Добро пожаловать!
На главную страницу
Контакты
 

Интересное

 
   
 

Ошибка в тексте, битая ссылка?

Выделите ее мышкой и нажмите:

Система Orphus

Система Orphus

 
   
   
   

Рязанский городской сайт об экстремальном спорте и активном отдыхе










.
логин *:
пароль *:
     Регистрация нового пользователя

Леонид Виноградов (27.08.1927 – 7.04.2008) «Истинный русский художник»



Леонид Виноградов – это плачут березы, это веет весной, это сирень цветет…

Леонид Виноградов – это «Весенняя лазурь», «Золото осеннее», «Пробуждение», «Белые грибы», «Васильки», «Лилии», «Полевые цветы», «Букет сирени», «Анютины глазки», «Последний снег», «Цветущий май», «Теплая осень», «После дождя», «Предзимье», «Пейзаж с гусями», «Осенний мотив», «Воскресные рыбаки», «Сумерки», «Иней», «Ранний снег», «Родные березы»…

Леонид Виноградов – это «Березовый ситец», «Костер рябины красной», «В есенинском краю», «Казанская церковь», «На родине поэта», «В стране березового ситца», «Домик поэта», «На родине Есенина», «Вечер в Константинове», «Мой край, задумчивый и нежный»…

Леонид Виноградов – это «Зима в Спас-Клепиках», «Вечер в Иоанно-Богословском монастыре», «В Окском заповеднике», «Брыкин Бор», «Река Пра», «Разлив на реке Ранове», «Заливные луга рязанские», «Покров. Тырново», «Тихий вечер. Тырново», «Мещерская осень», «На окском просторе», «Пра весенняя», «В есенинском краю. Костино», «Шиповник зацвел. Тырново», «Рязанская Мещера», «Окские берега», «Церковь Успения. с.Сабурово», «Рязанский Кремль»…

Леонид Виноградов – это живописные серии его работ «Окские берега», «Мещерские мотивы», «В есенинском краю», «Окский заповедник», «Времена года», сложившиеся со временем в связи с поездками и походами по заповедному родному краю…

Леонид Виноградов – это «Россия! …и роса, и сила, и синее что-то»…

«Истинный русский художник, колорист со своим стилем, не зацикленный на одной палитре», как написал о нём в книге отзывов Алексей Акиндинов, художник племени другого, молодого, но знакомого, - Леонид Виноградов скромно и по-настоящему по-русски всю жизнь свою шёл одной только ему предназначенной дорогой. Он не «сделал прорыв из среды оформительской … в среду творческих художников», как писал известный искусствовед и повторяли другие критики. Уже по урождению своему он был творческой личностью. Он был художником, который не позволил «среде» завистливой и бездарной повседневности «заесть» его творчество, он не позволил себе уйти в свои обиды. Как истинно русский художник, он работал, и в этом ему помогала и среда художников-оформителей, и среда творческих художников, ценивших и поддерживающих его талант, и, конечно же, его близкие люди, любившие, ценившие, знавшие и понимавшие его талант и его творчество, и, прежде всего, его самая близкая, его Нина – дочка и внучка талантливых живописцев Мухиных, сама «талантливая девка», как он говорил и принимал на себя «вину» её подвижничества.

Его природное дарование выявлялось и развивалось благодаря замечательным русским художникам прошлого и настоящего, у которых он учился и в школе, и в училище, и в Художественном фонде. «Среди рязанских живописцев Леонид Виноградов особенно выделял Петра Будкина, с которым в сезон цветения сирени бок о бок весь световой день писал влажные душистые гроздья, пока не закружится голова».

У русского художника – судьба России.

Он родился в Рязани 27 августа 1927 года. Отца арестовали в 1935, когда ему было 8 лет. Вместе с мамой его выслали на Урал, и только после смерти отца в 1939 году он снова стал жить в Рязани, в Троицкой слободе.

Учась в школе, он собирался после 8 класса поступить в Художественное училище, но в 1942 году вместе со всем классом был зачислен в Железнодорожный техникум и, несмотря на полагающуюся учащимся бронь, в 1944 году в 17 лет ушёл добровольцем в армию. Его сначала направили в училище радиоразведчиков, а по окончании училища – на границу с Турцией. Уйдя в армию в годы войны, он был защитником Отечества и в мирное время: именно его призыву была продлена служба в армии до 1951 года. Он служил в особых войсках, и однажды у него обнаружили стихи Есенина и мягкую пластинку с песнями Вертинского. За песни Вертинского и за томик стихов Есенина его исключили из комсомола. Потом в комсомоле восстановили. Не только в армии, но и уйдя

на «гражданку», он продолжал защищать свою родину и особенно дорогие его сердцу места Рязанщины: Тырново, Сабурово, Константиново, Пощупово, Брыкин Бор, Костино, – и своей преподавательской работой в школе, и оформлением экспозиций музеев, и своими живописными работами, даже в названиях которых проявилась его живая поэтическая душа.

