Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
 

Предложения

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Икона Боголюбской Божией Матери из села Зимарова Раненбургского уезда.



Татьяна Синельникова

В Государственном архиве Рязанской области в фонде Правления Рязанской духовной семинарии за 1889 год имеется список чудотворных икон Рязанской епархии, «которые носят для молебствия пред ними в другие приходы». Их всего 10. На самом деле чудотворных и местночтимых икон в нашей епархии было значительно больше – уже сейчас по документам архива их выявлено более 40. В списке речь идет об иконах, которые периодически покидали свои храмы и совершали иногда длительные путешествия по городам и селам Рязанской, а иногда и другой епархии. Среди десяти икон – икона Боголюбской Божией матери из села Зимарова Раненбургского уезда.

У всякой иконы, тем более чудотворной, имеется своя история, которая дошла до наших дней сначала в церковных преданиях, а позже – записях.

Появление на свет Зимаровской иконы Божией Матери очень тесно связано с появлением чудотворной иконы, именуемой Боголюбской. Дошедшие до нас свидетельства описывают эти события таким образом.

Святой Благоверный великий князь Андрей Георгиевич Боголюбский, отправляясь из Вышгорода в свои Суздальские земли, взял с собой бывшую там, в Девичьем монастыре, икону Божией Матери, написанную евангелистом Лукой. Во время своего путешествия из Вышгорода в Ростов, его кони, везшие киот с иконой, остановились. По одним источникам это было до его выезда во Владимир, по другим – после.

Это было на Клязьме. Меняли лошадей, молились, однако кони с места не двинулись. Великий князь велел раскинуть палатки, и со всей дружиной стал молиться перед иконой Божией Матери. И вот во всем великолепии с хартией в руках князю явилась Сама Небесная Владычица. Она повелела оставить икону во Владимире (с тех пор она стала именоваться Владимирской), а на месте своего явления основать монастырь. Богобоязненный князь так и поступил, назвав монастырь Боголюбивым. Для прославления происшедшего с ним события он повелел иконописцам изобразить Пресветлый лик Богоматери в том виде, в коем она ему явилась. Новонаписанную икону назвали Боголюбивою или Боголюбской и положили праздновать ее день ежегодно 18 июня по старому стилю. Окрестные жители стали почитать ее как чудотворную. С нее было сделано несколько списков.

В фонде Рязанского губернского статистического комитета имеется документ, в котором говорится, что в храме села Зимарова хранится древняя чудотворная икона Боголюбской Божией Матери, в честь каковой иконы и установлен в храме села Зимарова главный придел. «Есть предание, что эта икона современна иконе Боголюбской, находящейся в Боголюбском монастыре Владимирской губернии, и есть копия с той иконы, написанная по желанию одного сановника, жившего в то время во Владимире, который в последствии времени переехал на место жительства в Москву и перенес с собой икону. Переходя из рода в род, икона сия вначале осьмнадцатого столетия была домашнею иконою, принадлежащею помещику села Зимарова Василию Абрамовичу Лопухину, который жил в своем доме в Москве на Пречистинской улице.
Когда она пришла в ветхость, то снесена была в кладовую, где несколько времени хранилась с другими иконами и вещами. Во время моровой язвы, бывшей в Москве, один из московских жителей, по данному ему во сне откровению, прибыл к Лопухину и убедительно просил его дать ему эту икону, чтобы совершить молебен пред нею в своем доме. Лопухин, отыскав ее в домовой описи по признакам, какие сообщил ему проситель, внес ее из кладовой и вручил ему».

Когда весть об иконе разнеслась по Москве, как об иконе чудотворной, в дом к Лопухину стало стекаться много народа, Василию Абрамовичу пришлось ее сначала передать в один из храмов, а затем по просьбе духовника, отправил ее в свое село Зимарово.

