москве и Рязани малолетних нищих и держать до совершеннолетия; что у них на заводе был выписан игольный мастер иноземец Гендрих Граф; что в 1719 году иностранные иглы были обложены пошлиной, равной с их ценой (кроме провинций, отвоеванных у Швеции, куда импорт разрешался, но с запрещением импортировать их оттуда в Россию); с 1722 года заводчики на 15 лет освобождались от платежа внутренних пошлин и имели право экспортировать товар с уплатой таможенных пошлин. Кроме того, к заводам было приписано несколько сот душ крестьян. Когда между учредителями произошел раздел, Боленс с разрешения Берг-коллегии в 1737 году, неподалеку основал на р. Кирице Кирицкий чугуноплавильный завод [3].

После смерти Петра I, в 1729 году братья Рюмины совершили раздел имущества (завода и фабрик). И в течение последующих 15-20 лет они продолжали числиться в списках мануфактуристов, хотя в результате внутрисемейных раздоров и прочих неурядиц их хозяйство стало приходить в упадок. В 1730-1740-е годы предприятия попадали даже под надзор канцелярии по делам конфискаций.

Сидор Томилин с компанейщиками, отдав свою дочь Марью в жены Панкрату Рюмину, сам, судя по всему, от дела отошел. Между братьями же Панкратом, Яковом и Ильей Рюмиными со смертью отца начались раздоры – и не просто семейные, а связанные с производством. Появились сбои в работе предприятий, образовалась задолженность в казну. С 1729 по 1733 годы Истьинский железоделательный завод бездействовал [4].
Чтобы поправить хозяйственные дела, в 1733 году Рюмины свои предприятия отдали на 10 лет в аренду рижскому купцу Генриху Янкoвичу и московскому купцу Богдану Белому с условием, что те погасят в казну их задолженность. Однако арендаторы своих обязательств не выполнили, и предприятия попали под надзор канцелярии конфискации.
В 1736 году на Истьинском заводе была проведена перепись мастеровых и работных людей. Всего в переписном документе значатся 100 человек. К 1744 году никого из самих основателей фабрик уже не было в живых. Вдова П. Рюмина – Марья Сидоровна и вдова Якова – Анна Семеновна со снохой Марфой и внуками, Алексеем и Иваном, пригласили в компанию московских купцов 1-й гильдии Степана Авраамовича и Михаила Степановича Дроздовых. Но и этот союз оказался непрочным; распался раньше 10-летнего срока, установленного контрактом, то есть где-то в 1752 году.

Вновь встал вопрос о продаже. Было много попыток. В это время владельцем игольных фабрик и Истьинского завода чуть было не стал фаворит Елизаветы Петровны Алексей Григорьевич Разумовский: сделка расстроилась лишь случайно.

1773 году вдова Панкрата Рюмина, княгиня Мария Сидоровна Килдишева, и ее пасынок, Николай Панкратович Рюмин, продали все три предприятия за 160 тысяч рублей Петру Хлебникову, хозяину Благовещенского медеплавильного предприятия в Уфимском уезде. Коломенский купец Петр Кириллович Хлебников (1733 - 1777), генерал-аудитор-лейтенант, основатель известной Хлебниково-Авчуринской библиотеки. В 1766 году Хлебникову удалось получить крупный винный откуп, который принес ему не только 500 тыс. рублей дохода, но и «за приращение казенного интереса» по высочайшему повелению два чина — сначала титулярного советника, а затем коллежского асессора. На полученные деньги он приобрел несколько фабрик и заводов. На его дочери Анне Петровне Хлебниковой (1772 - 1842) был женат Дмитрий Маркович Полторацкий (1761 - 1818), один из основателей Московского общества сельского хозяйства.

После его П.К. Хлебникова предприятия перешли к его жене Ирине Яковлевне и сыну, Николаю Петровичу, который провел коренную модернизацию производства, перепланировал и поместье. После смерти Ирины Яковлевны (год ее кончины установить не удалось) предприятия наследует ее дочь Анна с мужем Дмитрием Марковичем Полторацким. К этому времени все имущество уже оценивалось более чем в 4,5 миллиона рублей. А с 1818 года завод и фабрики унаследовала вдова Д.М. Полторацкого – Анна Петровна Полторацкая, урожденная Хлебникова.

