Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Евгений Николаевич Каширин



Е.Н.Каширин. Фото А.Павлушина  из фотоальбома «Рязань и рязанцы. Эпоха оптимизма в фотографиях Евгения Каширина». Рязань. 2007.
Е.Н.Каширин. Фото А.Павлушина
из фотоальбома «Рязань и рязанцы. Эпоха оптимизма
в фотографиях Евгения Каширина». Рязань. 2007.

Шел по улицам фотограф

Текст печатается по изданию: И. Киреев. Шел по улицам фотограф. //газета «Рязанский комсомолец» от 18 июля 1989 года.

Открывшаяся в Доме Свободы фотовыставка из цикла «Фотоархив» позволяет расширить наши знания о «славном граде Рязанском» в начале XX столетия. На стилизованных фоторепродукциях со старинных открыток, отпечатанных в Швеции, Канаде, Франции, в рязанских типографиях, запечатлены, как называют теперь, памятники истории, культуры и архитектуры центра Рязанской губернии. Целые улицы, площади предстают перед посетителями. Неповторимый облик их создавался известными на всю Россию архитекторами, резных и кузнечных дел мастерами.

— Застройка, планировка города была столь гармонична и оптимальна, улицы и здания были столь функциональны и эстетичны, что удивляет до сих пор современных градостроителей. Старо-Базарная, Ново-Базарная площади, улицы Сенная, Введенская, Мясницкая, прилегающие к ним кварталы одно-двухэтажных домов ремесленников, купцов, обилие садов, магазинчиков, в которых торговали всем и вся, рассекающие

город по всем направлениям голубые ленточки чистых, прозрачных речек, со множеством водяных мельниц, резные ставни и наличники усадеб и отдельных домишек, и всюду малиновый звон, звон, звон — вот далеко не полная картина начала века, царившая в нашей Рязани, — так прокомментировал свой слайд-фильм фотохудожник Евгений Каширин, чьи репродукции и составили новую экспозицию «Привет из Рязани».

Кстати, на открытии выставки перед собравшейся общественностью города Е. Каширину была вручена грамота Рязанского отделения ВООПИК, как одному из самых испытанных временем приверженцев родного края, чья деятельность известна в кругах любителей истории и сравнима лишь с деятельностью членов Рязанской ученой архивной комиссии. Что доказано еще раз проделанной работой по организации выставки в Доме Свободы.

Фотоматериал новой экспозиции остро публицистичен. Разрушенные безвозвратно памятники нашей культуры взывают к нам, будоражат сознание. К сожалению, на выставке большинство этикеток с названием памятника дополнено глаголом с частицей «не»: «не существует». Мы должны, наконец, понять: забвение и искажение прошлого — это наше собственное искажение; каждый разрушенный памятник (будь то церковь, гражданское здание или же просто старое дерево)— уничтоженная частица нашей собственной нравственности, совести. А сколько таких частиц утрачено!

Восстановление и сохранение исторического и архитектурного облика города, поселка, отдельного строения, воскрешение исторической правды — один из шансов избежать нравственного Апокалипсиса. Пусть маленький, но вклад внесут в это важное дело и выставка «Привет из Рязани», и ее автор — Евгений Каширин.

И. КИРЕЕВ, заместитель директора музея истории областной комсомольской организации по научной работе.

Человек с фотоаппаратом

Текст печатается по изданию: Г.Чернова. Творческая мастерская. Человек с фотоаппаратом. //газета «Приокская правда» от 16 сентября 1990 года.

Знакомьтесь: Евгений Каширин

Евгений Каширин

В наш жесткий, прагматичный век встречаются люди, от общения с которыми просветляешься душой. Когда-то их называли бессребрениками, чудаками, потом — романтиками. Теперь о них говорят — «не от мира сего». Но, может, потому и держится еще этот мир, что есть в нем такие люди?

Сегодня в нашей «Творческой мастерской» публикуется очерк «ЧЕЛОВЕК С ФОТОАППАРАТОМ» — о рязанском фотохудожнике ЕВГЕНИИ КАШИРИНЕ.

— То, что делает Каширин, — ценнейший исторический документ! — заявил знакомый мне краевед, узнав, что я собираюсь писать о Каширине. Слишком громко сказано? Почему же... Фотография всегда была «визитной карточкой» своей эпохи, отражением времени.