Еще один интересный факт о Зимаровской иконе описан в «Сказании о чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери», вышедшем в Рязани в 1916 году: «Устное народное предание об этой иконе говорит, что она была поставлена князем Андреем на воротах древнего города Боголюбова. Во время татарского нашествия, когда Боголюбский монастырь был разрушен и сожжен, а находящаяся там чудотворная икона Божией Матери (Боголюбская - Владимирская) была найдена целою и невредимою икона Боголюбская Зимаровская, которая стояла над воротами города, была найдена в кустах расколотою на две половинки. При приставлении одной половины к другой обе части чудесным образом мгновенно соединились, срослись. На месте чудесного сращения иконы был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, так как нахождение иконы и ее чудесное сращение было в день Благовещения, а потому и празднование Иконе Боголюбской-Зимаровской положено 25 марта». ( по ст. стилю)

Своими чудотворениями Зимаровская икона прославилась в холерные годы 1848,1861,1871,1892. Она приносилась во многие города и села Рязанской епархии, о чем свидетельствуют дошедшие до нас предания, воспоминания и архивные документы. Города Спасск, Ряжск, Данков, Раненбург, Скопин. Города, села... деревни... Где только не побывала чудотворная икона, кого она только не спасала... Перед сколькими очами предстояла икона Божией Матери, написанная во весь рост. В правой руке Пресвятая Дева держит хартию, а левая рука простирается к Спасителю, представленному на иконе в малом виде, окруженному облаками. Над Владычицей в прямой линии малым размером написаны: в середине Господь Иисус Христос, по правую руку Богоматерь и архангел Гавриил, по левую - Иоанн Креститель и архангел Михаил. Икона имела в высоту 2 аршина 10 вершков, в ширину 1 аршин 6 вершков.

Вот как описывает очевидец приезд иконы Боголюбской Божией Матери из с. Зимарова в с. Незнаново Ряжского уезда: «... 4 октября с. Незнаново было осчастливлено посещением чудотворной Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы из села Зимарова. Лет 7 не было ее в селе, и, лишь только пронесся слух, что она за несколько верст от нашего села, сердце всех прихожан наполнилось благоговейным ожиданием прибытия Великой Гостьи... Крестный ход остановился в ожидании Иконы. У многих виднелись слезы на глазах, а некоторые как замерли: глаза у них были устремлены в одну точку - икону Богоматери… Не достает слов передать, с какою радостию каждый хозяин дома принимал к себе Великую Гостью. Те, у кого в доме не могла поместиться икона, выносили на улицу стол, стлали солому и здесь на просторе с народом проливали слезы умиления... Когда икона была проносима последний раз через село, у каждого дома стоял стол, накрытый белой скатертью с хлебом-солью, а у стола - на коленях молящийся хозяин…».

Не раз бывала икона и в нашем городе. Она была настолько любима, что время ее пребывания в Рязани казалось обывателям слишком коротким. С 1888 г. жители города стали усиленно просить Синод и Рязанскую духовную консисторию, чтобы чудотворная икона могла быть в Рязани определенное время. После долгой переписки, суждений, разъяснений было установлено, что икона Боголюбской Божией Матери из села Зимарова должна быть в Рязани с 1 июля по 13 августа с постоянным пребыванием в Кафедральном соборе Кремля, «но с тем, чтобы она была приносима, по порядку в каждую приходскую г. Рязани церковь на раннюю литургию и вечерю, дабы дать, таким образом, возможность жителям города помолиться Чудотворной Иконе в своем местном храме».

К поздней литургии и всенощному бдению икона возвращалась в собор. Любовь к Царице Небесной и ЕЕ Образу Боголюбивому была настолько ВЕЛИКА, что горожане почти 20 лет не могли решить между собой вопрос: где пребывать Образу - в Кафедральном соборе или приходских храмах поочередно, без перенесения в Кафедральный собор, из-за чего образовалась большая переписка, и формировалось толстое дело в два тома. В этом деле много писем горожан, в которых чувствуется горячая любовь к Образу Пречистой Девы, умиление от того, что Такая Святыня находится на Рязанской земле. Необходимо сказать, что для православных икона – это не предмет искусства, не просто изображение, к которому направлены мысли во время молитвы – это вещественные средоточия, по словам профессора богословия В.Н. Лосского, в которых присутствует Божественная энергия.