В 1836 году на заводе выплавили чугуна 36962 пуда, выделано железа 22808 пудов, всего на сумму 160434 руб. При заводе имелась проволочная фабрика, на которой в 1833 году вытянуто проволоки 7100 пудов на сумму 97625 руб. Руда добывается из собственных рудников, которые лежат в 2-х верстах от завода [5].

После Анны Петровны заводом владел ее сын, известный библиограф Сергей Дмитриевич Полторацкий (1803 - 1884), который в 1849 году усовершенствовал завод – завезено из Англии и Германии большое количество машинного оборудования, построил новую домну. Из Аахена (Германия) были вызваны мастера, которые изменили систему производства, полностью заменив ручной труд. Управляющим был поставлен иностранец Сути, который в течение 10 лет поставил истьинский комплекс наравне с лучшими предприятиями в Европе.

Главный материал (углекислая руда) добывается в дачах села Залипяжья, на берегу р. Исья, в 1,5 версте от завода. 100 пудов этой руды дают 65 пудов обожженной, из 2 пудов обожженной выходит 1 пуд чугуна. В среднем, из 1000 пудов руды получается 306 пудов чугуна. Получаемое из чугуна железо отличается своей мягкостью и потому способно для вытяжки проволоки. Однако заводы испытывают недостаток топлива, которое из-за вырубки окрестных лесов, дорожает с каждым годом. Кубическая сажень дров обходится в этих местах до 6-7 руб. серебром с доставкой на место. Цена угля – от 2 ½ до 3 ½ руб. серебром за большую заводскую меру (около 8 обычных четвертей).
Все рабочие – крепостные Полторацкого, большей частью приписанные к заводам от казны, частью купленные. Некоторые получают поденное жалование, но большинство – сдельную оплату. Мужчины – от 3 до 10 руб., женщины и дети – 1-3 руб. в месяц.
Изделия продаются «Торговому дому Барковых» в Москве по установленным ценам.

Истьинский завод имел 4 вида производства: 1) выплавку чугуна, 2) выделку кованого и прокатного железа, 3) вытяжку из железа проволоки и 4) построение машин и различных приборов.

На заводе имеется доменная печь, выплавляющая в сутки 400-500 пудов чугуна, большая кузница в 18 горнов и до 10 различных зданий для выделки железа, прокатной, проволочной, литейной и столярной, механического производства и сбора машин и магазинов для складов разных материалов и изделий. Все заводские здания, за исключением некоторых деревянных складов, построены из известняка и кирпича и покрыты железом.

На заводе имеются 2 паровые машины в 20 и 45 сил.

Чугуноплавильный завод Г-на Полторацкого. Число рабочих – 25. Количество изделий – 27000. Ценность изделий – 14363 [6].

В 60-х годах С.Д. Полторацкий продал завод «Торговому дому Барковых». В 1869 году хозяином комплекса являлся потомственный почетный гражданин Дмитрий Федорович Барков, но уже в октябре 1870 года он предпочел вести дело с компаньонам – К. Кузнецовым.

По данным «Указателя V Московской выставки русских мануфактурных произведений 1865 года» Истьинско-Залипяжский чугуноплавильный и железоделательный завод, Столпинская и Коленская игольные фабрики принадлежат торговому дому «Дмитрия Баркова сыновья». Рабочих всего 1100 чел.

Завод производил следующие изделия: проволока клещевая (по 3 руб. 20 коп. за пуд), проволока полевая (по 3 руб. 80 коп. за пуд), проволока болванная (от 4 руб. 10 коп. до 11 руб. 70 коп.), тиски слесарные (по 10 руб. за штуку), ножницы (по 3 руб., 3 руб. 50 коп. и 4 руб.), трещетки (по 4 руб. 50 коп., 5 руб. и 6 руб.), коромысла весовые (от 3 руб. 64 коп. до 7 руб. 47 коп. за 1000 шт.), иглы железные (от 82 коп. до 1руб. 94 коп.), спицы вязальные железные (39 коп. за гросс), иглы стальные (от 32 коп. до 1 руб. 35 коп.) [7].

В декабре 1871 году заводы оказались в собственности надворного советника Христиана Христиановича Мейена (1832 - 1876) [8], с 1874 года ими распоряжалось «Акционерное общество русского рельсового производства».