Недавно я посмотрела диафильм, рассказывающий о Рязани начала века. И само его название — «Привет из Рязани», бесхитростное, как надпись на старой фотокарточке, и виды города — кое в чем и сегодня узнаваемые, и лица людей, живших до нас, — все это по-настоящему волнует. Память, чувство преемственности — в самой природе человека: из эксперимента по созданию «нового мира» на голом месте, на беспамятстве, как известно, ничего не вышло. Так что спасибо безвестным мастерам, «остановившим мгновения», чтобы через десятилетия они ожили перед нами. Спасибо и Евгению Каширину — режиссеру фильма: он сумел подобрать уникальные снимки в семейных альбомах друзей, в музейных архивах, в своей личной фототеке.

Он оказался хорошим помощником и товариществу «Земля рязанская», выпустившему школьное пособие по истории Рязанского княжества. Об этой инициативе товарищества наша газета уже писала. Я же хочу только подчеркнуть: знали краеведы, кого привлечь в качестве иллюстратора. А Каширин взял себе в подмастерья ребят из фотокружка при городской станции юных техников, где сейчас работает, и полезное дело было сделано.

У Каширина и многие другие работы (альбомы, сериалы, подборки) связаны с историческим прошлым Рязани. Увлечение? Конечно, но вообще то чувствуется специалист. Помню, как несколько лет назад, показывая мне слайды «Реставрация Рязанского кремля», он с таким знанием дела и так интересно их комментировал, что я не заметила, как пролетел и час, и второй... В свое время Каширин учился в педагогическом институте, на истфаке. Как видите, пригодилось...

А еще он занимался в художественной школе при Суриковском институте, и у него была реальная возможность стать студентом этого, пожалуй, самого престижного в стране художественного вуза. Но Каширин взял в руки фотоаппарат и не считает, что изменил святому искусству.

— Фотография, — говорит он, — живет по тем же законам, что и живопись, графика: здесь тоже перспектива, и композиция, и световые эффекты, и разнообразие жанров... Много общего... Между прочим, в некоторых живописных полотнах заметен фотографический взгляд на вещи и события — документальность, репортажность … Собственно, то, что присуще фотографии. Возьмем Петрова-Водкина — «Смерть комиссара»... Так ведь?

Наверное, так. Вообще в искусстве вымысел и документалистика порой настолько тесно переплетаются, что их и не разделить. Разве в художественную киноленту не вводят хронику — причем не в качестве иллюстрации, а на равных с игровыми кадрами? Или популярная сегодня документальная проза. Она еще от незабвенного Ивана Петровича Белкина. Пушкин — помните? — даже сделал специальное примечание: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П._ Для чего понадобилась Александру Сергеевичу такая «мистификация»? Видимо, уже тогда читатель испытывал тягу к документальной достоверности.

Но вернемся к Евгению Каширину. Взяв в руки фотоаппарат, он уже не расстался с ним, Я знаю Женю давно, мы часто сталкиваемся в театре, на выставках, различных праздниках, просто на улице — и всегда он со своей внушительных размеров черной сумкой. Что и кого он снимает? А снимает он жизнь. Во всех ее проявлениях — радостных, грустных, комичных. Снимает людей. В самых разных ситуациях — на свадьбе, в электричке, на праздничной демонстрации, на кладбище, в очереди, и когда человек - просто лицо в толпе, и когда он — центр мироздания. Ничего нет интереснее человека...

Еще одна характерная черта Евгения Каширина как мастера художественной фотографии — он не заискивает перед людьми, не старается их приукрасить, И уж тем более «очернить». У него жизнь — как она есть, и мы — какие мы есть. Думаете, в фотографии только так и возможно? Если бы! Но, увы, даже в таком, казалось бы, сверхобъективном. искусстве можно быть предвзятым. Иногда дело решают ракурс, взгляд — все зависит от личности фотографа. Хорошо сказано у Довженко: двое смотрят вниз, один видит лужу, другой — отражающиеся в ней звезды.

Каширин — автор удивительно светлой фотоповести «Жили-были…» О двух старых женщинах из рязанского села Затишье — Ефросинье Васильевне и Клавдии Ивановне. «Пересказывать» фотоснимки — неблагодарное занятие: их нужно видеть. Поэтому отсылаю читателей к журналу «Родина» (№ 11, 1989 г.), где фотоповестъ опубликована. Непременно посмотрите: это — искусство. А первоначальное представление о ней может дать помешенная сегодня у нас на четвертой странице фотография «Правнучка». Думаю, что в комментариях она не нуждается.

Правнучка
Правнучка

Я спросила у Каширина:
— Женя, что самое увлекательное и что самое трудное в твоей работе?

