Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Население и экономическое развитие Рязани во второй половине ХIХ-начале XX веков



Время перемен

Отмена крепостного права привела к бурному росту экономики. Казалось, Россия очнулась от векового сна. Волна деловой активности захлестнула страну. Создавались промышленные предприятия, особенно в столицах и вблизи источников сырья, банки, началось интенсивное железнодорожное строительство.

Во второй половине XIX века население Рязанской губернии выросло на 39%. Как и вся страна, наша губерния оставалась аграрной и крестьянской. Численность городских жителей составляла к началу XX века всего около 9%.

Рязань являлась крупнейшим городом из 12 существовавших в губернии. Впрочем, по числу жителей она уступала соседним Туле, Тамбову, Владимиру. По Первой всеобщей переписи населения России, проведенной в 1897 году, в нашем городе насчитывалось 46 тысяч жителей обоего пола. В отличие от сельского населения губернии, в Рязани число мужчин превышало количество женщин.

Население Рязани и уездных городов росло медленнее, чем численность всего населения губернии. Это объясняется меньшей рождаемостью и количеством детей в городских семьях по сравнению с деревенскими. Влиял и значительный отток жителей из городов губернии в столицы и другие крупные промышленные центры.

Переселенцы из сел и деревень пополняли и население Рязани. Более половины жителей губернского города являлись уроженцами уездов Рязанской губернии.

Сословный состав жителей губернского центра отличался от состава населения губернии. В Рязанской губернии на крестьянство приходилось около 93% населения, в остальные группы были записаны всего 7% (около 4%—в мещане, около 1%—в духовенство, около 1%—в дворянство, менее 1%—в купечество).

В Рязани более 10 % жителей составляли личные и потомственные дворяне, около 4%—духовенство, около 2%—купцы, 30%—мещане.

Торг на Сенной площади. Фотография 1904 года.
Торг на Сенной площади. Фотография 1904 года.

Остальные жители губернского города считались по сословной принадлежности крестьянами.

Деление населения на сословные группы, которым пользовались в официальных документах, не отражало реальной картины российского общества. Например, записанный крестьянином вполне мог быть городским торговцем или ремесленником. И наоборот, дворянин часто являлся уже не землевладельцем, а представителем интеллигенции или какой-нибудь иной социальной группы городского населения.

Торговля и промышленность

Во второй половине XIX века Рязань не принадлежала к важным промышленным центрам страны. Торговых заведений в городе насчитывалось примерно 560, промышленных предприятий—около 60. Продукция последних в экономике города не превышала 15%. Все они являлись мелкими мастерскими, на которых не применялись машины.

Только в начале XX века в губернском городе создали крупное производство. Растущий спрос со стороны села после отмены крепостного права привел к возникновению на территории Рязанской губернии такой новой отрасли как сельскохозяйственное машиностроение.

Завод селъкохозяйственных машин и железнодорожных принадлежностей. Первоначальное расположение—на улице Семинарской (неподалеку от храма Бориса и Глеба). Фотография 1916 года.
Завод селъкохозяйственных машин и железнодорожных принадлежностей. Первоначальное расположение—на улице Семинарской (неподалеку от храма Бориса и Глеба). Фотография 1916 года.

В 1904 году в Рязани на улице Семинарской открылся завод Акционерного общества «Рязанского завода сельскохозяйственных машин и железнодорожных принадлежностей» (позднее—«Рязанский завод сельскохозяйственного машиностроения» или «Рязсельмаш»). К 1917 году это предприятие давало более половины промышленной продукции города.

Вплоть до 1930-х годов Завод сельскохозяйственных машин являлся самым крупным промышленным предприятием Рязани.

Судоходство и железные дороги

Быстрый экономический рост России был бы невозможен без развития транспорта. Особенно—железнодорожного и водного, где применялись паровые двигатели.

В навигацию 1858 года по Оке мимо Рязани впервые прошли пароходы «Николай» с паровым двигателем мощностью в 50 лошадиных сил и «Москва» мощностью в 35 лошадиных сил.