В художественное училище он поступил сразу после службы в 1951 году и окончил его с отличием в 1956-м. Его выпускная работа «Семья» экспонировалась на выставке лучших дипломных работ выпускников вузов и художественных училищ в Академии художеств СССР, и ему предложили продолжить учёбу в Художественной Академии. Но ещё студентом он создал свою семью, и эта любовь для него была главной в жизни, потому учёбу своей любимой живописи он продолжил не в Академии, а в тех «университетах», которые открыла ему его дальнейшая жизнь.

Он преподавал черчение и рисование в школе № 12, в Художественном училище, работал художником-оформителем в Художественном фонде. Для праздников, демонстраций писал изображения первых лиц власти, был бригадиром художников по оформлению Рязанского краеведческого музея, оформлял передвижные выставки, в Константинове возглавил группу художников по созданию первого в России Литературного музея С.А. Есенина. Этот музей был оформлен на таком высоком уровне лиризма и совпадения с творчеством поэта, что принимавший и открывавший Литературный музей Сергея Есенина в 1969 году зам. министра культуры Виктор Михайлович Кочемасов предложил, чтобы ему на подпись были представлены документы художников Виноградова, Игнатова и Кузнецова на присвоение им звания Заслуженных художников России, но, услышав, что они еще как бы и не художники в Рязани (не приняты в Союз художников), не потребовал этого представления. (Жаль, это был не президент новой России Борис Ельцин, который в 1990 году узнав от приезжавшего в Константиново туристом священника Троице-Сергиевой Лавры, что вот уже 10 месяцев рязанские власти не отдают Константиновскую церковь законному владельцу, сказал свое знаменитое «шта?!» и уже на следующий день были оформлены все необходимые бумаги). А Леонид Виноградов, заслуженно не получив заслуженного, был принят в Союз художников России только в 1982 году, когда в Доме художника на его персональной выставке начальники от художников сделали вид, что спохватились, увидев зрелые, талантливые, профессиональные работы Леонида Виноградова, которые было бы уже просто неприлично и совсем подло проигнорировать в очередной раз.

С конца 50-х годов работы Леонида Виноградова экспонировались на всех областных выставках, а с конца 70-х – на персональных, зональных, региональных, республиканских, всероссийских. Его работы приобретали Желанновский музей, Старожиловская картинная галерея, Рязанский государственный художественный музей имени И.П. Пожалостина, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Государственный музей-заповедник С.А. Есенина в Константинове, Государственный музей-заповедник Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Живопись Леонида Виноградова украшает частные коллекции Германии, Израиля, США, Финляндии, Чехии, Норвегии, Франции, Италии, Испании, России.

Не в силах сдержать переполняющие их чувства восхищения и счастья сопричастности великому чуду прекрасного, посетители его выставок, знакомые и незнакомые, близкие и далекие, писали в книгах отзывов слова благодарности от всего сердца:

«Спасибо Вам огромное за большой живописный портрет нашей незабываемой и милой сердцу Мещеры. Как будто напился ключевой воды»;

«Только счастливый человек с большим добрым сердцем может создать такое чудо»;

«Ваши пейзажи – наша жизнь»;
«

Поистине красота Рязанщины необыкновенна – это с мастерством, с чувством лирика передает Леонид Виноградов. Чистота цвета, легкость и необычный колорит произведений – это навсегда запоминается»;

«Очень светлое впечатление от чудесных картин. Наша родная земля одинаково прекрасна и осенью и весной, летом и зимой. Спасибо большому художнику Леониду Виноградову».

Его работы написаны так «широко, звонко, талантливо», что о них невозможно не писать. Его восторг перед мирозданием, воплощенный в камерные, совершенные по форме и наполненные гармонией цвета работы заставляли браться за перо перед чистым листом не только книги отзывов. В газетах, журналах, каталогах, в интернете после каждого показа его живописи появлялись отклики С. Степашкина, С. Урманова, А. Галкиной, Л. Ляховой, К. Охапкиной, А. Рощина, М. Лысовой, М. Шабатина, В. Астахова, К. Воронцова, Г. Черновой, Т. Луркиной, Е. Кореневой. Г. Ивановой.

Вот только некоторые слова признания:

«В работах Виноградова - его открытость, вдумчивое созерцание, лирический склад характера, умение уловить и передать изменчивость в состоянии природы в разное время года: как бы предчувствие ветра, наступление сумерек, ожидание восхода солнца»;

«Леонид Виноградов очень русский, очень рязанский художник с его любовью к тихой красоте родной природы, с любовью к есенинским стихам, к есенинским местам, к задумчивой Мещере»;

«Человека лирического склада характера, его привлекала первозданность Мещеры, её могучая природа. Невольно поражаешься умению мастера как-то ненавязчиво, нежно сообщать зрителю о земной красоте. Всматриваясь в его «Царев омут», «Брыкин бор», ощущаешь глубокую прохладу и порывы теплого ветра, и колючесть сосновой хвои»;

«С бесконечным теплом, словно о чем-то очень дорогом и близком, рассказыают его сине-золотистые полотна»;

«Радость исходит от картин и от него самого, всегда отзывчивого, искренне любящего людей»;

«Работы поэтичны, у каждой своя мелодия»;

«Ветер доносит запахи лугов, скрипит под ногами снег»;

«Пейзажи Виноградова – это всегда наслаждение тонкими состояниями, размах его души, восторженность. При этом его пейзажи всегда строго организованы композиционно и ритмически, разобраны по планам, – в этом особая культура художника, идущая от классической традиции русского пейзажа. При внешней безлюдности его пейзажи всегда сопряжены с человеком переживанием красоты увиденного состояния»;

«Уверенный, пластичный и одновременно чуткий мазок».