«Еще с половины июня, за две недели до прибытия св. иконы, все обыватели с особым умилением ожидают чудотворный образ Царицы Небесной, которая в годину напастей и испытаний оставила нам Святую Икону свою во утешение, и которая избавила город Рязань от холеры. Какое множество людей: малых, старых и детей встречают св. икону, несмотря ни на какую погоду, - все молятся, крестятся и говорят: Царица Небесная у нас, мы спокойны - не страшны нам болезни, скорби и нужды - у нас праздник», - писал почитатель иконы в Рязанских епархиальных ведомостях. В официальной печати постоянно освещался приезд иконы в города и села епархии. Однако, всегда интересно мнение частного лица по какому-либо вопросу. В архиве имеются дневниковые записи известных и неизвестных лиц за разный период. В этих чисто личных, часто интимных записях, можно встретить очень трепетные отзывы о времени пребывания иконы в городе. Это был непередаваемый подъем духовных чувств человеческих: «4 августа 1905 года. В 9 ч. вечера на базаре у часовни молебен Боголюбской из собора. Все лавки на базаре украшены фонариками, а часовня сверху с креста и донизу украшена разноцветными стаканчиками. Осветили, как в пасху. Народу много…», « 1 июля 1912 года. Утро - ясно, а с полудня - пасмурно. Обедня в 8 ч., надо крестным ходом встречать Боголюбскую, прибудет на вокзал в полдень. Атласовы и вся прислуга отправились встречать Икону; говорили, что встреча была очень торжественна. Праздничный день, народу - полгорода…»

По документам установлено, что в Рязань икона из Зимарова прибывала даже после событий 1917 года. В своем дневнике И.И. Проходцов - историк, архивист, общественный деятель – писал в 1919 году: «…19 июля привезли неожиданно Боголюбскую икону в город на лошадях…».

А раньше ее в город привозили на специальном поезде в вагоне 1 класса, который специальным распоряжением прицеплялся на ст. «Козлов - 1».

Но это было не важно, на чем прибыла чудотворная икона: самое главное она была в городе, и народ радовался Ее прибытию, о чем свидетельствуют документы архива. 25 июня 1919 г. (еще до прибытия святыни) Наместник Рязанского Троицкого монастыря игумен Прокл просил Рязанский епархиальный Совет продлить срок пребывания в монастыре иконы Боголюбской Зимаровской Божией Матери с 2-х дней на целую неделю, «т.к. имеется много желающих взять эту икону на дом для молебнов». В это смутное время появилась удивительная, трогательная молитва, написанная священником Василием Успенским.

«О, Всемилостивая Госпоже, Царице Богородице, Небесного Царя Христа Бога Нашего Мати, к Тебе, преклоньше колена и взирающе на Твой Пречистый образ, в покаянии, со слезами, прибегаем грешные и недостойные рабы Твои и Твое имя Святое призываем в горести нашей. Вемы, яко несмы достойни щедрот Твоих и несмы достойни возвести очи наши на небо и пред Тобою: согрешихом и беззаконнавахом и порочным житием Творца и Благодетеля Нашего оскорбихом, сего ради постиже нас праведный гнев Его: глад, недуги, лютыя болезни и сень смертная обыдоща нас, наипаче же раздоры и нестроения, злоба и вражда объяша ны, междуусобная брань и убийство умножашася зело.

Но, Премилостивая и Благосердная, Царица Небесная, презри беззакония наша и грехи, воими воплю и стенанию нашему и услыши нас в час сей тепле молящихся: призри милостивно на озлобление людей Твоих, умилосердися, пощади убогия люди Твои, страждущия люте, и не даждь погибнути во гневе им, со беззакониями из, до конца».