К концу XIX столетия пароходы стали играть ведущую роль, заменив гребные суда и баржи, влекомые бурлаками. Рязанская пристань находилась на одном из самых оживленных речных путей — от Москвы к Нижнему Новгороду. Водный путь использовали деловые люди, в частности, крупным судовладельцем являлся рязанский предприниматель Салтыков.

Вскоре у пароходов появился конкурент в виде железных дорог. Первый подъем железнодорожного строительства пришелся на 1860-е годы. Еще в 1859 году появился проект постройки Саратовской железной дороги. Предполагалось, что она пройдет через Рязань и соединит Москву с Поволжьем. Впрочем, проект не осуществился.

Постройка железной дороги между Москвой и Рязанью началась в 1863 году. Первый участок протяженностью 76 верст соединил наш город с Коломной. В 1865 году приступили к постройке линии между Рязанью и Козловым (в наше время — город Мичуринск в Тамбовской области) протяженностью 200 верст. Осенью 1866 года открылось регулярное движение по этой ветке, соединившей Москву с черноземными губерниями.

Второй подъем железнодорожного строительства пришелся на 1890-е годы. В 1891-1893 годах построили линию, которая вела через Шилово и Сасово до Казани. Губернский город превратился в важный транспортный узел. Через него расходились линии железных дорог—одна в Казань, другая—в Воронеж и Ростов. Последняя до настоящего времени является одним из важнейших меридиальных направлений в транспортной системе России.

Железнодорожные линии принадлежали частным акционерным компаниям — «Обществу Рязано-Козловской железной дороги» (позднее—«Общество Рязано-Уральской железной дороги») и компании «Московско-Казанская железная дорога».

В связи с постройкой железных дорог оживилась экономическая и культурная жизнь города. Ускорились темпы перевозки грузов и передачи информации, проще и доступнее стали поездки пассажиров. Возросло значение телеграфа. Теперь самые срочные известия в виде телеграмм быстро передавались на огромные расстояния.

В 1890-е годы стремительно росла Троицкая слобода, расположенная у железнодорожных станций (район вокруг нынешних вокзалов Рязань-1 и Рязань-И). Первая станция с вокзалом появилась еще в 1860-е годы. От вокзала к Московской дороге вела мощенная булыжником улица. Она существует до сих пор под названием «Малое шоссе».

Вокзал Московско-Рязанской железной дороги (вокзал Рязань-I). Здание построено в 60-е годы XIX века. Частично разрушено во время бомбардировки осенью 1941 года и перестроено в современный вокзал в начале 1960-х годов.
Вокзал Московско-Рязанской железной дороги (вокзал Рязань-I). Здание построено в 60-е годы XIX века. Частично разрушено во время бомбардировки осенью 1941 года и перестроено в современный вокзал в начале 1960-х годов.

В связи с постройкой линии в Казань, в 1890-е годы возвели комплекс зданий железнодорожной станции «Рязань» Московско-Казанской дороги. Позднее эта станция превратилась в вокзал Рязань-II.

Вокруг станций строили дома для работников железных дорог. У вокзальных зданий появлялись торговые заведения. В административном плане Троицкая слобода считалась пригородным сельским поселением и волостным центром. На самом же деле это был самый динамично развивающийся район губернского города. В 1897 году в Троицкой слободе проживало более 7 тысяч жителей. Это превышало население таких уездных городов как Спасск или Пронск.

Банки Рязани

В пореформенную эпоху сложилась банковско-кредитная система России. Ведущую роль в ней играл Государственный банк. В 1864 году было создано его Рязанское отделение.

Отделение Государственного банка. Построено в 1870-е годы. Сейчас—Арбитражный суд Рязанской области.
Отделение Государственного банка. Построено в 1870-е годы. Сейчас—Арбитражный суд Рязанской области.

При императоре Александре III в Рязани открылись губернские отделения еще двух казенных банков, занимавшихся предоставлением земельных кредитов. В 1883 году—отделение Крестьянского поземельного банка, предназначенного для продажи казенной и частной земли крестьянам; в 1885 году—отделение Дворянского земельного банка, который выдавал кредиты дворянству.