— Увлекательное? — переспросил он и, не задумываясь, ответил: — Азарт! Фотограф — это охотник за мгновениями, которые, если их не поймаешь, исчезнут бесследно. А самое трудное — люди боятся фотоаппарата. Когда это корреспондент, для газеты — тут легче. А когда непонятно — кто и зачем?.. Думают, может, контроль какой-нибудь или из органов, отворачиваются, убегают... Как же все-таки прочно сидит в нас страх... А иногда требуют предъявить документы, грозят милицией. Можно, Галя, я обращусь к людям через вашу газету? — «Не надо бояться человека с фотоаппаратом!» Естественней всего ведут себя дети и старики. Дети — потому что безгрешны, старики — потому что мудры... Я очень люблю их снимать.

А где можно увидеть работы Евгения Каширина? Время от времени они появляются в газетах, журналах. Но в основном — на его выставках, которые он организует постоянно и охотно: ведь каждому художнику нужен зритель. Каширин предпочитает

тематические экспозиции, и они у него самые разнообразные — «В электричке», «Портреты рязанских художников», «Старинные виды нашего города» и т. д. (Недавно несколько снимков из серии «Женщины в транспорте» были представлены на Международной фотовыставке в Чехословакии! Выставки проходят во дворцах культуры, художественном училище, библиотеках, кинотеатрах... Но если говорить всерьез, то и Каширину, и его коллегам выставляться негде. Фойе дворцов культуры или кинотеатров — не от хорошей жизни. Чтобы фотовыставка смотрелась, эстетически воздейотвовала, нужна особая, несуетная, атмосфера, располагающая к сосредоточенности, осмыслению, сопереживанию. Нужно, наконец, соответствующее освещение. Но специального зала нет, салона-магазина, где можно было бы купить понравившуюся работу, — тоже. Как, кстати, до сих пор, несмотря на все разговоры, нет и художественного салона.

Предвижу, что кто-нибудь скажет: «При нынешней нашей, бедности это не первоочередная задача». А, может, потому с таким скрипом решаются у нас эти самые первоочередные задачи, что вопросы культуры решаются еще медленней? Взялись мы, было — и очень активно! — за разработку областной программы «Культура», да что-то поостыли, По крайней мере, конкретных дел меньше, чем хотелось бы. Хотя разных отделов, советов, комитетов, комиссий, подкомиссий, ассоциаций возникло предостаточно. Собраться бы всем — может, веселей дело пойдет?

А что касается конкретно фотохудожника Каширина, то уже давно настало время издать его авторский альбом. Была бы фотолетопись рязанской жизни — ценнейший исторический документ, как заявил знакомый мне краевед. Только кто возьмется?

Г. ЧЕРНОВА

5
Рейтинг: 5 (8 голосов)
 
Разместил: T_Schustova    все публикации автора
Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя Memorial.
Вот еще один материал, посвященный памяти Евгения Николаевича Каширина:

http://www.history-ryazan.ru/node/6207

С уважением,
Андрей Блинушов
--------------

Блог Рязанский "Мемориал"

Изображение пользователя Memorial.
Большое спасибо за эти републикации, Татьяна!

Они для нас – очень важны!

Сергей Михайлович Романов сейчас в поиске спонсоров книги о Жене Каширине. "Мемориал" также подготовил свой материал о Жене для этого издания.

Изображение пользователя Хайрат.
Мы с Евгением Николаевичем жили в одном доме, в соседних подъездах. Общаясь с ним складывалось впечатление, что он находится где-то не здесь, а в своём собственном мире, в каких-то прекрасных грёзах и возвращение в реальность, хотя бы для того, чтобы поддержать разговор даётся ему если не с трудом, то с неохотой. И вместе с тем, так тонко и точно замечать окружающие детали дано было, наверно, только ему.

А подкосила его, конечно, эпопея с его студией. Что ж поделать если нашим радетелям за благо народное потребовались очередные квадратные метры в центре города?

Елена Сафронова
Да... Только благодаря фотохудожникам и только на фотографиях сохранился оригинальный центр старого губернского города Рязани, который Е.Н. Каширин называет "гармоничным и оптимальным", с улицами и зданиями "функциональными и эстетичными"... Почти все уголки старого города, которые так любил фотографировать Е.Н. Каширин, изменились до неузнаваемости. А скоро вообще ничего "исторического" не останется в центре Рязани.

Царствие небесное Евгению Каширину! И дай Бог здоровья прочим фотохудожникам, которые одни способны "остановить мгновенье" - пока еще есть, что фотографировать...

О проекте