1919 год… «Триумфальное шествие Советской власти», говоря известным языком, уже завершилось. Рязанская губерния – только маленький островок в этом мире тяжелых революционных потрясений, разрушительных войн, потерь и обретений. А потерь было много. Священник соборной церкви города Сапожка Василий Успенский в это тяжелое время обратился в Архиепископу Рязанскому и Зарайскому Иоанну с прошением «дать разрешение и святительское благословение на чтение во время молебна, совершаемого по просьбе прихожан, по воскресным дням Боголюбивой Царице Небесной об избавлении от болезни (в настоящее время город и пригородные слободы охвачены эпидемией сыпного тифа) и предотвращения всех бед и напастей. 1919. 5/18 февраля».

Это прошение прошло по всем соответствующим инстанциям, после чего последовал Указ Патриарха Российского и Святейшего Синода о разрешении читать эту молитву перед иконой Божией Матери, Называемой Боголюбивою. Копии с этой молитвы постановлено было переслать во все храмы епархии, в том числе и причту Зимаровской церкви, где издавна находилась чудотворная икона Боголюбской Божией.

По документам архива, пока выявленным, история пребывания иконы Пресвятой Богородицы в Рязани прослеживается вплоть до 1927 г.

В сентябре 1925 г. в архиве отложился такой документ: «Управление милиции доносит, что Ямским Поселковым Советом 29 июня с.г. действительно было выдано Ямскому церковному Совету разрешение на привоз из с. Зимарово иконы. В настоящее время это разрешение находится в церковном Совете общества верующих с. Зимарово. Для аннулирования указанного разрешения, управлением милиции отобрано от священника Ямской церкви Покрывалова подписка о немедленном изъятии разрешения из дел Зимаровского церковного Совета и представления в Управление милиции».

В мае 1926 года в Административный отдел ГИКа поступило заявление верующих Троицкой слободы с просьбой разрешить привезти из с. Зимарова икону Боголюбской Божией Матери с 15 мая до 1 июня для хождения с иконой по домам. Разрешение было дано с оговоркой: «…без нахождения по домам». В это же время икона была и в других селениях Рязанского уезда.

И еще два документа, которые пока не могут помочь, а наоборот, запутывают след исчезнувшей чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери из села Зимарова: один датирован 6 июня 1927 г: «При сем препровождается заявление Религиозного общества Борисо - Глебской церкви о разрешении им принять Боголюбской иконы на распоряжение». И от 9 июня 1927 года: «Возвращая при сем заявление общества верующих Борисоглебского собора г. Рязани, с просьбой разрешить им взять к себе Зимаровскую икону Богоматери, Рязгубадмотдел предлагает объявить уполномоченным общины, что такого рода ходатайства должны исходить от всех верующих данной общины, желающих взять к себе икону, а не от уполномоченных...».

По имеющимся документам трудно сказать, просили ли верующие Борисоглебского собора принять Зимаровскую икону на некоторое время в период ее очередного пребывания в Рязани, или они желали оставить эту икону навсегда. Других сведений об иконе пока не обнаружено. Видимо, произойдет Чудо, если чудотворная икона, столь почитаемая в нашей губернии, вновь займет место в наших храмах и сердцах.

Святыня, благоговейно почитаемая, постоянное свое пребывание имела в храме села Зимарова. Описи имущества храма, «Историко-статистическое описание церквей и монастырей» И. Добролюбова и другие свидетельства говорят о том, что в храме было несколько икон - копий с Боголюбской: одна из которых была поставлена над воротами церковной ограды, а две - в храме: теплом и холодном. Существовавший тогда храм (который действует и ныне) был построен в 1851 году, вскоре после пожара. «Явное действие промысла Божия усматривается и в сохранении Сей святой иконы Боголюбской Зимаровской от пожара, уничтожившего старый деревянный Зимаровский храм, - говорится в «Сказании». В 1849 году 18 января чудотворная икона была перевезена в Скопинский уезд по просьбе одного почитателя иконы, а на другой день в полдень неизвестно по какой причины, случился пожар, уничтоживший до основания всю церковь со всем имуществом и документами.