В 1860-х годах в России появились частные (коммерческие) банки. 1 июля 1863 года открылся первый в Рязани Городской общественный банк. Задачей его было финансирование торговли и благотворительной деятельности. Основой капитала банка стали средства, безвозмездно пожертвованные московским предпринимателем Сергеем Афанасьевичем Живаго (1794-1866), потомком старинного рязанского купеческого рода.

С. А. Живаго оставил заметный след в истории Рязани. В 1804 году десятилетнего Сергея Живаго определили в только что открывшуюся мужскую гимназию. В1821 году С. А. Живаго переехал в Москву и открыл там магазинчик, который торговал предметами военного снаряжения (фуражки, погоны и т.д.). Одновременно Сергей Афанасьевич создал небольшую «золотопрядильную, мишурную и канительную фабрику» (для производства деталей военной формы—всевозможных золотых галунов и шнуров).

Рязанские колокольчики. Вторая половина XIX века.
Рязанские колокольчики. Вторая половина XIX века.

Пасхальные яйца. Конец XIX века.
Пасхальные яйца. Конец XIX века.

Пасхальное яйцо. Вид изнутри и снаружи. Конец XIX века.
Пасхальное яйцо. Вид изнутри и снаружи. Конец XIX века.

В 1840-е годы С. А. Живаго уже являлся купцом 2-й гильдии, а в 1850-е годы его магазин считался одним из самых крупных торговых заведений Москвы.

С. А. Живаго не забывал про свой родной город. В 1863 году, когда вышло положение о частных банках, он стал инициатором открытия Общественного банка в Рязани.

С. А. Живаго безвозмездно передал в распоряжение города капитал в размере 20 тысяч рублей с условием, чтобы большая часть прибыли банка использовалась на благотворительные цели и нужды городского хозяйства.

Объекты благотворительности и размеры отчислений он определил следующим образом. На открытие и содержание в Рязани «родовспомогательного отделения» и детского приюта при нем должно было направляться 20% прибыли; на устройство ремесленного училища—30%; на выдачу пособия бедным девицам купеческого и мещанского сословия при выходе замуж—20%; на открытие больницы и школы при Казанском женском монастыре (располагался на современной ул. Фурманова) — 10%. Оставшиеся 20% должны были распределяться поровну на нужды города по усмотрению городских властей и на пополнение основного и резервного капиталов банка.

Городской общественный банк стал неотъемлемой частью жизни Рязани. Его услугами пользовались люди разных сословий и денежного достатка. Здесь можно было получить кредит в размере от 50 до 50 тысяч рублей.

Постоянным заемщиком банка являлся сам город. Городская управа брала долгосрочные ссуды на благоустройство, постройку общественных заведений, строительство водопровода и т.д.

С. А. Живаго писал: «Всякий... должен помнить, что Божье благословение будет прочно только в том случае, если он, трудясь для себя, не будет забывать ближних своей родины...»

К1913 году, когда отмечалось пятидесятилетие банка, чистая прибыль за время его деятельности составила 2,5 миллиона рублей. Большую часть израсходовали на благотворительные цели.

В 1875 году на средства банка в Рязани открыли первое ремесленное училище для бедных детей и сирот (сейчас—здание профессионального лицея № 1 на улице Полевой).

Самовар рязанского купца, конец XIX века.
Самовар рязанского купца, конец XIX века.

В 1901 году на улице Дворянской (в наше время—улица Полонского) на средства банка создали первый в Рязани родильный дом.

К концу столетия в нашем городе стали действовать и столичные коммерческие банки. В 1890-х годах открылось отделение одного из крупнейших акционерных коммерческих банков страны—Русского торгово-промышленного банка.

По материалам книги "Мой родной город Рязань"

5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: Рязанец    все публикации автора
Изображение пользователя Рязанец.

Состояние:  Утверждено

О проекте