По данным «Указателя фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского» 1887 года в Истье располагалось Общество русского рельсового производства (Проволочное и гвоздильное отделение железоделательного завода). Завод изготовлял до 51000 пудов гвоздей и железнодорожных скреплений и до 200 пудов проволоки. Оборот 106000 рублей [9].

Стал меняться профиль производства продукции - это была продукция для железнодорожного транспорта: рельсы, стрелки, вагонные колеса. Производство немного расширилось.

В 1897 году «Общество русского рельсового производства» преобразовалось в «Общество истьинских металлургических и механических заводов», значительно увеличило капитал и на короткое время подняло производство до 417 тысяч рублей, годового оборота. Однако вслед за тем наступил упадок. Общероссийский кризис 1900-го года еще более усугубил положение: Истьинский завод и Коленцевская фабрика закрылись, а их имущество пошло с молотка. 8 февраля 1902 года в Старожилове, а 26 февраля в самoм Истье состоялись аукционы, потом последовали другие торги. И все, что было на них описано, ушло по самым низким ценам.

После Октябрьской революции 1917 года завод возобновил работу - теперь он назывался «Двигатель» и не был национализирован. Его владельцем являлось Эстонское акционерное общество. В это время изготовлялись нефтяные двигатели, ручные дрезины, вагонные подшипники, насосы, молотилки и многое другое. В 1929 году завод был национализирован и получил наименование Государственный Истьинский механический завод «Двигатель». В 1941 году завод перестроился на военный лад - получил военный заказ на изготовление элементов выстрела крышки фильтра МА-25. После войны завод реконструировали. В 1953 году завод освоил выпуск новой продукции - мотовоза для перевозки леса. Началось строительство железнодорожной ветки Истье-Старожилово. В 1961 году завод подключили к государственной системе МОСЭНЕРГО. В 1969 году завод перешел на путевое машиностроение. Выпускаемые путевые ремонтные машины МСШУ [10] и ПРМ превосходят лучшие образцы зарубежных аналогов. Машина ПРМ-3 демонстрировалась на ВДНХ СССР и в 1977 году аттестована на Знак Качества.

Стабильная и уверенная работа завода продолжалась лишь до 1992 года. Уже в августе 1993 года «Приокская правда» в номере за 21-е число сообщала, что завод, с целью выживания погнался за скорой прибылью и в его цехах «…кроме основной продукции – машин, производится «всякая всячина» – газовые задвижки, петли для окон и дверей; выпускаются даже металлические гаражи…».

С того времени ситуация на производстве постоянно ухудшается. Если 10-12 лет назад количество работающих составляло 400-500, то в 2004 году – 190 человек. Еще один важнейший показатель затянувшегося кризиса: закрытие в 1993 году железнодорожной ветки Истье-Старожилово. На содержание, ремонт пути и эксплуатацию подвижного состава у предприятия не хватает денежных средств.

Сноски:

[1] Заозерская Е.И. Мануфактура при Петре I. М., 1947. с. 39.
[2] Полное Собрание Законов Российской Империи. №4006.
[3] Колюпанов Н.П. Колонизация Пермской губернии и распространение горного промысла//Беседа. Август 1871. Книга VIII. Отдел I. С. 194.
[4] Тихомиров Е. Как в России появилась иголка//Наука и жизнь», 1995 г., №6
[5] Материалы для статистики Российской империи, издаваемые с Высочайшего соизволения при статистическом отделении Совета Министерства внутренних дел. СПб, 1841. 1841. с. 28.
[6] Материалы для географии и статистики Российской империи, собранные офицерами Генерального Штаба. Рязанская губерния. Сост. М. Баранович. СПб, 1860. с. 281.
[7] Указатель V Московской выставки русских мануфактурных произведений 1865 года. М., 1865. с. 178.
[8] главный распорядитель железнодорожных дел у С.С. Полякова, основатель Комиссаровской технической школы в Москве
[9] Указатель фабрик и заводов Европейской России и Царства Польского. Материалы для фабрично-заводской статистики. Составил по официальным сведениям Департамента Торговли и Мануфактур П.А. Орлов. Издание 2-е.С.-Пб, 1887. с. 355.

[10] Машина для смены шпал универсальная

5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: MaxOl    все публикации автора
Состояние:  Утверждено

О проекте