Еще в 1843 году жители села обращались с просьбой о построении новой церкви в их селе для чудотворной иконы взамен ветхой, деревянной, существовавшей еще в 1785 году. Однако вопрос долго не был решен, пока не произошел пожар. Увидев в случившемся Божий промысел, священник Зимаровской Архангельской церкви обратился к Гвардии полковнику Михаилу Николаевичу Семенову с горячим письмом, чтобы тот выстроил в селе каменный храм, «усмотрев на опыте, как скоро и прочно соорудили Вы храм во имя Архистратига Божия Михаила в Вашем селе Архангельском, и, зная усердие Ваше и почитание к святой и чудотворной иконе Боголюбския Божия Матери, каковая имеется в Вашей Архангельской церкви...».

К строительству нового храма в с. Зимарове очень сочувственно отнесся Архиепископ Рязанский и Зарайский Гавриил (Городков). Он предписал учредить особый комитет для сооружения храма, членами которого были священнослужители и местные дворяне. Полковнику М. Н. Семенову были выданы для сбора подаяния две книги с благословением Преосвященного Гавриила (Городкова) «на сие святое предприятие». Архиепископ Рязанский и Зарайский писал: «… да благопосетит ему Господь соорудить в селе Зимарове каменное здание храма во имя Боголюбския Богоматери о трех престолах…1844 г.»

31 августа 1844 г. комитет был учрежден. Активное участие в нем принимали, кроме вышеупомянутого М..Н. Семенова, князь Сергей Волконский, дворянин Николай Семенович Батурин, помещик Дубовицкий, св. Михаил Топкин и многие другие. Так, Н.С. Батурин писал Архиепископу Гавриилу (Городкову): «… полагая, что такое благое пожелание в дворянах - сопомещиках моих - возродилось по произволению и благости Божией, и освящено уже Вашим, Высокопреосвященный Владыко, Архипастырским благословением… Я почитаю необходимым средством усилить возможность в настоящем деле помощью доброхотных людей чрез подписку, в чем находясь по службе моей на жительстве в С. Петербурге и имея довольное знакомство, я при помощи Господней, надеюсь иметь немалый успех…1846 г. 22 июня».

И вот 18 июня 1846 года, в день празднования иконы Боголюбской Божией Матери, было положено начало строительства нового храма. На этот праздник собралось множество народа, как говорят документы «кроме черни, мещан и купечества, было много благородных особ, пришедших пешком на богомолье». После литургии икону Боголюбской Божией Матери самые почтенные и почетные граждане несли на руках, а самые усердные - несли всю дорогу до места, где должен был быть заложен новый храм, сделанный ими помост. Молебен по поводу закладки нового храма совершил строитель Раненбургской Петропавловской пустыни Иоанн. Как отмечалось в донесении по этому поводу; погода была совершенно благоприятной для столь радостного события.

В 1847 году Михаил Семенов докладывал Владыке Гавриилу (Городкову): «Благости Пресвятой Божией Матери по усердию к чтимой иконе ЕЕ собрано от подаяния при молебнах с сентября по март месяц около 1000 рублей серебром, да прислано из Санкт-Петербурга в Комитет от сборщика Г-на Батурина по март же месяц триста шестьдесят рублей серебром, так что сумма, собранная на храмоздание в нынешнее зимнее время равняется почти сумме всего сбора, от начала храма здания по сентябрь 1847 г.».

Кроме того, священники села Зимарова Топкин и села Солнцева Иоанн Дмитров в течение нескольких лет отправлялись с Иконой в места, где свирепствовала эпидемия, по первому требованию, без всякого опасения. Благодарные люди давали на строительство храма для своей Целительницы все, что имели.