Крупными мазками художник передает такие нюансы, что создается впечатление, что его работы дышат. Видно, как клонится ветка от весенней влаги, как плывут облака, как тает рыхлый снег и даже слышно как звонят колокола изображенных им церквей и монастырей. Кажется, что от картин идет аромат цветущей сирени, леса, поля, – неба и земли.

Его живопись так насыщена цветовым звучанием холста, так одухотворена мелодией поэтической души художника, что воспринимается не как застывшие в своей красоте полотна, а как живое явление природы с ее движением, запахами, звуками.

Непосредственная и искренняя, подлинная любовь к природе в проникновенно-лирических произведениях Виноградова утверждает ее изначальную духовную ценность.

Творчество художника Виноградова – это «всё о России», всё Россия, которую воплощают в своем искусстве настоящие художники, скромно, по-настоящему по-русски делая большое дело.

Ценители творчества художника отмечают родство его полотен с поэзией Сергея Есенина.

Есенин – это не только голубое и синее в палитре художника, это не только те его работы, которые названы есенинской строкой, не только те, что запечатлели церковь, в которой крестили будущего поэта, не только дом, в котором он родился. В картинах Виноградова Есенин – это сама Россия, это вся Россия, это вечная бесконечность и вечное многоточие, это «и роса, и сила, и синее что-то» земного и Млечного пути, воплощенного в работах художника в единое и вечное так же, как и в творчестве поэта.

«Его работы отличаются лиричностью, тонкостью передачи настроения, все его произведения выполнены в прекрасных традициях русской живописной школы… Его пейзажное творчество… продолжает линию русского импрессионизма, начатую на рубеже веков К.Коровиным, А. Архиповым, П. Петровичевым, Л. Туржанским… Исторически этот импрессионизм идет от левитановского «пейзажа настроения».

И хотя работы Леонида Виноградова сдержанно-декоративны и «художник дорожит предметностью изображений», в этой сдержанности заложена не только утонченность, но и та вольная воля, с которой он начинал, идя от мирискусстников, и которая нет-нет да и прорывается и обретает свободу в плавном течении его живописи.

11-летняя правнучка Леонида Виноградова неожиданно для всех своих родственников, в том числе и для него самого, написала в книге отзывов 20-й персональной выставки, посвященной 80-летию художника:

«Поздравляю тебя с выставкой.
Уважаемый Леонид Гаврилович!
Желаю здоровья, счастья, благополучия в жизни и долгих-долгих лет.
Спасибо за прекрасную удивительную выставку.
Ты для меня не только великий художник, но и очень любимый дедуля! (от правнучки Ани)».

Только одно можно прибавить к этим словам: «Устами младенца глаголет истина».

На этой выставке Леонида Виноградова называли народным художником. Такая оценка предполагала присвоение ему звания Народного художника России, но он не был еще и заслуженным. Покаяние, «посыпание головы пеплом» в 1982 году не подвигло вершителей его судьбы к своевременному присвоению художнику заслуженных званий. Он стал собирать для представления звания хотя бы Заслуженного художника необходимые документы. И не успел.

7 апреля 2008 года в великий православный праздник он ушел, как жил, естественно и просто: его друзья-художники увидели в этот день ушедшего в вечность Гаврилыча, как обычно, сидящим на стуле в его мастерской.

Не успел… Не успел?! Он успел: «к Богу не бывает опозданий». И теперь уже для всех «на расстояньи» вечности он предстает величием своей личности, величием своих работ истинно русским художником, которого «лицом к лицу» очень немногие смогли и захотели увидеть. Что поделаешь, это вечная наша беда и вечная российская мука в том, что, как говорил и писал любимый поэт «истинного русского художника» истинный русский поэт Сергей Александрович Есенин, «понять талантливое – это уже надо иметь талант» и «лицом к лицу лица не увидать».

Леониду Гавриловичу Виноградову так же, как и его любимому поэту, была суждена при жизни и осталась с ним навсегда истинно русская судьба истинно русских великих талантов.

Галина Иванова, 2008.

Леонид Виноградов Image11.jpg Image10.jpg Тырново Ранняя весна Поздний вечер. Тырново Пейзаж Image15.jpg Весенняя лазурь Image13.jpg Image12.jpg Image14.jpg Белые грибы Натюрморт с рыбой Image16.jpg Сирень
5
Рейтинг: 5 (1 голос)
 
Разместил: admin    все публикации автора
Изображение пользователя admin.

Состояние:  Утверждено


Комментарии

Изображение пользователя Alexey.
Галь,статья хорошая получилась.
Теперь буду ждать от Вас работы об Альберте Мотине.

Алексей Акиндинов

Возможно ли встретиться с Галиной Ивановой? Спасибо, admin.

О проекте