Наш архипастырь Гавриил (Городков) обозревая в 1849 году епархию, по возращении в своем предложении Рязанской духовной консистории писал: «О чудотворной иконе Богоматери Боголюбской, находящейся Раненбургскаго уезда в селе Зимарове дознано, что к ней с давнего времени православныя христиане оказывают особенную преданность и прибегают с молитвами, берут оную в другия не только окрестныя, но и отдаленныя селения и города, особенно в постигших каких-либо общественных бедствиях, так что непрерывное ей молебствие и шествие с нею из одного места в другое сопровождаемое тысячами народа продолжается иногда несколько месяцев. Вера и усердныя молитвы прибегающих к ней нередко ознаменовывались явными милостями Божиими. Так во время эпидемической болезни холеры во многих селениях зараженных оною по принесении пред сею иконою молитв, болезнь начинала ослабевать и вскоре прекращалась. Такое милосердие Божие, подаваемое ходатайством Богоматери весьма много способствует к утверждению в тамошнем краю православных в вере и благочестии. По сгорении в том селе деревянной церкви ныне успешно сооружается пожертвованиями усердствующих и кошельковою суммою пространная и благовидная в архитектурном отношении каменная церковь под наблюдением учрежденнаго строительнаго комитета, член которого гвардии полковник Семенов особенную оказывает заботливость и усердие к построению оной». Пока строилась церковь в Зимарове, чудотворная икона находилась в селе Ярославке, а Владыка все время интересовался, как идет строительство.

Благодаря людской бескорыстной помощи, уже 15 мая 1850 года Преосвященный Гавриил (Городков) утвердил план иконостаса нового храма, присланного ему строителем М. Семеновым, а в сентябре того же года он писал, что «Храм в с. Зимарово приходит постройкою к окончанию, остались не сделанными одни главы и крыльца…», а также просил перелить расколовшийся во время пожара колокол.

Новопостроенный храм украшался, как и строился, всем миром. Много сделали для этого помещики окрестных сел и деревень. Господин Дубовицкий закупил на свои средства «всех образов, как иконостаса главного, так и приделов, с прибавлением еще двух больших образов по обе стороны иконостаса и огромной картины за престолом».

3 ноября, в день празднования праздника Михаила Архангела, был освящен придельный храм во имя Архистратига Божия Михаила, а позднее - во имя Боголюбской иконы Божией Матери и св. и чудотворца Николая Мирликийского.

По ходатайству Архиепископа Рязанского и Зарайского Гавриила (Городкова), св. Синод наградил гвардии полковника М.С. Семенова, Князя С.В. Волконского, священника Михаила Топкина, действительного статского Советника Петра Дубовицкого, надворного советника Николая Батурина за усердные действия по строительству храма, им было преподано через Архиепископа Рязанского и Зарайского благословение св. Синода. А сколько людей получили другую награду: видеть в новом храме Образ столь почитаемой Богоматери.

И сейчас стоит этот храм, выстроенный на народные средства по проекту архитектора Воронихина, для иконы Боголюбской Божией Матери, только нет ухе в храме той чудесной чудотворной иконы, хотя память о ней жила в сердцах людей всегда, даже в 50-е годы уходящего столетия.

2 июля 1951 года благочинный протоиерей А. Хватов писал Епископу Рязанскому и Касимовскому Николаю (Чуфаровский) о праздновании Боголюбской иконы в с. Зимарово. На празднике этом присутствовало около 5000 человек, состоялась исповедь, и причастилось более 3.000 человек. «Такое скопление народа объясняется тем, что в Зимарове до революции была чудотворная икона Божией Матери, чтимая не только в Рязанской епархии, но и находящаяся в перечне чудотворных икон всей православной церкви. Большинство молящихся были пришлые из ближайших благочиний Рязанской епархии: Сапожковской, Скопинской, Рязанской, Ряжского района, Милославского и Данковского»….

В настоящее время храм в Зимарове действует. Чудным образом появилась там икона Боголюбской Божией Матери – позднего списка с Зимаровской. Но это уже другая история.

Храм в Зимарово
5
Рейтинг: 5 (2 голоса)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено

О проекте